Конспект урока

Зачем вообще нужна любая наука? Чтобы применять полученные знания на практике. В жизни всё время возникают проблемы, которые человеку нужно решать. Как он это делает?  Человек всегда действует по следующей цепочке для решения проблем: проблема — идея — расчеты — практика Запомним эту цепочку. А теперь можно предложить одну из таких задач. Посмотрим, помогут ли вам справиться с ней приведенная выше схема и те знания и навыки, которые мы уже  имеем. Итак, сейчас приступаем к исследованию явления трения. Тема урока «Трение. Сила трения». Слайд 1. Вы уже знаете кое-что об этом явлении природы. Поэтому прошу внимания на  экран.  Что же вы видите на экране? Проблемные вопросы.           Как вы думаете? Возможна ли жизнь без силы трения? Всегда ли трение препятствует движению? Как используют силу трения в природе и технике? 3.      Повторение ранее изученного Но для начала повторим прошлые темы. 1. Какие виды сил вы знаете?  Сила тяжести, сила упругости, которую вы повторяли на позапрошлом уроке, и сила трения, о которой мы поговорим сегодня Слайд 2. Слайд 3. 1. В каких случаях возникает сила упругости? ·         При равномерном движении тела ·         при деформации тела ·         при полете тела ·         правильного ответа нет 2. Сила 20 Н растягивает пружину на 4 см. Какова жесткость пружины? 1) 5  2) 80   3) 500 4) 0,8 3. Выйти записать закон Гука с объяснением величин, почему стоит знак минуса. 4.      Изучение новой темы Говоря о любом  движении, нельзя обойтись без упоминания о трении. Почти любое движение окружающих нас тел сопровождается трением. Например: останавливается автомобиль, у которого водитель отключил двигатель; стираются подошвы обуви и шины машин; изнашиваются детали трущихся механизмов, изменяя формы и размеры деталей, которые приводят к вибрациям и биениям в механизмах, снижают качество работ и создают угрозу аварии. Все это и многое другое вызвано действием силы трения, возникающей при движени... Слайд 4 Трение – как мы уже поняли один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при соприкосновении двух тел. Слайд 5 Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Слайд 6  Другая причина трения- Взаимное притяжение частиц соприкасающихся тел. Возникновение силы трения обусловлено главным образом первой причиной, когда поверхности тел шероховаты.  Если поверхности отполированы, то тело двигается быстрее, т.е. сила трения меньше. Видео 2 Давайте вспомним какие бывают виды трения? 1.      трение качения, 2.      трение скольжения и 3.      трение покоя. Слайд 7. Силы трения возникают  не только при движении. Каждому, кому приходилось передвигать по комнате тяжелую мебель (например, шкаф), известно, как трудно сдвинуть ее с места. Усилия, которые необходимо для этого приложить, гораздо больше усилия, затрачиваемого на дальнейшее перемещение шкафа по полу. Сила, которая противодействует первоначальному сдвигу шкафа, называется силой трения покоя. Слайд 8. попробуйте сдвинуть книгу на столе, нужно приложить определённые усилия, т.к. действует сила трения покоя. Слайд 9 Сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами. Теперь рассмотри трение скольжения  Слайд 10 Возьмем книгу и положим на неё карандаш, что мы видим  , слайд 11  Карандаш удерживается на книге и не движется (не скользит).      Сила трения скольжения так препятствует движению, что движение даже не может начаться. И последний вид трения- это трение качения. слайд 12 Снова положим карандаш на книгу, но уже в другом положении, что мы наблюдаем :  Слайд 13. Скольжением в этом случае невозможно переместить карандаш, а вот качением - пожалуйста! Видео 1 Мы моем сделать вывод куда направлена силы трения? Слайд 14. Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения, направленная в какую сторону как вы думаете? В сторону, противоположную движению. Слайд 15 Сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей и не зависит от площади этих поверхностей. Видео 3 Слайд 16  Формула для силы трения Fтр = μN . μ- безразмерная величина, т.к. чтобы найти коэффициент трения из формулы, что нужно сделать?  силу трения разделить на силу реакции опоры, у силы трения какие ед. измерения, и у силы реакции опоры тоже Ньютоны, ньютон на ньютон получается 1, поэтому коэффициент трения безразмерная величина. Коэффициент трения зависит от поверхностей соприкасающихся тел. Трение бывает хорошим или полезным и вредным. Из-за отсутствия хорошего трения ежегодно в мире происходят миллионы транспортных катастроф. Из-за слишком сильного трения на обувь ставятся ежедневно тысячи новых набоек.  Слайд 17
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока №2 .

Тема урока: « Сила трения. Виды сил трения. Трение в природе и технике».

Цели и задачи урока:

Воспитательные:

  • содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга;

  • содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;

  • содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению физики;

Развивающая:

  • развитие речи,

  • Развитие коммуникативных способностей,

  • развитие умения логически излагать свои мысли,

  • развитие познавательного интереса учащихся.

Образовательная:

  • Расширить знания о силе трения

  • Научить учащихся различать виды силы трения покоя, скольжения, качения.

  • Рассмотреть примеры положительного и отрицательного влияния силы и способы ее устранения.

  • сформировать умение решать задачи по данной теме.

Методы обучения: проблемный, наглядный, практический, объяснительно -иллюстративный.

Приборы и материалы: деревянный брусок, наклонная плоскость, проектор, экран, компьютер, дидактические материалы.

План урока:

  1. Организационный момент.(1-2 мин)

  2. Мотивация и целеполагание (1-2 мин)

  3. Повторение ранее изученного (5-10 мин)

  4. Изучение новой темы(15-25 мин)

  5. Подведение итогов(1-2 мин)

  6. Домашнее задание.(1-2 мин)











Ход урока.

  1. Организационный момент.

Встали, подровнялись. Здравствуйте, садитесь.



  1. Мотивация и целеполагание.

Зачем вообще нужна любая наука? Чтобы применять полученные знания на практике. В жизни всё время возникают проблемы, которые человеку нужно решать. Как он это делает? Человек всегда действует по следующей цепочке для решения проблем:

проблема - идея - расчеты - практика

Запомним эту цепочку. А теперь можно предложить одну из таких задач. Посмотрим, помогут ли вам справиться с ней приведенная выше схема и те знания и навыки, которые мы уже имеем.

Итак, сейчас приступаем к исследованию явления трения. Тема урока «Трение. Сила трения». Слайд 1.

Вы уже знаете кое-что об этом явлении природы. Поэтому прошу внимания на экран. Что же вы видите на экране?

Проблемные вопросы.

Как вы думаете?

Возможна ли жизнь без силы трения?

Всегда ли трение препятствует движению?

Как используют силу трения в природе и технике?

  1. Повторение ранее изученного

Но для начала повторим прошлые темы.

1. Какие виды сил вы знаете? Сила тяжести, сила упругости, которую вы повторяли на позапрошлом уроке, и сила трения, о которой мы поговорим сегодня Слайд 2.

Слайд 3. 1. В каких случаях возникает сила упругости?

  • При равномерном движении тела

  • при деформации тела

  • при полете тела

  • правильного ответа нет

2. Сила 20 Н растягивает пружину на 4 см. Какова жесткость пружины?

1) 5 2) 80 3) 500 4) 0,8

3. Выйти записать закон Гука с объяснением величин, почему стоит знак минуса.

  1. Изучение новой темы

Говоря о любом движении, нельзя обойтись без упоминания о трении. Почти любое движение окружающих нас тел сопровождается трением. Например: останавливается автомобиль, у которого водитель отключил двигатель; стираются подошвы обуви и шины машин; изнашиваются детали трущихся механизмов, изменяя формы и размеры деталей, которые приводят к вибрациям и биениям в механизмах, снижают качество работ и создают угрозу аварии. Все это и многое другое вызвано действием силы трения, возникающей при движении одних тел вдоль поверхности других. Кстати, ходим мы по земле, благодаря все той же силе трения.

Слайд 4

Трение - как мы уже поняли один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при соприкосновении двух тел.

Слайд 5 Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Слайд 6 Другая причина трения- Взаимное притяжение частиц соприкасающихся тел.

Возникновение силы трения обусловлено главным образом первой причиной, когда поверхности тел шероховаты. Если поверхности отполированы, то тело двигается быстрее, т.е. сила трения меньше. Видео 2

Давайте вспомним какие бывают виды трения?

  1. трение качения,

  2. трение скольжения и

  3. трение покоя. Слайд 7.

Силы трения возникают не только при движении. Каждому, кому приходилось передвигать по комнате тяжелую мебель (например, шкаф), известно, как трудно сдвинуть ее с места. Усилия, которые необходимо для этого приложить, гораздо больше усилия, затрачиваемого на дальнейшее перемещение шкафа по полу. Сила, которая противодействует первоначальному сдвигу шкафа, называется силой трения покоя.

Слайд 8. попробуйте сдвинуть книгу на столе, нужно приложить определённые усилия, т.к. действует сила трения покоя.

Слайд 9

Сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами.

Теперь рассмотри трение скольжения Слайд 10 Возьмем книгу и положим на неё карандаш, что мы видим , слайд 11 Карандаш удерживается на книге и не движется (не скользит).
Сила трения скольжения так препятствует движению, что движение даже не может начаться.

И последний вид трения- это трение качения. слайд 12 Снова положим карандаш на книгу, но уже в другом положении, что мы наблюдаем : Слайд 13. Скольжением в этом случае невозможно переместить карандаш, а вот качением - пожалуйста! Видео 1

Мы моем сделать вывод куда направлена силы трения? Слайд 14. Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения, направленная в какую сторону как вы думаете? В сторону, противоположную движению.

Слайд 15 Сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей и не зависит от площади этих поверхностей. Видео 3

Слайд 16 Формула для силы трения Fтр = μN

. μ- безразмерная величина, т.к. чтобы найти коэффициент трения из формулы, что нужно сделать? силу трения разделить на силу реакции опоры, у силы трения какие ед. измерения, и у силы реакции опоры тоже Ньютоны, ньютон на ньютон получается 1, поэтому коэффициент трения безразмерная величина. Коэффициент трения зависит от поверхностей соприкасающихся тел.

Трение бывает хорошим или полезным и вредным.

Из-за отсутствия хорошего трения ежегодно в мире происходят миллионы транспортных катастроф. Из-за слишком сильного трения на обувь ставятся ежедневно тысячи новых набоек. Слайд 17

Ни один бантик нельзя завязать без помощи силы трения. Слад 18-21 Трение со временем разрушает движущиеся детали, поэтому, чем больше их в механизме, тем он менее долговечен. Лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу. Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются.

«Вредное» трение.

Способы уменьшения трения:

  1. Замена трения скольжения трением качения.

  2. Введение смазки между трущимися поверхностями.

    1. Подведение итогов

Какие выводы мы можем сделать?

  • Сила трения возникает между соприкасающимися поверхностями.

  • Сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей.

  • Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.

  • Сила трения уменьшается при замене трения скольжения трением качения, при смазывании трущихся поверхностей.

Если останется время Видео 4

  1. Домашнее задание:

Возьмите два граненых карандаша и держите их перед собой параллельно, положив на них линейку. Начните сближать карандаши. Сближение будет происходить поочередными движениями: то один карандаш движется, тот другой. Даже если вы захотите вмешаться в их движение, у вас ничего не получится. Они все равно будут двигаться по очереди и встретятся на середине линейки.

Попробуйте проделать то же самое с палкой, шваброй, лопатой или граблями, держа их на вытянутых пальцах. Исследуйте, встретятся ли пальцы на середине. Попытайтесь объяснить, почему так происходит.

Ответ:

Как только на одном карандаше давление стало больше и трение настолько возросло, что карандаш дальше двигаться не может, он останавливается. Зато второй карандаш может теперь двигаться под линейкой. Но через некоторое время давление и над ним становится больше, чем над первым карандашом, и из- за увеличения трения он останавливается. А теперь может двигаться первый карандаш. Так, двигаясь по очереди, карандаши встретятся на самой середине линейки у ее центра тяжести. В этом легко убедится по делениям линейки.



© 2010-2022