Программа физика 9 класса

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 г. Томска




Рассмотрено

на Методическом совете

Протокол № ___

от «___»__________2015г.

Утверждаю Директор МАОУ СОШ №31

г. Томска

________________Л.В. Гуленко

приказ № _____от «___»_____2015г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике



9 класс

68 часов в год

2 часа в неделю

Программа: авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011


Учебники

Физика 9: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. - М.: Дрофа, 2011 г.

Разработчик:

Жевлакова Е.В., учитель физики



Томск - 2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 9 классе (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель 34

Количество плановых контрольных работ 6

Количество плановых лабораторных работ 9

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изменения, внесённые в авторскую программу Е.М. Гутника, А. В. Перышкина. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 70 часов из расчёта 35 рабочих недель, в рабочей программе предусмотрено сокращение на 6 часов, т.к. продолжительность учебного года составляет 34 недели:

× механические колебания и волны - на 3 ч

× электромагнитное поле - на 1 ч

× строение атома и атомного ядра - на 2 ч

Также сохранено 2 часа из 2 ч предусмотренного резерва (на непредвиденные потери часов): карантин; курсовая подготовка и т. д.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю из расчёта 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Развивающего обучения

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

  • смысл физических величин:ускорение, импульс

  • смысл физических законов:Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических, электромагнитных и квантовых явлениях

  • решать задачи на применение изученных физических законов

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Критерии оценивания устного ответа.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценивания лабораторной работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.









































Основное содержание (68 часов)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.


Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль


Название

Содержание

Количество фронтальных лабораторных работ

Количество контрольных работ

Законы взаимодействия и движения тел - 26 ч

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

2

2

Механические колебания и волны. Звук - 10 ч

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс

2

1

Электромагнитное поле - 17 ч

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

2

1

Строение атома и атомного ядра - 11 ч

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре.Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд

3

1

Повторение - 4 ч (из 6 ч резервного времени в авторском планировании, рассчитанном на 70 часов в год, 35 учебных недель)

1



Фронтальные лабораторные работы


в раб. прогр.

Тема

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

2

Измерение ускорения свободного падения

3

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

4

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

5

Изучение явления электромагнитной индукции

6

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

7

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

8

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

9

Измерение естественного радиационного фона дозиметром

Календарно-тематическое планирование 9 класса

№ п/п

Количество часов

Дата

Тема урока

Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч). Основы кинематики (11 ч) 1 четверть

1

1



Материальная точка. Система отсчёта

2

1



Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения

3

1



Решение задач «Прямолинейное равномерное движение»

4

1



Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение

5

1



Решение задач «Прямолинейное равноускоренное движение»

6

1



Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении

7

1



Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении

8

1



Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

9

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 1

10

1



Основы кинематики

11

1



Контрольная работа № 1 «Основы кинематики»

Основы динамики (10 ч)

12

1



Относительность механического движения

13

1



Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира

14

1



Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона

15

1



Второй закон Ньютона. Контрольный тест

16

1



Свободное падение

2 четверть

17

1



Невесомость

18

1



Третий закон Ньютона

19

1



Закон всемирного тяготения

20

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 2

21

1



Основы динамики

22

1



Контрольная работа № 2 «Основы кинематики»

Законы сохранения в механике (5 ч)

23

1



Импульс тела

24

1



Закон сохранения импульса

25

1



Реактивное движение

26

1



Законы сохранения в механике

27

1



Контрольная работа № 3 «Основы динамики и законы сохранения в механике»

Глава 2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

28

1



Колебательное движение. Свободные колебания.

29

1



Амплитуда, период, частота колебаний

30

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 3

31

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 4 колебаний нитяного маятника от длины нити»

32

1



Превращение энергии при колебательном движении

3 четверть

33

1



Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

34

1



Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны

35

1



Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой)

36

1



Звуковые волны. Скорость звука

37

1



Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс

Глава 3. Электромагнитное поле (17 ч)

38

1



Однородное и неоднородное магнитное поле

39

1



Направление тока и направление линий его магнитного поля.

40

1



Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки

41

1



Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея

42

1



Опыты Фарадея

43

1



Электромагнитная индукция

44

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 5

45

1



Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции

46

1



Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах

47

1



Решение задач

48

1



Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние

49

1



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

50

1



Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи

51

1



Электромагнитная природа света

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле»

52

1



Преломление света. Показатель преломления

4 четверть

53

1



Дисперсия света. Типы оптических спектров

54

1



Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

55

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 6

Глава 4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)

56

1



Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома

57

1



Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

58

1



Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике

59

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53.Фронтальная лабораторная работа № 7

60

1



Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел

61

1



Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция

62

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53. Фронтальная лабораторная работа № 8

63

1



Проведен инструктаж по технике безопасности инструкции № 50, 51, 53. Фронтальная лабораторная работа № 9

64

1



Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций

Контрольный тест № 5

Повторение (2 ч)

64

1



От тепловых явлений до световых

65

1



Конференция «Физика вокруг нас»

66

1



Годовая контрольная работа

Резерв 2 часа












Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Физика 9: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. - М.: Дрофа, 2010

  2. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. - М.: Экзамен, 2012

  3. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»

  4. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты







Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 г. Томска




Рассмотрено

на Методическом совете

Протокол № ___

от «___»__________2015г.

Утверждаю Директор МАОУ СОШ №31

г. Томска

________________Л.В. Гуленко

приказ № _____от «___»_____2015г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Решение задач по физике»


9 класс

17 часов в год

1 час в неделю

Общеобразовательная программа








Разработчик:

Жевлакова Е.В., учитель физики



Томск - 2015


© 2010-2022