Разработка урока по физике на тему Силы в механике

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: преподаватель информатики и физики ГБПОУ РТ «Кызылский ТТ»

Намчын-оол Е.В.

Тема урока: Решение задач по теме «Силы в механике»

Тип урока: урок обобщения изученной темы.

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Силы в механике» в ходе решения задач.

Задачи:

образовательные: направить деятельность учащихся по закреплению навыков решения задач;

развивающие:

  • способствовать развитию самостоятельности учащихся;

  • формирование качественного мышления;

воспитывающие:

  • воспитание настойчивости, самостоятельности.

Оборудование: динамометр, пружина, грузики, штатив с муфтой, линейка.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Наш урок по решению задач будет состоять из двух частей. Первая часть - самостоятельное решение задач, вторая часть - экспериментальное задание группам. Общая отметка будет выставляться по результатам выполнения двух частей.

2.Проверка и повторение базовых знаний темы.

1. На слайде представлен список сил в механике. Ученики должные устно дать определения сил, написать формулы этих сил и прокомментировать .

- первый учащийся у доски устно дает определения сил, названия которых на доске, класс следит, ищет ошибки, ставит оценку.

- Второй учащийся выходит к доске написать формулы этих сил и прокомментировать (под названиями).

- Третьему ученику предлагается озвучить смысл коэффициентов и постоянных величин в формулах сил.

2. Теперь попытаемся графически изобразить силы в разных ситуациях и комментировать их изменения. ( см. рис. на слайдах)

а) б)

Разработка урока по физике на тему Силы в механикеРазработка урока по физике на тему Силы в механике



в) г) д) е)

Разработка урока по физике на тему Силы в механикеРазработка урока по физике на тему Силы в механикеРазработка урока по физике на тему Силы в механикеРазработка урока по физике на тему Силы в механике

Учитель поясняет ситуацию на рисунке:

а) Груз на канате начинают поднимать вверх;

б) Со дна водоема начинает подниматься пузырек воздуха;

в) Машина с постоянной скоростью делает поворот на горизонтальной дороге;

г) Машина с постоянной скоростью проезжает середину выпуклого моста; (можно развернуть обсуждение до ситуации выяснения, когда машина будет в состоянии невесомости).

д) Человек качается на веревочной качели и проходит положение равновесия;

е) Груз висит на пружине.

Учащиеся изображают вектора сил, масштабно их сравнивают, комментируют особенность их проявления в данной ситуации, делают вывод о виде движения тела.

2. Решение задач. Систематизируем знания.

Цель этого момента урока, убедить учащихся, что любая из рассматриваемых сил подчиняется второму закону Ньютона. Показать учащимся на конкретных примерах, что вид движения тела определяет равнодействующая сила. Отработать составление уравнения закона, когда на тело действует несколько сил.

  1. Для решения поставленной цели предлагаются следующие задания (выдаются карточки каждому ученику):

Задача 1 (качественная)

Масса космонавта 60 кг. Какова его масса на Луне, где гравитационное притяжение тел в 6 раз слабее, чем на Земле?

Задача 2 (качественная)

В ящик массой 15 кг, скользящий по полу, садится ребенок массой 30 кг. Как при этом изменится сила трения ящика о пол?

ЗРазработка урока по физике на тему Силы в механикеадача 3 (Один ученик решает эту задачу на обратной стороне доски, остальные - в тетради. После выполнения задания проверяют решение).

На рисунке представлен график проекции скорости движения поезда на некотором участке пути. Определите:

а) ускорение, с которым движется поезд;

б) силу, с которой локомотив действует на вагоны на этом участке пути, если их общая масса 2000 т, а коэффициент трения 0, 02.

Задача 4 (Учащиеся работают в парах. Учитель выполняет роль консультанта, координатора). Тело массой 5 кг тянут по гладкой горизонтальной поверхности с помощью пружины, которая при движении растянулась на 2 см. Коэффициент жесткости пружины 400 Н/м. Определите ускорение тела.

Задача 5. На какой высоте над поверхностью Земли ускорение свободного падения уменьшается в 4 раза по сравнению с его значением на поверхности Земли?

2.Класс разбивают на группы. Задание вычислить силу упругости экспериментально. Оборудование динамометр, пружина, грузики, штатив с муфтой, линейка.

3. Подведение итогов урока.

  1. Ученики сдают тетради для лабораторных работ.

  2. Ученики проговаривают выводы по проведенным опытам, которые закрепляют полученные знания по теме «Силы в механике».

  3. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки ученикам за устные ответы в дневники и журнал с комментариями.



  1. Домашнее задание: повторить по учебнику «Физика» краткие итоги главы 3 (стр. 77), главы 4 (стр.98).

3


© 2010-2022