• Преподавателю
  • Физика
  • Урок по физике в 8 классе: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»

Урок по физике в 8 классе: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ломоносовская средняя школа им. М.В. Ломоносова»



Урок по физике в 8 классе:

« Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».





Штанг Ольга Александровна.,

учитель физики и математики





с.Ломоносово

2015




Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

Время

УЭ 0

Тема урока: Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Запиши число и тему урока в тетрадь

1 мин

УЭ 1

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые процессы»

Задачи:

- повторить понятия: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания

- закрепить умения применять знания при решении задач, выполнении тестов и графических заданий

Сформулируйте цель.

Сравните ее с целью, предложенной учителем.

Прочитайте задачи урока.

2 мин.

УЭ 2

Цель: Повторить понятие внутренняя энергия.

  1. Заполни пропуски в определении:

Внутренняя энергия - … всех молекул, из которых состоит тело и … их взаимодействия. (1б)

  1. Заполни пропуски в схеме:

(1б)


  1. Сравни способы теплопередачи, заполнив таблицу (§4-§6)

Признаки для сравнения

Виды теплопередачи

Теплопроводность

Конвекция

излучение

Определение

Механизм

Для каких сред возможно

Примеры

(3б)

Работа на листках с учебником с последующей взаимопроверкой (максимум - 5б)

4 мин

УЭ 3

Цель: отработка умения применять формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для нагревания тел или выделяемого при охлаждении

  1. Заполни пропуски:

Удельная теплоемкость - физическая величина, показывающая какое количество … необходимо передать телу … , чтобы его … изменилась на … . (1б)

  1. Запиши, по какой формуле рассчитывается количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделившееся при его охлаждении (§9) (1б)

  2. Вычислите недостающие значения и запишите их в таблицу (4б)


Q

c

m

t1

t2

вещество


?

?

1,5 кг

20

220

чугун


?

?

4 кг

30

15

кирпич


4,4 · 106 Дж

?

250 кг

20

40

?


2800 Дж

?

?

0

20

свинец

Работа на листках с учебником с последующей взаимопроверкой (максимум - 6б)

4 мин

УЭ 4

Цель: отработка умения применять формулу для вычисления количества теплоты, выделяемого при сжигании топлива

  1. Запиши, по какой формуле рассчитывается количество теплоты, выделившееся при сжигании топлива (§10) (1б)

  2. Вычислите недостающие значения и запишите их в таблицу (4б)


Q

q

m

Вид топлива

1

?

?

15 кг

Древесный уголь

2

?

?

200 г

Спирт

3

50 000 кДж

?

?

Сухие дрова

4

60 МДж

?

2 кг


Работа на листках с учебником с последующей взаимопроверкой (максимум - 5б)

4 мин

УЭ 5

Цель: применение закона сохранения энергии при решении задач

  1. Прочитай параграф 11 учебника и ответь на следующие вопросы. Обсуди их с соседом по парте:

- что происходит с внутренней энергией дров при их сгорании в костре

- согласно закону сохранения энергии, куда переходит внутренняя энергия дров при их сгорании?

- если на костер поставить котелок с водой, куда будет переходить внутренняя энергия дров? Что будет происходить с водой?

- можно ли рассчитать, какое количество энергии выделилось при сгорании дров? Как это сделать?

- можно ли рассчитать количество теплоты, переданное воде, при ее нагревании? Как это сделать?

- Можно ли приравнять количества теплоты в обоих случаях (не учитывая нагрев котелка и окружающего воздуха)?

2) Реши задачу по образцу. Обсуди решение с соседом.

Образец: Какое количество воды можно нагреть на 50°С теплотой, полученной при полном сгорании 10 г спирта?

Дано:

СИ

Решение:

Q1=qсmс - количество теплоты, выделяющееся при сгорании спирта

Q2=cвmв(t2-t1) - количество теплоты, необходимое для нагревания воды

По закону сохранения энергии Q1=Q2

qсmс = cвmв(t2-t1)

Урок по физике в 8 классе:« Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

Урок по физике в 8 классе:« Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

Ответ: mв=1,29 кг

t2-t1 = 50ºC

cв=4200 Урок по физике в 8 классе:« Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

qc= 2,7 · 107 Урок по физике в 8 классе:« Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

mс=10г


0,01кг

mв-?

Задача: стальную деталь нагрели на 30º С теплотой, полученной при полном сгорании природного газа массой 100 г. Определите массу стальной детали. (1б)

Работа в парах




Работа в тетрадях (максимум - 1б)

10 мин

УЭ 6

Цель: научиться решать задачи с использованием закона сохранения энергии

Реши задачи:

  1. На сколько градусов нагреется медный брусок массой 2 кг, если он получит всю внутреннюю энергию, выделившуюся при остывании 200 г воды от температуры 100°С до температуры 20°С? (2б)

  2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 300 г спирта? Сколько воды можно нагреть на 60°С этим теплом? (2б)

  3. Какова масса дров, которая потребуется для нагрева 20 л воды от температуры 30°С до температуры 100°С? Потерями тепла пренебречь. (3б)

Работа в тетради (максимум - 5б)

15 мин

УЭ 7

Цель: рефлексия

Отметь в таблице твои достижения:

Все понятно, смогу объяснить

Понятно многое, но часть нужно повторить

Ничего не понял требуется помощь

Внутренняя энергия

Способы изменения внутренней энергии

Удельная теплоемкость

Решение задач на расчет количества теплоты, требуемого на нагревание тела или выделяющегося при охлаждении тел

Удельная теплота сгорания

Решение задач на определение количества теплоты, выделившееся при сгорании топлива

Закон сохранения энергии при механических и тепловых процессах

Решение задач с использованием закона сохранения энергии

Оцени свои итоги работы на уроке:

10-16б - удовлетворительно

17-19б - хорошо

20-22б - отлично

Работа на листках

3 мин

УЭ 8

Цель: Формулировка домашнего задания

  1. На основании листа рефлексии обрати особое внимание на темы, вызывающие сомнения. Повтори их.

  2. Подготовка к контрольной работе (§1-§11)

Урок по физике в 8 классе:« Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

2 мин


© 2010-2022