• Преподавателю
  • Физика
  • Эффективность тренинга как формы комплексного использования интерактивных методов обучения и воспитания на уроках физики

Эффективность тренинга как формы комплексного использования интерактивных методов обучения и воспитания на уроках физики

  Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности: – как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определённой реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений. В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию обучающегося (интеллектуальн...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность тренинга как формы комплексного использования интерактивных методов обучения и воспитания на уроках физики

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности: - как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определённой реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений. В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию обучающегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность. Наибольшая эффективность тренинга достигается, когда кабинет физики оборудовано техническими средствами:

-проектор

-компьютер

-хорошая учебная доска из трех секций

- стендовое оформление

- принтер

- колонки

Этапы тренинга. В каждом тренинге различают три этапа: 1) подготовительный; 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный. Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает о возможных неудачах, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»). Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия. На подготовительном этапе тренинга более активен учитель (экстраактивный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи учителя будут звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме. От ведущего требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностного взаимодействия. Должны быть созданы условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку. Оценка ребёнка ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одноклассников. На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность). Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности её содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз. Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения. Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, коллегами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, её социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Роль ведущего на этой фазе - направляющая, поддерживающая, корректирующая. Технология проблемного семинара такова: 1) Постановка и осмысление проблемы. 2) Генерирование вариантов решения проблемы. 3) Поиск аргументов в поддержку предложенных решений. 4) Отбор наиболее аргументированных вариантов решений. 5) Критика отобранных решений. 6) Отбор решений, наиболее устойчивых к критике. 7) Продумывание способов реализации отобранных решений. 8) Обсуждение этих способов. 9) Подведение итогов


© 2010-2022