- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике Занимательная физика
Рабочая программа по физике Занимательная физика
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семененко Н.М. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томск
e-mail: [email protected]
Программа спецкурса
«Занимательная физика»
Возраст обучающихся: 7 класс.
Количество часов в год: 35
Количество часов в неделю:1
Составила: Семененко Н.М.
учитель физики МАОУ СОШ№25,г.Томск
Томск-2013г
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план
3.Учебно - методическое обеспечение
4. Список литературы
Аннотация.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации, на деятельностный характер образования, личностную ориентацию обучения, востребованность результатов образования в жизни, следовательно, одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно
Спецкурс «Занимательная физика» создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, обучающихся 7 класса. Курс рассчитан на 35 ч.
Физика является одной из самых древних наук о природе. В процессе изучения физики решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся, овладения ими основами диалектического мышления. Приобретённые школьниками физические знания являются в дальнейшем базисом при изучении химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Актуальность курса - формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике
Ключевые слова: спецкурс, предпрофильная подготовка, познавательный интерес, межпредметные связи.
Пояснительная записка.
" Логика природы есть самая доступная
и самая полезная логика для детей".
К.Д. Ушинский.
"Великая цель образования - это не знания, а действия"
Герберт Спенсер
Спецкурс «Занимательная физика» создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, обучающихся 7 класса. Физика является одной из самых древних наук о природе. В процессе изучения физики решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся, овладения ими основами диалектического мышления. Приобретённые школьниками физические знания являются в дальнейшем базисом при изучении химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Современные дидактико-психологические тенденции связаны с вариативным развивающим образованием и определены требованиями ФГОС.
Курс рассчитан на 35 ч. Содержание курса предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов. Это дает обучающимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них происходит формирование общей системы знаний о мире , отражающей взаимосвязь различных форм движения материи на основе межпредметных связей физики , медицины, биологии, техники при изучении тепловых и механических явлений.
Целесообразность изучения предлагаемого спецкурса обусловлена значением знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный курс позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию , физику) в будущем на профильном уровне. Здесь обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике.
Цели курса: знакомство с основными методами применения физических законов в медицине, биологии, технике, энергетики.
-
развитие познавательного интереса к физики, биологии;
-
создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения;
-
предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности.
-
установление межпредметных связей между физикой и биологией .
-
понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Задачи курса: развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации;
-
научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
-
воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, уважительное отношение к мнению обучающихся, способности давать морально- этическую оценку фактам и событиям.;
-
развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету « физика» и « биология» их практическим применением.
Главные психолого-педагогические принципы - актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, и подачи материала.
Главные методические принципы:
-
соответствие образовательному стандарту по физике с учетом федерального и регионального компонентов;
-
усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;
-
взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знаний;
-
активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;
-
усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Использование методов и педагогических технологий, направленных на реализацию программы спецкурса.
Мной выбраны те педагогические технологии, которые обеспечат ожидаемый результат:
-
технология проектной и исследовательской деятельности;
-
технология обучения обучающихся по индивидуальным траекториям;
-
технологии развивающего, проблемного обучения.
Основными методами обучения являются частично - поисковый, информационно- иллюстрированный, проблемно-эвристический метод. Методы ориентированы на самопознание и саморазвитие, развитие волевых качеств личности;
Формы обучения: лекция, семинары, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, защита творческих работ, коллективная или индивидуальная. Работа обучающегося оценивается по следующим компонентам:
-
учебная деятельность и личностный рост ученика в ходе учебной деятельности;
-
содержание и форма представленной творческой работы;
-
уровень защиты творческой и проектной работы;
Планируемые результаты спецкурса курса являются:
-
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями, сознательное самоопределение обучающегося относительно профиля дальнейшего обучения;
-
мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний , анализа и оценки новой информации;
-
приобретения опыта поиска информации по заданной теме , составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.
-
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Измерители достижения планируемых результатов:
-
степень активности учащихся на занятиях;
-
качество сообщений учащихся, выполнение тестовых заданий;
-
качество представленных проектов, как формы презентации личных достижений;
-
уровень социальной зрелости обучающихся, выраженный в готовности
сделать осознанный выбор будущего профиля (выявляется в процессе бесед с обучающимися, их родителями).
После изучения курса обучающийся научиться:
Понимать, что физика - ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа( электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла, роль фундаментальных опытов в развитии физики; место фундаментальных опытов в структуре физического знания; цель, схему, результат и значение изученных фундаментальных опытов;
Тепловые явления
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях.
Механические явления
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами;
• описывать и объяснять механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.
знать понятия( на уровне воспроизведения) строение кристаллов, кристаллические и аморфные тела, пространственная решетка, симметрия кристаллов, образование кристаллов в природе и получение их в технике, жидкие кристаллы.
уметь получать кристаллы из растворов, модели кристаллических решеток поваренной соли, медного купороса.; работать со средствами информации( искать, отбирать материал, подбирать к нему иллюстрированный материал для проекта), участвовать в дискуссии, собирать установки для эксперимента по описанию, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, объяснять результаты эксперимента.
Содержание программы курса «Занимательная физика».
Тема 1. Строение и свойства вещества ( 6 ч)
Представления древних ученых о природе вещества. Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. Размеры и масса молекул. Движение и взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах. Атом. Молекула. Вещество. История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории строения вещества М.В.Ломоносов. Вся жизнь - открытия.
Диффузия. Процессы диффузии в живой природе. Теплоизоляция в жизни животного мира. Роль процессов испарения для животных организмов. Испарение в жизни растений. Физика и времена года: физика осенью, физика зимой, физика весной, физика летом,
физика в бане. Закон сохранения и превращения энергии. Примеры тепловых явлений в русских сказках.
Экспериментальные задания
1. Наблюдение явления диффузии.
2. Наблюдение взаимодействия молекул различных веществ.
Демонстрации
1. Силы взаимодействия молекул.
2. Уменьшение объема при смешивании воды и спирта.
3. Диффузия газов.
Практические работы. Проект. « В мире запахов. Ароматерапия»
Тема 2.Твердые тела. ( 4 ч)
Монокристаллы и поликристаллы. Получение монокристаллов. Материалы. Виды материалов в технике и строительстве.
Кристаллизация из растворов. Выращивание кристаллов на земле и в космосе.
Описание лабораторной установки. Инструкция по выполнению работы. Дневник наблюдения - что это такое? Практические работы. «Выращивание кристаллов в домашних условиях» « Кристалл, который можно съесть»
Практическое задание: Самостоятельно (в домашних условиях) обучающиеся собирают лабораторную установку и наблюдают за ходом эксперимента. Текущие результаты фиксируются в дневник наблюдения 2. Изучение коллекции минералов.
Тема 3. Кристаллы в жизни и технике. (2 ч)
Что такое кристаллы. Кристаллические и аморфные тела. Их свойства и строение. Место кристаллов в природе и жизни человека.
Тема 4. Круглый стол. «У меня растет кристалл» Жидкие кристаллы. Строение жидких кристаллов. Условия, необходимые для роста малых и больших кристаллов .Выдвижение гипотезы. Что ожидаем получить. Зависимость роста кристалла от плотности, концентрации и температуры раствора. Теоретический подход. Ведение дневник наблюдения.
Практические работы.
Тема 5. Значение кристаллов в нашей жизни. (2 ч)
Значение кристаллов в нашей жизни. Применение кристаллов в быту. Кристаллы в науке и технике. Разновидность кристаллов. Самоцветы. Драгоценные камни. Камень- украшение. Дом для морских обитателей. Д Н К - кристалл. Проект « Кристаллы и их применение»
Тема 6. Форма кристаллов. Симметрия кристаллов. (2 ч)
Форма и размеры кристаллов. Особенность формы, цвета камней. Симметрия в кристаллах. Предварительный результат. Построение таблиц и графиков наблюдения.
Изучение коллекции кристаллов. Проект. « Моделирование и дизайн ювелирных изделий из благородных металлов»
Тема 7. Движение и силы (3 ч)
Относительность движения и покоя. Мгновенная и средняя скорости. Методы измерения скорости. Скорости в природе и технике. Взаимодействие тел и инертность. Масса. Сила. Деформации. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение.
Фронтальные лабораторные работы и экспериментальные задания
1. Определение средней скорости движения заводного автомобиля.
2. Измерение плотности жидкости.
Демонстрации
1. Наблюдение относительности покоя и движения тел.
2. Демонстрация взаимодействия двух тел (двух динамометров, двух тележек, двух
магнитов). Практические работы. Проект « Сила упругости»
Тема 8. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. (2ч)
Трение и явления природы. Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел при трение.
Практические работы.
Сравнение сил трения при скольжении и качении. Движение заводного автомобиля.
Проект. «Сила трения»
Тема 9. Трение в жизни человека. (2 ч)
Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Износ обуви. Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения. Как не упасть с лестницы?
Практические работы. Проект « Моделирование обуви с удобной подошвой»
Тема 10. Учет и использование особенностей трения в быту. (2 ч)
Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.
Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка.
Практические работы.
Тема 11. Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей и их форма .Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол. Практические работы. Сравнение « внутреннего трения» при движении тела в масле, воде.»
Тема 12. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений. (2 ч)
Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати- поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных.
Практические работы. Проект « Роль трения в росте растения»
Тема 13. Если бы не было трения. (2 ч)
Физическая причина катастрофы «Челюскина» От чего зависит крепость узлов?
Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины « в хвосте » друг друга.
Практические работы. Проект. Трение полезное и вредное.
Тема № 14. Круглый стол Проект « Сила трения» (2 ч)
Тематический план курса.
Тема занятия.
Решаемые проблемы
Содержание педагогического взаимодействия
Предметные
результаты
Личностные
результаты
УУД
понятия
часы
1.Строение и свойства вещества
отсутствие знаний о строении вещества
отсутствие знаний о развитии науки и техники
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
овладение знаниями о взаимодействии молекул
установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуаций
осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,
формирование познавательных интересов
наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Фиксируют проблему.
Пытаются решать проблемы,
формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способом решения проблем понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов
материя, вещество, поле. Размеры и масса молекул диффузия, изменение объёма тел
Закон сохранения и превращения энергии
6
2.Твердые тела.
недостаточность знаний об особенностях отдельных агрегатных состояний вещества
создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов
описывать строение конкретных тел
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
анализировать свойства тел
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
объем, форма тела,
кристаллы
4
3.Кристаллы в жизни и технике
недостаточность знаний об особенностях кристаллов
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Кристаллические и аморфные тела
Кристаллическая решетка
Ювелирная промышленность.
2
4.Круглый стол.
«У меня растет кристалл»
Ведение проблемного диалога
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу
различать экспериментальный и теоретический способы познания природы;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
уважение к творцам науки и техники
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение
умения оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Симметрия в кристаллах. Предварительный результат. Построение таблиц и графиков наблюдения.
Выращивание из водных растворов кристаллов.
Растворы. Зачем нужно знать симметрию внутреннего строения кристалла, тип его многогранника и тип кристаллической решетки? Это совершенно необходимо для практического использования.
2
5.Значение кристаллов в нашей жизни.
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
уважение к творцам науки и техники
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
Д Н К - кристалл
Драгоценные камни
2
6.Форма кристаллов. Симметрия кристаллов
недостаточность знаний о
внутреннем строение кристаллов,которые,
подчиняются
законам симметрии
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
осознание важности физического знания
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
Симметрия
Особенность формы, цвета камней.
2
7.Движение и силы
отсутствие знаний о механическом движении, способах измерять расстояния и промежутков времени;
отсутствие знаний о причинах и результатах взаимодействия тел, объяснять результат взаимодействия тел;
на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний
развитие внимательности собранности и аккуратности
развитие межпредметных связей;
формирование умения определения одной характеристики движения через другие;
формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить
адекватно реагировать на нужды других, планировать исследовательские действия, оформлять результаты измерений, расчетов.
приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
относительность
механическое движение
состояние покоя
тело отсчета
материальная точка. Скорости в природе и технике
Масса. Сила. Деформации. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение.
3
8.Сила. Сила трения. Трение покоя ,скольжения,
качения.
отсутствие знаний о силе трения, графиков;
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
развитие кругозора
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2
9.Трение в жизни человека
отсутствие знаний о трении в природе и технике
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи
овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов
подшипники
вкладыши
ролики
2
10.Учет и использование особенностей трения в
быту
проводить наблюдения
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, наблюдения
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
2
11.Силы
сопротивления.
Трение в жидкости и
в воздухе.
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности;
приобретение опыта работы в группах, вступать в диалог
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
2
12.Силы трения и сопротивления в организмах
животных и растений.
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
проблемы трения в живых организмах
2
13.Если бы не было трения.
решение познавательных задач
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие кругозора
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
2
14.Круглый стол
Проект
«Сила трения»
Ведение проблемного диалога,
решение проектных задач
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
формулировать и осуществлять этапы решения задач
овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
2
Итого
35
Учебно - методическое обеспечение.
1.Программы ориентационных курсов по предпрофильной подготовке учащихся. Воронеж,2005.
2.Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. « Электричество в живых организмах»-М; « Наука» 1988.
3.Кац Ц.Б. « Биофизика на уроках физике».- М; Просвещение.1988.
4.Соколова Н.Г., Соколова Т.В. « Физиотерапия»
5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; «Наука».1975.
6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; « Вербум - М» 2002.
7.Уокер Дж. Физический фейерверк - М; «Мир», 1989.
Видеоматериалы.
1.Школьный физический эксперимент.
2. « Физика - 1, 2, 3 , 4 , 5 , 6, 7, 8»
Программное обеспечение.
.
1.Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика. 2.Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО «Физикон», 1997.
3. Электронный задачник по физике.- М: Медиа Паблишинг, 1997.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
5.От плуга до лазера 2.0. Интерактивная энциклопедия.- М.: Компания «Новый Диск», 1998.
6.« Уроки физики Кирилла и Мефодия» (5-6 классы.).- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
7. Медицинская энциклопедия - м;
Список литературы
Для учителя
1. Антипин А. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение, 1974.
2. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы. - М.: Просвещение, 1981.
3.БеркинблитМ.Б,ГлаголеваЕ.Г.«Электричество в живых организмах».; Наука, 1988.
4. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. - М.: Просвещение, 1985.
5. Глазунов А. Г. Техника в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение, 1977.
6. Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы /Под. Ред. А.А. Покровского. - М.: Просвещение, 1974.
7. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.
8. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука,
1979.
9. Ламырева Н.А.Проектная деятельность учащихся. В;« Учитель»,2008г.
10. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. - М.: Просвещение, 1987.
11. Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием. - М.: Просвещение, 1980.
12.Программы ориентационных курсов по предпрофильной подготовке учащихся. Воронеж,2005
10. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение, 1976.
Для обучающихся
1. Блудов М. И. Беседы по физике. 1, 2 ч. - М.: Просвещение, 1984.
2. Варикаш В. М. и др. Физика в живой природе. - Мн.: Нар. асвета, 1984.
3. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М.: Просвещение, 1986.
4. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов / Сост. И. Г. Кирилова. - М.: Просвещение, 1986.
5. Макеева Г. П., Цедрик М. С. Физические парадоксы и занимательные вопросы. - Мн.: Нар. асвета, 1981.