Конспект урока по физике Интеллектуальная игра Физбой

Конспект урока по физике.Тема: Интеллектуальная игра «Физбой».Класс: 8.Цель урока: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.Педагогические технологии: игровая (игровая ситуация), здоровьесберегающий подход (психофизическая тренировка, настрой на урок), педагогика сотрудничества (совместная деятельность, работа в командах), информационно-коммуникативные технологии (предста...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по физике.

Учитель: Денисенко П.Л.

Тема: Интеллектуальная игра «Физбой».

Класс: 8.

Цель урока: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи урока:

  • повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественнонаучного цикла;

  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

  • научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;

  • продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

  • формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища;

  • формировать личностные универсальные учебные действия.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Педагогические технологии: игровая (игровая ситуация), здоровьесберегающий подход (психофизическая тренировка, настрой на урок), педагогика сотрудничества (совместная деятельность, работа в командах), информационно-коммуникативные технологии (представление наглядного материала), гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

«Человек страшится только того, чего не знает,

знанием побеждается всякий страх»

В.Г. Белинский

3. Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»

ВКонспект урока по физике Интеллектуальная игра Физбой лабиринте зашифровано названия известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ответы к конкурсу № 1: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, ускорение, вес, импульс, скорость.

Урок, проводимый в форме игры, способствует формированию у школьников личностных УУД смыслообразования. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Во время игры у детей отсутствует страх получить плохую оценку, если он не сможет дать ответ, это дает им определенную степень свободы, и в игру включаются дети, которые порой не принимают активного участия в обсуждении на обычном уроке. Предлагаемый конкурс не является сложным, что позволяет учащимся «включиться в игру», почувствовать азарт от командного соревнования, внести вклад в общекомандный зачет. Эти факторы способствуют появлению мотивации и заинтересованности.

4. Конкурс №2. «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр - температура

Ответы к конкурсу №2:

  • динамометр - сила;

  • метр - длина;

  • спидометр - скорость;

  • барометр - атмосферное давление;

  • манометр - давление;

  • гигрометр, психрометр - влажность воздуха;

  • электрометр - электрический заряд;

  • амперметр - сила тока;

  • вольтметр - напряжение;

  • ваттметр - мощность и др.

Проведение любого командного конкурса на этом уроке способствует формированию у учащихся личностных УУД нравственно-этической оценки. Умение играть в команде, справедливо оценивать ответы другихи уважать личность соперника, умение тактично и вежливо вести диалог, если возникли какие-то спорные моменты - все это играет важную роль для формирования личности. Здесь же можно отметить еще и понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности за свои слова при ответе на вопросы игры.

5. Конкурс №3. «Физические загадки».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда - облака. (Барометр)

  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

  3. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

  4. Был один Антошка, посмотрел в окошко - там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

  5. Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка)

  6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

  7. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

  8. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

6. Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

  2. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

  3. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

  4. ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома?(нет)

  6. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

7. Конкурс №6 «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой?

(Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

  1. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

(Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

  1. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

(Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

  1. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды?

(Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

  1. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели?

(Изморозь, или иней, - вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

  1. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка?

(Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

  1. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно?

(Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

  1. Почему в мороз снег скрипит под ногами?

(Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

  1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

(При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

Давая ответы на поставленные вопросы, связанные с повседневной жизнью, у учащихся формируются личностные УУД самоопределения.

Это представление о том, какими качествами и знаниями я обладаю.

Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки. Создаваемая ситуация успеха способствует поднятию самооценки школьника, тем более, что его участие играет важную роль в командном соревновании.

Не просто давая короткий односложный ответ, но аргументируя свою точку зрения, ребенок тем самым проявляет свою индивидуальность, демонстрирует широту кругозора (поскольку вопросы в данном конкурсе рассчитаны на общую эрудицию, а не только на знания по физике), а также способность грамотно изъяснять свою мысль.

Предложенные вопросы имеют практическое применение. Это формирует личностные УУД смыслообразования. Знание физических законов может пригодиться не только на уроке, но и во многих бытовых жизненных ситуациях. Подобные игровые уроки помогут ответить на вопрос: «Зачем мне нужно изучать физику, и где мне это может понадобиться?»

8. Конкурс №5. «Творцы физики»

Великий ученый, сделавший большой вклад в развитие физики, математики, астрологии, открыл три закона механики, вывел закон всемирного тяготения. (Исаак Ньютон).

Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие "электрический ток". На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)

По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль)

Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Шарль Кулон)

Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.(М.В. Ломоносов)

Примеры великих ученых и изобретателей всегда вдохновляют. Многие из них, как видно из примеров данного конкурса, были не только физиками. Для формирования личности ребенка очень важно знать о таких людях, чьё трудолюбие и оптимизм изменили нашу цивилизацию, и до сих пор делают нашу жизнь легче и ярче.

9. Конкурс № 6 «Обгоним на задаче!»

На моем сайте сейчас публикуются задачи, придуманные, составленные и оформленные детьми. Тема звучит так: «Достопримечательности Москвы в физических задачах». При составлении своей задачи обучение конкретной темы делается осмысленным! Выбор достопримечательности и иллюстрации к задаче дает возможность проявить свою оригинальность, а необходимая историческая справка, которая обязательно приводится в задаче, позволяет узнать много нового о столице нашей Родины, ее истории, что помогает в формировании гражданской позиции, в воспитании чувства патриотизма. Представление своей задачи всему классу, на мой взгляд, способствует повышению самооценки, появляется осознание того, что труд не прошел даром, что готовую работу смогут увидеть и оценить одноклассники. К тому же, выступление со своей задачей принесет дополнительные баллы не только той команде, которая первой справиться с решением, но и той, в чьей команде оказался автор задачи. (Авторы награждаются специальными сертификатами).

10. Заключительное слово учителя, подведение итогов урока.

Для проведения диагностики формирования личностных УУД этап подведения итогов урока крайне важен. Выставление оценок наиболее активным участникам игры, поздравление победителей и награждение авторов задач помогает созданию общего положительного эмоционального фона в классе. Мысленное воспроизведение и самооценка событий, анализ собственных ошибок и личных достижений также способствует развитию личности ребенка на подобных игровых уроках.

Используемая литература:


  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.; ВАКО, 2006. - 176 с. - (Мастерская учителя).

  2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 188, [1] с. - (Библиотека школьника).

  3. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 272 с. - (Библиотека учителя).

5


© 2010-2022