Урок по физике Путешествие из Ангарска в Иркутск (10 класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №2»



Проект урока по физике

в 10 ФХ классе

(с углубленным изучением физики)

Повторение и обобщение материала

по разделу «Динамика»

Выполнила: учитель физики Капутская Елена Ильинична первой квалификационной категории МАОУ «Лицей № 2»







Ангарск, 2012г.

Место урока в разделе «Динамика»

При работе в данном классе используется

Программа: по физике для профильных 10 классов ( ) Учебник: Физика: Под ред. Г.Я.Мякишева. - 6-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2009.-496 с.: ил. Пинский

На изучение раздела «Динамика», согласно программе, отводится 48 часов. Из них, согласно календарно-тематическому планированию, 24 часа отведено на теоретические занятия, 6 часов на лабораторные занятия. После завершения освоения теоретических вопросов проводится система занятий на применение законов динамики при решении конкретных задач.

Умения и навыки, полученные на данном уроке, будут способствовать систематизации и углублению знаний по данной теме. Урок является уроком подготовки к контрольной работе по разделу «Динамика».

Проект урока

Тема: Повторение и обобщение материала по разделу «Динамика»

Тип урока: Урок повторения и обобщения материала.

Цели урока: Формирование умений учащихся, применять законы динамики при решении задач по данному разделу физики.

Задачи урока:

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать знания, полученные при изучении темы «Динамика»;

  2. Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;

  3. Совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня;

  4. Подготовить к контрольной работе по разделу «Динамика».

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение применять полученные теоретические знания при решении задач;

  2. Развивать способности учащихся строить логические рассуждения;

  3. Развивать рациональное мышление;

  4. Развивать познавательную мотивацию.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность при поиске решения задач;

  2. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека;

  3. Формирование способности эффективно использовать время на уроке

  4. Формирование учебного сотрудничества.

  5. Расширить знания учащихся правил дорожного движения

Общеобучающие задачи:

  1. Продолжить работу по формирования умения доказывать свою точку зрения;

  2. Продолжить формирование умения самоконтроля и самооценки.

Диагностика умений и навыков:

К моменту повторения и обобщения по разделу «Динамика» учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:


  1. Ориентируются в физических терминах раздела «Динамика»;

  2. Знают основные законы раздела «Динамика»;

  3. Знакомы с теоретическими основами «Динамики»;

  4. Умеют использовать законы динамики при решении задач.

Методы обучения: активные.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая

Ожидаемый результат урока:

В результате учебной деятельности, на запланированном уроке, учащиеся должны:

  1. Закрепить знания по теме «Динамика»;

  2. Научиться решать задачи различного типа и уровня сложности по теме «Динамика»;

  3. Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки;

  4. Подготовиться к контрольной работе.

Оборудование: рейбуки, интерактивная доска, электронная система голосования

Для учителя:

  1. Учебник «Физика 10», под.ред. Г.Я.Мякишева;

  2. Сборник задач «Физика 10», автор Л.А.Кирик;

  3. Мультимедийное обеспечение;

  4. Доска, мелки.

Для учащихся:

  1. Учебник «Физика 10», под.ред. Г.Я.Мякишева;

  2. Сборник задач «Физика 10», автор Л.А.Кирик;

  3. Тетрадь;

  4. Дидактический материал (маршрутные листы и электронные файлы с заданиями);

  5. Канцелярские принадлежности;

  6. Калькулятор.

Структура урока:

Этап урока

Содержание

Время

1

Организационный момент

Приветствие учащихся; Фиксация учащихся.

5 мин

2

Выявление имеющихся знаний, умений и навыков

Индивидуальная работа с файлами на рейбуках;

Фронтальный опрос.

10 мин

3

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальное решение задач;

Обсуждение решения задач.

10 мин

10 мин

4

Подведение итогов урока

Оценивание работы на уроке.

Вывод по уроку;

5 мин

5

Домашнее задание

Запись домашнего задания

5 мин


Конспект урока:

Ход урока:

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

Психологическое обоснование

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

Переключение внимания учащихся на учебную деятельность

Фиксация учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Настраиваются на урок


Сообщение темы урока


  1. Выявление имеющихся знаний, умений и навыков

Объясняет ученикам задание, которое им необходимо выполнить у доски и на рейбуках.

Задание: расставить силы, действующие на тело и ускорения в следующих случаях:

  1. Летчик выполняет «мертвую петлю» (верхняя точка);

  2. Конькобежец на повороте;

  3. Тело тянут вверх по наклонной плоскости;

  4. Тело на вращающемся диске;

  5. Конический маятник.

Выполняют задание на доске

Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках

С остальными учащимися проводится фронтальный опрос на рейбуках

(Приложение 1)

Отвечают на вопросы

Актуализация изученных знаний для повторения и закрепления навыков, полученных ранее

Проверяет выполнение индивидуального задания учащимися у доски. Задает дополнительные вопросы.

Проверяют выполнение задания. Отвечают на дополнительные вопросы.

Установление правильности выполнения задания, коррекция ошибок. Подготовка к решению учебных задач

Подведение итогов повторения

Оценивают ответы на вопросы

Эмоциональная оценка, поощрение учащихся

  1. Обобщение и систематизация знаний

Объяснение правил деятельности учащихся на уроке

Записывают в тетради число и тему урока.

Переключение внимания учащихся

Раздает маршрутные листы с заданиями по вариантам каждому ряду учеников

(Приложение 2)

Самостоятельно в тетрадях и у доски решают задачи

Развитие умения самостоятельного использования полученных знаний в процессе решения задач

Делит класс на 3 группы


Объясняют решение своей задачи остальным учащимся; происходит обсуждение задач в группах

Анализ и обсуждение полученного результата. Развитие умения слушать другого ученика.

4.Подведение итогов урока

Обобщает результаты урока. Оценивает работу учащихся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники.

Оценивают свою работу на уроке

Акцентирование внимания учащихся на основных моментах урока и полученных знаниях, умениях, навыках. Оценка работы на уроке класса и отдельных учащихся

5. Домашнее задание

(Приложение 3)

Задает домашнее задание:

  1. Прорешать предложенные задачи

  2. Повторить теоретический материал по данной теме

Копируют файлы с домашним заданием

Постановка учебной задачи по закреплению изученного материала для самостоятельного выполнения дома. Перспективное планирование дальнейшей деятельности.

Приложение 1

(Мультимедийная презентация)

Приложение 2

Маршрутный лист для работы на уроке

Приложение 3

Домашняя самостоятельная работа

ВАРИАНТ 1:

  1. Конькобежец движется со скоростью 12м/с по закруглению радиусом 50м. Под каким углом к горизонту он должен находиться, чтобы сохранить равновесие.

  2. Чему равен минимальный радиус дуги, которую может описать мотоциклист, если его скорость 21м/с, а коэффициент трения резины о землю 0,3?

  3. Поезд движется по закруглению радиусом 765м со скоростью 72км/ч. Определить, на сколько внешний рельс должен быть выше внутреннего, чтобы сила давления на рельсы была одинаковой. Расстояние между рельсами принять 1,5м. (При расчетах считайте угол наклона α малым, т.е. tg α = sin α)

ВАРИАНТ 2:

  1. Человек стоит неподвижно на краю круглой горизонтальной платформы, вращающейся вокруг вертикальной оси. Определите линейную скорость человека при вращении платформы, если ее радиус 4м, а коэффициент трения равен 0,2.

  2. Диск вращается в горизонтальной плоскости с частотой 0,5Гц. На расстоянии 20см от оси вращения на диске лежит тело. Каким должен быть коэффициент трения, чтобы тело удержалось на диске?

  3. Тело массой 1 кг, помещенное на расстоянии 40см от оси на горизонтальном плоском диске, оказалось сброшенным с него в тот момент, когда диск стал вращаться, совершая 30 оборотов за минуту. Найдите коэффициент трения тела о поверхность диска. Определите силу трения тела по диску при частоте 0,1Гц.

ВАРИАНТ 3:

  1. Самолет, летящий со скоростью 720км/ч, описывает «мертвую петлю» радиусом 200м в вертикальной плоскости. Чему равен вес летчика в нижней точке мертвой петли, если масса летчика 70кг.

  2. С какой скоростью должен лететь самолет, чтобы в верхней точке «мертвой петли» летчик испытал состояние невесомости. Радиус орбиты 360м.

  3. Ведро с водой вращается в вертикальной плоскости. С какой минимальной частотой нужно вращать ведро, чтобы вода не выливалась. Длина веревки, к которой привязано ведро 1м.

ВАРИАНТ 4:

  1. Определите массу шарика, если сила натяжения нити в момент времени, соответствующий рисунку равна 2Н. Скорость шара в этот момент равна 2 м/с, угол отклонения нити от вертикали 300. Длина нити 1м.

  1. Определите силу натяжения нити в момент прохождения шариком положения равновесия, если известно, что в момент времени, соответствующий рисунку, сила натяжения 2Н, скорость шарика 1м/с, угол отклонения нити от вертикали 300. Скорость шарика в момент прохождения равновесия 2 м/с. Длина нити 1м.

  2. Груз, подвешенный на нити длиной 60см, двигаясь равномерно, описывает в горизонтальной плоскости окружность. С какой скоростью движется груз, если во время его движения нить образует с вертикалью постоянный угол 300.

Задачи из сборника Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: ИЛЕКСА, 2008. - Самостоятельная работа № 24.

Приложение 4

Анкета по оценке урока в целом.


  1. Понравилось ли вам наше путешествие?

  2. Много ли трудностей вы встретили в пути?

  3. было ли путешествие интересным и познавательным?

  4. Хотите ли в будущем совершать подобные путешествие по физике?
















МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1

Общее условие масса автомобиля 1700кг

Основная дорога во время всего путешествия - асфальт

Коэффициент трения при движении колес 0,01


  1. ЭТАП.

Автомобиль трогается с места и за время 10с проходит путь равный 20 м по горизонтальной дороге. Какова при этом сила тяги?


  1. ЭТАП.

На данном участке дороги для автотранспорта установлена предельная скорость 30км/ч. Инспектор ГАИ по следу обнаружил, что тормозной путь равен 12км/ч. Превысили ли мы предельную скорость в момент начала торможения?

3. ЭТАП.

Автомобиль движется по ровному асфальту, равномерно. Но внимание! Впереди знак, указывающий, что дорога делает поворот радиусом 27км. С какой скоростью может ехать автомобиль, чтобы сделать нужный поворот?

4. ЭТАП

Одинаковые ли расстояния проходят правые и левые колеса автомобиля

5. ЭТАП

Автомобиль, то резко поворачивает, то тормозит, то начинает увеличивать скорость. (Каким явлением объясняется наше поведение в машине?)

6. ЭТАП

Перед автомобилем трудность - в пути подъем с уклоном 300 . определить с каким ускорением должен двигаться автомобиль, чтобы преодолеть этот подъем, если сила тяги равна 17 кН?

Ура! Вы достигли пункта назначения




МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2

Общее условие масса автомобиля 1200кг

Основная дорога во время всего путешествия - асфальт

Коэффициент трения при движении колес 0,05


  1. ЭТАП.

Автомобиль трогается с места и за время 10с проходит путь равный 20 м по горизонтальной дороге. Какова при этом сила тяги?


  1. ЭТАП.

На данном участке дороги для автотранспорта установлена предельная скорость 30км/ч. Инспектор ГАИ по следу обнаружил, что тормозной путь равен 12км/ч. Превысили ли мы предельную скорость в момент начала торможения?

3. ЭТАП.

Автомобиль движется по ровному асфальту, равномерно. Но внимание! Впереди знак, указывающий, что дорога делает поворот радиусом 27км. С какой скоростью может ехать автомобиль, чтобы сделать нужный поворот?

4. ЭТАП

Одинаковые ли расстояния проходят правые и левые колеса автомобиля

5. ЭТАП

Автомобиль, то резко поворачивает, то тормозит, то начинает увеличивать скорость. (Каким явлением объясняется наше поведение в машине?)

6. ЭТАП

Перед автомобилем трудность - в пути подъем с уклоном 300 . определить с каким ускорением должен двигаться автомобиль, чтобы преодолеть этот подъем, если сила тяги равна 17 кН?

Ура! Вы достигли пункта назначения




МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3

Общее условие масса автомобиля 1500кг

Основная дорога во время всего путешествия - асфальт

Коэффициент трения при движении колес 0,3


  1. ЭТАП.

Автомобиль трогается с места и за время 10с проходит путь равный 20 м по горизонтальной дороге. Какова при этом сила тяги?


  1. ЭТАП.

На данном участке дороги для автотранспорта установлена предельная скорость 30км/ч. Инспектор ГАИ по следу обнаружил, что тормозной путь равен 12км/ч. Превысили ли мы предельную скорость в момент начала торможения?

3. ЭТАП.

Автомобиль движется по ровному асфальту, равномерно. Но внимание! Впереди знак, указывающий, что дорога делает поворот радиусом 27км. С какой скоростью может ехать автомобиль, чтобы сделать нужный поворот?

4. ЭТАП

Одинаковые ли расстояния проходят правые и левые колеса автомобиля

5. ЭТАП

Автомобиль, то резко поворачивает, то тормозит, то начинает увеличивать скорость. (Каким явлением объясняется наше поведение в машине?)

6. ЭТАП

Перед автомобилем трудность - в пути подъем с уклоном 300 . определить с каким ускорением должен двигаться автомобиль, чтобы преодолеть этот подъем, если сила тяги равна 17 кН?

Ура! Вы достигли пункта назначения


© 2010-2022