Предметная неделя по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметная неделя по физике

Без естественных наук нет спасения современному человеку; без этой здоровой пищи, без этого чистого воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни.

А.И. Герцен

Естественно научное образование, ядром которого всегда служили физика, математика, химия, биология, является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Сегодня, когда перед школой стоит проблема создания условий для формирования личности, способной жить и творить в быстро изменяющемся мире, основной задачей обучения является целостное формирование научных знаний, технических умений, единой картины мира.

Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно- математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но, в первую очередь, реалии современной жизни. В то же время нельзя забывать, что будущее наших воспитанников и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа углубляет и расширяет знания учащихся, полученные на уроке, повышает их интерес к предмету. Ознакомившись на факультативном занятии, занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Внеклассная работа помогает учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

Требования к внеклассной работе по физике:

  • Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы;

  • Необходима тесная связь образовательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или могут обгонять их.

  • Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать возрасту, уровню развития.

  • Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.

  • Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту как наиболее интересной для них форме работы, при этом их надо ставить в условие исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или в практическом отношении.

  • Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.

  • Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

  • Следует особо сказать об организации самоуправления учащихся, воспитывать - значит, прежде всего, вовлекать в общественно полезную, в том числе и познавательную деятельность, организовывать детскую жизнь. Но если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть речи о достижении целей. Стремление к самостоятельности, присущее подросткам и старшим школьникам, должно стать основой самоуправления школьников во внеклассной работе, которое поможет не только организовать деятельность учащихся, но сделать ее желаемой и значимой для них.

  • Так, при организации любого внеклассного мероприятия по физике необходимо выбрать на общем сборе - старте актива совет дела.

  • Совет дела - это временный руководящий орган из представителей данного класса, созданный для организации данного мероприятия. Называться он может по - разному: штаб декады физики, оргкомитет симпозиума, совет мудрейших ит.д.

  • Обязательным условием творческой работы членов совета дела является включение в работу наибольшего числа учащихся. Задача членов совета уточнить тему мероприятия, разработать форму его проведения, если нужно, написать сценарий, дать задания учащимся в классах и проверить выполнение этих заданий.

  • Внеклассные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся. Поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу, рассчитать необходимое для нее время в часах и календарных сроках. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. При планировании внеклассной работы, полезно придерживаться принципа: лучше меньше, но высокого качества.

Принципы лежащие в основе внеклассной работы:

* принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях;

* принцип самодеятельности;

* принцип равноправного участия школьников

* принцип занимательности.

Основные принципы работы предполагают выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализации полученных знаний, умений и навыков во внеурочное время содействуют эффективному решению образовательных задач.

Один из способов повысить интерес учащихся - внеурочная работа, в частности предметные недели. В сельской школе, где учащихся немного, а учителя часто преподают несколько предметов, целесообразно проводить недели физики и математики, истории и географии, белорусского и русского языков, а не по отдельным предметам. Это снижает загруженность, как учащихся, так и учителей. Формы проведения предметных недель различны. Это и предметные олимпиады, и нестандартные уроки, и конкурсы газет, кроссвордов, ребусов, придуманных детьми, всевозможные внеклассные мероприятия (КВН, «Брейн-ринг», «Звездный час», «Счастливый случай» и др.), и проведение семинаров. И, конечно же, итоговое общешкольное мероприятие среди учащихся старших классов, завершающее предметную неделю.


Задача проведения недели физики - развитие интереса учащихся к предмету, а также профессиональная ориентация школьников. Эта неделя, как и другие предметные недели, проводится каждый год. В начале учебного года составляется план проведения предметных недель, определяются сроки. У нас неделя физики проводится в январе. Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают учащиеся всех классов школы. Для проведения предметной недели необходимо тщательно отобрать мероприятия, чтобы исключить перегрузку учащихся, особенно старших классов. Мероприятия должны быть яркими, запоминающимися, пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных.































План проведения предметной недели.Предметная неделя по физике

За неделю до начала предметной недели рядом с кабинетом физики устанавливается стенд «Неделя физики», на котором помещается план предметной недели, условия отдельных конкурсов и темы отдельных докладов с предварительным списком литературы. Учитель физики помогает учащимся в составлении плана докладов.

Особое внимание обращаем на оформление школы. Украшаем школу плакатами разного содержания. Например:

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика-опора и основа

Всех без исключения наук!

Из студенческой песни.

Здравый смысл в физике - это те предрассудки, которые складываются в возрасте до 18 лет.

А. Эйнштейн.

Плакаты помещаются у входа в другие учебные кабинеты. Цель этих составленных с юмором плакатов - не обидеть «противника», а вызвать живую дискуссию учащихся о роли физики и других наук в наши дни.

Например, для кабинета литературы:

Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения.

По Д. Гильберту

Для кабинета математики:

Математика - царица всех наук и служанка физики.

Из студенческого фольклора.

Для кабинета истории:

Все науки делятся на физику и коллекционирование марок.

Э. Резерфорд.

Для кабинета иностранного языка:

Кто не знает иностранного языка, тот не знает собственного.

В. Гете.

На стенде помещаются отобранные кроссворды и ребусы, а также викторины. Учащиеся имеют возможность отгадывать их во время перемен и после уроков. Если отгадывание происходит достаточно быстро набор кроссвордов, ребусов, викторин меняем на другие.



Час открытых дверей в кабинете физики.

Широко известен большой интерес школьников к физическому эксперименту, в особенности к самостоятельно выполняемым опытам. В течение проведения недели физики существует возможность развивать этот интерес во время проведения в кабинете физики часа открытых дверей. Это мероприятия проводиться для всех желающих учащихся после уроков по заранее составленному расписанию.

Предварительно составляется список опытов, объединяемых в серии по признаку их отношения к одной теме школьного курса физики. Число опытов в серии должно быть рассчитано на 30-40 мин. Учащимся разрешается в один день выполнять одну, в исключительных случаях две серии опытов.

Очень важно, чтобы учащиеся не воспринимали опыты только как занимательное действие. Следует отметить большое значение опытов для раскрытия истинных законов природы. Поэтому в серию наряду с занимательными опытами необходимо включать такие, которые раскрывают сущность физического явления.

Встреча учащихся школы с инженерами, рабочими, студентами технических и педагогических ВУЗов.

Цель этих встреч может быть различной, но самой распространенной является рассказ гостя о своей профессии, об использовании законов физики на производстве.

Очень интересно проходят встречи «за круглым столом» с представителями различных профессий. К такой встрече ребята готовятся заранее, продумывают вопросы к гостям, вместе с ними обсуждают наглядные пособия. Возможность свободной беседы о физике и технике заинтересовывает учащихся.

Физические выставки.


Организация школьных физических выставок относится к наиболее редким формам работы. Вместе с тем в их подготовке всегда принимает активное участие большое количество учащихся. Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет узнать много нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания. Важной задачей выставки является наглядная демонстрация учащимся того большого значения, которое имеет наука физика в различных областях деятельности человека.


Игра - конкурс « В гостях у физики».


Цели:

  • активизация познавательной деятельности учащихся через игровые формы внеклассной работы,

  • развитие творческих способностей учащихся,

  • формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Ход мероприятия


Ведущий. Все! Сплошные «что» да «если»

«Почему», «откуда», «как»

А на них ответы есть ли?

Вас проверим мы - вот так!

А теперь, скажу вам я.

Вы представьте нам, друзья.

(представление команд)

Пусть средь вас нет Архимеда

Все равно вас ждет победа.

Мирозданье постигая.

Все познай, не отбирая:

Что внутри, - во внешнем сыщешь,

Что во вне, - внутри отыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

Итак, внимание, конкурс.

1 конкурс - «Веселые загадки»

  1. Красивое коромысло над лесом нависло. (Радуга)

  2. Что с земли не поднимешь. (Тень)

  3. Сначала - блеск.

За блеском - треск,

За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

  1. Никто его не выдумал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка - кричит. (Эхо)

  1. У планет она большая,

Минимальна у частиц.

Её на глаз не измеряют,

Ведь у нее немало лиц. (Масса)

  1. Бываю часто вертикальна,

Могу любой наклон принять,

Могу я лечь горизонтально.

Могу размер определять.

Могу в кольцо, спираль свернуться,

Могу я змейкой проползти,

Могу опять назад вернуться,

Могу огромный путь пройти. (Длина)

Ведущий. Со многими интересными явлениями сталкивается человек. Чтобы их понять, надо очень много знать, а знания даются главным образом тому, кто любит спрашивать и умеет наблюдать. Вы с детских лет любили сказки, но сегодня на сказки мы посмотрим с точки зрения физики. Вам предстоит объяснить те явления, которые происходят в эпизодах сказок. Задавать вам вопросы будет героиня русских народных сказок Василиса Премудрая.

2 конкурс - вопросы от «Василисы Премудрой».

1.Из шведской сказки «По заслугам расчет»

Стал герой сказки через расщелину перебираться. Глянул вниз и видит - лежит большой змей, сдвинуться с места не может: камнем ему хвост придавило. Окликнул змей человека и говорит ему:

- Помоги мне освободиться, получишь за это награду.

Взял человек длинную палку, сдвинул камень и освободил змея.

Вопрос: Какой механизм использовал человек для освобождения змея?

Ответ: в качестве освободительного механизма человек использовал палку, т.е. рычаг.

2. Из французской сказки «Волк и Лиса»

« Тут лис привязал веревку от колоколов к хвосту волка, раскачал хорошенько колокола, а потом бросил все и ушел. Несчастный волк, привязанный за хвост к колоколам, то взлетал на 15 фунтов вверх, то падал вниз и больно ушибался о землю. Так качался он минут 5».

Вопрос: Как называется движение, которое совершал волк?

Ответ: Волк совершал некоторое время колебательное движение.

3. Из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата»

« Змей так свистнул - деревья закачались. Все листья с них осыпались».

Вопрос: Какие наблюдаются явления в этом эпизоде?

Ответ: звуковые волны были настолько сильными, что превратились в механические.

4. Из филиппинской сказки «Хуан Полоумный».

«Третьим покупателем сказал он сам - вернее, его отражение в колодце… Когда Хуан посмотрел в колодец, он увидел там человека. Хуан Полоумный закричал и стал делать ему руками знаки, спрашивая, не нужно ли мяса; человек ответил неразборчиво и повторил жесты Хуана. Хуан это понял как утвердительный ответ, бросил остаток мяса и крикнул:

- За деньгами зайду потом!»

Вопрос: Какие физические явления здесь имеют место?

Ответ: Здесь имеет место отражение от поверхности воды. Человек в колодце ответил неразборчиво, так как его отражение было от каждой маленькой волны, что связано с разностью хода лучей.

Ведущий. А сейчас мы все немного отдохнем и посмотрим в исполнении учащихся 8 класса сценку «Закон Архимеда»

Жил в Сиракузах мудрец Архимед

Был другом царя Гиерона

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону сделать новую корону

Золото отмерил строго

Взял немало и немного

Сколько нужно, в самый раз

Ювелиру дал заказ

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Взял корону Гиерон

Оглядел со всех сторон

Чистым золотом сверкает

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

А того и хуже - медь

Если совесть не иметь.

И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон Гиерон

И позвал он Архимеда…

Началась у них беседа.

Г. Вот корона Архимед

Золотая или нет?

А. Чистым золотом сверкает..

Г. Но, ты знаешь, все бывает!

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

А того и хуже - медь

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то,

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи, определить?

Но корону не царапать, не пилить…

И задумался ученый:

А. - Что известно? Вес короны

Ну а как найти объем?

Думал ночью, думал днем

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода-

Догадался он тогда,

Как найти объем короны

И помчался к Гиерону

Не обут и не одет…

А народ кричит во след:

- Что случилось Архимед?

- Может быть землетрясенье

Или в городе пожар?

Сколотился весь базар!

Закрывали лавки даже.

Шум и крики, и смятенье!

Он промчался мимо стражи.

-Эврика! Нашел решенье!-

Во дворец примчался он.

- Я придумал, Гиерон!

А. Эврика! Раскрыл секрет!

Г. Ты оденься, Архимед!

Вот сандалий, хитон.

А расскажешь все потом!

А. Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд…

Все доставить Гиерону!...

(Слуги все приносят).

На весы кладем корону

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой…

(находят кусок золото, по весу равный короне)

Г. Все понятно!

А. Нет, постой!

Мы теперь корону нашу

Опускаем в эту чашу

Гиерон! Смотри сюда-

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю.

Г. А корону?

А. Вынимаю.

В воду золото опустим

Г. В воду - золото? Допустим…

А. Поднялась опять вода

Метку ставлю я

Г. Куда?

А. Ну, конечно же, по краю

Г. Ничего не понимаю…

Лишь две черточки я вижу

Эта - выше, эта - ниже.

Но какой же вывод главный?

А. Равный вес

Объем не равный!

Понимаешь, Гиерон

Я сейчас открыл закон

Тот закон совсем простой

Тело вытеснит…

Г. Постой.

Говоришь, объем не равный?

Мастер мой - мошенник явный!

За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку

Получишь дары!

На этом прервалась беседа…

Немало воды утекло с той поры,

Но помнят закон Архимеда!

3 конкурс - «Поэтические загадки».

А.А.Блок. «Ночь на Новый год»

Лежат холодные туманы,

Горят багровые костры.

Душа морозная Светланы

В мечтах таинственной игры.

Скрипнет снег - сердца займутся -

Снова тихая луна.

За воротами смеются,

Дальше улица темна.

Вопрос: Почему скрипит снег?

Ответ: Скрип снега получается в результате хождения по нему.

При этом его ледяные кристаллики разрушались, вызывая скрип.

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Картина, кровля и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре…

Вопрос: Как объяснить «на стеклах легкие узоры»?

Ответ: Кристаллики воды под действием низкой температуры (её твердое состояние).

4 конкурс - «Великие ученые»

  1. Этот русский ученый совершил в 1887 г. Полет на воздушном шаре с целью наблюдения солнечного затмения.

(Д.И. Менделеев)

  1. Быстрей ли то падает, что тяжелей? И это проверить решил ….

(Г.Галилей).

3. В чем сущность явлений? На этот вопрос ответ искал сиракузский мудрец….

(Архимед).

4. « Сложен мир из мельчайших частиц» - так считал древний грек… (Демокрит)

5 конкурс - конкурс капитанов.

Капитанам команд раздаются карточки с кроссвордом. Тот, капитан который быстрее и правильно отгадает кроссворд, считается победителем.

Предметная неделя по физике

Вопросы к кроссворду:

1.аппарат, позволяющий дышать под водой.

2.Единица длины.

3.Прибор для измерения глубины.

4.Аппарат, в котором изучают морские глубины.

5.Прибор для определения сторон света.

6.Жидкое ископаемое топливо.

7.Металл красного цвета.

Ответы: 1. Акваланг. 2. Метр. 3. Эхолот. 4. Батискаф. 5.Компас.

6.Нефть. 7.Медь

В это время командам предлагается следующее задания:

Из букв слова «динамометр» составить как можно больше слов.

Жюри подводит итоги.

Командам предлагается выполнить фокус «распускающиеся цветы».

Подведение итогов. Награждение победителей и участников конкурса.

О, вы которых ожидает

Отечество от недр своих.

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Ньютонов

Российская земля рожать.

М. Ломоносов.

Подведение итогов.

Подведение итогов предметной недели можно проводить на любом большом физическом мероприятии. В первой части мероприятия объявляются победители конкурсов, класс, наиболее активно участвующий в предметной неделе, награждаются победители.

Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после ее завершения, получать оценку.

В тех случаях, когда учитель не ведет учета выполнения учениками добровольно взятой на себя работы, получается беспорядок: учащиеся часто не доводят работу до конца или выполняют ее крайне небрежно. Учет внеклассной работы надо вести систематически. Для этого учителю следует завести специальную тетрадь, в которую он будет записывать поручения, данные учащимся, промежуточные сроки выполнения работы, замечания по каждому этапу работы, относящиеся к ее качеству, и общую оценку работы. Все это дает возможность глубже узнать учеников, целенаправленно руководить их работой и постоянно воспитывать их.

Такую тетрадь может вести староста физического кружка, председатель школьного научного общества или ученик, ответственный за подготовку данного мероприятия.

При составлении доклада, решении задач или конструировании прибора ученик использует дополнительную литературу, изучает важные физические закономерности. Эта его работа должна учитываться при выставлении общей оценки по физике в конце четверти или учебного года. Ведь выполнение внеклассного задания по физике часто требует от ученика гораздо большей самостоятельной работы и затраты времени, чем выполнение очередного домашнего задания, оценку за которое бесспорно выставляют в журнал.

Оценка за внеклассную работу будет более значимой, если она явится результатом анализа каждого внеклассного мероприятия на совете дела. Анализ качества проведенного мероприятия приучает каждого члена коллектива критически подходить к работе товарища, не повторять отмеченные при обсуждении ошибки. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к внеклассной работе.

Целесообразность и нужность внеклассной работы по физике несомненна. Ведь конечная цель школьного образования - становление творческой личности и её самореализация.

Опыт проведения внеклассной работы по физике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
















Литература:


Ланина, И.Я. Не урокам единым -Москва. Просвещение,1991г.

Запрудский, Н.И. Веселые соревнования по физике - Минск, Белорусская ассоциация «Конкурс», 2009 г.

Петрухин, М.А. Физика нестандартные занятия, внеурочные мероприятия - Волгоград, издательство «Учитель», 2003г.

Котлярова, М.М. Дидактическая игра на уроках физики -Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2002 г.

Фізіка: праблемы выкладання, 2006-2009 г.
























© 2010-2022