- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока по физике на тему Диффузия
Разработка урока по физике на тему Диффузия
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Спирина О.К. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Класс: 7
Тема урока: «Диффузия»
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: групповая работа, индивидуальная работа, работа на компьютерах.
Цели урока:
Предметная - Формирование знаний о физическом явлении - диффузии, умений объяснять физическое явление с точки зрения молекулярного строения вещества, умений строить модели физических процессов.
Личностная - Расширение представлений учащихся о познавательных возможностях наблюдения, эксперимента, моделирования при изучении физических явлений и процессов.
Метапредметная - Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с информацией, умений делать выводы из эксперимента.
Используемые информационные технологии:
Электронные издания: «Электронные уроки и тесты» (ЗАО Просвещение), Библиотека электронных наглядных пособий (ООО К и М).
На данном уроке используются презентации «Удивительное явление» и «Самопроизвольное перемешивание веществ», созданные с помощью конструктора презентаций в среде Power Point и компьютерный тест «Диффузия», созданный в среде Delphy.
Урок реализуется в классе, оснащенном мультимедиапроектором, экраном и компьютерами, соединенными в локальную сеть.
Планирование урока.
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Мотивация - 5 мин.
Все любят подарки и большие, и маленькие. Все ждут чудес, неожиданных сюрпризов, сказочных подарков. На столе у каждого стоит нарядная, красивая коробочка. Это небольшой подарок вам от меня. Только небольшое условие - вы должны отгадать, что же там лежит.
Я вижу, что вы отличаетесь умом и сообразительностью. Попробуйте ответить на мои вопросы.
- Является ли вещество, из которого состоят тела, сплошным?
Вещество состоит из мельчайших частиц - молекул.
- Расположены ли молекулы вплотную друг к другу?
Между молекулами есть промежутки.
- Каковы размеры молекул? Как много их внутри вещества?
Размеры молекул очень малы, их нельзя увидеть невооруженным взглядом. Молекул внутри вещества очень много.
А молекулы состоят из чего-либо?
Молекулы состоят из атомов - одного или нескольких.
- Как ведут себя молекулы внутри вещества?
Молекулы внутри вещества движутся.
- С помощью каких способов нашей деятельности мы можем сделать такие выводы?
С помощью наблюдений и опытов.
-Как можно объяснить растворение веществ, например, сахара в стакане с водой?
Молекулы сахара проникают в промежутки между молекулами воды, вещества перемешиваются.
Я думаю, мы готовы приступить к решению нашей загадки. Хоть мы и не волшебники, но сделать это нам по силам.
Сейчас вы пронаблюдаете одно удивительное явление, которое происходит в атмосфере нашей Земли. Углекислый газ тяжелее других газов, входящих в состав атмосферы - кислорода и азота. Тем не менее, наша атмосфера представляет собой смесь этих газов. В верхних слоях атмосферы можно обнаружить углекислый газ, а вблизи поверхности Земли кислород и азот. Если бы не происходило такого самопроизвольного перемешивания газов, то мы с вами не имели бы возможности использовать кислород для поддержания жизненно важных процессов.
Так как газы состоят из молекул, между которыми есть промежутки, то молекулы одного газа могут проникать в промежутки между молекулами другого газа. Это нам уже известно.
Удивительным является только то, что молекулы более тяжелого углекислого газа, перемешиваясь с молекулами более легких газов кислорода и азота, могут подниматься вверх, а те в свою очередь, опускаться вниз.
Что мы с вами не знаем о движении молекул, чтобы ответить на этот вопрос?
Я объявляю тему урока - «Удивительное явление».
В конце урока мы должны
знать понятие о физическом явлении, которое связано с самопроизвольным перемешиванием веществ,
уметь объяснять этот процесс на основе представлений о молекулярном строении вещества,
уметь создавать модели физических процессов.
Усвоение содержания учебного материала - 20 мин.
Почему же газы в атмосфере самопроизвольно перемешиваются?
Наблюдение мы с вами провели, что еще можно сделать, для того, чтобы собрать как можно больше информации об этом явлении. Конечно же, провести опыты.
Чтобы направить наши усилия по возможно большим направлениям, я предлагаю разбиться на две группы. Пусть это будут теоретики и практики. Для каждой группы приготовлена карта со своим маршрутом следования.
Теоретики работают на компьютере с виртуальными опытами, практики проводят натурный эксперимент.
К карте приложена инструкция работы с каждым пунктом продвижения по пути исследования. Инструкция представляет собой правило нахождения информации по интересующему вопросу.
После того, как каждая группа закончит свою работу и ответит на все вопросы заданий, мы вместе обсудим результаты исследования.
Теоретики, используя компьютерную презентацию, отвечают на вопросы, связанные с понятием о физическом процессе самопроизвольного перемешивания веществ. Основной упор вопросов ориентирован на раскрытие механизма данного процесса с молекулярной точки зрения (Приложение 1).
Практики проводят серию опытов по обнаружению основных закономерностей в таких процессах.
По окончании работы (10 минут) учащиеся возвращаются на свои места и мы подводим итоги. Для этого используется презентация «Удивительное явление».
Построим модель диффузии. Есть один метод - маленьких человечков, который поможет нам осуществить задуманное. Маленькие человечки - это молекулы.
На доске большое поле с магнитными человечками. У разных веществ они разные, для одного вещества одинаковые. Между человечками есть расстояние. Так можно представить себе то, что происходило в сосуде в начале опыта, А теперь предоставим возможность человечкам двигаться беспорядочно, хаотично. Можно к доске вызвать двух учеников, которые будут перемещать человечков. Что произойдет через некоторое время. Разделенные в начале процесса движения человечки создадут однородную толпу. Именно так и происходило перемешивание молекул углекислого газа и других газов в нашем наблюдении.
Мы с вами построили модель физического процесса, опираясь на знания о молекулах. Какие знания мы привлекли для построения модели?
Где еще мы с вами встречаемся с явлением диффузии? Особое внимание уделяется практическому применению и проявлению в природе указанного явления: домашние заготовки, промышленное применение (упрочнение, создание новых свойств материалов), микроэлектроника (создание интегральных схем), наличие атмосферы у Земли, распространение запаха (нюх у животных, обоняние у людей).
Обеспечение осознанности формируемых знаний - 6 мин.
Учитель демонстрирует опыт (видео) по обнаружению броуновского движения. Пока учащиеся рассматривают частички вещества, которые ведут себя как живые, преподаватель рассказывает историю открытия этого явления.
Вопросы:
-
Как объяснить такое беспорядочное движение частичек вещества в воде?
-
Как построить модель данного процесса?
Ответы:
-
Беспорядочное движение частичек вещества, взвешенных в воде, можно объяснить беспорядочным движением большого числа молекул жидкости и неоднозначностью определения нескомпенсированного действия со стороны этих молекул на разные стороны частички.
-
Частичка представляет собой большое, по сравнению с молекулами, тело, которое подвержено бомбардировкам со стороны молекул. Движение частички определяется большим действием молекул на одну сторону частички по сравнению с действием на противоположную сторону.
Наконец долгожданный чудесный опыт. Что нужно сделать, для того, чтобы, не заглядывая внутрь подарка, определить, что там находится. Конечно же, закрыть глаза, открыть коробочку и понюхать ее содержимое. Это мандарин. Свой подарок, пусть маленький, вы заслужили. А главное, вы узнали о процессе, который в жизни для нас очень важен. И еще научились строить пока простые, но отражающие суть физических процессов и явлений модели.
Контроль усвоения - 5 мин.
Тест из 5 вопросов с подведением итогов.
Тест создан на основе технологии Delphy, вопросы выпадают случайным образом.
Домашнее задание - 2 мин.
Задание дифференцированное, исходя из результатов теста.
Приложение 2.
Опыт № 1.
1. Смочите ватный тампон нашатырным спиртом, быстро поместите его в колбу с воздухом и закройте пробку.
В результате разложения нашатырного спирта в колбе образуется газ аммиак, который легче воздуха.
2. На дне колбы находится индикаторная бумага. По окрашиванию бумаги можно определить, достиг ли аммиак нижней грани сосуда.
Опыт № 2.
1. В кювету с водой (на противоположные стороны) осторожно высыпать небольшое количество двух веществ - марганцовки и йодистого калия.
2. Пронаблюдайте, как происходит процесс перемешивания этих веществ с водой.
Опыт № 3.
1. В две кюветы с холодной и горячей водой высыпать одинаковое количество йодистого калия.
2. Пронаблюдайте, в какой кювете скорость перемешивания вещества с водой больше.