Конспект урока по теме Получение переменного тока

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

9 класс

Тема урока: Получение переменного тока (применение явления ЭМИ)

Цель урока:

Обеспечить усвоение знаний по теме «Получения переменного электрического тока»

Задачи:

  1. образования:


  1. развития:

  2. воспитания:


  • изучить понятие переменного тока;

  • изучить способ получения переменного тока;

  • изучить принцип получения переменного тока с помощью индукционного генератора;

  • первичное закрепление нового материала. рефлексия

  • развивать аналитические умения;

  • активизировать интерес к процессу познания и к предмету, в частности;

  • стимулирование познавательной активности через использование элементов ИКТ.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированная

Методы: эвристический, частично-поисковый

Оборудование:

  1. демонстрационное лабораторное - катушка дроссельная, постоянный магнит, гальванометр, соединительные провода;

  2. ИКТ: компьютер, медиапроектор

Средства: презентация;

анимация из «Библиотеки электронных наглядных пособий»;

карточки-тесты, карточки с вопросами;

диалог;

эксперимент;

Структура урока:


  1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте.

Сегодня мы с вами путем поиска, делая открытия, изучим принцип получения переменного тока не в масштабах класса или лаборатории, а в промышленных масштабах с помощью индукционного электромеханического генератора. (слайд № 1 - тема урока)

Давайте вместе выделим главное, что мы можем узнать:

  • понятие переменного тока;

  • что это такое - электромеханический индукционный генератор?

  • принцип получения переменного электрического тока;

  • применение переменного тока.

(открывается слайд № 2- задачи для учащихся)

2 мин



5 - 7 мин

  1. Актуализация темы.

Учитель: на предыдущих уроках, изучая свойства магнитного поля, мы с вами узнали и изучили открытия, сделанные в первой половине XIX века. Не могли бы вы напомнить, с чьими именами связаны эти открытия?

(Ханса Христиана Эрстеда и Майкла Фарадея).

Хорошо. (открывается слайд №3 - портреты) В чем же заключались эти открытия?

(Ханс Эрстед обнаружил, что магнитная стрелка реагирует на проводник, по которому течет ток, т.е. электрический ток действует на магнитное поле).

(А Фарадей через несколько лет после открытия Эрстеда опубликовал результаты своих опытов, в которых под действием изменяющегося магнитного поля возникал электрический ток).

Учитель: Это в теории. А кто бы мог продемонстрировать опыты Фарадея? Кто желает?

(на столе в относительном беспорядке нужные и ненужные приборы. Требуется выбрать необходимое и продемонстрировать опыт)

Ученик 1: собирает простую цепь из дроссельной катушки и демонстрационного гальванометра. Показывает, что при опускании на катушку магнита стрелка гальванометра отклоняется в одну сторону, а при подъеме - в другую. Комментирует свой опыт: катушка (проводник) находится в покое, магнит перемещается относительно катушки, возникает переменный ток. (Переменный ток потому, что стрелка колеблется, показывая изменение направления движения зарядов в катушке)

Учитель: Спасибо. Может быть, существует другой способ получения переменного тока?

Ученик 2: Есть. Идет к столу, показывает: магнит лежит на столе, перемещается вверх-вниз катушка. Стрелка гальванометра отклоняется так же, как и в предыдущем опыте. Ученик комментирует свой опыт: постоянный магнит находится в покое, проводник (катушка) движется относительно магнита. Возникает переменный электрический ток.

Учитель. Подведем итоги: (открывается слайд № 4 построчно)

  • Что происходит с катушкой? (катушку пронизывает магнитный поток)

  • В каком случае возникает переменный ток? (когда катушку пронизывает изменяющийся магнитный поток)

  • А зависит ли появление переменного тока от способа изменения магнитного потока? (Нет)

2 мин


2 мин


2 мин

7 - 8 мин

Учитель. Ребята, скажите, что человечество получило от этих открытий?

  • переменный ток;

  • энергию:

  • много энергии;

  • да ничего особенного…

  1. Объяснение

Учитель: Чтобы можно было ответить, что же дало человечеству открытие Майкла Фарадея, посмотрим анимацию. Но не просто будем смотреть, а будем работать. Предлагаю вам с помощью анимации решить небольшую задачу - ответить на мои вопросы. Пожалуйста, прочтите их. А теперь смотрим. Показывает анимацию из «Библиотеки электронных наглядных пособий»

Учитель.

  • Какие вы встретили затруднения? (если требуется, повторяет «трудные» кадры);

  • Давайте теперь ответим на вопросы. (ученики отвечают) Ребята, предлагаю вам необычное дополнительное домашнее задание (тем, кому интересно и кто желает): поискать в учебной литературе, подумать самим, а, может, просто спросить у старших: почему бытовая техника производства США в наших условиях быстро выходит из строя?

  • А теперь я предлагаю вам озвучить текст анимации. (1-2 ученика озвучивают текст)

  1. Закрепление.

Учитель: Спасибо.

  • Как вы думаете, чего бы мы лишились, если бы не было открытия электромагнитной индукции? (переменного тока в квартире, не было бы телевизоров, видео,..)

  • Теперь, когда вы уже много узнали, думаю, что сможете справиться с коротким тестом из 5 заданий. Ребята, карточки теста уже лежат у вас на столе.

Выполнение теста. Цифровая проверка (код на слайде № 5). (Выставление оценок). Коррекция

7 - 10 мин


  1. Подведение итогов.

5 мин



2 мин

Учитель: давайте вернемся к цели, которая стояла перед нами в начале урока (слайд № 6):

  • понятие переменного тока и индукционного генератора;

  • способ получения переменного тока;

  • применение переменного тока.

Учитель:

  • сумели ли мы ответить на все вопросы?

  • какой вопрос вызвал у вас интерес?

  • скажите, пожалуйста, какая задача вызвала затруднения?

  1. Домашнее задание: Учитель. Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание (слайд № 7).

    1. (для всех) прочитать §50,

    2. выполнить Δ40 кто желает (инструктаж):

  • 40.1 - задача, с которой вы вполне можете справиться, на определение периода колебаний по известной частоте;

  • 40.2 - задача чуточку труднее - требуется проанализировать график изменения силы тока. Будьте внимательны относительно единиц измерения силы тока.

  • И нестандартный вопрос любознательным: почему бытовая техника производства США в наших условиях быстро выходит из строя?


© 2010-2022