- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике в 10 классе
Рабочая программа по физике в 10 классе
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гафуров Р.З. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Нормативно-правовые документы
Рабочая программа предмета «Физика» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- примерной (типовой) образовательной программы по предмету Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»),
- требований государственного образовательного стандарта 2004 года 1 поколения
- учебного плана МКОУ «СОШ п. Агролес» на 2014-2015учебный год
- действующих СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
- Авторской программы Г.Я. Мякишева ФИЗИКА. 10-11 классы. - М: Дрофа, 2010.
2.2
Содержание изучаемого предмета соответствует примерной программе Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г.Я. Мякишева ФИЗИКА. 10-11 классы. - М: Дрофа, 2010.
В рабочей программе отражены изменения, касающиеся:
• распределения часов по темам
• использования часов резервного времени и часов, отведённых на повторение.
2.3 Используемый УМК:
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
10 класс
-
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.
-
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
11 класс
-
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2006.
-
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
-
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2003.
-
М.Ю.Демидова. Тематические тренировочные варианты. Физика. 9-11 классы. - М.: Национальное образование, 2011.
-
В.В. Порфирьев. Астрономия. 11класс. - М.: Просвещение, 2003.
-
Е.П.Левитан. Астрономия. 11 класс. - М.: Просвещение, 2003.
-
А.Н.Москалев. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. - М.: Дрофа, 2005.
-
Н.И.Зорин. Тесты по физике. 11 класс. - М.: Вако, 2010.
-
В.И.Николаев, А.М.Шипилин. Тематические тестовые задания. Физика. ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2011.
2.4. Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
Изучение курса физики в 11 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика, строение Вселенной. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
2.5 Место предмета в учебном плане:
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план МКОУ «СОШ п. Агролес» предусматривает изучение предмета в следующем объёме:___
Года обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
10 класс
2
36
72
11 класс
2
34
68
140 часов за курс
2.6 Цели и задачи обучения
Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
-
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
-
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
-
овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
2.7 Общеучебные умения и навыки.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность
-
Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
-
Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории.
-
Овладение алгоритмическими способами решения задач.
Информационно - коммуникативная деятельность.
-
Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
-
Использовать для решения учебных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность.
1. Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.
Формирование компетенций:
общеобразовательных:
-
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки до получения и оценки результата);
-
умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
-
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
-
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
-
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2.8 . Формы, методы, технологии обучения.
а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Виды: урок-лекция, урок - беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Виды: урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.
в) Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:
- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.
г) Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:
Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.
д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.
2.9 Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учеников 10 класса
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
-
смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
-
смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
уметь
-
описывать и объяснять:
физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
-
приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
-
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
-
измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
-
применять полученные знания для решения физических задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
-
По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и 8 лабораторных работ.
Основное содержание программы 10 класс
Научный метод познания природы
Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
-
Зависимость траектории от выбора отсчета.
-
Падение тел в воздухе и в вакууме.
-
Явление инерции.
-
Измерение сил.
-
Сложение сил.
-
Зависимость силы упругости от деформации.
-
Реактивное движение.
-
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика
Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
-
Механическая модель броуновского движения.
-
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
-
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
-
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
-
Устройство гигрометра и психрометра.
-
Кристаллические и аморфные тела.
-
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Демонстрации
-
Электризация тел.
-
Электрометр.
-
Энергия заряженного конденсатора.
-
Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы
-
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
-
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Экспериментальная физика
Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс
Учебная программа 10 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира
КИНЕМАТИКА (9 часов)
Механическое движение, его виды и относительность. Принцип относительности Галилея
Материальная точка, перемещение, скорость, путь
Связь между кинематическими величинами
Экспериментальное определение скорости
Физический смысл равнозамедленного движения
Измерение ускорения свободного падения
Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости
Кинематика
ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА (4 часа)
Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Инерция, инертность.
Сложение сил
Принцип суперпозиции сил
Принцип причинности в механике. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии
СИЛЫ В МЕХАНИКЕ (3 часа)
Принцип дальнодействия
Всемирное тяготение
Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (7 часов)
Закон сохранения импульса. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление сохранения импульса
Освоение космоса
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии
Закон сохранения энергии
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии
Законы сохранения в механике
Законы сохранения
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (7 часов)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальное доказательство
Порядок и хаос
Масса атома. Молярная масса
Виды агрегатных состояний вещества
Физическая модель идеального газа
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории
Тепловое движение молекул
ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ (2 часа)
Температура - мера средней кинетической энергии тела
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Тепловое движение молекул
СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (6 часов)
Планетарная модель атома
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа
Изопроцессы
Экспериментальное доказательство зависимости давления насыщенного пара от температуры
Измерение влажности воздуха и поверхностного натяжения
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (6 часов)
Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. Порядок и хаос
Физический смысл удельной теплоемкости
Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей среды. Рациональное природопользование и защита окружающей среды
Основы термодинамики
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (9 часов)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток
Электрическое взаимодействие
Физический смысл опыта Кулона. Графическое изображение действия зарядов
Квантование электрических зарядов. Равновесие статистических зарядов
График изображения электрических полей
Основы электродинамики
Потенциальные поля. Эквипотенциальные поверхности электрических полей
Электроемкость конденсатора
Основы электростатики
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (8 часов)
Электрический ток. Сила тока
Источник электрического поля
Связь между напряжением, сопротивлением и электрическим током
Соединение проводников
Связь между мощностью и работой электрического тока
Понятие электродвижущей силы. Формула силы тока по закону Ома для полной цепи
Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока
Законы постоянного тока
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (10 часов)
Практическое применение сверхполупроводников
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о применении полупроводниковых приборов
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об электроннолучевой трубке
Электрический ток в жидкостях
Возникновение самостоятельных и несамостоятельных разрядов
Электрический ток в различных средах
11 класс
Учебная программа 11 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
-
Основы электродинамики (продолжение) 11 часов
-
Колебания и волны 11 часов
-
Оптика 18 часов
-
Квантовая физика 12 часов
-
Элементарные частицы 1 час
-
Значение физики для объяснения мира и развития
производительных сил общества 2 часа
-
Строение Вселенной 7 часов
-
Повторение 4 часа
-
Резерв 2 часа
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 5 лабораторные работы.
Основное содержание программы
Электродинамика (продолжение)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.
Демонстрации
-
Магнитное взаимодействие токов.
-
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
-
Магнитная запись звука.
-
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторные работы
-
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
Электромагнитные колебания и волны
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Демонстрации
-
Свободные электромагнитные колебания.
-
Осциллограмма переменного тока.
-
Генератор переменного тока.
-
Излучение и прием электромагнитных волн.
-
Отражение и преломление электромагнитных волн.
-
Интерференция света.
-
Дифракция света.
-
Получение спектра с помощью призмы.
-
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
-
Поляризация света.
-
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
-
Оптические приборы.
Лабораторные работы
Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
-
Фотоэффект.
-
Линейчатые спектры излучения.
-
Лазер.
-
Счетчик ионизирующих излучений.
Лабораторные работы
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение Вселенной
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.
Экспериментальная физика
Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.
Учебная программа 11 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Магнитное поле(21часов)
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Применение закона Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС-индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность.
Колебания и волны
Электромагнитные колебания
Свободные и вынужденные колебания. Колебательный контур. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Активные, индуктивные и относительные сопротивления. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания.
Производство, передача и использование электрической энергии
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электроэнергии. Передача электроэнергии. Эффективное использование энергии.
Электромагнитные волны
Что такое электромагнитные волны. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи. Распространение электромагнитных волн. Радиолокация.
Оптика (10 ч)
Световые волны
Скорость света. Закон отражения света. Закон преломления. Полное внутреннее отражение. Линза. Дисперсия. Интерференция. Дифракция. Дифракционная решетка. Поляризация света. Поперечность световых волн.
Излучение и спектры
Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн.
Элементы теории относительности(3 ч)
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные свойства, вытекающие из постулатов теории относительности. Зависимость массы от скорости. Динамика. Связь между массой и энергией.
Квантовая физика (13ч)
Световые кванты
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Давление света. Химическое действие света.
Атомная физика
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры.
Физика атомного ядра
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивное превращение. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Энергия связи. Ядерная реакция. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Элементы развития вселенной (11ч)
Повторение ( 10ч)
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная программа 10 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Учебная программа 11 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Раздел, тема
Количество часов
Количество лабораторных работ
Количество контрольных работ
10 класс
ВВЕДЕНИЕ
1
МЕХАНИКА
22
2
3
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
21
3
2
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.
21
3
3
РЕЗЕРВ
5
Всего
70
8
8
11 класс
Электродинамика
11
2
2
Колебания и волны
10
1
Оптика
10
5
1
Элементы специальной теории относительности.
3
Квантовая физика
13
1
2
Строение и эволюция вселенной
10
Единая физическая картина мира
1
Повторение
10
0
Всего
68
9
5
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
При изучении курса физики обучающийся должен иметь :
Личностные результаты:
-
в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
-
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
-
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
-
в познавательной сфере:
-
давать определения изученным понятиям;
-
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
-
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
-
классифицировать изученные объекты и явления;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
-
структурировать изученный материал;
-
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
-
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
-
в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
-
в трудовой сфере - проводить физический эксперимент;
-
в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№
Тема урока
Кол -во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля
Дата
Домашнее задание
По плану
Факт
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1
Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты
1
Комбинированный урок
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира
Понимать смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы
Экспериментальные задачи
1.09
Учебник.
Введение,
§1,2
КИНЕМАТИКА (9 часов)
2
Механическое движение, виды движений, его характеристики
1
Лекция
Механическое движение, его виды и относительность. Принцип относительности Галилея
Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса
Фронтальный опрос
2.09
§3,7
3
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения
1
Комбинированный урок
Материальная точка, перемещение, скорость, путь
Знать основные понятия
Физический диктант. Анализ
8.09
§9, 10
4
Графики прямолинейного движения
1
Комбинированный урок
Связь между кинематическими величинами
Построить график зависимости (х от I, V от t). Анализ графиков
Тест. Разбор типовых задач
9.09
§10
5
Скорость при неравномерном движении
1
Комбинированный урок
Экспериментальное определение скорости
Определить по рисунку пройденный путь. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени
Тест по формулам
15.09
§11. Упр. 2
6
Прямолинейное равноускоренное движение
1
Комбинированный урок
Физический смысл равноза-медленного движения
Понимать смысл понятия «равноускоренное движение»
Решение задач
16.09
§ 13-15. Упр. 3
7
Лабораторная работа №1
1
Комбинированный урок
Измерение ускорения свободного падения
Уметь определять ускорение свободного падения
22.09
Р. № 71, 72
8
Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
1
Комбинированный урок
Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка
Воспроизводить, давать определение поступательного движения материальной точки
Решение качественных задач
23.09
9
Лабораторная работа №2
1
Комбинированный урок (практикум)
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости
Уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения
Практическая работа
29.09
10
Кинематика
1
Урок контроля
Кинематика
Уметь применять полученные знания на практике
Контрольная
работа
30.09
ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА (4 часа)
11
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции.1-й закон Ньютона. Инерциальные-системы отсчета
1
Комбинированный урок
Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Инерция, инертность.
Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Приводить примеры инерциальной системы и неинерци-альной, объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли
Решение качественных задач
6.10
§ 22, 24
12
Понятие силы как меры взаимодействия тел
1
Урок изучения нового материала
Сложение сил
Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление
Групповая фронтальная работа
7.10
§ 25, 26
13
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
1
Урок изучения нового материала
Принцип суперпозиции сил
Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона
Решение задач
13.10
§ 27, 28, 29
14
Принцип относительности Галилея
1
Комбинированный урок
Принцип причинности в механике. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии
Приводить примеры
Тест
14.10
§30. Упр. 6
СИЛЫ В МЕХАНИКЕ (3 часа)
15
Явление тяготения. Гравитационная сила
1
Комбинированный урок
Принцип дальнодействия
Объяснять природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире
Решение качественных задач
20.10
§31, 32
16
Законы всемирного тяготения
1
Комбинированный урок
Всемирное тяготение
Знать и уметь объяснить, что такое гравитационная сила
Решение задач
21.10
§33
17
Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки
1
Комбинированный урок
Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики
Знать точку приложения веса тела. Понятие о невесомости
Тест
27.10
§ 34, 35. Упр. 7
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (7 часов)
18
Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса
1
Комбинированный урок
Закон сохранения импульса. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление сохранения импульса
Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; смысл физических законов классической механики; сохранение энергии, импульса. Границы применимости
Решение задач
28.10
§41,42
19
Реактивное движение
1
Урок изучения нового материала
Освоение космоса
Знать границы применимости реактивного движения
Тест
10.11
§ 43, 44. Упр. 8
20
Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая
1
Комбинированный урок
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии
Знать смысл физических величин: работа, механическая энергия
Решение экспериментальных задач
11.11
§45-48, 51
21
Закон сохранения и превращения энергии в механике
1
Комбинированный урок
Закон сохранения энергии
Знать границы применимости закона сохранения энергии
Самостоятельная работа
17.11
§52. Упр. 9
22
Лабораторная работа №3
1
Комбинированный урок
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии
Работать с оборудованием и уметь измерять
Лабораторная работа
18.11
Стр. 324
23
Законы сохранения в механике
1
Урок обобщающего повторения
Законы сохранения в механике
Уметь применять полученные знания на практике
Тест
24.11
Повторения §41-52
24
Законы сохранения
1
Урок контроля
Законы сохранения
Уметь применять полученные знания на практике
Контрольная работа
25.11
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (7 часов)
25
Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества
1
Комбинированный урок
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальное доказательство
Понимать смысл понятий: атом, атомное ядро. Характеристики молекул
Решение качественных задач
1.12
§ 57, 58
26
Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение
1
Комбинированный урок
Порядок и хаос
Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры,показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для теории, позволяют проверить истинность теоретических выводов
Решение экспериментальных задач
2.12
§60
27
Масса молекул, количество вещества
1
Комбинированный урок
Масса атома. Молярная масса
Понимать смысл физических величин: количество вещества, масса молекул
Решение задач
8.12
§59
28
Строение газообразных, жидких и твердых тел
1
Комбинированный урок
Виды агрегатных состояний вещества
Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества. Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел
Решение качественных задач
9.12
§61,62
29
Идеальный газ в мо-лекулярно-кинетической теории
1
Урок
изучения
нового материала
Физическая модель идеального газа
Знать модель идеального газа
Тест
15.12
§63
30
Идеальный газ в моле-
кулярно-кинетической
теории
1
Урок обобщающего повторения
(конференция)
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории
Уметь высказывать свое мнение и доказывать его примерами
Конференция
16.12
Повторение § 57-59, 60-63
31
Основы молекулярно-кинетической теории
1
Урок систематизации и обобщения
Тепловое движение молекул
Знать характеристики молекул
Решение задач
22.12
Упр. 11
ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ (2 часа)
32
Температура и тепловое равновесие
1
Комбинированный урок
Температура - мера средней кинетической энергии тела
Анализировать состояние теплового равновесия вещества
Решение качественных задач
23.12
§66
33
Абсолютная температура. Температура -мера средней кинетической энергии
1
Комбинированный урок
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Тепловое движение молекул
Значение температуры тела здорового человека.
Понимать смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц
Тест
12.01
§68 Упр. 12
СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (6 часов)
34
Строение газообразных, жидких и твердых тел
1
Комбинированный урок
Планетарная модель атома
Знать строение вещества. Виды агрегатного состояния вещества
Решение качественных задач
13.01
§61,62, 75, 76
35
Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа
1
Комбинированный урок
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа
Знать физический смысл понятий: объем, масса
Решение задач
19.01
§70
36
Газовые законы
1
Комбинированный урок
Изопроцессы
Знать изопроцессы и их значение в жизни
Решение задач. Построение графиков
20.01
§71. Упр. 13
37
Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение
1
Комбинированный урок
Экспериментальное доказательство зависимости давления насыщенного пара от температуры
Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении
Экспериментальные задачи
26.01
§ 72, 73
38
Лабораторная работа № 4-5
1
Комбинированный урок
Измерение влажности воздуха и поверхностного натяжения
Знать приборы, определяющие влажность. Уметь измерять влажность воздуха и поверхностное натяжение
Умение пользоваться приборами
27.01
§74. Упр. 14
39
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
1
Урок контроля
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
Знать свойства твердых тел, жидкостей и газов
Контрольная
работа
2.02
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (6 часов)
40
Внутренняя энергия и работа в термодинамике
1
Урок изучения нового материала
Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. Порядок и хаос
Уметь приводить примеры практического использования физических знаний (законов термодинамики - изменения внутренней энергии путем совершения работы)
3.02
§ 77,78
41
Количество теплоты, удельная теплоемкость
1
Комбинированный урок
Физический смысл удельной теплоемкости
Знать понятие «теплообмен», физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека
Экспериментальные задачи
9.02
§79
42
Лабораторная работа №6
1
Комбинированный урок
Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда
Уметь работать с приборами
Работа с приборами, выводы
10.02
§80
43
Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе
1
Урок изучения нового материала
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие органы
Тест
16.02
§ 52, 83
44
Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Дизель. КПД тепловых двигателей
1
Комбинированный урок
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей среды. Рациональное природопользование и защита окружающей среды
Называть экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных реакторов и гидроэлектростанций
Решение задач
17.02
§84. Упр. 15
45
Основы
термодинамики
1
Урок контроля
Основы термодинамики
Знать основы термодинамики
Контрольная
работа
23.02
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (9 часов)
46
Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон
1
Урок изучения нового материала
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток
Приводить примеры электризации
Фронтальный опрос
24.02
§86
47
Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения
электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел
1
Комбинированный урок
Электрическое взаимодействие
Понимать смысл физических величин:заряд, элементарный электрический заряд. Уметь измерять
Тест. Практическая работа «Измерение электрического заряда»
1.03
§ 87, 88
48
Закон Кулона
1
Закон Кулона
Физический смысл опыта Кулона. Графическое изображение действия зарядов
Знать границы применимости закона Кулона
Тест
2.03
§ 89, 90. Упр. 16
49
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей
1
Урок изучения нового материала
Квантование электрических зарядов. Равновесие статистических зарядов
Знать принцип суперпозиции полей
Решение задач
8.03
§ 92, 93
50
Силовые линии электрического поля
1
Комбинированный урок
График изображения электрических полей
Уметь сравнивать напряженность в различных точках и показывать направление силовых линий
Решение задач
9.03
§94
51
Основы электродинамики
1
Урок обобщающего повторения
Основы электродинамики
График изображения силовых линий
Решение задач
15.03
Повторение § 92-94
52
Потенциал электростатического поля и разность потенциалов
1
Комбинированный урок
Потенциальные поля. Эквипотенциальные поверхности электрических полей
Знать картину эквипотенциальных поверхностей электрических полей
Решение задач
16.03
§99. Упр. 17
53
Конденсаторы. Назначение, устройство и виды
1
Комбинированный урок
Электроемкость конденсатора
Знать применение и соединение конденсаторов
Тест
22.03
§ 101, 102
54
Основы электростатики
1
Урок систематизации и
Основы электростатики
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Самостоятельная работа
23.03
Повторение §99-102. Упр. 18
обобщения
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (8 часов)
55
Электрический ток. Сила тока
1
Урок изучения нового материала
Электрический ток. Сила тока
Знать условия существования электрического тока
Тест
5.04
§104
56
Условия, необходимые для существования электрического тока
1
Комбинированный урок
Источник электрического поля
Знать технику безопасности работы с электроприборами
Тест
6.04
§105
57
Закон Ома для участка цепи
1
Комбинированный урок
Связь между напряжением, сопротивлением и электрическим током
Знать зависимость электрического тока от напряжения
Решение экспериментальных задач
12.04
§106
58
Лабораторная работа №7
«Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников»
1
Комбинированный урок
Соединение проводников
Знать схемы соединения проводников
Лабораторная работа
13.04
§ Ю7, с. 330
59
Работа и мощность электрического тока
1
Комбинированный урок
Связь между мощностью и работой электрического тока
Понимать смысл физических величин: работа, мощность
Тест
19.04
§108
60
Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной цепи
1
Комбинированный урок
Понятие электродвижущей силы. Формула силы тока по закону Ома для полной цепи
Знать смысл закона Ома для полной цепи
Решение задач
20.04
§ 109,110. Упр. 19
61
Лабораторная работа №8
1
Комбинированный урок
Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока
Тренировать практические навыки работы с электроизмерительными приборами
Лабораторная работа
26.04
С. 328
62
Законы постоянного тока
1
Урок контроля
Законы постоянного тока
Знать физические величины, формулы
Контрольная работа
27.04
Р. №819-821
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (10 часов)
63
Электрическая проводимость различных веществ.
1
Комбинированный урок
Практическое применение сверхполупроводников
Знать формулу расчета зависимости сопротивления проводника от температуры
Решение качественных задач
3.05
4.05
§ 111, 113, 114
64
Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость
1
Комбинированный урок
65
Электрический ток в полупроводниках.
1
Комбинированный
урок
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о применении полупроводниковых приборов
Знать устройство и применение полупроводниковых приборов
Фронтальный опрос
10.05
11.05
§115
66
Применение полупроводниковых приборов
1
Комбинированный
урок
67
Электрический ток в вакууме. Электроннолучевая трубка
1
Комбинированный урок
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об электроннолучевой трубке
Знать устройство и принцип действия лучевой трубки
Проект
17.05
§ 120, 121
68
Электрический ток в жидкостях
1
Комбинированный урок
Электрический ток в жидкостях
Знать применение электролиза
Проект
18.05
§122
69
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды
1
Комбинированный урок
Возникновение самостоятельных и несамостоятельных разрядов
Применение электрического тока в газах
Фронтальный опрос
24.05
§ 124-126. Упр. 20
70
Электрический ток в различных средах
1
Урок обобщающего повторения
Электрический ток в различных средах
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Тест
25.05
11 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Вид контроля
Дата
Домашнее задание
По плану
Факт
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (19 часов)
1
Взаимодействие токов.
Магнитное поле
1
Урок изучения нового материала
Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля
Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле
Давать определение, изображать силовые линии магнитного поля
§1
2
Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля
1
Урок изучения нового материала
Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика»
Знать: правило «буравчика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике
Тест. Объяснять на примерах, рисунках правило «буравчика»
§2
3
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера
1
Урок изучения нового материала
Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера
Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике)
Физический диктант. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Ампера, тока, линии магнитного поля
§3,5
4
Лабораторная работа № 1 «Измерение магнитной индукции»
1
Урок применения знаний
Измерение магнитной индукции
Уметь применять полученные знания на практике
Лабораторная работа. Умение работать с приборами, формулировать вывод
Р. 840, 841
5
Самостоятельная работа № 1 по теме «Магнитное поле» (20 минут)
1
Урок применения знаний
Магнитное поле
Уметь применять полученные знания на практике
Самостоятельная работа № 1. Решение задач
6
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции
1
Комбинированный урок
Электромагнитная индукция. Магнитный поток
Понимать смысл: явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины
Тест.
Объяснять явление электромагнитной индукции. Знать закон. Приводить примеры применения
§8,9, 11. Р. 921
7
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
Урок применения знаний
Электромагнитная индукция
Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции
Лабораторная работа № 2
Упр. 2 (1,2, 3)
8
Самоиндукция. Индуктивность
1
Комбинированный урок
Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции
Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понижать смысл физической величины (индуктивность). Уметь применять формулы при решении задач
Физический диктант. Понятия, формулы
§15. Р. 933, 934
9
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле
1
Комбинированный урок
Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле
Понимать смысл физических величин: энергия магнитного поля, электромагнитное поле
Давать определения явлений. Уметь объяснить причины появления электромагнитного поля
§16, 17. Р. 938, 939
10
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания
1
Комбинированный урок
Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания
Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания
Физический диктант.
Давать определение колебаний, приводить примеры
§27
11
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях
1
Комбинированный урок
Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний
Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях
Объяснять работу колебательного контура
§ 28, 30
12
Переменный
электрический
ток
1
Комбинированный урок
Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока
Понимать смысл физической величины (переменный ток)
Объяснять получение переменного тока и применение
§31
13
Генерирование
электрической
энергии.
Трансформаторы
1
Комбинированный урок
Генератор переменного тока. Трансформаторы
Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора
Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора
§ 37, 38
14
Производство, передача и использование электрической энергии
1
Комбинированный урок
Производство электроэнергии. Типы электростанций. Передача электроэнергии. Повышение эффективности использования электроэнергии
Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии. Знать способы передачи электроэнергии
Физический диктант. Знать правила техники безопасности
§41. Повторить §
2,5, 6, 11
15
Электромагнитные колебания. Основы электродинамики
1
Урок применения знаний
Электромагнитные колебания. Основы электродинамики
Знать определения понятий. Знать физические величины
Тематический контроль. Решение задач по теме
Упр.4 (1.2). Повторение. § 27, 28, 30
16
Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики»
1
Комбинированный урок
Электромагнитные колебания. Основы электродинамики
Применять формулы при решении задач
Контрольная работа
17
Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн
1
Комбинированный урок
Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодейст-вия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн
Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн
Уметь обосновать
теорию
Максвелла
§ 48, 49, 54
18
Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция
1
Комбинированный урок
Устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова. Принципы радиосвязи
Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова
Знать схему. Объяснять наличие каждого элемента схемы. Эссе - будущее средств связи
§51, 52
19
Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи
1
Комбинированный урок
Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приема и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи
Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применения волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приема и получения телевизионного изображения
Тест
§ 57, 58
ОПТИКА (10 часов)
20
Развитие взглядов на природу света. Скорость света
1
Урок изучения нового материала
Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света
Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света)
Уметь объяснить природу возникновения световых явлений, определения скорости света (опытное обоснование)
§59
21
Закон отражения света
1
Комбинированный урок
Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале
Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи
Решение типовых задач
§ 60. Р.
1023,
1026
22
Закон преломления света
1
Комбинированный урок
Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления
Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений
Физический диктант, работа с рисунками
Упр. 8 (12, 13)
23
Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла»
1
Урок применения знаний
Измерение показателя преломления стекла
Выполнять измерение показателя преломления стекла
Лабораторная работа
24
Дисперсия света
1
Урок применения знаний
Дисперсия света
Понимать смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии
§66
25
Интерференция света. Поляризация света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка
1
Комбинированный урок
Интерференция. Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. Дифракция света
Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция. Объяснять условие получения устойчивой интерференционной картины. Понимать смысл физических понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры применения поляризованного света
Давать определения понятий
§68, 73, 74.
Р. 1096
26
Глаз как оптическая система. Лабораторная работа № 4. Определение спектральных границ
чувствительности
человеческого
глаза
1
Комбинированный урок
Глаз. Дефекты зрения
Лабораторная работа. Знать устройство глаза, объяснять дефекты зрения
27
Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн
1
Урок изучения нового материала
Виды излучений и источников света. Шкала
электромагнитных волн
Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн
Объяснять шкалу электромагнитных волн
§81, 87
28
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи
1
Комбинированный урок
(семинар)
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений
Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение. Знать рентгеновские лучи. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений
Написать статью в журнал (детский, научно-популярный)
§ 85, 86
29
Контрольная работа № 2 «Световые волны. Излучение и спектры»
1
Урок контроля
Световые волны. Излучение и спектры
Уметь применять полученные знания на практике
Контрольная работа
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (3 часа)
30
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности
1
Комбинированный урок
Постулаты теории
относительности
Эйнштейна
Знать постулаты теории относительности Эйнштейна
§ 75, 76
31
Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика
1
Комбинированный урок
Релятивистская динамика
Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости
§ 78, 79
32
Связь между массой и энергией
1
Ком-
бини-
рован-
ный
урок
Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия покоя
Знать закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «энергия покоя»
§80
АТОМНАЯ ФИЗИКА (13 часов)
33
Фотоэффект.
Теория
фотоэффекта
1
Комбинированный урок
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией
Знать формулы, границы применения законов
§ 88, 89
34
Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта
1
Урок применения знаний
Применение фотоэлементов
Знать: величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, им-
пульс); устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно-волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры
взаимодействия света и вещества в природе и технике
Физический диктант. Решение задач по теме
§ 90. Р. № 1147, 1148.
§91, 93. Р. № 1160, 1161, 1162
35
Строение атома. Опыты Резер-форда
1
Урок изучения нового материала
Опыты Резер-форда. Строение атома по Резерфорду
Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду
Тест. Знать модель атома, объяснять опыт
§94
36
Квантовые постулаты Бора. Лазеры
1
Комбинированный урок
Квантовые постулаты Бора. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров
Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры применения лазера в технике, науке
Проект «Будущее
квантовой
техники»
§ 95, 96, 97
37
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение линейчатых спектров»
1
Урок применения знаний
Линейчатые спектры
Уметь применять полученные знания на практике
Лабораторная работа. Работа с рисунками
38
Контрольная работа № 3 по теме: «Световые кванты. Строение атома»
1
Урок контроля
Световые кванты. Строение атома
Решать задачи на законы фотоэффекта, определение массы, скорости, энергии импульса фотона
Контрольная работа
39
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучение
1
Комбинированный урок
Открытие естественной радиоактивности. Физическая природа, свойства и области применения альфа-, бета- и гамма-излучений
Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-излучение. Знать области применения альфа-, бета-, гамма-излучений
§99, 100
40
Строение атомного ядра. Ядерные силы
1
Комбинированный урок
Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы
Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы.
Приводить примеры строения ядер химических элементов
§Ю4, 105
41
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции
1
Комбинированный урок
Энергия связи ядра. Дефект масс. Ядерные реакции
Понимать смысл физического понятия: энергия связи ядра, дефект масс. Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции
Тест
§Ю6, 107
42
Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции
1
Комбинированный урок
Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции
Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию
§108, 109
43
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений
1
Комбинированный урок
(семинар)
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений
Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем
Проект «Экология использования атомной энергии»
§112, 113
44
Контрольная работа № 4 по теме «Физика атома и атомного ядра»
1
Урок контроля
Физика атома и атомного ядра
Уметь применять полученные знания на практике
Контрольная работа
45
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира
1
Комбинированный урок
Единая физическая картина мира
Объяснять физическую картину мира
Работа с таблицами
§117, 118
ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕННОЙ (7 часов)
46
Строение Солнечной системы
1
Урок изучения нового материала
Солнечная система
Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел
Работать с атласом звездного неба
[3, §1,2, 11]
47
Система Земля-Луна
1
Урок изучения нового материала
Планета Луна -единственный спутник Земли
Знать смысл понятий: планета, звезда
Тест
[3, § 14]
48
Общие сведения о Солнце
1
Комбинированный урок
Солнце - звезда
Описывать Солнце как источник жизни на Земле
Тест
[3, §21]
49
Источники энергии и внутреннее строение Солнца
1
Комбинированный урок
Источники энергии Солнца. Строение Солнца
Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца
Знать схему
строения
Солнца
[3, § 22, 23]
50
Физическая природа звезд
1
Комбинированный урок
Звезды и источники их энергии
Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов
Тест
[3, § 26]
51
Наша Галактика
1
Урок изучения нового ма-теоиала
Галактика
Знать понятия: галактика, наша Галактика
Фронтальный опрос
И, § 28]
52
Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной
1
Урок изучения нового материала
Вселенная
Знать понятие «Вселенная»
Тест
[4, § 31]
ПОВТОРЕНИЕ (16 часов)
53
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение
1
Комбинированный урок
Траектория, система отсчета, путь, перемещение, скалярная и векторная величины. Ускорение, уравнение движения, графическая зависимость скорости
от времени
Знать понятия: путь, перемещение, скалярная и векторная величины. Уметь измерять время, расстояние, скорость и строить графики
Тест
§9-10, 13-15
54
Законы Ньютона
1
Комбинированный урок
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
Понимать: смысл 1-го, 2-го и 3-го законов Ньютона, явление инерции. Применять законы Ньютона для определения равнодействующей силы по формуле и по графику v(t). Определять по графику интервалы действия силы. Применять формулы при решении задач
Тест
§22, 23, 27-29
55
Силы в природе
1
Комбинированный урок
Закон всемирного тяготения; силы тяжести, упругости, трения
Знать закон всемирного тяготения, понятия: деформация, сила тяжести, упругости, трения, вес тела. Уметь решать простейшие задачи
Использовать формулы, уметь привести примеры действия сил и объяснить их проявление
§ 32, 33, 35, 37-39
56
Законы сохранения в механике
1
Комбинированный урок
Импульс. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Работа. Мощность. Энергия
Знать: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, границы применимости законов сохранения. Объяснять и приводить примеры практического использования физических законов
Уметь вычислять: работу, мощность, энергию, скорость из формулы закона сохранения энергии, решать типовые задачи на законы сохранения, объяснять границы применимости законов
§ 42, 52, 48-51
57
Основы MKT. Газовые законы
1
Комбинированный урок
Уравнение Мен-делеева-Клайперона. Изопроцессы
Знать: планетарную модель строения атома, определения изо-процессов.
Понимать физический смысл MKT. Приводить примеры, объясняющие основные положения MKT
Вычислять параметры, характеризующие молекулярную структуру вещества, определять характер изопроцесса по графикам
§ 58, 70, 71, 65
58
Взаимное превращение жидкостей, газов
1
Комбинированный урок
Испарение, конденсация. Кипение, влажность воздуха. Психрометр. Теплопередача. Количество теплоты
Знать основные понятия.
Объяснять преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества
Работать с психрометром. Приводить примеры теплопередачи.
Вычислять количество теплоты
§ 75, 76
59
Свойства твердых тел, жидкостей и газов
1
Комбинированный урок
Броуновское движение. Строение вещества
Знать внутреннее строение вещества
Приводить примеры и уметь объяснить отличия агрегатных состояний
§ 77, 78, 80, 82, 84
60
Тепловые явления
1
Комбинированный урок
Процессы передачи тепла. Тепловые двигатели
Знать определение внутренней энергии, способы ее изменения. Объяснять процессы теплопередач
Объяснять и анализировать КПД теплового двигателя
§ 75, 76
61
Электростатика
1
Комбинированный урок
Электрический заряд. Закон Кулона. Конденсаторы
Знать виды зарядов, закон Кулона, электроемкость. Виды конденсаторов
Объяснять электризацию тел, опыт Кулона, применение конденсаторов
§ 86-89, 92, 93, 99, 101
62-63
Законы постоянного тока
2
Комбинированные уроки
Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников
Знать закон Ома. Виды соединений
Владеть понятиями: электрический ток, сила тока. Уметь пользоваться электрическими измерительными приборами
§ 104-110
64-65
Электромагнитные явления
2
Комбинированные уроки
Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства
Знать понятия: магнитное поле, электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства
Владеть правилами: «буравчика», «левой руки». Объяснять: закон Ампера, явление электромагнитной индукции
§11-31
66-67
Законы оптики
2
Комбинированные уроки
Преломление и отражение
68
Заключительный урок
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7- 11 классы. - М.: Дрофа, 2008.
-
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ.
-
М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование /Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.
-
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
-
Рабочие программы для 7 - 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.
-
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10 - 11 классы. - М.: «Просвещение», 2010.
-
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. - М.: Дрофа. 2008.
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
-
Примерные программы по учебным предметам. Физика 10 - 11 классы. - М.: «Просвещение», 2010.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.