• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект интегрированного урока (литература+физика) в 9 классе Кто важнее физики или лирики

Конспект интегрированного урока (литература+физика) в 9 классе Кто важнее физики или лирики

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (литература+физика) в 9 классе

"Кто важнее физики или лирики".

Разработали:

Жукова А.Б. (учитель физики, МБОУ гимназия №2 г. Чехов МО)

Стулова О.И. (учитель русского языка, МБОУ гимназия №2 г. Чехов МО)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: сформировать способность учащихся интегрировать и систематизировать знания, полученные на уроках физики и литературы, умения обобщать и делать выводы.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее на уроках физики и литературы за курс 7-9 классы; обобщить материал как систему знаний в рамках подготовки к ОГЭ; установить межпредметные связи физики с литературой;

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

  • развивающие: развивать пространственное мышление, познавательный интерес, умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д., формировать коммуникативные навыки при работе в группах .

Ход урока


Наука и искусство также

тесно связаны между собой,

как легкие и сердце.

Л. Н. Толстой


I. Мотивация к учебной деятельности

Перед нами высказывание Л.Н. Толстого.

- Согласны ли вы с высказыванием?

Сегодня у нас совсем не обычный урок. Давайте попытаемся провести параллель между физикой и литературой. Когда мы изучаем стихотворение или читаем прозу, мы не задумываемся о тех физических законах, отражение которых можно найти практически в любом художественном тексте. Сегодняшний урок на примере произведений великих писателей и поэтов покажет нам, как ярко выражена связь литературы и природных явлений, объясняемых законами физики. А сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему нашего урока. По ходу урока нам придется выполнять задания как по физике, так и по литературе. Поэтому вам необходимы большая концентрация внимания и умение быстро переключаться от одного вида деятельности к другому. Нам еще понадобится хорошее настроение и внутренняя установка: у меня все получится!

II. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

1.Разминка.

Прежде чем мы приступим к выполнению заданий, я хотела бы, чтобы каждый настроился на рабочий лад и определился с выбором команды (проводится разминка, в ходе которой учащиеся распределяются по командам). Разминка: под музыку каждый учащийся вытаскивает карточку, на которой написаны физические термины, литературоведческие термины, имена учёных-физиков и авторов литературных произведений. В результате разминки образовалось 4 группы.

2.Физика в поэзии.

Задание. Какое физическое явление описано в строках отрывка. Какое средство выразительности использует автор в этом фрагменте?

1 группа.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака…

(М.Ю.Лермонтов «Русалка»)

2 группа.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зноя,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

(А. С. Пушкин «Анчар»)

3 группа.

Как неожиданно и ярко

На влажном небе синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

(Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

4 группа.

Шар раскалённый, золотой

Пошлёт в пространство луч огромный,

И длинный конус тени тёмной

В пространство бросит шар другой.

(А.А. Блок)


3. Физика в загадках. Объяснить загадку с точки зрения физики.


1 группа.

Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод.

(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)

2 группа.

Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?

(Ответ: В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)

3 группа.

«Хотите чаю?» - спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?

(Ответ: Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)

4 группа.

«Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан это совет?

(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

Физкультминутка.

Каждая группа, открывая карточку, показывает движения, связанные с тем или иным физическим явлением (карточка заготовлена учителем). Остальные группы угадывают это физическое явление или физическое тело.

Упражнение 1 группы ( Электрон)

Ученики выполняют вращательные движения глазами - по часовой стрелке и против.

Упражнение 1 группы (Волна)

Ученики последовательно встают из - за парт: сначала ученики, сидящие за первыми партами, затем за вторыми и так далее. А затем также последовательно садятся.

Упражнение 2 группы (Диффузия)

Встанем рядом с партами. Ученики, стоящие за соседними партами, поменяются местами. А теперь вернемся на свои места.
Упражнение выполним 2-3 раза.

Упражнение 2 группы (Инерция)

Ученики отклонились назад.

Ученики отклонились вправо.

Ученики отклонились влево.

Ученики отклонились вперед.

Упражнение 3 группы (Давление)

Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол - встать на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление - встать на обе ноги.

Упражнение 3 группы (Маятник)

Ученики делают наклоны туловища влево - вправо.

Упражнение 4 группы (Невесомость)

Ученики делают несколько прыжков на месте.

Упражнение 4 группы (Упругость)

Сожмем пальцы в кулак и снова выпрямим их. И так несколько раз.


4. Задание «Найди пару»

Перед вами на зелёных карточках стихи, описывающие различные природные явления. На желтых карточках эти же природные явления описаны научным языком. Сопоставьте карточки попарно, так чтобы на них говорилось об одном и том же явлении, назовите автора произведения.

1. Глава «Бела» из романа «Герой нашего времени».

«Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться». Горящие дрова потрескивают, так как при нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна.

2 М.Ю. Лермонтов «Сижу я в комнате старинной…» (1831):

Сижу я в комнате старинной

Один с товарищем моим,

Фонарь горит, и тенью длинной

Пол омрачен…

Тень - это пространственное оптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества) между нею и источником света.

3 стихотворения «Кто в утро зимнее, когда…» (1831):

Кто в утро зимнее, когда валит

Пушистый снег, и красная заря

На степь седую с трепетом глядит,

Внимал колоколам монастыря;

В борьбе с порывным ветром, этот звон

Далеко им по небу унесён…

Здесь наблюдаем распространение звука в воздушной среде. Звуковая волна (звуковые колебания) - это передающиеся в пространстве механические колебания молекул вещества (например, воздуха). Тело, создающее возмущение (колебания) воздуха, называют источником звука.

4. Спеша на север издалёка,

Из тёплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о, страж востока,

Принёся, странник, свой поклон.

Чалмою белою от века

Твой лоб наморщенный увит,

И гордый ропот человека

Твой гордый мир не возмутит.

(«Спеша на север издалёка»)

Для всех гор характерна высотная поясность: с увеличением высоты температура окружающего воздуха уменьшается. На высоте более 2000 метров температура всегда ниже нуля градусов, поэтому там всегда лежит снег.

III. Рефлексия. Командам «физиков» и «лириков» предлагается составить синквейн по двум понятиям «свеча» и «туман».

«Физики» «Лирики»

Свеча Свеча

Стеариновая, восковая горящая, плачущая

Горит, трещит, обогревает дрожит, плачет, вдохновляет

Искусственный источник света Символ жизни, любви

Физическое тело Память

Туман Туман

Плотный, низкий молочный, обманчивый

Опускается, оседает, образуется дымится, ползёт, окутывает

Физическое явление Символ опасности

Холодный воздух Пелена

VI. Подведение итогов и формулирование выводов.

Молодцы! Вы хорошо справились с предложенными заданиями. На уроке смогли побывать в роли физиков и в роли лириков. И может быть, кто-то из лириков признал, что физика - совсем не скучный предмет, а физики прониклись красотой литературы. М. Горький говорил:

« Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение…» М. Горький

Итак, сегодня на уроке вы смогли убедиться, что такие разные на наш взгляд предметы имеют много общего. Главное, что их объединяет - это стремление вдуматься в сущность предмета или явления, осмыслить его.

Конечно же, описывая картины природы, поэты и писатели не задумывались о физических законах и явлениях. Но знание этой науки и наблюдение помогли детально точно описывать природу.


© 2010-2022