Рабочаяя программа и ктп 11 класс физика В. А. Касъянов 2 часа

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для работы 11 классах общеобразовательной школы и составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;

-федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст. 12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч. 3 ст. 47; п. 1ч. 1 ст. 48);

-авторской программы по физике (Касьянов В.А., «Физика-11», базовый уровень)

Программа ориентирована на использование учебника В. А. Касьянова «Физика-11». Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) в 11 классе.

Программа по физике включает следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределением учебных часов и требованиями к учебным достижениям по всем разделам курса физики 10 класса; перечень учебной литературы.

В задачи обучения физике на базовом уровне входят:

усвоение школьных знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картине мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации: необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В содержание программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по физике для базового уровня.

Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического учебного эксперимента.

Предусматривается использование следующих методов и приемов в учебной деятельности: выдвижение учебных проблем при изучении нового материала; систематическое использование учебного эксперимента (демонстрационных опытов, лабораторных работ, в том числе и кратковременных), опора на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: учебника, справочной литературы, книг для чтения, хрестоматий,CD- дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика», «Физика в школе») и обучающих программ, расположенных в образовательных Интернет-сайтах. При работе с учебной литературой, научно-популярными текстами физического содержания - использование заданий на понимание информации, имеющейся в тексте; на понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; на формирование умений выделять в тексте основной материал; видеть и понимать логические связи внутри материала. При решении физических задач - показ образца решения и предложение подобных задач, включение в сочетание с расчетными большого количества качественных задач, направленных на формирование умений объяснять физические явления, наблюдения и опыты; понимать графики, электрические схемы, схематичные рисунки простых технических устройств, объяснять примеры проявления физических явлений в окружающей жизни и практическое использование физических знаний. При проведении контроля и коррекции знаний - использование таких форм учебной деятельности, как кратковременные (на7-8 минут) тестовые тематические задания, в том числе тесты на CD-дисках с обучающими программами, зачеты.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Цель программы:


  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытий в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологий; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общаяя характеристика предмета.

По замыслу автора структура курса старшей ступени среднего (полного) общего образования построена по следующему принципу: изучение физики происходит в результате последовательной детализации структуры объектов - от больших масштабов к меньшим.

Курс физики структурируется на основе физических теорий: электродинамика, электромагнитное излучение, физика высоких энергий и элементы астрофизики. По завершении изучения курса физики средней школы, предусматривается обобщающее повторение курса в объеме 3 часов.

Курс 11 класса начинается с темы «Электродинамика» (26 часов). Продолжением данного курса являются: «Электромагнитное излучение» (25часов), «Физика высоких энергий и элементы астрофизики» (16 часов), ,повторение (3 часа)

В соответствие с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  • знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);

  • систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);

  • выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирование;

  • оценки достоверности естественно-научной информации, возможности её практического использования.

Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию учителем:

  • проблемного изложения материала с выделением ключевых вопросов, таких как: применение электрического тока, применение электроприборов и электроизмерительных приборов, ядерная энергия и ее значение в энергетике страны и мировой энергетике, строение и эволюция Вселенной, проблемы поиска жизни во Вселенной.

  • организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся в процессе выполнения практических и лабораторных работ, а также при подготовке докладов, рефератов и других творческих работ учащихся по темам;

  • реализации принципа совместного целеполагания (цель учителя - цель учащегося).

При реализации учителем данной программы предусматривается организация работы учащихся в малых группах с последующим коллективным обсуждением полученных выводов, суждений. Также предполагается использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: обзорные и установочные лекции, учебные конференции, защита рефератов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады, экскурсии.

Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчетных задач.

На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 70 часов за учебный год (2 часа в неделю).

Основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов (35рабочих недели в 10 классе и 35 рабочих недели в 11 классе) для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 10 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю; в 11 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Ожидаемые результаты:


  • Знать и понимать: смысл изучаемых физических понятий, явлений, законов, постулатов, принципов, физических величин, моделей, гипотез.

  • Уметь: объяснять физические явления; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; решать задачи на применение изученных физических законов; приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

  • Использовать приобретенные знания и умения позволяющие ориентироваться в окружающем мире и значимые для сохранения окружающей среды и собственного здоровья в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Электродинамика (26ч.)

1.Постоянный электрический ток.

Сила тока. Источник напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Последовательное и параллельное соединения проводников Электроизмерительные приборы Закон Ома для замкнутой цепи. Электродвижущая сила. Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца Электролиз.

2.Магнитное поле

Взаимодействие токов. Закон ампера. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля. Магнитный поток. Рамка с током в магнитном поле. Электродвигатель. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Телевизионная трубка. Радиационные полюса Земли. Магнитное поле в веществе. Диа-, пара- и ферромагнетики. Спин. Магнитная проницаемость. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

3.Электромагнетизм

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Закон Фарадея - Максвелла. Правило Ленца. Генераторы переменного и постоянного тока. Взаимная индукция и самоиндукция. Трансформатор. Передача электроэнергии.

Переменный ток. Сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитное излучение (25ч.)

1 Излучение и приём электромагнитных волн радио - и СВЧ-диапазона

Излучение диполя. Опыт Герца. Электромагнитные волны. Синусоидальные волны. Поляризация. Генерация и прием модулированных волн. Квазары. Радиосвязь. Телевидение. Радиолокация. Энергия, импульс, давление электромагнитных волн.


  1. Волновая оптика

Монохроматическое излучение. Когерентность. Интерференция электромагнитных волн. Голография. Дифракция света. Закон отражения электромагнитных волн. Луч как перпендикуляр к фронту волны. Закон преломления электромагнитных волн. Коэффициент преломления. Дисперсия света.

Фронтальные лабораторные работы

5. Наблюдение интерференции и дифракции света.

6. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.

Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.

Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода.

Поглощение и излучение света атомом. Лазер.

Фронтальные лабораторные работы.

3. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».


  1. Физика высоких энергий (12ч.)

Волновые свойства микрочастиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Структура и размеры ядер. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы ядра. Стабильность ядер. Радиоактивный распад. Период полураспада. Радиоизотопы в археологии и геологии. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления. Ядерные реакторы. Экологическая ядерная безопасность. Термоядерный синтез.

  1. Элементарные частицы.

Фундаментальные частицы. Лептоны. Адроны. Античастицы. Позитрон. Ускорители элементарных частиц высоких энергий. Законы сохранения барионного и лептонного чисел. Сохранение странности. Кварки. Цвет. Аромат

.

Элементы астрономии (4ч.)

9. Повторительно-обобщающий раздел (3)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий:физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, атом, атомное ядро, электрическое поле;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых,оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

приводить примеры практического применения физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых проборов; средств радио- и телекоммуникационной связи,

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и охраны окружающей среды

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Программа для общеобразовательных учреждений В. А. Касьянов

2) поурочное разработки.. Касьянов В. А. М.: Дрофа, 2002 год.

3) Физика 11 кл. Учебник для ОУ В.А. Касьянов - 4-е изд. -М.: Дрофа, 2002 год.

4) Тестовые задания по физике. 11 класс. Н.И.Павленков М.: «школьная пресса» 2004г.

5) Задач по физике 9 - 11 классов ОУ А. П. Рымкевич, М «Просвещение» 1990 год.

6) Поурочные планы по учебнику В.А. Касьянова. 11 класс. 2002 год. М; Дрофа

7) КИМ по физике 11 класс, Н.И.Зорин,М; «ВАКО», 2016г.

4.4 Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

elmagn.chalmers.se/%7eigor

Приборы и материалы;

  1. Источники тока

  2. Постоянные магниты

  3. Соединительные провода

  4. Амперметр

  5. Вольтметр

  6. Спектроскоп

  7. Компас, магнитная стрелка

  8. Катушка с током

  9. Железные опилки

  10. Линзы

  11. Стеклянные призмы

  12. Белый экран

  13. Лазер

  14. Дифракционная решетка


Тематическое планирование по физике в 11 классе
в 2015- 2016 учебном году


Дата

Коли-чество часов

Раздел прог-раммы

Тема урока

Основа урока

Знания

Умения

Домаш-нее задание


26

Электродинамика

Электродинамика (26 ч )

2.09-27.11

1/1

Вводный инструктаж по ТБ.

Электрический ток. Сила тока.

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1-2 Решение задач №2 с. 7

№849, * №853 -Р

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: электрический ток, сила тока, постоянный ток, направление тока

Факты: условия существования тока в проводнике

Формула и единицы силы тока

Формула связи силы тока с концентрацией и скоростью движения зарядов

Решать задачи на расчет силы тока, заряда, скорости движения заряженных частиц

П. 1-2

№1

* 4 с. 7

1/2

Источник тока

Объяснение учителя п. 3,4

Решение задач №805, 850 - Р

Понятия: источник тока, ЭДС, сторонние силы

Формула и единицы ЭДС

Рассчитывать ЭДС источника тока

П. 3,4

*№852-Р

1/3

Закон Ома для участка цепи

Объяснение учителя п. 5

Решение задач №3 с. 16,

№771 а, 772 - Р

Проверочная работа №1

Закон Ома для участка цепи

Решать задачи на применение закона Ома для участка цепи

П. 5

№1,2

* 4 с. 16


1/4


Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры

Самостоятельное изучение п. 6Объяснение учителя п. 7

Решение задач №2 с. 18,

№768, *№770 - Р

Понятия: удельное сопротивление, дырка

Формула сопротивления проводника

Факты: зависимость сопротивления проводников и полупроводников от температуры

Решать задачи на расчет сопротивления проводника

П. 6,7

№1

*№4 с. 18


1/5


Соединения проводников

Самостоятельное изучение п. 9

Решение задач №2 с. 30 * №3

*№1 с. 34

Законы параллельного и последовательного соединений


Решать задачи на расчет электрических цепей

П. 9

№1 * 4

С. 31

Повт п. 6, 7



1/6


Вводный контроль

Контроль знаний и умений учащихся

Знания и умения курса физики 10 кл



1/7


Закон Ома для замкнутой цепи

Объяснение учителя п. 11

Решение задач №3, 2 с. 40

Проверочная работа №2

Закон Ома для полной цепи

Факты: направление тока в цепи с несколькими источниками тока

Решать задачи на применение закона Ома для полной цепи

П. 11

№1 * 4

С. 40


1/8


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Выполнение работы под руководством учителя

Закон Ома для полной цепи


Собирать электрическую цепь, измерять силу тока, напряжение, ЭДС, рассчитывать внутреннее сопротивление источника тока


П. 11


1/9


Измерение силы тока и напряжения

Самостоятельное изучение п. 13

Решение задач №3, 2, *5 с. 47

Понятия: шунт, дополнительное сопротивление

Формулы дополнительного сопротивления и сопротивления шунта

Рассчитывать сопротивления шунтов, дополнительных сопротивлений

П. 13

№1

* 4 с. 47


1/10


Тепловое действие электрического тока.

Объяснение учителя п. 14

Решение задач №796 Р

№2, * 3 с. 50

Понятия: магнитное поле, постоянный магнит

Факты: взаимодействие постоянных магнитов

Формулы и единицы работы, мощности тока

Закон Джоуля-Ленца Факты: причина нагревания проводников током

Решать задачи на расчет работы, мощности тока, на применение закона Джоуля-Ленца

П. 14

№1

* 4 с. 50

Повт п. 1-13


1/11


Магнитное взаимодействие.

Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»

Сообщения учащихся по п. 17

Физический диктант.

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)


Законы Ома, параллельного и последовательного соединений, Джоуля-Ленца. Формулы и единицы работы, мощности тока, силы тока, сопротивления.

Решать задачи на расчет электрических цепей, на применение законов Ома, Джоуля-Ленца, на расчет силы тока, мощности и работы тока, сопротивления проводника

Зад в тетр

9.09

1/12


Контрольная работа №1 по теме «Постоянный электрический ток»

Контроль знаний и умений учащихся

П. 17


1/13


Магнитное поле электрического тока.

Линии магнитной индукции

Объяснение учителя п. 18, 19

Решение задач на применение правила буравчика, правой руки

Анализ контрольной работы

Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции

Правила буравчика, правой руки

Определять направление линий магнитной индукции проводника с током, катушки

П. 18, 19


1/14


Действие магнитного поля на проводник с током

Объяснение учителя п. 20

Решение задач №2 с. 75

№830-Р * №3 с. 75

Закон Ампера

Правило левой руки

Физический смысл 1 Тл

Определять направление силы Ампера, силы тока в проводнике, магнитной индукции

Решать задачи на применение закона Ампера

П. 20

№1

*№4 с. 75


1/15


Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы

Объяснение учителя п. 22

Решение задач №2 с. 85, на применение правила левой руки

Определение и формула силы Лоренца

Правило левой руки

Определять направление силы Лоренца, заряда частицы, направления ее движения

Решать задачи на применение формулы силы Лоренца


П. 22

№1

*№3 с. 85


1/16


Магнитный поток

Самостоятельное изучение п. 27

Решение задач №2 с. 97

Самостоятельная работа «Сила Лоренца»

Определение, формула и единицы магнитного потока

Факты: физический смысл 1 Вб

Решать задачи на расчет магнитного потока

П. 27

№1

*№3 с. 98


1/17


Энергия магнитного поля тока

Объяснение учителя п. 28

Решение задач №928, *930 - Р

№3 с. 101

Понятие: индуктивность

Формула, единицы индуктивности, энергии магнитного поля тока

Решать задачи на расчет энергии магнитного поля, индуктивности контура


П. 28

№4 с. 101

*№ 931-Р


1/18


ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле

Объяснение учителя п. 31

Решение задач №3 с. 115

Проверочная работа №3

Формула ЭДС индукции в движущемся проводнике



П. 31

№1

*№4 с. 115


1/19


Электромагнитная индукция

Объяснение учителя п. 32

Демонстрации Электромагнитная индукция, Направление индукционного тока, Другие способы индуцирования тока

Решение задач на применение правила Ленца

Понятия; электромагнитная индукция, индукционный ток

Правило Ленца, Закон электромагнитной индукции

Решать задачи на применение правила Ленца

П. 32, 33

№2 с. 119


1/20


Использование электромагнитной индукции

Объяснение учителя п. 35

Демонстрации. Трансформатор.

Расчет коэффициента трансформации

Понятия: трансформатор, коэффициент трансформации

Факты: назначение, устройство, принцип действия трансформатора


Рассчитывать коэффициент трансформации

П. 35, 32


1/21


Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Выполнение работы под руководством учителя

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток

Правило Ленца


Применять правило Ленца для определения направления индукционного тока

П. 31-35


1/22


Генерирование переменного электрического тока

Объяснение учителя п. 36

Демонстрация Генератор переменного тока

Сообщения учащихся по п. 37

Решение задач №3, 2 с. 133

Проверочная работа №4 «Электромагнитная индукция»

Устройство, назначение и принцип действия генератора переменного тока

Решать задачи на расчет характеристик генератора переменного тока

П. 36

№1

*№5 с. 133


1/23


Лекция «Резистор, конденсатор и катушка в цепи переменного тока»

Объяснение учителя п. 39-41

Решение задач № 3 с. 151

№5 с. 152

№4 с. 149

Формулы индуктивного, емкостного сопротивлений

Связь между колебаниями силы тока и напряжения в цепи переменного тока с резистором, с конденсатором, с катушкой индуктивности

Рассчитывать емкостное, индуктивное сопротивление

П. 39-41

№1

*№4 с. 151


1/24


Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре

Объяснение учителя п. 42

Решение задач №3 с. 156

№968-Р, * №5 с. 156

Понятия: колебательный контур, гармонические колебания

Формула Томсона

Факты: виды электромагнитных колебаний, причина затухания свободных электромагнитных колебаний

Рассчитывать период и частоту колебаний в колебательном контуре

П. 42

№1

*№4 с. 156

Повт п. 39-41


1/25


Решение задач по теме «Переменный ток»

Физический диктант.

Решение типовых задач на чтение графика и уравнения гармонических колебаний, построение графика гармонических колебаний

(Открытый урок 2006 г)

Уравнения гармонических колебаний силы тока, напряжения, ЭДС Формула Томсона

Формулы связи периода и частоты колебаний, частоты и круговой частоты, емкостного, индуктивного сопротивления

Читать график гармонических колебаний

Читать уравнение гармонических колебаний и строить график

Зад в тетр

27.11

1/26


Контрольная работа №2 по теме «Переменный ток»

Контроль знаний и умений учащихся

Уравнения гармонических колебаний силы тока, напряжения, ЭДС Формула Томсона

Формулы связи периода и частоты колебаний, частоты и круговой частоты, емкостного, индуктивного сопротивления

Читать график гармонических колебаний

Читать уравнение гармонических колебаний и строить график

Решать задачи на расчет силы Ампера, силы Лоренца, магнитной индукции, энергии магнитного поля тока

Определять направление силы Ампера, силы Лоренца




25

Электромагнитное излучение (25 ч)

27.11-4.03

2/1


Электромагнитные волны

Объяснение учителя п. 47

Самостоятельная работа «Цепи переменного тока»

Понятия: электромагнитная волна

Факты: условие излучения, скорость электромагнитных волн



П. 47


2/2


Распространение электромагнитных волн

Объяснение учителя п. 48

Решение задач №2 с. 186

№986, *991-Р

Понятия: длина волны, луч, фронт волны, линейно-поляризованная волна


Рассчитывать длину, период электромагнитных волн

П. 48

№1

*№3 с. 187


2/3


Энергия, давление и импульс электромагнитных волн

Объяснение учителя п. 49,50

Решение задач №996, 997-Р

Понятия: поток энергии электромагнитной волны, плотность потока электромагнитной волны, точечный источник излучения

Формулы и единицы потока энергии, плотности потока излучения, давления и импульса электромагнитных волн

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

П. 49, 50

№998-Р

*№5 с. 187


2/4


Спектр электромагнитных волн

Сообщения учащихся по п. 51

Заполнение таблицы сравнительной характеристики электромагнитных волн


Виды

электромагнитных волн


П. 51

Запол. таблицу


2/5


Радио и СВЧ-волны в средствах связи.


Объяснение учителя п. 52


Понятия: радиосвязь, модуля-ция, детектирова-ние, радиолокация

Факты: виды радиосвязи

Формула радиолокатора



П. 52

Повт п. 47-51, 18-42


2/6


Принцип Гюйгенса. Отражение волн

Объяснение учителя п. 54

Самостоятельное изучение п. 55

Решение задач на построение изображения в плоском зеркале, на применение закона отражения света

Законы отражения света, закон прямолинейного распространения света в однородной прозрачной среде

Принцип Гюйгенса

Понятия: оптика, фронт волны, угол падения, угол отражения, мнимое изображения

Строить изображение предмета в плоском зеркале

Строить падающий или отраженный луч на основе закона отражения света

П. 54, 55

№1

*№3 с. 220


2/7


Преломление волн

Объяснение учителя п. 56

Решение задач на применение закона преломления света, на построение хода луча света

Законы преломления света

Понятия: преломление, угол преломления, полное внутреннее отражение, абсолютный показатель преломления, предельный угол полного отражения

Строить схематически ход луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую, решать задачи на применение закона преломления света

П. 56

№1,2

*№4 с. 227


2/8


Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»

Выполнение работы под руководством учителя

Законы преломления света

Рассчитывать показатель преломления стекла экспериментально

П. 56


2/9


Дисперсия света.

Самостоятельное изучение п. 57

Решение задач №1051-Р

Самостоятельная работа по теме «Законы распространения света»

Понятия: дисперсия

Объяснять физические явления на основе знаний о природе света

П. 57


2/10


Лекция «Линзы»

Объяснение учителя п. 59-64

Понятия: линза, оптическая сила линзы, фокусное расстояние, оптическая ось, линейное увеличение линзы, тонкая линза, собирающая линза, рассеивающая линза, фокальная плоскость линзы

Формулы тонкой собирающей и рассеивающей линз, формула и единицы оптической силы, линейного увеличения

Строить изображение предмета в линзах

Записи в тетр.

(п. 59-64)

№1 с. 249

* 4 с. 253


2/11


Интерференция волн

Объяснение учителя п. 68, 69

Решение задач № 4 с. 290


Понятия: интерференция, когерентные волны

Условие минимума, условие максимума волн

Принцип независимости световых пучков


Решать задачи на применение условия минимума, условия максимума волн

П. 68,69


2/12


Интерференция света

Объяснение учителя п. 70

Самостоятельная работа «Линзы»

Понятие интерференция света

Условие интерференции, применение интерференции



П. 70


2/13


Дифракция света.

Дифракционная решетка.

Объяснение учителя п. 71,72

Решение задач №3 с. 306

Понятия: дифракция света, дифракционная решетка, период решетки

Формула дифракционной решетки

Принцип Гюйгенса-Френеля

Решать задачи на применение формулы дифракционной решетки

П. 70-72


2/14


Лабораторная работа №4 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Выполнение работы под руководством учителя

Понятия: интерференция, дифракция света

Объяснять физические явления на основе знаний об интерференции, дифракции света

П. 47-72


2/15


Решение задач по теме «Оптика»

Решение типовых задач: построение луча света, построение изображений в линзах, в плоском зеркале.

Расчет характеристик линз

Законы отражения и преломления света.

Формулы тонкой собирающей, рассеивающей линзы, оптической силы, линейного увеличения


Строить изображение предмета в линзе, в плоском зеркале, строить схематически ход луча света.

Решать задачи на расчет характеристик линз.

Зад в тетр

30.01

2/16


Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитное излучение»

Контроль знаний и умений учащихся



2/17


Тепловое излучение

Объяснение учителя п. 73

Анализ контрольной работы

Решение задач на расчет характеристик фотонов

Понятия: тепловое излучение, абсолютно черное тело, фотон

Формулы энергии, импульса, массы фотона

Факты: сущность ультрафиолетовой катастрофы

Рассчитывать массу, энергию, импульс фотонов

П. 73

№1110-Р


2/18


Фотоэффект

Объяснение учителя п. 74

Решение задач №1109-Р

№3, *2 с. 318

Понятия: фотоэффект, работа выхода, красная граница фотоэффекта

Законы фотоэффекта

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Решать задачи на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта, рассчитывать красную границу фотоэффекта.

П. 74

№1

*№4 с. 318


2/19


Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц.

Объяснение учителя п. 75, 76

Самостоятельная работа по теме «Фотоэффект»

Понятия: корпускулярно-волновой дуализм, волна де Бройля

Формула длины волн де Бройля

Факты: сущность соотношения неопределенностей Гейзенберга

Рассчитывать длины волн де Бройля

П. 75, 76


2/20


Строение атома

Объяснение учителя п. 77

Доклады учащихся

«Э. Резерфорд», А. Столетов», «М. Планк»


Сущность планетарной модели атома

Описывать состав атомов

П. 77


2/21


Теория атома водорода

Объяснение учителя п. 78

Доклад «Н. Бор»

Понятия: энергетический уровень, основное состояние, возбужденное состояние атома

Первый постулат Бора



П. 78


2/22


Поглощение и излучение света атомом

Объяснение учителя п. 78

Решение задач №3 с. 339

Понятия: энергия ионизации, линейчатый спектр, спектральный анализ

Второй постулат Бора

Факты: виды излучений

Решать задачи на расчет энергии и длины волн, излучаемых атомом

П. 79

№2

*№4 с. 339


2/23


Лазеры.

Лабораторная работа №5 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров»

Сообщения учащихся по книге «Лазеры» из серии «Все обо всем»

Выполнение работы под руководством учителя

Факты: назначение спектроскопа, виды спектров


Повт п. 73-80


2/24


Решение задач по теме «Квантовая теория»

Решение типовых задач: расчет энергии, импульса, массы фотонов, длин волн, частот излучения,

на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта, второго постулата Бора

Формулы энергии, импульса, массы фотона, красной границы фотоэффекта

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Формулы энергии, радиуса стационарных орбит атома

Постулаты Бора

Сущность планетарной модели атома

Решать задачи на расчет характеристик фотонов, на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта

Описывать состав атома

Рассчитывать длины волн, частоты излученных фотонов, радиусы стационарных орбит атомов

Зад в тетр

4.03

2/25


Контрольная работа №4 по теме «Квантовая теория»

Контроль знаний и умений учащихся



11


Физика высоких энергий (11 ч)

4.03-15.04

3/1


Состав атомного ядра

Объяснение учителя п. 81

Решение задач №3 с. 353


Понятия: изотоп

Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне


Описывать состав ядер

Схематически изображать атом

П. 81

№1,2

*№4 с. 353


3/2


Энергия связи нуклонов в ядре

Объяснение учителя п. 82

Решение задач: расчет дефекта масс, энергии связи, удельной энергии связи фтора

Самостоятельная работа «Состав атомного ядра»

Понятия: дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи

Связь аем и кг, Дж и МэВ

Рассчитывать дефект масс, энергию связи, удельную энергию связи ядер

Переводить массу из аем в кг, энергию из Дж в МэВы


П. 82

№3 с. 357


3/3


Естественная радиоактивность

Объяснение учителя п. 83

Решение задач на применение правил смещения

Понятия: радиоактивность, радиоактивный распад, альфа-, бета -распад, гамма-излучение энергия распада, правила смещения


Записывать уравнения альфа-, бета-распада

П. 83


3/4


Закон радиоактивного распада

Объяснение учителя п. 84

Решение задач №3 с. 367

Проверочная работа «Радиоактивность»

Закон радиоактивного распада

Решать задачи на применение закона радиоактивного распада

П. 84

№2

*№4 с. 367


3/5


Искусственная радиоактивность

Применение ядерной энергии

Объяснение учителя п. 85

Доклады учащихся по п. 86, 88

Факты: механизм деления ядер урана

Понятия: цепная ядерная реакция, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор

Принцип работы ядерного реактора



П. 85, 86


3/6


Термоядерный синтез

Объяснение учителя п. 87

Решение задач №1189-Р

Понятия: термоядерный синтез, энергетический выход ядерной реакции

Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции

П. 87

Зад в тетр


3/7


Биологическое действие радиоактивных излучений

Объяснение учителя п. 89

Доклад «Чернобыльская катастрофа»

Формулы, единицы дозы поглощенного излучения, эквивалентной дозы поглощенного излучения


П. 89


3/8


Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц»

Выполнение работы под руководством учителя


Идентифицировать заряженную частицу по результатам сравнения ее трека с треком известной частицы в камере Вильсона



3/9


Лекция «Элементарные частицы»

Объяснение учителя п. 90-93

Понятия: элементарная частица, анти-частица, антиве-щество, анниги-ляция, кварк,

Факты: классифи-кация элементарных частиц


Записи в тетр


3/10


Решение задач по теме «Физика атомного ядра»

Решение типовых задач: написание ядерных реакций, реакций альфа- и бета-распада

Расчет дефекта масс, энергии связи, удельной энергии связи, энергетического выхода ядерной реакции

Описание состава атома

Формулы дефекта масс, энергии связи, удельной энергии связи, энергетического выхода ядерной реакции

Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра

Закон радиоактивного распада

Описывать состав атома, записывать реакции альфа-, бета - распада, ядерные реакции

Рассчитывать энергию связи атомных ядер, энергию связи, энергетический выход ядерной реакции

Зад в тетр

15.04

3/11



62 ч


Контрольная работа №5 по теме «Физика высоких энергий»

Контроль знаний и умений учащихся


Астрономия 5ч.

17.04-13.05

4/1


Предмет астрономии. Строение Солнечной системы

Лекция

Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной.

Состав Солнечной системы


П. 1, 10,

15


4/2


Планета Земля. Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты

Доклады учащихся

Строение Земли, луны. Общие характеристики планет Солнечной системы


П. 17-19


4/3


Солнце. Звезды.

Лекция

Строение Солнца, звезд. Классификация звезд. Понятия: квазар, черная дыра, нейтронная звезда, цефеиды, пульсар, новая звезда, сверхновая звезда, звездная величина


П. 21- 24


4/4


Наша Галактика. Другие галактики

Лекция

Состав, классификация галактик


П. 25-26


4/5


67 ч


Расширяющаяся Вселенная Закон Хаббла. Большой взрыв. Основные периоды эволюции Вселенной

Лекция

Закон Хаббла

Сущность теории большого взрыва.

Понятия: галактика

Факты: виды галактик, основные периоды эволюции Вселенной.

Сущность теории нестационарной Вселенной


П. 27 Записи в тетр


4


Итоговое повторение (4 ч)

15.05-30.05

4/1

Итоговое повторение

Повторение материала по теме «Механика»

Систематизация знаний о видах движения (заполнение таблицы)

Расчет характеристик движения, чтение графиков скорости и движения

Виды движений, уравнения, описывающие равномерное, равноускоренное движение, свободное падение

Решать задачи на расчет характеристик механического движения

Читать и строить графики скорости, движения

Зад в тетр


4/2

Повторение материала по теме «Электродинамика»

Систематизация знаний (изложение учителя)

Решение задач: чтение и построение графиков переменного тока, расчет характеристик конденсаторов, магнитного поля, расчет силы Лоренца

Уравнения гармонических колебаний силы тока, напряжения, ЭДС, формулы силы Ампера, силы Лоренца, электроемкости, энергии электрического поля конденсатора

Формулы связи периода и частоты колебаний

Правила левой руки

Рассчитывать характеристики конденсаторов

Читать и строить графики переменного тока

Находить направление силы Ампера, силы Лоренца

Зад в тетр


4/2

Повторение материала по теме «Электромагнитное излучение»

Систематизация знаний (изложение учителя)

Решение задач: расчет хар-к электромагнитных волн, линз; задачи на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта

Формулы тонкой линзы, линейного увеличения линзы, длины электромагнитной волны

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта


Рассчитывать характеристики линз, электромагнитных волн

Решать задачи на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

Зад в тетр

27.05

4/3

Итоговая контрольная работа №6

Контроль знаний и умений учащихся





4/4

Единая физическая картина мира. Физика и НТР

Объяснение учителя по теме.

Тестирование учащихся «Физика в твоей жизни» Анализ контрольной работы





© 2010-2022