- Преподавателю
- Физика
- «Формирование образного мышления на уроках физики»
«Формирование образного мышления на уроках физики»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гооль Л.Н. |
Дата | 07.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: «Формирование образного мышления на уроках физики»
Каждому человеку от природы дана способность мыслить, но у одних детей она выражена более ярко, у других - менее, и основная моя задача, как учителя, целенаправленно развивать мыслительные умения учащихся в процессе изучения физики, учитывая ряд условий и факторов:
-
содержание обучения,
-
обращение к специальным упражнениям и заданиям,
-
систематичность и планомерность этого обращения.
Но, прежде всего, нужно знать и учитывать в своей работе, что есть ученики, у которых лучше развито и более активно действует левое полушарие мозга, поэтому они могут хорошо логически мыслить; а есть индивиды, у которых развито лучше правое полушарие, вследствие чего они предпочитают мыслить образами или запоминать предложенный им образ. На основе данного факта, я сделала следующие выводы:
-
Методика обучения, и задания для этих двух категорий учащихся должны быть разными. Для первых - через логику к выводам, для вторых - опора на образы. Таким образом мы сможем обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся.
-
Для полноценного развития интеллектуальной сферы ученика нужно задействовать, т.е. «включить» в работу, оба вида мышления: и логическое, и образное.
-
Современный ученик сегодня черпает знания не только на уроках; он слушает радио, смотрит теле-, кино- и видеофильмы, использует информацию из Интернета, читает периодические издания, посещает выставки и центры детского технического творчества.
Но данные выводы несколько противоречат фактам и наблюдениям:
1) К сожалению, при создании авторами учебников и дидактических материалов преимущество отдается логическим приемам, заданиям и задачам.
2) В противоречивом, хаотичном и сложном потоке информации ученик не в силах самостоятельно объединить разрозненные знания в единое целое и достигнуть их понимания.
3) Несоответствие увеличивающегося объёма информации количеству учебного времени. Сократили количество часов на преподавание физики, но при этом ввели экзамен в форме ЕГЭ.
Отмеченные мною противоречия нужно было устранять, а задачу: достижение высоких результатов у учащихся при сдаче ЕГЭ по физике, решать. В связи с этим я разработала и эффективно использую в своей работе следующий прием, направленный на формирование образного мышления на уроках физики:
- создание собственного образа с фиксированными связями. Вначале объясню идею построения такого образа (одного объекта, явления, прибора).
Алгоритм действий:
1) в центре помещают упрощенный главный образ рисунок (или схему), напоминающий об объекте (его строении, форме, основном опыте, модели и др.);
2) на расстоянии от него рисуют «окна», очерченные окружностями или линиями произвольной формы. В них условными знаками (например, буквами, обозначающими физические величины, словами, вертикальными стрелками и др.) записывают информацию о свойствах и характеристиках рассматриваемого объекта или явления.
3) «окна» соединяют с центральной фигурой линиями, оканчивающимися стрелками. Эти линии выражают связи.
Несколько советов, относящихся к данной работе:
-
«окна» желательно делать двух видов: например, произвольной формы для самых важных сведений, и прямоугольной - для дополнительных или формул;
-
линии - стрелки тоже можно делать двух видов: например, к основным «окнам» - прямые, к второстепенным - волнистые;
-
над центральной фигурой лучше располагать «окна» с главными формулами;
-
образ можно пополнять: вначале строят центральную фигуру и 1-2 «окна», а затем, по мере изучения материала дорисовывают «окна» и вписывают в них новую информацию. Так образ будет развиваться;
-
каждый ученик рисует свою центральную фигуру и заполняет ее отобранным лично содержанием; то же происходит с «окнами». Это обеспечивает индивидуализацию образа, его близость к автору-создателю, что немаловажно.
Учащиеся отмечают, что придумывание подобных образов полезно, не очень сложно и к тому же весьма интересно.