Пасха в Кубанской семье

В общеобразовательных школах недостаточно используется воспитательный потенциал православных праздников для духовно- нравственного образования и воспитания учащихся. Во многих семьях проведение Пасхи отличается от других светских праздников лишь сервировкой праздничного стола,  атрибутом праздника является крашенное яйцо. Духовная основа праздника до детей не доносится, так как не каждый взрослый знает благочестивые традиции празднования Рождества Христова. Необходимо объединить усилия семьи и ш...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели:

1) способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям народа;

2) развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических и этнографических сведений о традициях празднования народных праздников;

3) воспитывать культуру празднования народных праздников;

4) воспитывать гордость и ответственность за сохранение культурных традиций своей страны.

Форма проведения: устный журнал.

Рубрики устного журнала:

• История Пасхального праздника.

• Пасхальные игры.

• Пасхальные рецепты.

• Пасхальное яйцо - главный атрибут праздника.

• Как празднуют Пасху в наших семьях. Видеоинтервью.

• Поэты и писатели о праздновании Пасхи.

• Викторина «Пасхальные узоры»

• Конкурс рисунков «Пасха в казачьей семье».

Класс празднично украшен: ветки вербы в вазочках, крашеные яйца, куличи, пасхи, изображения Иисуса Христа, Марии Магдалины, фотосюжеты, рисунки.

Звучат колокола(в записи). На сцену выходят ведущие. Это мальчик и девочка. Они одеты в нарядные русские костюмы. Выйдя на середину класса, они кланяются на две стороны.

Мальчик: Здравствуйте, люди добрые!

Девочка: Здравствуй, и стар, и млад!

Мальчик: О празднике светлом, народном

Девочка: Звонят российские колокола!

(Ведущие кланяются и уходят).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш устный журнал посвящен одному из самых красивых и светлых праздников России - Пасхе.

На страницах нашего журнала вы узнаете исторические сведения о появлении праздника, познакомитесь с рецептами лакомств, которые сопровождают пасхальный праздник, окунетесь в исторические хроники, посвященные непременному атрибуту пасхальных праздников - яйцу-писанке, ответите на вопросы авторов устного журнала о праздновании Пасхи, услышите пасхальные напевы.

Мы открываем первую страницу нашего журнала. Поговорим об истории пасхального праздника. Праздник Великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году нашей эры. Пасха - это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, никогда не бывает в одно и то же число. Пасхальному воскресенью предшествует период поста, когда люди едят постную пищу. Этот пост длится 40 дней, начинается он в понедельник, после прощенного воскресенья и заканчивается в субботу перед Великим воскресным праздником. Оказывается, пост служит напоминанием о том, что Иисус Христос 40 дней молился и постился в пустыне.

Хочу отметить, что Пасхе предшествует Вербное воскресенье. После Вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль. После Вербного воскресенья наступает Страстная неделя. Последняя пятница перед Пасхой означает распятие Христа на кресте, а Пасхальное воскресенье означает его воскрешение. ( Стихотворение А.Майкова)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес -

«Воистину Христос воскрес!»

( изображение храма и раздается праздничный колокольный звон).

Мне хотелось бы дать слово тем, кто может рассказать нам о том, какие традиции и обычаи связаны с праздником Пасхи в нашей стране и во многих семьях.

( Ребята читают или рассказывают свои воспоминания, связанные с подготовкой к празднику и моментами встречи праздника).

Первый ученик: Мои воспоминания связаны с тем, что моя бабушка всегда очень готовилась к празднику. Эта подготовка связана с уборкой жилья. В бабушкином и в нашем домах всё вымывалось и выстирывалось. Эта традиция продолжается и сегодня. Мы моем окна, двери, все уголки в доме, чтобы встретить праздник в чистоте и особом уюте.

Второй ученик: Больше всего мне нравится в этом празднике то, что ты просыпаешься очень рано и идешь в церковь. Вместе с тобой идет и твоя семья. В корзине съестные лакомства, которые непременно надо освятить в честь праздника. А еще к празднику Пасхи покупается что-то новое из одежды, ты идешь нарядный и красивый.

Третий ученик: Мне очень нравится вечер накануне праздника. В доме -вкусные запахи. Все чисто убрано, все ходят торжественные, собираются на утреннюю службу, а я лежу и смотрю в окно, мне вспоминаются строчки русского поэта Сергея Есенина. Мне кажется, что именно таким должен быть вечер накануне Пасхального праздника. Вот, послушайте:

Тихо струится река серебристая

В царстве весеннем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает с луны.

Запад подернулся лентою розовой.

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою, в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

Четвертый ученик: Для меня праздник Пасхи - это различные лакомства, которые готовит моя мама, а также крашеные яйца, которые мы украшаем всей семьей.

Учитель: Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Безусловно, главная примета праздника - украшенное яйцо. Еще особая примета праздника - это то, что существует обычай христосования.

Пятый ученик: «Христосоваться» - значит поздравлять друг друга с праздником, обращаться друг к другу со словами: «Христос воскрес» и в ответ услышать: «Воистину воскрес!», трижды целовать друг друга, дарить друг другу крашеные яйца.

Учитель: У многих народов мира именно яйцо - признак зарождения жизни. Чтобы это понять, необходимо отправиться в глубь веков, к древним славянам - язычникам и задать им этот вопрос.

Шестой ученик: В древней летописи говорится о том, что планета Земля похожа на большое яйцо. Это большое яйцо принадлежит родительнице Земли и Неба, той, которая стала началом богов и людей, Великой Матери по имени Живана.

Седьмой ученик: Мир, который имеет форму яйца состоит из верхней или внутренней части - желтка. Желток - это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца - мир мертвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас - день.

Восьмой ученик: В мирах Финляндии тоже очень много внимания уделяется яйцу, как символу жизни на Земле. История финских племен отражена в письменном памятнике под названием «Калевала». В нем в стихотворной форме говорится следующее:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части -

Стал высокий свод небесный.

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился.

А снесла это чудесное яйцо утка, в облике которой предстал сам Господь Бог.

Учитель: Из глубины веков в Пасхальное воскресенье попадают нам на стол крашеные яйца-писанки - символ жизни на земле. Давайте узнаем, какие обряды и легенды связаны с расписным яйцом?

(Ребята рассказывают легенды и обряды, знакомят со своими рисунками, посвященными яйцу.)

Легенда первая. Согласно одной легенде, капли крови Христа, упавшие на землю, приняли вид куриных яиц и стали твердыми, как камень и красными, как цвет крови. Слезы Богоматери, оплакивающей распятого Христа, упали на рассыпанные яйца и украсили их прекрасными узорами и цветными крапинками. Вот поэтому яйца красят перед Пасхой и они являются украшением пасхального стола и его основным блюдом.

Легенда вторая. Первой воскресший из мертвых Христос явился женщине Марии Магдалине. Придя в город Рим, Мария Магдалина решила сообщить об этом императору Тиберию, принести ему благую (хорошую) весть. В честь этого она преподнесла ему красное яйцо и сказала слова:»Христос воскрес!». Вот так и появились на Руси слова «Христос воскрес!», которые мы говорим в светлое пасхальное воскресенье.

Обычай первый. Пасхальные яйца можно хранить в течение года, до следующей Пасхи. Остатки пасхальных яиц зарывали в землю.

Обычай второй. В старые времена пасхальные яйца зарывали в кадку с зерном, которое готовилось для посева. Этим можно было предположить, что хозяев ждет богатый урожай.

Обычай третий. Люди, строившие свои дома, вмуровывали крашеное яйцо в фундамент дома. Это яйцо служило оберегом от злых сил, от разрушения дома.

Обычай четвертый. Если шли в поле и брали с собой крашеное яйцо, то его

подбрасывали вверх, чтобы хлеба были высокими.

Обычай пятый. И сегодня яичную скорлупу от крашеных яиц собирают и разбрасывают по полям для лучшего урожая на грядках.

Обычай шестой. Когда скот впервые выгоняли в поле, то крашеным пасхальным яйцом катали им по хребту животного, чтобы оно становилось сытым и круглым, как яйцо.

Обычай седьмой. Яйцо использовали для лечения болезней людей. К примеру, осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили его на теле от простуды и лихорадки.

Обычай восьмой. Пасхальное яйцо используется для поминания умерших людей. Считалось, что если прийти на могилу умерших с пасхальным яйцом, которое тебе подарили первому в пасхальное воскресенье, то можно будет через яйцо общаться с умершими родственниками.

Обычай девятый. Крашеные яйца принято дарить друг другу на счастье и здоровье. Это символ доброго расположения людей друг к другу.

Обычай десятый. Раньше писанки дарили невесты своим женихам, а женихи невестам в знак любви и верности.

Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящали делам благотворительности. Кто мог, все одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, тюрьмы. «Христос воскресе» - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. С игрою солнца связывали и виды на урожай, на погоду. Если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету. На святой дождь - добрая рожь. На святой гром - к урожаю. Если на второй день Пасхи будет ясная погода -лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Учитель: Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. На Пасху разрешалось звонить в колокола лучшим юношам и мальчикам. Поэтому звучал непрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Танец)

Учитель: Мы переворачиваем следующую страницу нашего устного журнала. Она посвящена викторине «Узоры пасхальных яиц». Мы надеемся, что вопросы, которые мы вам зададим, не вызовут больших затруднений.

Викторина «Узоры пасхальных яиц».

1.Какой узор пасхальных яиц считается самым древним? (Геометрический).

2.Почему на пасхальных яйцах встречается часто узор в виде листьев дуба? (Дубовый лист - это символ гармонии, красоты и силы).

3.Какие цвета чаще всего используются в росписи пасхальных яиц и что они обозначают? ( Красный цвет - это знак счастья, света, знак огненной силы; желты цвет - знак солнца; зеленый цвет - знак жизни; голубой цвет - знак неба; синий цвет - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли).

4.Очень часто в росписи пасхальных яиц встречаются треугольники. Что они обозначают? (Треугольники обозначают единство духа, разума и тела, единство настоящего, прошлого и будущего, единство семьи - мама, папа, ребенок, единство земных стихий - земли, воды, огня.)

5.Почему на многих пасхальных яйцах, находящихся на выставках, можно видеть нарисованную кукушку? (Кукушка - это птица, которая по легендам хранит ключи от рая.)

6.Кто такой Карл Фаберже? (Карл Фаберже - мастер-ювелир, который впервые в 1895 году по заказу императора Александра третьего изготовил золотое пасхальное яйцо, которое было выполнено из белой эмали в золотой короне с рубинами.)

7.Какую особенность имели пасхальные яйца Карла Фаберже?

Большинство яиц включало какой-нибудь сюрприз. Например, в яйце, которое было сделано в 1891 году, прячется модель крейсера «Память Азова»).

8.Сколько всего было изготовлено ювелирных изделий в виде пасхальных яиц фирмой Карла Фаберже? (56).

9.Где в России можно полюбоваться коллекцией ювелирных пасхальных яиц? (В экспозиции Оружейной Палаты Московского Кремля).

10.Сколько яиц сохранилось до сегодняшнего дня из коллекции Фаберже? (10).

Учитель: Спасибо, ребята. Мы узнали много интересного и нового о Пасхальном празднике и его главных атрибутах. Этот праздник скоро придет на нашу землю. Давайте подумаем, как бы вы хотели встретить этот праздник?

(Ребята рассказывают о том, как они празднуют дома праздник Пасхи, и как бы им хотелось его встретить.

Учитель: В давние времена в день пасхального праздника было принято собираться всей семьей за стол, вести неспешные разговоры, играть в игры. Какие игры могли бы предложить вы, ребята, для интересного времяпрепровождения в праздничный пасхальный день?

(Ребята предлагают образцы пасхальных игр и тут же предлагают поиграть в них.)





ИГРЫ.

1. «Сбей яйцом конфету».

В ряд раскладываются конфеты или небольшие призы. Дети по очереди с расстояния в один метр катят яйца в сторону призов: если яйцо заденет приз, то игрок забирает его себе.

2. «Поспеши взять яйцо».

На полу разложены пять яиц. Играют шесть детей. Пока звучит музыка, дети танцуют вблизи яиц. Как только музыка прервется, дети должны успеть взять яйцо. Тот, кому не достанется яйца, покидает игру. Ведущий убирает одно яйцо, и игра продолжается до выявления победителя.

3. «Определи мелодию».

Один игрок берет в руки два деревянных яйца и начинает ими выстукивать какую-нибудь известную мелодию. Задание остальным -назвать эту мелодию. Тот, кто угадает первым, получает приз.

4. «Пасхальное слово».

Дети по очереди называют слова, которые имеют отношение к празднованию Пасхи, (яйцо, кулич, паска, верба и т.д.) Последний, назвавший слово, получает пасхальный приз.

5. Чье яйцо будет дольше крутиться.

6. Эстафета с яйцом( бег с яйцом в ложке, ложка во рту).

(Сценка)

Учитель: Пока молодежь играет, мы посмотрим, как развлекались старшие.

(Входят родители: муж и жена, садятся за стол).

Муж: Люблю повеселиться! Особенно...

Жена: Поесть!

Муж: А ну-ка, жена, что в печи - на стол мечи!

( Жена выносит различные пасхальные блюда и садится. Только разобрали ложки, как появляются девушка и юноша.)

Девушка( держит мешок) Хозяйнушка, наш батюшка! Дари скорей, не томи гостей!

Стоят гости незваные, незнамые, незнакомые.

Мне - сорок яиц, подружке - пару яиц, да краюху пирога.

Не хочешь дарить - пойдем с нами грязь месить, собак дразнить.

Собак дразнить, людей смешить!

Юноша: Кто не даст краюху пирога - мы корову за рога. Кто не даст пару яиц - мы прогоним всех овец. Кто не даст солонины - мы свинью завалим. (Хозяева кладут угощения в мешок)

Юноша и девушка (вместе): Христос воскресе!

Хозяева: Воистину воскресе!

Учитель: Вот так интересно можно провести время за пасхальным столом. Но нельзя забывать, что есть традиционная игра в день Пасхи. Это бой писанками, который известен каждому из нас.

А еще - это пасхальные куличи, вкус которых нам известен с раннего детства.

Сейчас мы познакомим вас с самыми интересными рецептами и попробуем некоторые из них.

(Ребята рассказывают рецепты и угощаются пирогами и куличами, испеченными по пасхальным рецептам. Каждый ученик получает рецепты в виде пасхальной открытки.)

Учитель: Вот и подошел к концу наш рассказ о праздновании Пасхи - самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, помолчим, подумаем о добром и светлом, о том, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встретить праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.

Пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскресе!» и в ответ услышать «Воистину воскресе!».

Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа. (Стихотворение Роше К.)

Христос воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он - весь смиренье, весь - любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел-искупитель!


Христос воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!


Христос воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди - братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!



Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес.

Дорогие дети, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: « Христос воскресе!»

Всех вас я еще раз поздравляю со Светлым Христовым воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Ведь и Господь после своего воскрешения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскресе!

Дети: Воистину воскресе!






Пасха в Кубанской семье




Пасха в Кубанской семье


Пасха в Кубанской семье



© 2010-2022