Описание опыта работы Марашовой Д. А

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

МАРАШОВОЙ ДИНАРЫ АЙСЕЕВНЫ

учителя физики МОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск

«Мышление возникает из проблемной ситуации»

(С.Л. Рубинштейн)

Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать практически значимые, жизненно важные задачи. Проблемное обучение - важное технологическое средство решения данной проблемы.

Актуальность проблемного обучения определяется возможностями активизации развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельностью, высоким познавательным уровнем. При минимальных затратах времени можно получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учеников. Стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися курса физики, которые должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Вопросы теории и практики, а также технологии проблемного обучения были развиты и конкретизированы в трудах А. Л Андреева, В.А. Болотова, В.В Серикова, А.В. Хуторского, А. В. Брумменского, А. М. Матюшкина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и др.

М. И. Махмутов дает следующее определение понятия: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Вопросами организации проблемного обучения на своих уроках я занимаюсь на протяжении нескольких лет. Практически на каждом уроке стараюсь создать проблемную ситуацию и организовать деятельность учащихся по решению учебных проблем.

Я считаю, что физика - один из тех предметов, который может реализовать данные подходы, а проблемное обучение поможет достигнуть главной цели воспитания и обучения.

Цель проблемного обучения - усвоение не только основ науки (как в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип "открытия" им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.

Как тип обучения, проблемное обучение наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращения их знаний в убеждения, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики.

Способы создания проблемных ситуаций.

Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемная ситуация в этом случае возникает при попытке ученика самостоятельно достигнуть поставленную перед ним практическую цель.

Третий способ - побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Приведу пример.

Учащиеся из жизненного опыта знают, что Земля получает тепло от Солнца, следовательно, чем ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. Но в действительности, чем выше подниматься, тем холоднее становится, а чем ближе к Земле - тем теплее. В сознании учащихся возникает противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями, возникает проблема.

Четвертый способ - постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения

Пятый способ - выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ - побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ - побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как правило, возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет новые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторение пройденного и т.п.). В этом случае использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющие связь с учебным материалом.

Десятый способ - варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Таким образом, я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках, делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания.

Ф - Г - М - Э (факты - гипотеза - модель - эксперимент)

Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются "мертвым грузом", который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы дает возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.

Рассмотрим процесс решения учебных проблем.

  1. Проблемное обучение при объяснении нового материала. Проблемное изложение.

При проблемном изложении новой темы учитель часть программного материала излагает сам, формулирует познавательную проблему, которую надо решить на уроке, а затем предлагает ученикам прочитать в учебнике информацию, дополняющую его рассказ (это может быть параграф, либо выборочные места из него). Здесь учитель ставит перед учениками ряд вопросов, которые они могут найти в тексте. Далее учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос, выдвинутый в начале урока, сопоставив рассказ учителя и материал учебника.

При проблемном изложении часто оказывается полезным разделять материал на отдельные логические связанные части. После изложения каждой части, следует дать возможность учащимся задать вопросы.

  1. Поисковая беседа (эвристическая беседа).

Смысл поисковой беседы - привлечение учащихся к разрешению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов.

Особенно эффективен этот метод на начальном этапе изучения физики. Он позволяет поддерживать интерес к проблеме исследования и стимулировать мышление.

  1. Проблемное изучение физических явлений.

Схема изучения физических явлений.

  1. Наблюдение явления.

Обычно наблюдение явления осуществляется с помощью демонстрационных опытов. Учитель должен поставить перед учащимися определенные задачи. Например, подметить характерные особенности и их объяснить.

  1. Выявление характерных особенностей явления.

Происходит в ходе наблюдения явления.

  1. Установление связей данного явления с другими ранее изученными и объяснение природы явления.

  2. Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.

  3. Установление количественных закономерностей, относящихся к

рассматриваемому явлению.

  1. Практическое применение явления: объяснение природных явлений, применимость в технике, применение при решении задач и выполнении лабораторно - практических работ.

  1. Проблемное изучение физических законов.

Изучаемые в школе физические законы по способу их установления можно разделить на группы.

  1. законы, которые устанавливаются экспериментально;

  2. законы, которые устанавливаются теоретически.

  1. Проблемное изучение физических теорий.

Проблемное изучение особенно эффективно при изучении фундаментальных вопросов курса, которые носят характер обобщений, раскрывают существо важнейших идей и понятий физики.

  1. Проблемное обучение и самостоятельный эксперимент учащихся.

Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках физики осуществляют в форме лабораторных работ, фронтальных опытов и физического практикума.

  1. Фронтальный эксперимент.

Фронтальные лабораторные работы и опыты (или фронтальный эксперимент) составляют основу практической, экспериментальной подготовки при обучении физике. Здесь представляются широкие возможности для проблемного обучения.

На экспериментальных работах (даже без инструкции) учащиеся могут решать небольшие проблемы. Лабораторные работы проблемного характера необходимы.

В общем виде фронтальный проблемный эксперимент включает следующие элементы:

1) нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы;

2) составления плана исследования;

3) выполнение работы;

4) обработка полученных результатов;

5) формулировка вывода.

8.Проблемный эксперимент учащихся как способ изучения нового материала.

1 этап. Постановка проблемы. Теория из проведенного урока «Плавание тел». Уяснение сути проблемы, ее формулировка, возможно постепенное уточнение. Перед демонстрацией опытов можно задать вопросы:

  • Почему лягушка, так безмятежно отдыхает на листочке лилии в воде?

  • Почему синий кит, выброшенный на берег, практически мгновенно гибнет? Почему его при современной технике невозможно спасти?

  • Почему лебеди и утки, тяжелые и неуклюжие на берегу, такие легкие и грациозные в воде?

  • Почему медуза, удивительно красивая в воде,
    на берегу превращается в бесформенную студенистую массу?

  • Неуклюжая, медлительная на суше, морская черепаха преображается в воде. Она становится мобильной, быстрой, почти грациозной. Почему?

2 этап. Демонстрация опыта. Определяется вес тела в воздухе, а затем вес в жидкости. Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе. Почему? Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх, архимедова сила.

А как можно найти величину выталкивающей силы?

Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

От чего зависит сила Архимеда?

3 этап. Прогнозирование. Выдвижение гипотез. Ученики предполагают, что выталкивающая сила зависит:

-от объема погруженного тела,

-от веса тела(или массы),плотности тела

-плотности жидкости,

-глубины погружения тела,

-формы тела

4 этап. Разработка способов проверки гипотезы и ее осуществление. При обучении физике можно выделить два основных способа:

  1. теоретическое обоснование гипотезы;

  2. экспериментальное доказательство.

Опыт 1 . Проверка зависимости Fa от объема тела.

Какова цель исследования? Какое оборудование использовали? Вывод.

Опыт 2. Проверка зависимости от плотности жидкости.

Опыт 3. Зависимость от массы и плотности тела.

Опыт 4. Зависимость от глубины погружения тела в жидкость.

Опыт 5. Зависимость от формы тела.

После получения результатов делаются выводы о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела.

Ребята отмечают полное соответствие теоретического расчета с результатами исследования. Итогом работы на уроке стали выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответ на проблемный вопрос учителя. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

Если объем материала очень большой, то можно проблемный эксперимент разбить на дифференцированные задания. Класс делится на группы. Каждый ученик должен уяснить свою часть задания, и весь исследуемый вопрос.

9. Проблемный эксперимент при повторении и закреплении пройденного материала.

Здесь исследовательская задача должна охватывать принципиальные вопросы курса

Типы проблемных заданий, используемых при закреплении и повторении материала.

  1. Задания, цель которых - закрепление только что изученного вопроса темы.

  2. Обобщающие задания.

Целью этих заданий являются повторение группы связанных между собой вопросов темы или всей темы.

Для работы по своей теме я провела анкетирование по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся в процессе обучения физики в 7 - 11 классах (т.е. в начале изучения и по окончании изучения предмета) и получила следующие результаты: из общего числа учащихся в 7 классе 83% школьников имеют устойчивый интерес к изучению физики (13% учащихся объясняют его желанием поступить в ВУЗ, 30% изучают ее для познания физических явлений, 40% учащихся - желанием знать больше для получения специальности). В 11 классе только 17% учащихся имеют устойчивый интерес; а 75% учащихся от общего числа - желанием получить аттестат.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за годы изучения физики устойчивый интерес к предмету остается только у тех учащихся, которые выбрали этот предмет для поступления в ВУЗ, где он является профилирующим.

Сведения об успеваемости учащихся по физике

2013-2014 учебного года

8 классы

9 классы

10 классы

Сведения об успеваемости учащихся по физике за I полугодие

2014-2015 учебного года

9 класс

10 класс

11 класс

Я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках физики позволят повысить интерес школьников к изучению физики, уровень обученности и умение решать возникающие проблемы.

Наблюдая за своими учениками на протяжении нескольких лет, я убедилась в преимуществах проблемного обучения. Они заключаются в следующем:

- новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;

- в ходе решения проблемы учащийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;

- темп усвоения информации зависит от самих учащихся;

- повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

- результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Благодаря систематической работе, направленной на развитие коммуникативных, творческих способностей, мои ученики добиваются определенных успехов.

  1. Канунов Владислав (6 класс) - призер конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города- науке XXI века» проект «Конструирование распознающего робота» (2014 г)

  2. Ионова Яна (10 класс) - 3 место в III Всероссийской олимпиаде школьников «3нание-сила» (2014 г)

  3. Аверкина Екатерина (9 класс) - победитель Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)», диплом III степени

  4. Вашланова Валентина (9 класс) - победитель антинаркотического конкурса «В объективе -жизнь!» в номинации «В объективе- природа!» (2014 г)

  5. Аверкина Екатерина (9 класс) - победитель антинаркотического конкурса «В объективе - жизнь!» в номинации «В объективе- природа!» (2014 г)

  6. Канунов Владислав (6 класс) - участник II открытого отборочного тура Московского Международного форума «Одаренные дети» (2015 г)

  7. Вашланова Валентина (9 класс) - участница Республиканского заочного конкурса исследовательских работ и проектов «Интеллект будущего» (2014 г)

  8. Агапова Дарья (8 класс) - участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»

  9. Ямбаева Ольга (8 класс) - участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»

  10. Баранов Сергей (9 класс) -участник конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города- науке XXI века» (2013 г)

  11. Вашланова Валентина (9 класс) - участница конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города- науке XXI века» (2013 г)

  12. Ларькина Анастасия (8 класс) - участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»

  13. Трифонова Оксана (8 класс) - участница Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России 2013-2014 г (физика)»

  14. Шумидуб Кристина (9 класс) - участница II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)

  15. Ямбушева Гузель (9 класс) - участница II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)

  16. Ионова Яна (9 класс) - участница II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)

  17. Надршин Азат (9 класс) - участник II открытой олимпиады школьников по физике МордГПИ им.М.Е.Евсевьева (2014 г)

  18. Агапова Дарья (9 класс) - участница III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)

  19. Надршин Азат (10 класс) - участник III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)

  20. Падеров Данила (9 класс) - участник III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)

  21. Аверкина Екатерина (10 класс) - участница III Всероссийской олимпиады школьников «3нание-сила» (2014 г)

  22. Падеров Данила (8 класс) - 2 место межрегиональной заочной физико-математической олимпиады (2013 г)

  23. Храмова Алина (8 класс) - 2 место межрегиональной заочной физико-математической олимпиады (2013 г)

  24. Шеин Антон (7 класс) - 2 место межрегиональной заочной физико-математической олимпиады (2013 г)

  25. Тихонов Павел (10 класс) - 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)

  26. Ионова Яна (10 класс) - 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)

  27. Разгорина Анастасия (10 класс) - 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)

  28. Заева Кариан (10 класс) - 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)

  29. Надршин Азат (10 класс) - 1 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)

  30. Афонин Кирилл (10 класс) - 3 место международной дистанционной олимпиады по физике проекта «Инфоурок» (2015 г)

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность обучающихся. Моя работа строится с учётом основных умений использований ИКТ:

- технических, необходимых для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

- методических, необходимых для грамотного обучения школьников;

- технологических, необходимых для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в школе.

Работа с интерактивной доской позволяет мне создавать устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление обучающихся, их креативные способности, коммуникативную активность. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока, внеурочного занятия и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми, она целиком увлекает их.

Использование компьютерных технологий делает уроки образными, что способствует повышению мотивации учащихся к активной познавательной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях.

Я постоянно совершенствую свое профессиональное мастерство. В 2014 году прошла обучение на курсах повышения квалификации в МРИО по программе «Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию физики в условиях реализации ФГОС ОО», в 2013 году обучалась в НОУ «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО» по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В», в 2009 году прошла курсы повышения квалификации в Самарском государственном техническом университете ГОУ ВПО СамГТУ по направлению «Современные педагогические технологии», в 2008 году прошла курсы по программе «Применение интерактивного оборудования SMART в образовательном процессе», в 2008 году прошла курсы по переподготовке по специальности «Оператор ЭВМ» в ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».

Современные средства связи позволяют использовать ИКТ для самосовершенствования. Я участвую в вебинарах, проводимых издательством «Просвещение»: «Формирование у учащихся представлений о современной естественно-научной картине мира в школьном курсе физики на примере УМК «Сферы»; «Портфолио как инструмент диагностики учебной и творческой активности учащихся основной школы»; «Использование электронных продуктов УМС «Сферы. Физика.7-9 кл» при проведении уроков различного типа и различным освещением кабинетов»; «Что такое электронный учебник?»

Социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Именно от выбора зависит существование человека и все то, что связано с самоутверждением, самоопределением, самоосуществлением и самореализацией. В этой связи, проблемное обучение, как никакое другое, может, способствовать формированию готовности к самоопределению школьников.

С каждым годом увеличивается число выпускников, связывающих свою жизнь с физикой. Многие мои ученики успешно учатся и работают в сфере технических специальностей.

На базе проблемного подхода к обучению возникает возможность обучения навыкам самостоятельного принятия решений, умению выбирать. Без такого умения, без способности к самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь. Чтобы успешно жить, необходимо постоянно познавать и активно действовать. Познание окружающей школьника среды - основа жизни как настоящей, так и последующей. Именно по характеру взаимоотношений учащихся с людьми, природой и техникой можно сделать вывод об уровне физического образования человека, о его компетентности. Я всегда анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь. Постоянно ищу ответ на вопрос; как сделать больше и лучше. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый из нас обязан работать во благо развития ребёнка. Учитель, к сожалению, не всесилен. На ребёнка влияет и семья, и окружение в школе и во дворе, обстановка в школе, районе и в стране в целом. Но я хочу, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, оставила только добрый след. Я верю, что высочайшая степень самоотдачи, которая присуща людям нашей профессии, и дальше поможет раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к учебе и к образованию в целом.

Я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках физики позволит повысить интерес школьников к изучению физики, уровень обученности и умение решать возникающие проблемы.

Методическая разработка

Предмет: физика.

Класс: 9.

УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник - М.: Дрофа, 20014.- § 65.

Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Тип урока: информационно-развивающий.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, доклады учащихся, портреты ученых.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями (2);

познавательными УУД:

- определять способы решения проблем под руководством учителя (2);

- выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (2);

- формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2);

коммуникативными УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем (2);

личностными УУД:

- проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этап урока время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(5мин)

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.

Фронтальная

1.Предлагает объяснить различие линейчатых спектров у химических элементов.

2.Предлагает вспомнить - с каких времен люди знают о строении атомов.

3.Просит объяснить менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем.

1.Вспоминают строение атомов из курса 8 класса.

2.Вспоминают. Смотрят в 1-й абзац на стр. 226 учебника.

3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов.

Предметные УУД: осознавать эволюцию

взглядов на природу атома;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие

трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении

проблемы, интересоваться чужим мнением

и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес

к новому содержанию.

Ориентировочный этап

(7мин)

Выявить имеющихся знаний по теме;

Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации.

Беседа. Таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать»).

Фронтальная

1.Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем, изображает на доске его опыт.

2.Предлагает назвать явление, о котором идет речь.

3.Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности.

4.Предлагает систематизировать работу в виде таблицы ЗХУ.

1.Слушают, находят уран на таблице Менделеева.

2.Испытывают затруднения, смотрят на страницу учебника.

3.Высказывают правильные и ошибочные мнения.

4.Чертят в тетради таблицу по её изображению на доске.

Предметные УД: осознавать сложность

строения атома по результатам накопленных

фактов и явлений;

Регулятивные УУД: принимать предложенный

способ решения проблемы;

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы,

выделять материал, который будет использован

в исследовании;

Коммуникативные УУД: умение слушать

имеющиеся знания учащихся;

Поисково-исследовательский этап

(13мин)

Организовать поиск решения проблемы.

Беседа. Работа с учебником.

Фронтальная

1. Заполняет колонки «Знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).

2. Предлагает высказывать и записать свои предложения в колонке «Хочу узнать».

3.Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.

4. Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.

1.Участвуют в заполнении колонки на доске.

2.Вносят свои предложения.

3.Слушают. Смотрят на таблицу Менделеева.

4.Рассматривают рисунок опыта Резерфорда (стр. 227). Делают предположения о трех составляющих.

Предметные УД: формулировать определения

нового физического понятия, объяснять смысл

и результаты опыта Резерфорда;

Регулятивные УУД: предвосхищать результат

и уровень усвоения;

Познавательные УУД: ориентируются и

воспринимают тексты научного стиля,

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать,

с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли;

Практический этап

(10мин)

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.

Презентация. Работа с тетрадью. Сообщения учащихся.

Индивидуальная

1.Предлагает просмотреть презентацию с использованием проектора, подготовленную по материалу параграфа 2.Предлагает прослушать сообщения учащихся о биографиях А. Беккереля, М. Кюри, Э. Резерфорда.

1.Повторно визуально просматривают материал урока. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».

2.Слушают сообщения учащихся.

Регулятивные УУД:

уметь планировать, прогнозировать,

контролировать, корректировать, оценивать

полученные знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные

и логические умения и навыки. Постановка

и решение проблем;

Коммуникативные УУД: уметь сформулировать

вопрос;

Рефлексивно-оценочный этап

(5мин)

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

Таблица ЗХУ (Узнал).

Групповая работа (по рядам).

1.Предлагает озвучить записи в третьей колонке в первом ряду и внести свои добавления второму и третьему ряду.

2.Благодарит за работу над сообщениями. Подводит итог по работе с таблицей.

3.. Записывают домашнее задание (параграф, таблицу завершить).

1.Соотносят свои записи по рядам, выбирают ученика, желающего выступить.

2.Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;

Среди разнообразных педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, их коммуникативная активность.

Поэтапной деятельности я обучаю детей работе над проектами как в ходе подготовки конкретного проекта, так и в ходе обучения предмету, во внеурочной деятельности. Поэтому часто строю свои уроки в форме уроков - исследований, уроков - проектов и готовлю детей к созданию самостоятельных проектов.

Так, вместе с Кануновым Владиславом, учеником 6В класса, мы исследовали робота. Готовили исследовательскую работу «Конструирование распознающего робота», с которой выступили в республиканском конкурсе проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века» (с проектом «Конструирование распознающего робота»), и стали призерами.

Мною проводятся открытые уроки для учителей школы: «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на разных ее участках» (8 класс); "Сборка электрической цепи и измерение силы тока" (8 класс); «Строение атома» (9 класс); «Законы Ньютона» (9 класс) и др. Большое внимание я уделяю профессиональной ориентации школьников: провожу элективные занятия по физике, беседую с родителями о выборе профессии детей на родительских собраниях.

Моя внеклассная работа с детьми очень разнообразна: это викторины, игры, экскурсии, мероприятия и т.д.

На республиканском семинаре для учителей СПО проводила открытые уроки: «КПД тепловых двигателей и механизмов», «Молекулярная физика. Тепловые явления» и др.

Своим опытом я делюсь, выступая на различных семинарах.

В 2013 году выступала с докладом «Использование современных средств обучения на уроках физики» на Республиканском научно - методическом семинаре « Совершенствование обучения физике в школе и вузе», проведенного на базе кафедры физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО « Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

В 2014 году выступала с темой «Дифференцированный подход в обучении физике» на курсах повышения квалификации учителей - предметников по теме «Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию физики в условиях реализации ФГОС ОО» в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»

В 2014 выступала на педагогическом совете школы с докладом «Дифференцированный подход в обучении физике в современном образовании»

В 2010 году выступала с докладом «Обобщение и распространение личного педагогического опыта» в ГОУСПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум»

В 2009 году выступала в «Саранском техникуме пищевой и перерабатывающей промышленности №22» с докладом «Реализация профессиональной направленности на уроках физики» в рамках семинара по теме «Профессиональная направленность в преподавании естественно-математических предметов».

В межвузовском сборнике научных статей (выпуск 2) «Организация проблемного обучения в школе и ВУЗе» под редакцией Абушкина Х.Х. был опубликован урок на тему «Способы увеличения и уменьшения давления», адресованный учителям школ, преподавателям ВУЗов и средних специальных учебных учреждений, аспирантам, студентам.

Пусть девизом изучать, применять, проводить уроки будут вот такие слова: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово - открывать знания вместе с детьми!»

Список литературы

[1]Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1982, с. 289.

[2] Оконь В. Проблемы социалистической педагогики. М., 1982, с. 360.

[3]Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1986, с. 347.

[4]Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992, стр. 32.

[5]Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1984, стр. 18.

[6]Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение. М., 1992, стр. 33.

[7]Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение. М., 1992, стр. 8.

[8]Казанский Н.Г, Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). М., 1988, стр. 64.

[9]Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение. М., 1991, стр. 35.

[10]Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983, стр. 64.

[11]Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992, стр. 30.

[12]Махмутов М.И. Современный урок. М., 1995, стр. 66.

[13]Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1988, стр. 14-15.

[14]Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1986, стр. 43.

[15]Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1984, стр. 55.

[16]Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992.

[17]Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). М., 1988, стр. 126.

[18] Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1982.

[19]Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1984, стр. 52.

[20]Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1982.

Интернет-ресурсы

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

fcior.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

experiment.edu.ru/

  • Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей

fizika.ru

  • College.ru: Физика

college.ru/fizika/

  • Газета «Физика»

fiz.1september.ru

  • Информатика и Физика

teach-shzz.narod.ru

  • Информационные технологии в преподавании физики

ifilip.narod.ru

  • Образовательные анимации для уроков физики, информатики и др.

somit.ru

  • Мир физики/ Демонстрации физических экспериментов.

demo.home.nov.ru



© 2010-2022