Разработка урока по физике на тему Диффузия

Класс: 7 Тема урока: «Диффузия» Тип урока: комбинированный. Педагогические технологии: групповая работа, индивидуальная работа, работа на компьютерах. Цели урока: Предметная - Формирование знаний о физическом явлении  - диффузии, умений  объяснять физическое явление с точки зрения молекулярного строения вещества, умений строить модели физических процессов.                              Личностная– Расширение представлений учащихся о познавательных возможностях наблюдения, эксперимента, моделиров...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7

Тема урока: «Диффузия»

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии: групповая работа, индивидуальная работа, работа на компьютерах.

Цели урока:

Предметная - Формирование знаний о физическом явлении - диффузии, умений объяснять физическое явление с точки зрения молекулярного строения вещества, умений строить модели физических процессов.

Личностная - Расширение представлений учащихся о познавательных возможностях наблюдения, эксперимента, моделирования при изучении физических явлений и процессов.

Метапредметная - Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с информацией, умений делать выводы из эксперимента.

Используемые информационные технологии:

Электронные издания: «Электронные уроки и тесты» (ЗАО Просвещение), Библиотека электронных наглядных пособий (ООО К и М).

На данном уроке используются презентации «Удивительное явление» и «Самопроизвольное перемешивание веществ», созданные с помощью конструктора презентаций в среде Power Point и компьютерный тест «Диффузия», созданный в среде Delphy.

Урок реализуется в классе, оснащенном мультимедиапроектором, экраном и компьютерами, соединенными в локальную сеть.

Планирование урока.

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Мотивация - 5 мин.

Все любят подарки и большие, и маленькие. Все ждут чудес, неожиданных сюрпризов, сказочных подарков. На столе у каждого стоит нарядная, красивая коробочка. Это небольшой подарок вам от меня. Только небольшое условие - вы должны отгадать, что же там лежит.

Я вижу, что вы отличаетесь умом и сообразительностью. Попробуйте ответить на мои вопросы.

Разработка урока по физике на тему Диффузия

- Является ли вещество, из которого состоят тела, сплошным?

Вещество состоит из мельчайших частиц - молекул.

- Расположены ли молекулы вплотную друг к другу?

Между молекулами есть промежутки.

- Каковы размеры молекул? Как много их внутри вещества?

Размеры молекул очень малы, их нельзя увидеть невооруженным взглядом. Молекул внутри вещества очень много.

А молекулы состоят из чего-либо?

Молекулы состоят из атомов - одного или нескольких.

- Как ведут себя молекулы внутри вещества?

Молекулы внутри вещества движутся.

- С помощью каких способов нашей деятельности мы можем сделать такие выводы?

С помощью наблюдений и опытов.

-Как можно объяснить растворение веществ, например, сахара в стакане с водой?

Молекулы сахара проникают в промежутки между молекулами воды, вещества перемешиваются.

Я думаю, мы готовы приступить к решению нашей загадки. Хоть мы и не волшебники, но сделать это нам по силам.

Сейчас вы пронаблюдаете одно удивительное явление, которое происходит в атмосфере нашей Земли. Углекислый газ тяжелее других газов, входящих в состав атмосферы - кислорода и азота. Тем не менее, наша атмосфера представляет собой смесь этих газов. В верхних слоях атмосферы можно обнаружить углекислый газ, а вблизи поверхности Земли кислород и азот. Если бы не происходило такого самопроизвольного перемешивания газов, то мы с вами не имели бы возможности использовать кислород для поддержания жизненно важных процессов.

Так как газы состоят из молекул, между которыми есть промежутки, то молекулы одного газа могут проникать в промежутки между молекулами другого газа. Это нам уже известно.

Удивительным является только то, что молекулы более тяжелого углекислого газа, перемешиваясь с молекулами более легких газов кислорода и азота, могут подниматься вверх, а те в свою очередь, опускаться вниз.

Что мы с вами не знаем о движении молекул, чтобы ответить на этот вопрос?

Я объявляю тему урока - «Удивительное явление».

В конце урока мы должны

знать понятие о физическом явлении, которое связано с самопроизвольным перемешиванием веществ,

уметь объяснять этот процесс на основе представлений о молекулярном строении вещества,

уметь создавать модели физических процессов.

Усвоение содержания учебного материала - 20 мин.

Почему же газы в атмосфере самопроизвольно перемешиваются?

Наблюдение мы с вами провели, что еще можно сделать, для того, чтобы собрать как можно больше информации об этом явлении. Конечно же, провести опыты.

Чтобы направить наши усилия по возможно большим направлениям, я предлагаю разбиться на две группы. Пусть это будут теоретики и практики. Для каждой группы приготовлена карта со своим маршрутом следования.

Теоретики работают на компьютере с виртуальными опытами, практики проводят натурный эксперимент.

К карте приложена инструкция работы с каждым пунктом продвижения по пути исследования. Инструкция представляет собой правило нахождения информации по интересующему вопросу.

После того, как каждая группа закончит свою работу и ответит на все вопросы заданий, мы вместе обсудим результаты исследования.

Теоретики, используя компьютерную презентацию, отвечают на вопросы, связанные с понятием о физическом процессе самопроизвольного перемешивания веществ. Основной упор вопросов ориентирован на раскрытие механизма данного процесса с молекулярной точки зрения (Приложение 1).

Разработка урока по физике на тему ДиффузияРазработка урока по физике на тему Диффузия


Практики проводят серию опытов по обнаружению основных закономерностей в таких процессах.

Разработка урока по физике на тему Диффузия



По окончании работы (10 минут) учащиеся возвращаются на свои места и мы подводим итоги. Для этого используется презентация «Удивительное явление».

Разработка урока по физике на тему Диффузия


Построим модель диффузии. Есть один метод - маленьких человечков, который поможет нам осуществить задуманное. Маленькие человечки - это молекулы.

На доске большое поле с магнитными человечками. У разных веществ они разные, для одного вещества одинаковые. Между человечками есть расстояние. Так можно представить себе то, что происходило в сосуде в начале опыта, А теперь предоставим возможность человечкам двигаться беспорядочно, хаотично. Можно к доске вызвать двух учеников, которые будут перемещать человечков. Что произойдет через некоторое время. Разделенные в начале процесса движения человечки создадут однородную толпу. Именно так и происходило перемешивание молекул углекислого газа и других газов в нашем наблюдении.

Мы с вами построили модель физического процесса, опираясь на знания о молекулах. Какие знания мы привлекли для построения модели?

Где еще мы с вами встречаемся с явлением диффузии? Особое внимание уделяется практическому применению и проявлению в природе указанного явления: домашние заготовки, промышленное применение (упрочнение, создание новых свойств материалов), микроэлектроника (создание интегральных схем), наличие атмосферы у Земли, распространение запаха (нюх у животных, обоняние у людей).

Обеспечение осознанности формируемых знаний - 6 мин.


Разработка урока по физике на тему Диффузия


Учитель демонстрирует опыт (видео) по обнаружению броуновского движения. Пока учащиеся рассматривают частички вещества, которые ведут себя как живые, преподаватель рассказывает историю открытия этого явления.

Вопросы:

  1. Как объяснить такое беспорядочное движение частичек вещества в воде?

  2. Как построить модель данного процесса?

Ответы:

  1. Беспорядочное движение частичек вещества, взвешенных в воде, можно объяснить беспорядочным движением большого числа молекул жидкости и неоднозначностью определения нескомпенсированного действия со стороны этих молекул на разные стороны частички.

  2. Частичка представляет собой большое, по сравнению с молекулами, тело, которое подвержено бомбардировкам со стороны молекул. Движение частички определяется большим действием молекул на одну сторону частички по сравнению с действием на противоположную сторону.

Наконец долгожданный чудесный опыт. Что нужно сделать, для того, чтобы, не заглядывая внутрь подарка, определить, что там находится. Конечно же, закрыть глаза, открыть коробочку и понюхать ее содержимое. Это мандарин. Свой подарок, пусть маленький, вы заслужили. А главное, вы узнали о процессе, который в жизни для нас очень важен. И еще научились строить пока простые, но отражающие суть физических процессов и явлений модели.

Контроль усвоения - 5 мин.

Разработка урока по физике на тему Диффузия








Тест из 5 вопросов с подведением итогов.

Тест создан на основе технологии Delphy, вопросы выпадают случайным образом.

Домашнее задание - 2 мин.

Задание дифференцированное, исходя из результатов теста.






Приложение 2.


Опыт № 1.


1. Смочите ватный тампон нашатырным спиртом, быстро поместите его в колбу с воздухом и закройте пробку.

В результате разложения нашатырного спирта в колбе образуется газ аммиак, который легче воздуха.

2. На дне колбы находится индикаторная бумага. По окрашиванию бумаги можно определить, достиг ли аммиак нижней грани сосуда.

Опыт № 2.


1. В кювету с водой (на противоположные стороны) осторожно высыпать небольшое количество двух веществ - марганцовки и йодистого калия.

2. Пронаблюдайте, как происходит процесс перемешивания этих веществ с водой.

Опыт № 3.


1. В две кюветы с холодной и горячей водой высыпать одинаковое количество йодистого калия.

2. Пронаблюдайте, в какой кювете скорость перемешивания вещества с водой больше.


© 2010-2022