- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока 11 класс по теме Резонанс
Конспект урока 11 класс по теме Резонанс
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Носкова Н.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект урока физики в 11 классе.
Тема «Резонанс в электрической цепи»
Тип урока - изучение нового материала с применением демонстрационного опыта (компьютерной модели процесса) и первичного закрепления.
Цель урока - познакомить обучающихся с явлением резонанса на реальном участке электрической цепи.
Задачи урока:
образовательные - познакомиться с особенностями переменного электрического тока в цепи, состоящей из последовательно соединенных резистора, конденсатора и катушки, выяснить условия резонанса,
развивающие - развивать умение обучающихся работать самостоятельно с учебником, грамотно излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи между силой тока и частотой колебаний в колебательном контуре, развивать навыки работы с компьютерными моделями.
воспитательные-формировать устойчивое внимание при объяснении нового материала, умение слушать других, расширить политехнический кругозор обучающихся.
Принципы:
-
Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником.
-
Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в "зоне ближайшего развития" ученика, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.
Демонстрационный эксперимент - явление электрического резонанса (опыт 22)
Оборудование для демонстрационного эксперимента - генератор звуковой школьный, батарея конденсаторов, трансформатор универсальный, громкоговоритель электродинамический, лампа накаливания на подставке, провода соединительные.
Дидактические средства:
-
Учебник «Физика.11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. - 18 изд.- М.: Просвещение, 2009.
-
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей/В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П.Кузьмин и др; Под ред. А.А.Покровского.- 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1979.
-
Диск «Открытая физика», часть 2: электродинамика, электромагнитные колебания и волны и т.д., под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела.
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. -.М.: Дрофа, 1999.
Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
-
Организационный момент.
1
Создание рабочего настроя на урок. Цепочка по теме «Электромагнитные колебания» со слов «Я знаю».
-
Проверка домашнего задания: активное сопротивление, емкостное и индуктивное сопротивления.
10
Решение задачи. Фронтальный опрос по теме «Сопротивления в цепи переменного тока».
-
Актуализация знаний.
2
Рассказ учителя. Видеофрагмент «Мост».
-
Изучение нового материала.
15
Демонстрационный опыт. Исследование явления. Работа с учебником. Записи в тетрадях. Беседа.
-
Совершенствование знаний.
10
Решение задач.
-
Подведение итогов урока.
2
Выделение главного в новом материале. Запись домашнего задания.
Ход урока
-
Организационный момент. Создание рабочего настроя на урок. Цепочка по теме «Электромагнитные колебания» со слов «Я знаю»:
Возможные предложения - утверждения:
-
электромагнитными колебаниями называют …
-
колебательный контур - это …
-
вынужденными называют электромагнитные колебания …
-
переменный электрический ток - это …
-
различают амплитудное и действующее значения силы переменного тока и напряжения ...
-
цепь переменного тока с емкостным сопротивлением представляет собой …
-
цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением представляет собой …
-
реактивное емкостное сопротивление зависит от …
-
реактивное индуктивное сопротивление зависит от …
-
активным сопротивлением в цепи переменного тока называют …
-
Проверка домашнего задания: активное сопротивление, емкостное и индуктивное сопротивления.
1 задание
два ученика у доски делают записи согласно предложенному плану:
- схема электрической цепи
- формула расчета сопротивления
- график зависимости сопротивления от частоты внешнего переменного напряжения
1 ученик - конденсатор в цепи переменного тока, § 33 (слева на малой доске)
2 ученик - катушка в цепи переменного тока, § 34 (справа на малой доске)
план заранее на листах, кого возьмешь помощником в случае затруднения?
Перед выполнением задания 2 с классом повторить, что по накалу лампы можно судить о силе тока в участке цепи, закон Ома для участка цепи.
2 задание - № 970 (Р). Лампы питаются от источника переменного тока. При некоторой частоте накал ламп одинаков. Как изменится их накал, если частоту: а) увеличить; б) уменьшить?
Решение: а) при увеличении частоты сопротивление конденсатора уменьшится ---- сила тока увеличится ---- накал увеличится; сопротивление катушки увеличится --- сила тока уменьшится --- накал уменьшится.
б) при уменьшении частоты сопротивление конденсатора увеличится ---- сила тока уменьшится - накал уменьшится; сопротивление катушки уменьшится --- сила тока увеличится --- накал увеличится.
-
Актуализация знаний (создание мотивации).
Учитель:Нам известно, что электромагнитные колебания в контуре имеют сходство с колебаниями механической системы, например, маятника. Особенно интересны вынужденные колебания, знания о которых позволяют избегать трагедий. Ричарду Фейнману (Файнман) принадлежат слова (слова на центральной части доски): «В природе очень часто что-нибудь «колеблется» и так же часто наступает … (карточка перевернута «резонанс»)». Что общего может быть между программой телепередач и мостом? Учитель демонстрирует газету с программой телепередач и предлагает посмотреть видеофрагмент «Мост», который демонстрирует вынужденные колебания моста.
Учитель: о каком явлении идет речь в этом фрагменте? Как объяснить наблюдаемое явление?
После обсуждения предлагаемых объяснений
Если не учитывать в конструкции моста возможные частоты колебаний, то может произойти из-за резонанса под действием ветра его разрушение. Настройка телевизионного приемника на тот или иной канал происходит благодаря резонансу.
-
Изучение нового материала.
Учитель: сформулируйте цель урока.
Ученик:рассмотреть процессы, происходящие на реальном участке цепи, представляющем собой последовательное соединение резистора, конденсатора и катушки индуктивности.
Учитель:предлагаю сформировать группы на выбор, информацию фиксировать в своих Картах.
Задание
Содержание
Организация самостоятельная деятельности
1 задание - теоретическое изучение вопроса -
работа с учебником § 35
нахождение ответов на вопросы на стр 100-101
1. Возможно ли в электрической системе явление подобное механическому резонансу?
Да
2. Что представляет собой такая система? Зарисовать схему.
Реальный участок цепи, по которому протекает переменный электрический ток, обладает свойствами активного, емкостного и индуктивного сопротивлений, хотя и в разной степени. В зависимости от решаемой задачи в каких-то случаях тем или иным сопротивлением можно пренебречь.
3. При каком условии можно наблюдать электрический резонанс? Записать математическое выражение
При малом активном сопротивлении и равенстве частоты переменного напряжения, приложенного к контуру, собственной частоте колебательного контура
4. Что называют резонансом в электрическом колебательном контуре?
Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний силы тока при совпадении частоты внешнего переменного напряжения с собственной частотой колебательного контура.
2 задание - работа с демонстрационной установкой
Продемонстрировать изменение силы тока (судим по накалу лампы) при изменении частоты переменного напряжения
Провести эксперимент по плану:
1 - включив генератор, вращать лимб в диапазоне 2000 - 20000 Гц, пока яркость лампы не станет максимальной (при 3000 Гц).
2 - поочередно уменьшая емкость (1 мкФ) или индуктивность (на 6 В) наблюдать нарушение резонанса. Для восстановления резонанса частоту приходится увеличивать.
Построить резонансную кривую по результатам эксперимента (качественно)
Сравнить с рисунком 4.19 на стр 102
3 задание-изучение вопроса -
работа с учебником § 35
Использование явления на практике или устранение его негативного влияния.
Стр 102
-
Радиосвязь (настройка на частоту выбранной радиостанции)
-
Защита от перегрева изоляции проводов
-
Настройка электрогитар
4 задание - первичное закрепление
Сформулировать вопросы по теме «Электрический резонанс»
Самостоятельная работа с учебником § 35
-
Совершенствование знаний.
Учитель:
-
Что было изучено сегодня на уроке?
-
Как бы Вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
-
Какие новые понятия на уроке были введены?
-
Что представляет собой реальный участок цепи?
-
Какие новые формулы и законы изучили?
-
С каким новым физическим явлением Вы познакомились?
-
Дайте определение электрического резонанса.
Решение задачи: Как можно определить индуктивность катушки, используемой в эксперименте?
Решение: через резонансную частоту (3000 Гц) при емкости конденсатора2 мкФ.
-
Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель. Выделение главного в новом материале.
-
Что интересного запомнилось Вам на уроке?
-
Что оказалось для Вас полезным?
-
Что представляло наибольшую трудность?
-
Как Вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
Учитель. Запись домашнего задания - читать § 35, разобрать решение №3 стр 108 или составить тест из 5 вопросов с выбором одного из 3 ответов
Приложение.
Обобщенный план анализа физического явления:
-
Суть явления или его внешние признаки.
-
Определение явления.
-
Анализ влияния внешних и внутренних условий на протекания явления.
-
Механизм протекания явления, то есть объяснение явления на основе научной теории.
-
Анализ формулы, выражающей связь между величинами, характеризующими явление.
Конденсатор в цепи переменного тока, § 33
План:
- схема электрической цепи
- формула расчета сопротивления
- график зависимости сопротивления от частоты внешнего переменного напряжения
Катушка в цепи переменного тока, § 34
План:
- схема электрической цепи
- формула расчета сопротивления
- график зависимости сопротивления от частоты внешнего переменного напряжения
Конденсатор в цепи переменного тока, § 33
План:
- схема электрической цепи
- формула расчета сопротивления
- график зависимости сопротивления от частоты внешнего переменного напряжения
Катушка в цепи переменного тока, § 34
План:
- схема электрической цепи
- формула расчета сопротивления
- график зависимости сопротивления от частоты внешнего переменного напряжения
Задание
Содержание
1 задание - теоретическое изучение вопроса -
работа с учебником - нахождение ответов на вопросы на § 35 стр 100-101
1. Возможно ли в электрической системе явление подобное механическому резонансу?
2. Что представляет собой такая система? Зарисовать схему.
3. При каком условии можно наблюдать электрический резонанс? Записать математическое выражение
4. Что называют резонансом в электрическом колебательном контуре?
2 задание - работа с демонстрационной установкой
Продемонстрировать изменение силы тока (судим по накалу лампы) при изменении частоты переменного напряжения. Для этого необходимо провести эксперимент по плану:
1 опыт - включив генератор, вращать лимб в диапазоне 2000 - 20000 Гц, пока яркость лампы не станет максимальной (при 3000 Гц).
2 опыт - поочередно уменьшая емкость (1 мкФ) или индуктивность (на 6 В) наблюдать нарушение резонанса. Для восстановления резонанса частоту приходится увеличивать.
Построить резонансную кривую по результатам эксперимента (качественно). Сравнить полученный результат с рисунком 4.19 на стр 102
3 задание - теоретическое изучение вопроса -
работа с учебником
§ 35 стр 102
Использование явления на практике или устранение его негативного влияния.
4 задание - первичное закрепление § 35
Сформулировать вопросы по теме «Электрический резонанс» по § 35.