- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 7кл
Рабочая программа по физике 7кл
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винокурова Т.Н. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им.А.Н.Явловского»
Принято: Утверждено:
на заседании МО директор МБОУ
естестественно-математического «Сылгы-Ытарская СОШ»
цикла от. «___»09.2015 ________/Дьячков И.И./
Протокол № 2 от. «___» 09.2015г
Рабочая программа по физике для 7 класса
Базовый уровень 2часа в неделю
Общее количество: 70 часов за год.
Разработчик:Винокурова Татьяна Николаевна,
учитель физики
п.Сылгы-Ытар Среднеколымский улус(район)РС(Я)
Год разработки программы :2015г
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
-
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
-
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
-
традиционная классно-урочная
-
игровые технологии
-
элементы проблемного обучения
-
технологии уровневой дифференциации
-
здоровьесберегающие технологии
-
ИКТ
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Содержание рабочей программы
Учебно - тематический план
-
№ п/п
Тема
Кол-во часов
В том числе
уроки
практич. работы
контр. работы
1
Физика и техника
4
3
1
2
Первоначальные сведения о строении вещества
6
5
1
3
Взаимодействие тел
22
16
4
2
4
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
25
20
2
3
5
Работа и мощность. Энергия.
13
10
2
1
Итого:
70
54
10
6
Физика и техника (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Практическая работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
-
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Практическая работа №2 «Измерение размеров малых тел»
-
Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
практическая работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
практическая работа №4 «Измерение объема тела»
практическая работа №5 «Определение плотности вещества»
практическая работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
-
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Практическая работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Практическая работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
-
Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
практическая работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»
практическая работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Календарно-тематическое планирование по физике 7класс (учебник А.В.Перышкин) 2ч. в неделю
Разделы темы | Кол. час. | Требуемые компетенции | № п/п | Целопологание (сущность темы урока ) | Дата пров. | Форма контроля | Дом. задание | |
по/п | фак | |||||||
Физика и техника | 4 | Знать/ понимать: Физическая величина. Измерение физических величин. Цена делений шкалы прибора. Сравнение значений двух величин. Погрешность измерений. Вычисления по формулам. Единицы измерения величин. | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения. | 02.09 |
|
| § 1 - 3 | |
| Физические величины. Измерение физических величин. | 03.09 |
|
| §4 | |||
| Точность и погрешность измерений. ПР: «Определение цены деления измерительного прибора» | 09.09 |
| ПР № 1 | §5, задача № 1 | |||
| Физика и техника. | 10.09 |
|
| §6 | |||
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | Знать/понимать Дискретность строения вещества. Атомы и молекулы. Броуновское движение, диффузия. Изучение дискретного строения вещества с помощью современных методов. Знать/понимать Тепловое движение частиц и температура тела. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. | | Строение вещества. молекулы. | 16.09 |
|
| §7 |
| ПР: «Измерение размеров малых тел» | 17.09 |
| ПР № 2 | §8 | |||
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 23.09 |
|
| §9, | |||
| Взаимное притяжение молекул. | 24.09 |
|
| §10 | |||
| Три состояния вещества. | 30.09 |
|
| §11 | |||
| Различие в молекулярном состоянии твердых тел. | 01.10 |
|
| §12 | |||
Взаимодействие тел | 22 | Знать/понимать Механическое движение. Относительность покоя и движения. Траектория. Путь. Время. Единицы пути и времени. Измерение времени. Знать/понимать Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Единицы скорости. Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении. Нахождение пути по графику скорости. Неравномерное движение. Средняя скорость. Знать/понимать Взаимодействие тел и изменение скорости. Сила. Измерение силы. Единица силы - ньютон. Динамометр. ОпределитьРавнодействующая сила.Определение равнодействующей сил, действующих по одной прямой. Знать/понимать Инерция. Масса тела. Единицы массы. Плотность вещества. Средняя плотность. Единицы плотности. Знать/понимать Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Измерение массы тела с помощью весов. Действие и противодействие. Деформация. Деформирующая сила и сила упругости. Вес тела. Невесомость. Знать/понимать Трение. Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения. Трение качения. Способы изменения силы трения. | | Механическое движение. | 07.10 |
|
| §13, упр. 3, зад. 4 |
| Равномерное и неравномерное движение. | 08.10 |
|
| §14 | |||
| Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. | 14.10 |
|
| §15, 16, | |||
| Инерция. | 15.10 |
|
| §17 | |||
| Взаимодействие тел. | 21.10 |
|
| §18 | |||
| Масса тела. Единицы измерения. | 22.10 |
|
| §19, | |||
| Измерение массы тела на весах. ЛР «Измерение массы тела на рычажных весах». | 28.10 |
| ПР № 3 | §20 | |||
| Плотность вещества. расчет массы и объема тела по его плотности. | 29.10 |
|
| §21, 22, | |||
| ЛР: «Измерение объема тела», «Определение плотности вещества». | 11.11 |
| ПР № 4 ПР № 5 | §13 -22 | |||
| Решение задач. | 12.11 |
|
| §13 - 22 | |||
| Контрольная работа по теме «Инерция, масса тела, плотность вещества» | 18.11 |
| КР № 1 | §13 - 22 | |||
| Сила. | 19.11 |
|
| §23 | |||
| Явления тяготения. Сила тяжести. | 25.11 |
|
| §24 | |||
| Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | 26.11 |
|
| §25 - 26 | |||
| Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 02.12 |
|
| §27, | |||
| Динамометр. | 03.12 |
|
| §28, | |||
| ЛР: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 09.12 | ПР № 6 | §28 | ||||
| Сложение двух си, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | 10.12 |
| §29, | ||||
| Сила трения. | 16.12 |
| §30 | ||||
| Трение покоя. Трение в природе и технике. | 17.12 |
| §31 - 32 | ||||
| Решение задач. | 23.12 |
| §23 - 32 | ||||
| Контрольная работа. | 24.12 | КР № 2 | §23 - 32 | ||||
Давление твердых тел и жидкостей | 25 | Знать/понимать Давление. Единицы давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Зависимость давления газа от его объема и температуры. Знать/понимать Давление жидкостей. Условия возникновения давления в жидкостях. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы, водопровод, гидравлические машины: гидравлический пресс, гидравлический тормоз.
Знать/понимать Аэростатическое давление. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Барометры. Манометры. Внесистемные единицы давления. Изменение атмосферного давления с высотой. Влияние изменения атмосферного давления на организм человека.
| | Давление. Единицы измерения. | 13.01 |
| §33, | |
| Способы уменьшения и увеличения давления. | 14.01 |
| §34 | ||||
| Давление газа. | 20.01 |
| §35 | ||||
| Передача давления жидкости и газами. Закон Паскаля. | 21.01 |
| §36 | ||||
| Решение задач. | 27.01 |
| §33 - 36 | ||||
| Контрольная работа. | 28.01 | КР № 3 | §33 - 36 | ||||
| Давление в жидкости и газе. | 03.02 |
| §37 | ||||
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 04.02 |
| §38, | ||||
| Сообщающиеся сосуды. | 10.02 |
| §39, | ||||
| Вес воздуха. Атмосферное давление. | 11.02 |
| §40, | ||||
| Почему существует воздушная оболочка Земли. | 17.02 |
| §41 | ||||
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 18.02 |
| §42, | ||||
| Барометр - анероид. | 24.02 |
| §43, | ||||
| Атмосферное давление на различных высотах. | 25.02 |
| §44, | ||||
| Манометры. | 02.03 |
| §45 | ||||
| Поршневой жидкостный насос. Решение задач. | 03.03 |
| §46, | ||||
| Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе» | 09.03 | КР № 4 | §37 - 46 | ||||
| Гидравлический пресс. | 10.03 |
| §47, | ||||
| Действие жидкости и газа на тело погруженное в них. | 16.03 |
| §48 | ||||
| Архимедова сила. | 17.03 |
| §49, | ||||
| ЛР «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 23.03 | ПР № 7 | §48 - 49 | ||||
| Плавание тел. Плавание судов. | 24.03 |
| §50 - 51 , | ||||
| Воздухоплавание. ЛР «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 06.04 | ПР № 8 | §52 | ||||
| Решение задач. | 07.04 |
| §47 - 52 | ||||
| Контрольная работа | 13.04 | КР № 5 | §47 - 52 | ||||
Работа и мощность. Энергия | 13 | Знать/понимать Механическая работа. Коэффициент полезного действия. Мощность. Энергия. Механическая энергия. Внутренняя энергия. Превращения энергии.
| | Механическая работа. Единицы работы. | 14.04 |
| §53, | |
| Мощность. Единицы мощности. | 20.04 |
| §54 | ||||
| Простые механизмы. | 21.04 |
| §55 | ||||
| Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 27.04 |
| §56 | ||||
| Момент силы. | 28.04 |
| §57 | ||||
| Рычаги в технике, быту и природе. ЛР «Выяснение условия равновесия рычага» | 04.05 | ПР № 9 | §58, | ||||
| Применение закона равновесия рычага к блоку. | 05.05 |
| §59 | ||||
| Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | 11.05 |
| §60, | ||||
| Коэффициент полезного действия механизма. ЛР «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | 12.05 | ПР № 10 | §61 | ||||
| Энергия. | 18.05 |
| §62, | ||||
| Потенциальная и кинетическая энергия. | 19.052 |
| §63 | ||||
| Превращение одного вида механической энергии в другой. | 25.05 |
| §64 | ||||
| Контрольная работа. | 26.05 | КР № 6 | §53 - 64 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
-
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
-
смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
-
рационального применения простых механизмов;
-
контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
Литература
1.. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.