Рабочая программа по физике 10-11 классы

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»________

Директор МОБУ «Есеновичская СОШ» Тухта В.А.

Приказ №___________от «___»______________2014 года















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Вышневолоцкого района

«Есеновичская средняя общеобразовательная школа



Рабочая программа

по физике 10-11 класс









Учитель Бойкова Майя Анатольевна,

первая квалификационная категория















2014 -2015

учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы образования в соответствии с УМК под редакцией Тихомировой С.А. (физика 10 класса) и В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова (физика 11 класса) по физике.

Для реализации программного содержания используются:

  • С.А. Тихомирова, Б.М. Яровский. Физика 10 класс.

  • С.А. Тихомирова, Б.М. Яровский. Физика 11 класс.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать задачи по физике; оценивать достоверность естественно -научной информации;

развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо человеческого общества;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

На изучение физики в средней школе в МОБУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа» отводится:

В 10 классе - 70 часов (2 часа в неделю)

В 11 классе -68 часа (2 часа в неделю)

Для реализации программного содержания используется УМК и литературы для учителя и учащихся:

  • Тихомирова С.А. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / С.А. Тихомирова, Б.М. Яровский. - 2-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2011.

  • Тихомирова С.А. Физика. 10-11 классы. Контрольные работы: пособие для образовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/[авт. - сост. С.А. Тихомирова].-М.: Мнемозина,2011.

  • Тулькибаева Н.Н., Пушкарёв А.Е. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10 - 11 класс. - М.: Просвещение,2008.

  • Рымкевич А.П Сборник задач по физике. 10 - 11 класс.: М.: Дрофа, 2008.

  • Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10 - 11 класс - М.: Просвещение, 2005.

  • Буров В.А., Дик Ю.И. и др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7 - 11 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя / под редакцией В.А Бурова, Г.Г.Никифорова. - М.: Просвещение, 1996.

  • Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика - М.: Дрофа,2012.

  • Громцева О.И. Физика. Типовые тестовые задания. ЕГЭ. Изд. «Экзамен» - М.,2012.

  • Никифоров Г.Г. ЕГЭ. Физика Просвещение. ЭКСМО., 2008.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ

10 класс (70 часов)

Введение (1 ч)

Физика - наука о природе. Методы научного познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира.

Механика (29 ч)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения.

Условия равновесия тел.

Законы сохранения импульса и энергии.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

1. Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

2. Молекулярная физика.

Термодинамика (18 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории (MKT) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение MKT. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Строение и свойства жидкостей. Насыщенный и ненасыщенный пар. Строение твердых тел.

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Измерение относительной влажности воздуха.

Электродинамика (20 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы

5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

6. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Обобщающее повторение (2 ч)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ

11 класс (68 часов)


Электродинамика (40 ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоин­дукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Активное и реактивное сопротивление. Элект­рический резонанс. Трансформатор. Электромагнитное поле.

Механические и электромагнитные волны. Длина волны.

Геометрическая оптика. Оптические приборы. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Постулаты специальной теории относительности. Закон взаи­мосвязи массы и энергии.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнит­ного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света.

Лабораторные работы

1. Изучение явления электромагнитной индукции.

2. Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяно­го маятника.

3. Измерение показателя преломления стекла.

4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

5. Наблюдение интерференции и дифракции света.

6. Определение длины световой волны.


Квантовая физика и элементы астрофизики ( 28 ч)

Фотоэффект. Уравнение Эйн­штейна для фотоэффекта. Фотон.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазер.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные реакции. Цепная реакция деле­ния ядер. Термоядерный синтез Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на жи­вые организмы.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галак­тика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдае­мой Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения. Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

Изучение треков заряженных частиц.

Календарно-тематическое планирование

10 класс (70 часов)


Тема урока

Содержание урока

Домашнее задание

Дата по программе

Дата фактическая

1

Методы научного познания.

Физика - наука о природе. Роль эксперимента и те­ории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физиче­ской картины мира.

Предисловие, введение.



МЕХАНИКА (29 час)

1. Кинематика (10 ч)

2

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

Механическое движение, тело отсчета, система отсче­та, траектория, путь, перемещение, уравнение движения матери­альной точки. Повторение сведений о векторах.

§ 1, 2; Приложение 1 («Некоторые сведения о векторах»); упр. 1.



3

Скорость.

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного движения. Зависимость скорости от вы­бора системы отсчета. Закон сложения скоростей.

§ 3, 4; упр. 2, 3.



4

Ускорение.

Средняя путевая скорость, средняя скорость. Мгно­венная скорость. Ускорение.

§ 5, 6; упр. 4, 5.


5

Перемещение при прямолиней­ном равноускоренном движении.

Формула для проекции перемещения при равноуско­ренном движении. Уравнение движения тела с постоянным уско­рением. Разбор задачи с решением из § 7.

§ 7; упр. 6; подготовка к ЛР № 1.


6

ЛР № 1.

ЛР № 1 «Измерение ускорения тела при прямолиней­ном равноускоренном движении» (выполняется по описанию в учебнике).

Упр. 6.

7

Свободное падение.

Свободное падение тел - равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Разбор задачи с решением из § 8. Решение задач 1, 2 из упр. 7.

§ 8; упр. 7.



8

Движение тел, брошенных под углом к горизонту.

Уравнение движения тела, брошенного под углом к горизонту. Разбор задач 1 и 2 из § 9.

§ 9; упр. 8.



9

Равномерное движение по окружности.

Период и частота обращения, угловая и линейная ско­рость.

§ 10; упр. 9.



10

Центростремительное ускорение.

Направление центростремительного ускорения, фор­мула для вычисления его модуля.

§ 11; упр. 10; «Самое важное в главе 1».



11

Повторение и обобщение по теме «Кинематика».

«Из истории создания кинематики».



2. Динамика (9 ч)

12

Первый закон Ньютона.

Опыты Галилея. Первый закон Ньютона. Свободное тело. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Сила. Закон Гука.

§ 12, 13.



13

Второй закон Ньютона. Тре­тий закон Ньютона.

Масса. Второй закон Ньютона. Единица силы. Третий закон Ньютона.

§ 14, 15; упр. 11.



14

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная посто­янная. Опыты Кавендиша по измерению гравитационной пос­тоянной. Зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли. Сила тяжести.

§ 16; упр. 12



15

Вес. Невесомость. Перегрузка.

Вес. Невесомость. Перегрузка.

§ 17; упр. 13.



16

Первая космическая скорость.

Первая космическая скорость, ее зависимость от высо­ты над поверхностью Земли.

§ 18.



17

Сила трения

Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Коэф­фициент трения. Разбор задачи с решением из § 19

§ 19; упр. 15 (1-3); подготовка к ЛР № 2.



18

ЛР № 2.

ЛР № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» (выполняется по описанию в учебнике).

Упр. 15 (4, 5); «Самое важное в главе 2».



19

Повторение и обобщение темы. Решение задач.

Обобщение знаний по теме «Динамика». Решение за­дач на применение законов динамики. Подготовка к КР № 1.

§ 12-19.



20

КР № 1

КР по теме «Динамика».

«Из истории создания динамики».



Статика (1 ч)

21

Условия равновесия тел.

Первое условие равновесия тела. Момент силы. Вто­рое условие равновесия. Разбор задачи с решением из § 20.

§ 20; упр. 16 (1-3).



4. Законы сохранения в механике (9 ч)

22

Импульс тела.

Импульс тела. Закон изменения импульса. Импульс силы.

§ 23; упр. 18.



23

Закон сохранения импульса.

Изолированная система. Закон сохранения импульса (ЗСИ). Условия применения ЗСИ к незамкнутым системам. Раз­бор задачи с решением из § 24. Реактивное движение.

§ 24, 25; упр. 19, 20.



24

Механическая работа. Мощ­ность.

Механическая работа. Единица работы. Условия со­вершения работы. Работа силы трения. Мощность. Единица мощности.

§ 26; упр. 21.



25

Кинетическая энергия

Кинетическая энергия. Физический смысл кинетичес­кой энергии. Теорема об изменении кинетической энергии.

§ 27; упр. 22.



26

Потенциальная энергия.

Потенциальная энергия. Работа силы тяжести, ее не­зависимость от формы траектории, связь между работой силы тя­жести и изменением потенциальной энергии.

§ 28; упр. 23.



27

Работа силы упругости.

Работа силы упругости. Потенциальная энергия упру­го деформированной пружины. Связь между работой силы упру­гости и изменением потенциальной энергии пружины.

§ 29; упр. 24.



28

Закон сохранения механи­ческой энергии.

Закон сохранения механической энергии. Закон изме­нения механической энергии. Закон сохранения энергии. КПД механизмов. Условие равновесия замкнутой консервативной си­стемы и ее потенциальная энергия.

§ 30; упр. 25.



29

Обобщение знаний по теме «Законы сохранения в ме­ханике».

Обобщение знаний по теме «Законы сохранения в ме­ханике». Решение задач.

«Самое важное в главе 4».



30

КР № 2

В КР рекомендуется включить задачи на законы со­хранения и изменения импульса и энергии.

«Из истории открытия законов сохранения импульса и энергии ».



МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.

ТЕРМОДИНАМИКА (18 ч)

5. Молекулярно-кинетическая теория (1ч)

31

Молекулы.

Основные положения молекулярно-кинетической те­ории (MKT) и их опытное обоснование. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Относительная молекулярная масса. Мо­лярная масса.

§ 31-33; упр. 29.



6. Свойства газов (7 ч)

32

Модель газа.

Идеальный газ. Объяснение свойств газа на основе мо­дели «идеальный газ». Скорости молекул газа.

§ 34, 35.


33

Изотермический процесс.

Изотермический процесс. Закон Бойля Мариоття. Графическая интерпретация закона. Решение задач.

§ 36; упр. 27.


34

Изобарный и изохорный про­цессы.

Изобарный процесс. Закон Гей-Люссака. Изохорный процесс. Закон Шарля. Абсолютный нуль температуры. Абсо­лютная (термодинамическая) температура.

§ 37; упр. 28; подготовка к ЛР № 3.


35

ЛР № 3.

ЛР № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» (вы­полняется по описанию в учебнике).

Повторить § 36, 37.



36

Уравнение Менделеева - Кла­пейрона.

Вывод уравнения состояния газа. Разбор задачи с ре­шением к § 38. Решение задач.

§ 38; упр. 29 (1-5).



37

Основное уравнение молеку­лярно-кинетической теории.

Вывод основного уравнения MKT. Связь между сред­ней кинетической энергией молекул и абсолютной температурой. Постоянная Больцмана. Закон Авогадро.

§ 39; упр. 30 (1 - 5); «Самое важное в главе 6».



38

КР № 3.

Контроль знаний по теме «Свойства газов».

«Из истории создания термометра».



7. Основы термодинамики (4 ч)

39

Внутренняя энергия и способы ее изменения.

Термодинамическая система. Равновесное состояние системы. «Нулевой» закон термодинамики. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Работа газа. Способы изменения внутренней энергии газа.

§ 40, 41; упр. 31.



40

Первый закон термодинамики.

Первый закон термодинамики, его применение к изопроцессам. Решение задач 1-3 из упр. 32.

§ 42, 43; упр. 32 (4-7).



41

Тепловые двигатели.

Виды тепловых двигателей. Принцип действия тепло­вых двигателей. КПД теплового двигателя. Максимальный КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

§ 45, 46; упр. 33 (1 - 3); «Самое важное в главе 7».



42

КР № 4

Контроль знаний по теме «Основы термодинамики».

«Из истории открытия закона сохранения энергии».



8. Свойства твёрдых тел (2 ч)

43

Кристаллические и аморфные тела.

Монокристаллы. Поликристаллы. Анизотропия крис­таллов. Структура монокристаллов и аморфных тел.

§ 47-49; Приложение 2 («Симметрия в природе, искус­стве, физике и технике»).



44

Плавление, кристаллизация и сублимация твердых тел.

Температура плавления. Теплота плавления. Удель­ная теплота плавления. Кристаллизация. Сублимация. Разбор задачи из § 51

§ 51; упр. 34 (1-5); «Самое важное в главе 8».



9. Свойства жидкостей (4 ч)

45

Структура и свойства жидкос­ти. Поверхностное натяжение жидкости.

Ближний порядок. Текучесть жидкости. Объяснение явления поверхностного натяжения жидкости с точки зрения молекулярной теории. Сила поверхностного натяжения жидкос­ти. Зависимость поверхностного натяжения от рода вещества, температуры и примесей.

§ 52, 53; упр. 35 (1-5).



46

Смачивание. Капиллярные яв­ления.

Явление смачивания и несмачивания жидкостями твердого тела. Мениск. Расчет высоты поднятия жидкости в ка­пилляре.

§ 54; упр. 36 (1-4).



47

Взаимные превращения жидко­стей и газов. Кипение жидкости.

Динамическое равновесие между жидкостью и паром. Насыщенный пар, зависимость его давления от температуры ки­пения жидкости. Зависимость температуры кипения от внешнего давления. Удельная теплота парообразования.

§ 55, 56; упр. 38; подготовка к ЛР № 4.



48

ЛР № 4.

Влажность воздуха. Относительная влажность. Психро­метр. ЛР № 4 «Измерение относительной влажности воздуха» (выполняется по описанию в учебнике).

§ 57; упр. 39.



ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (20 ч)

10.Электростатика (7 ч)

49

Закон Кулона.

Два вида зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона.

§ 58, 59; упр. 40 (1-6).



50

Напряженность электриче­ского поля.

Близкодействие и дальнодействие. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Графическое изоб­ражение электрических полей.

§ 60, 61; упр. 41 (1-5).



51

Работа сил электрического поля.

Вычисление работы силы электрического поля, ее не­зависимость от формы траектории

§ 62.



52

Потенциал.

Потенциал. Разность потенциалов. Единица потен­циала. Связь между разностью потенциалов и напряженностью электрического поля. Электрометр.

§ 63; упр. 42.



53

Проводники в электрическом поле.

Напряженность электрического поля внутри метал­лического проводника. Разность потенциалов между точками на поверхности проводника.

§ 64.



54

Электрическая емкость.

Электрическая емкость. Единица емкости. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Объ­емная плотность энергии электрического поля.

§ 66; упр. 43;



55

КР № 5

Контроль знаний.

«Из истории учения об электрических явлениях».



11.Закон постоянного электрического тока (7 ч)

56

Электродвижущая сила.

Условия, необходимые для существования электри­ческого тока. Электродвижущая сила. Напряжение.

§ 67, 68; упр. 44.



57

Закон Ома.

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для неоднородного участка цепи.

§ 69; упр. 45; подготовка к ЛР № 5.



58

ЛР № 5.

ЛР № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивле­ния источника тока» (выполняется по описанию в учебнике).



59

Соединение проводников.

Последовательное и параллельное соединение провод­ников. Разбор задач 1, 2 из § 68.

§ 70; упр. 46; подготовка к ЛР № 6.



60

ЛР № 6.

ЛР № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» (выполняется по описанию в учебнике).



61

Работа и мощность элект­рического тока.

Работа тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность тока. Ваттметр.

§ 71; упр. 47; «Самое важное в главе 11».



62

КР № 6

Контроль знаний.

«Из истории развития представлений о постоянном элект­рическом токе».



12. Электрический ток в различных средах (6ч)

63

Электропроводность металлов.

Электронная проводимость металлов. Зависимость со­противления от температуры. Сверхпроводимость

§ 72, 73.



64

Электрический ток в вакууме.

Термоэлектронная эмиссия. Электрический ток в ва­кууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.

§ 74, 75.



65

Электропроводность электро­литов.

Электролитическая диссоциация. Электролиз. Закон электролиза. Применение электролиза.

§ 76; упр. 49.



66

Электропроводность газов.

Несамостоятельный и самостоятельный разряд в га­зах. Виды самостоятельного разряда в газах.

§ 77, 78.



67

Полупроводники.

Собственная проводимость полупроводников. Термо­резисторы. Фоторезисторы. Примесная проводимость полупро­водников.

§ 79, 80; «Самое важное в главе 12», «Из истории разви­тия электронных представлений».



Обобщающее повторение (3 ч)

68

Обобщающее повторение по теме «Кинематика. Динамика», «Статика. Законы сохранения в механике» «Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов».

Повторить §1-40.



69

Обобщающее повторение по теме «Основы термодинамики. Свойства твёрдых тел», «Свойства жидкостей», «Электростатика. Законы постоянного электрического тока».


Повторить §41-81.



70

Итоговое обобщение за курс 10 класса.






Календарно-тематическое планирование

11 класс (70 часов)


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) (40 ч)

Магнитное поле (4 ч)

Тема урока

Содержание урока

Домашнее задание

Дата по программе

Дата фактическая

Сила Ампера.

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Линии магнитного поля. Взаимодействие токов. Правило буравчика. Единица силы тока - ампер. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Правило левой руки.

§ 1-3; упр. 1.


Сила Лоренца

Сила Лоренца, ее модуль и направление.

§ 4; упр. 2.


Магнитные свойства вещества.

Сильно- и слабомагнитные вещества. Магнитная проницаемость вещества. Ферромагнетики. Температура Кюри

§ 5; «Самое важное в главе 1».


Обобщение. Проверочная работа.

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Магнитное поле».

«Из истории учения о магнитных явлениях».

Электромагнитная индукция (6 ч)


Опыты Фарадея. Правило Ленца.

Опыты Фарадея. Магнитный поток. Правило Ленца.

§ 6-8.


Закон электромагнитной индукции.

Закон электромагнитной индукции. Индуцированное электрическое поле. Токи Фуко

§ 9, 10; упр. 3.


ЛР № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции»

(выполняется по описанию в учебнике).

Повторить п. 9,10.


Самоиндукция.

Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность.

§11; упр. 4.


Энергия магнитного поля.

Выяснение на опытах, от каких физических величин зависит энергия магнитного поля катушки с током. Формула для определения энергии магнитного поля.

§ 12; «Самое важное в главе 2».


КР № 1. по теме «Электромагнитная индукция».

Повторение и обобщение знаний по теме «Электромагнитная индукция». Контроль знаний.

«Из истории открытия закона электромагнитной индукции».

Механические и электромагнитные колебания (11ч)

Механические колебания.

Механические колебания. Период. Частота. Фаза. Гармонические колебания. График колебательного движения.

ДЗ. § 13, 14.


Пружинный маятник.

Свободные колебания. Динамика колебаний пружинного маятника. Уравнение колебаний. Период и частота колебаний пружинного маятника.

§ 15; упр. 6.


Математический маятник.

Динамика колебаний математического маятника, период колебаний.

§ 16; упр. 7.


ЛР № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

ЛР № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника» (выполняется по описанию в учебнике).

Повторить §13-15.


Энергия гармонических колебаний.

Преобразования энергии в процессе колебаний пружинного маятника. Разбор решения задачи из § 17.

§ 17; упр. 8.


Вынужденные механические колебания.

Частота и амплитуда вынужденных колебаний. Резонанс.

§ 18.


Свободные электромагнитные колебания.

Возникновение свободных электромагнитных колебаний в контуре. Аналогии между электромагнитными и механическими колебаниями. Формула Томсона.

§ 19, 20; упр. 9.


Генератор переменного тока.

Частота и амплитуда вынужденных электромагнитных колебаний. Резонанс. Генератор переменного тока.

§ 21; упр. 10.


Мощность переменного тока.

Формула для средней мощности переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения.

§ 22.


Трансформатор.

Принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Передача электрической энергии.

§ 26, 27; «Самое важное в главе 3».


Обобщение знаний по теме «Механические и электромагнитные колебания» .

Контроль знаний.

«Героический период электротехники».

Механические и электромагнитные волны (6 ч.)

Механические волны.

Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Графическое представление волны.

§ 28; упр. 12.


Интерференция и дифракция волн.

Когерентные волны. Явление интерференции волн. Разность хода. Условия интерференционного минимума и максимума. Явление дифракции волн.

§ 29.


Звук.

Звук, ультразвук, инфразвук. Источники и приемники звука. Громкость, высота и тембр звука. Акустический резонанс. Звук и здоровье человека.

§ 30-32.


Электромагнитные волны.

Гипотеза Максвелла. Электромагнитное поле. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.

§ 33, 34; упр. 16.


Радиосвязь.

Принцип радиосвязи. Блок-схема передающего и приемного устройства. Применение радиоволн. Биологическое действие электромагнитных волн.

§ 35-37; «Самое важное в главе 4»; упр. 17.


КР № 2

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Механические и электромагнитные волны».

«Из истории развития средств связи».

Оптика (13ч.)

Скорость света. Отражение света.

Развитие представлений о природе света. Скорость света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света.

§ 38, 39, 40 (до закона преломления света).


Преломление света.

Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления света. Полное отражение света. Предельный угол.

ДЗ. § 40; упр. 18.


ЛР № 3 «Определение показателя преломления стекла».

ЛР № 3 «Определение показателя преломления стекла» (выполняется по описанию в учебнике).

Повторить § 40.


Линзы.

Построение изображений в собирающей и рассеивающей линзах. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Оптические схемы лупы, проекционного аппарата, фотоаппарата и глаза человека. Дефекты зрения и их устранение.

§ 41; упр. 19.


Дисперсия света. Виды спектров.

Дисперсия. Спектр. Цвета тел. Спектроскоп. Спектры излучения и спектры поглощения. Закон Кирхгофа. Спектральный анализ.

§ 43, 44.


ЛР № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» (выполняется по описанию в учебнике). Цвет в природе и живописи (приложение «Оптика и изобразительное искусство»).

Повторить

§ 43, 44.


Интерференция света.

Явление интерференции света. Опыт Юнга. Опыт с бипризмой Френеля. Интерференция в тонких пленках.

§ 45.


Дифракция света.

Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса - Френеля. Дифракционная решетка. Условие возникновения дифракционных максимумов.

§46.


ЛР № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

ЛР № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света» (выполняется по описанию в учебнике).

§ 45, 46.


ЛР № 6 «Определение длины световой волны».

ЛР № 6 «Определение длины световой волны» (выполняется по описанию в учебнике).

§ 45, 46.


Поляризация света.

Опыты по поляризации света и их объяснение. Естественный и поляризованный свет. Поляроиды.

§ 47.


Шкала электромагнитных излучений.

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. Электродинамическая картина мира.

§ 48-50; «Самое важное в главе 5».


КР № 3.

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Оптика».

§ 38-50.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

(28 часов).

Элементы специальной теории относительности (СТО)

(2 ч.)

Постулаты СТО.

Относительность одновременности событий, длины и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей.

§ 51, 52.


Закон взаимосвязи массы и энергии.

Закон взаимосвязи массы и энергии. Релятивистская и ньютоновская механика. Принцип соответствия.

§ 53, 54; «Из истории создания специальной теории относительности».

Фотоны (4 ч.)

Фотоэлектрический эффект.

Явление фотоэффекта и его экспериментальное исследование. Законы фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта.

§ 55.


Теория фотоэффекта.

Квант света. Энергия фотона. Постоянная Планка. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоэлементы

§ 56; упр. 23.


Фотон и его характеристики.

Опыты Вавилова. Характеристики фотона. Двойственность свойств света. Давление света.

§ 57-59; «Самое важное в главе 7».


Обобщение. Проверочная работа.

Повторение и обобщение знаний по теме «Элементы СТО». Контроль знаний.

§ 55-59; «Самое важное в главе 7».

Атом (4 ч.)

Планетарная модель атома.

Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

§ 60, 61; упр. 20.


Люминесценция.

Явление люминесценции. Виды люминесценции. Люминесцентный анализ.

§ 63.


Лазер.

Вынужденное излучение. Принцип действия рубинового лазера. Использование лазеров.

§ 64.


Волновые свойства частиц вещества.

Гипотеза де Бройля и ее экспериментальное подтверждение. Статистическое толкование волн де Бройля. Обобщение знаний по теме «Атом».

§ 65; «Самое важное в главе 8».

Атомное ядро и элементарные частицы (9ч.)

Строение атомного ядра.

Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы. Удельная энергия связи.

§ 67, 68; упр. 28, 29.


Радиоактивность.

Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивность. Правила смещения ядер при альфа- и бета-распаде. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

§ 69; упр. 30.


Ядерные реакции.

Энергетический выход ядерных реакций. Эксперименты в ядерной физике. Счетчик Гейгера. Камера Вильсона.

§ 70, 71; упр. 31.


ЛР № 7 «Изучение треков заряженных частиц».

ЛР № 7 «Изучение треков заряженных частиц» (выполняется по описанию в учебнике).

§ 70, 71.


Деление ядер урана.

Реакции деления тяжелых ядер. Критическая масса. Ядерный реактор.

§ 72.


Термоядерные реакции.

Термоядерные реакции. Поглощенная доза излучения. Дозиметр. Действие радиации на человека.

§ 73, 74.


Элементарные частицы.

Элементарные частицы. Кварки. Античастицы.

§ 75, 76.


Фундаментальные взаимодействия.

Четыре вида фундаментальных взаимодействий. Переносчики взаимодействий. Истинно элементарные частицы.

§ 77; «Самое важное в главе 9».


КР № 4.

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Атомное ядро и элементарные частицы».

«Из истории открытия элементарных частиц».

Строение Вселенной (9 ч.)

Солнечная система.

Строение Солнечной системы. Законы движения планет.

§ 78; упр. 33.


Солнце.

Основные характеристики Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность.

§ 79; упр. 34.


Звезды.

Основные характеристики звезд и взаимосвязь между ними. Источник энергии Солнца и звезд.

§ 80; упр. 35.


Внутреннее строение Солнца и звезд.

Строение главной последовательности. Солнце, красные гиганты. Нейтронные звезды, пульсары, черные дыры.

§ 81; упр. 36.


Наша Галактика.

Структура нашей Галактики. Туманности.

§ 82; упр. 37.


Эволюция звезд.

Рождение, жизнь и смерть звезд.

§ 83; упр. 38.


Звездные системы.

Галактики. Активные галактики и квазары. Скопление галактик. Красное смещение в спектрах галактик и закон Хаббла.

84; упр. 39.


Современные взгляды на строение Вселенной.

Развитие представлений о строении Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Возраст Вселенной. Модель «горячей» Вселенной.

§ 85.


Обобщение за курс физики 11 класса.

Физическая картина мира. Взаимосвязь астрофизики и физики элементарных частиц.

Заключение.






Требования к уровню подготовки выпускников

  • В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

  • Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

  • Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Критерии оценивания

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оборудование и приборы

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.








Литература


  1. Тихомирова С.А. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / С.А. Тихомирова, Б.М. Яровский. - 2-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2011.

  2. Тихомирова С.А. Физика. 10-11 классы. Контрольные работы: пособие для образовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/[авт. - сост. С.А. Тихомирова].-М.: Мнемозина,2011.

  3. Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, - 18 изд- М.: Просвещение, 2009.

  4. Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009

  5. Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009

  6. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008

  7. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс- М.:ВАКО, 2006

  8. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008

  9. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс- М.:ВАКО, 2006

21


© 2010-2022