Программа элективного курса по физике 6 кл

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по физике

«Физические методы исследования природы».


Пояснительная записка.

Курс адаптирован на стандартную программу изучения физики в средней школе и привлекает к использованию увлекательную учебную и научно-популярную литературу.
Задачи элективного курса реализуются через индивидуальные и групповые формы работы, построенные на широком использовании эвристических методов обучения и заданий когнитивного, креативного и деятельностного типа. Проведение занятий по курсу предполагается в виде уроков-лекций с элементами беседы и структурно-логических схем; практических занятий с выполнением лабораторных работ и экспериментальных заданий.

Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Цели курса:


Дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.
Содержание курса базируется на ознакомлении учащихся с различными физическими величинами, встречающимися на уроках физики.
В данном курсе они изучаются более углубленно, с рассмотрением их роли в технике и сведений из истории метрической системы мер, способов измерения этих величин, прямых и косвенных измерений, с использованием датчиков, исполнительных устройств.

Задачи курса:

• Ознакомление обучающихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
• Обучение учащихся четкому использованию измерительных приборов и обеспечение понимание ими того факта, что ни один прибор не дает абсолютно точных значений измеряемой величины;
• Научить обучающихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод, в соответствии со сформулированной задачей исследования;
• Раскрытие роли измерений в технике, показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других, связанных с ними величин;
• Формирование навыков соблюдения правил техники безопасности.
• Формировать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группах и парах сменного состава.
• Развивать способности к созидательной деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, выступать перед коллективом.
• Предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

Содержание программы.

Глава 1. Введение.

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны физических величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности.
Выбор метода измерений и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Обработка результатов измерений. Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин. Эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях. Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами. Соблюдение техники безопасности. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (мензурки, часов, динамометра).

Глава 2. Тела и вещество.

Форма, объём, цвет, запах. Состояние вещества. Строение вещества. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц вещества.

Глава 3. Величины, описывающие механическое движение.

Методы измерения длины, времени, скорости. Длина, время, скорость, методы их измерения. Приборы точного времени. Примеры различных значений этих величин, встречающихся в живой природе и технике. Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки. Знакомство с правилами пользования микрометром.. Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости. Измерение предельной скорости падения шарика в вязкой жидкости. Измерение средней скорости тела при спуске его с наклонной плоскости. Способы измерения площади и объема. Пространственные масштабы измерения в природе, быту, технике. Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур. Прямые и косвенные измерения объемов различных тел. Измерение размеров хоккейного поля. Измерение предельной скорости хоккеиста.

Глава 4. Измерение массы и плотности.

Изучение способов измерения массы тела, овладение основными правилами пользования измерительными приборами. Масса. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Измерительные приборы. Эталон массы. Примеры тел различной массы и веществ различной плотности. Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах. Измерение площади и объема.

.Поиск способа выделить из набора различных тел искомые тела из указанного вещества. Измерение плотностей различных веществ, при построении графиков зависимости m = f(v).

Определение состава вещества покрытия хоккейного поля.

Глава 5. Измерение силы давления.

Сила. Разнообразие сил. Приборы для измерения силы. Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике. Изучение правил пользования различными динамометрами при измерении силы трения и силы тяжести; измерение мышечных усилий с помощью медицинского силомера или тензометра. Конструирование динамометра, принцип работы которого основан на деформации изгиба. Исследование правил сложения двух сил. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Измерение собственного давления на опору в коньках и в обычной обуви.






Учащиеся должны знать:


имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические сведения, основные научные достижения.

Учащиеся должны понимать:


роль фундаментальных опытов в развитии физики;
цель, схему экспериментальной установки, результаты и значения конкретного опыта.

Учащиеся должны уметь:


выполнять определенные исследования с использованием физических приборов;
демонстрировать опыты;
работать со средствами информации;
готовить сообщения и доклады.


Учебно-тематический план.


Количество часов 17
теория 7

Практических работы 10

дата

тема

Кол-во часов

введение

2

1.

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин. Эталон.
Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность

2.

Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами. Соблюдение техники безопасности.
Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (мензурки, часов, динамометра)

Величины, описывающие механическое движение.

4

3/1.

Длина, время, скорость, методы их измерения. Приборы точного времени. Примеры различных значений этих величин, встречающихся в живой природе и технике

4/2

Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки

5/3

Изучение правил пользования секундомером. Измерение собственного пульса.

6/4

Измерение средней скорости тела при его спуске с наклонной плоскости.

Измерение размеров тел

3

7/1

Способы измерения площади, объема. Пространственные масштабы в природе и технике(длин, площадей, объемов).
Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.
Прямые и косвенные измерения объемов различных тел.

8/2

Измерение объема тела правильной и неправильной формы.

9/3

Измерение малых размеров тел.

Измерение размеров хоккейного поля. Измерение предельной скорости хоккеиста. (внеурочное занятие)


Измерение массы и плотности

4

10/1

Масса. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Измерительные приборы. Эталон массы.

11/2

Примеры тел различной массы и веществ различной плотности.
Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел.

12/3

Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.

13/4

Поиск способа выделить из набора различных тел искомые тела из указанного вещества. Измерение плотностей различных веществ, при построении графиков зависимости m = f(v)
Определение состава вещества покрытия хоккейного поля. (внеурочное занятие)


Измерение силы давления

3

14/1

Сила. Приборы для измерения силы. Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов.
Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике

15/2

Изучение правил пользования различными динамометрами при измерении силы трения и силы тяжести; измерение мышечных усилий с помощью медицинского силомера или тензометра.

16/3

Исследование правил сложения двух сил.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела

Измерение собственного давления на опору в коньках и в обычной обуви.(внеурочное занятие )

17

Защита проекта «Физика в хоккее».






© 2010-2022