Конспект урока на тему Атмосферное давление

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Конспект урока

«Атмосферное давление»

























Учитель физики:

Кутлуахметова Э. Ш.

МОУ Верхнекизильская ООШ






2016 год

Тема урока: Атмосфера. Атмосферное давление

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: введение понятий и практических умений по теме «Атмосферное давление», отработка введенных понятий; рассмотреть влияние атмосферного давления на живые организмы.

Развивающие: формирование мыслительных операций: сравнение, классификация, конкретизация, установление причинно-следственных связей, развитие речи, внимания, памяти; побудить учеников к применению полученных знаний в нестандартных, новых для них ситуациях.

Воспитательная: продолжить работу по формированию представлений о связи человека и природы, на примере изучения данной темы; воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия, аккуратности.

Оборудование:

  1. Оборудование для экспериментов: шприц, соломинки для коктейля, стаканы, подкрашенная вода

  2. Компьютер, проектор, презентация

  3. Карточки, предметы, относящиеся к теме «Атмосферное давление»

План урока:

  1. Организационный этап

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной проблемы

  3. Актуализация знаний

  4. Изучение нового материала

  5. Первичная проверка понимания нового материала учащимися

  6. Закрепление знаний

  7. Обобщение и систематизация знаний

  8. Контроль и самоконтроль

  9. Подведение итогов урока

Ход урока

  1. Организационный этап (2 мин)

Знакомство, подготовка к началу занятия.

Повторение техники безопасности при работе с физическим оборудованием.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной проблемы ( 3 мин)

Цель: включение учащихся в деятельность.

Ребята, вчера я посмотрела прогноз погоды на сегодня. Вот он перед вами на слайде. (слайд №1). Рассмотрите внимательно. Для чего указаны данные в таблице? Для чего нам нужно знать температуру воздуха? А скорость ветра?

Рассуждения учащихся.

За окном зима. Школьникам и их родителям необходимо знать температурную шкалу отмены занятий для нашего региона. (слайд №2)

Вернемся к таблице с прогнозом погоды. Посмотрите, в таблице есть еще одна колонка - атмосферное давление. А вы уже знакомы с этим понятием? Нет.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? - Атмосферное давление.

Итак, тема нашего урока: Атмосфера. Атмосферное давление.( слайд № 3)

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

В курсе географии вы уже познакомились с понятием «атмосфера». Давайте вспомним.

Что такое атмосфера? От каких слов образовано название? Что вам известно об атмосфере? А что такое воздух? Вспомните состав воздуха.

(слайд № 4.)

Рассуждения учащихся. Атмосфера - газовая оболочка Земли.

Возьмите небольшие карточки. (доп. материал - карточка № 1 «Строение атмосферы»).

Вся поверхность Земли покрыта толстым слоем воздуха - атмосферой. Толщина атмосферы, согласно данным, полученных искусственными спутниками земли, несколько тысяч км. Представьте, вся эта толща воздуха «давит» на поверхность Земли.

А теперь давайте вспомним, что такое давление. На прошлых уроках вы уже встречались с этим понятием. ( слайд №5)

Ответы учащихся.

Давление - это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Вы уже изучили давление в жидкостях, твердых телах, газах. А что же такое атмосферное давление?

Атмосферное давление - это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Возьмите карточки, где указаны все термины, с которыми пригодятся нам сегодня на уроке. ( раздаточный материал - карточка № 2 « Атмосфера. Давление. Атмосферное давление.»)

А как вы думаете, имеет ли воздух массу? Да.

На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. ( слайд № 6)

Например, на ладонь среднего размера взрослого человека, действует воздух массой 10 тонн. Такую же массу имеет груженный камаз. Атмосферное давление и есть давление воздуха на все тела, находящиеся на Земле.

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.

Почему же мы не чувствуем такую нагрузку? Дело в том, что давление жидкости внутри организма человека уравновешивается с внешним атмосферным давлением.

А также, по закону Паскаля, действует на тела одинаково со всех сторон.(слайд № 7)

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Но тогда возникает вопрос: почему молекулы газов, не находящихся в каком-либо сосуде, двигаясь непрерывно и беспорядочно, не улетают в мировое пространство? Что удерживает их у поверхности Земли? Какая сила? В ходе обсуждения выясняется, что атмосфера удерживается притяжением Земли.

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.

  1. Изучение нового материала (10 мин)

Цель: убедиться в существовании атмосферного давления, раскрыть его природу, познакомиться с историей открытия данного понятия.

Познакомимся с историей открытия атмосферного давления.

До середины XVII века считалось непререкаемым утверждение древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 до н.э.) о том, что вода поднимается за поршнем насоса потому, что "природа не терпит пустоты".

В 1640 году в Италии герцог Тосканский решил построить фонтан на террасе дворца. Денег не жалел, ему хотелось быть обладателем самого большого фонтана. Построили насос, однако он поднимал воду из подземного источника всего лишь на высоту 10,3 м над уровнем водоема.

Недоумевающие строители обратились за помощью Галилею, который сострил, что, вероятно, природа перестоит бояться пустоты на высоте более 34 футов, но все же предложил разобраться в этом своему ученику Торричелли. Поиски причин упрямства воды и опыта с более тяжелой жидкости - ртутью, принятые в 1643 году Торричелли привели к открытию атмосферного давления.

Налив в стеклянную трубку ртуть, Торричелли перевернул трубку и опустил открытый ее конец в чашу со ртутью. Ртуть стала вытекать из трубки и остановилась на высоте 760 мм над поверхностью ртути в чаше. (слайд №8)

Таким образом, атмосфера давит на нас так же, как давил бы слой воды, толщиной 10 м или слой ртути толщиной всего 76 см. Так было измерено атмосферное давление.

Итак, нормальное атмосферное давление:

ратм = 760 мм.рт.ст.

Давайте, и мы с вами на практике убедимся в существовании атмосферного давления.

Опыт №1.

Оборудование: шприц, стакан с подкрашенной водой.

Возьмите шприц, вытолкните воздух, погрузите открытый конец в воду, и потяните поршень вверх. Что происходит и почему?

Предполагаемый ответ: за поршнем будет подниматься и вода. Происходит это, потому что при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.

На таком же принципе основана работа насосов, поршней, фонтанов, пипеток.

Опыт №2.

Оборудование: стакан с водой, трубочка.

Проведем еще один опыт, подтверждающий существование атмосферного давления. Возьмем трубку, открытую с двух концов. Опустим ее на некоторую глубину в жидкость, закроем верхнюю часть трубки пальцем и вынем трубку из жидкости. Мы увидим, что жидкость не вытекает из трубки, хотя нижний конец трубки открыт. Но если убрать палец, закрывающий верхнее отверстие трубки, жидкость тотчас из нее вытечет.

Наблюдаемое явление объясняется так. Когда мы опускает трубку в жидкость, часть воздуха выходит из трубки через открытый верхний конец, так как входящая снизу жидкость вытесняет этот воздух. Затем мы закрываем отверстие пальцем и поднимаем трубку. Атмосферное давление снизу становится больше, чем давление воздуха внутри трубки. Поэтому атмосферное давление не дает жидкости вытечь из трубки.

Опыт №3. (слайд №9)

Оборудование: стакан с водой, лист бумаги .

Возьмем цилиндрический сосуд, нальем в него воды, накроем листом бумаги и перевернем. Вода из сосуда не выльется

Попробуйте выполнить данный опыт дома. Постарайтесь объяснить, свои выводы запишите в тетрадь.

Атмосферное давление играет в нашей жизни большую роль.

5.Первичная проверка понимания нового материала (1 мин)

Цель: установить правильность и осознанность усвоения учащимися нового материала

Выполнение задания : В каком случае художник прав? (слайд № 10)

  1. Закрепление знаний ( 3 мин)

Цель: проверка умений учащихся применять изученные знания при объяснении различных явлений и процессов.

Как вы думаете, а в повседневной жизни можно встретить применение атмосферного давления? Приведите примеры.

Вернемся к прогнозу погоды. Итак, атмосферное давление метеорологи нам сообщают потому, что:

1.Существуют люди, самочувствие которых зависит от изменения погоды. Их называют метеозависимыми.

2. Альпинистам при планировании похода в горы необходимо знать значение атмосферного давления. Поскольку с увеличением высоты подъема, атмосферное давление понижается.

Применение атмосферного давления.

Атмосферное давление: влияние на здоровье человека.

При повышении атмосферного давления, ухудшается самочувствие у гипертоников, больных страдающих бронхиальной астмой и аллергиков.

Когда погода становится безветренной, в городском воздухе увеличивается концентрация вредных промышленных примесей, которые являются раздражающим фактором для людей с заболеваниями дыхательных органов.

Частыми жалобами являются головные боли, недомогание, боль в сердце и снижение общей трудоспособности. ( слайд №11)

Рекомендации врачей

Проводите несложную гимнастику, принимайте контрастные водные процедуры.

Введите в свой повседневный рацион фрукты и овощи, содержащие калий.

По возможности не уделяйте много времени серьезным делам, больше отдыхайте. ( слайд №11)

При понижении атмосферного давления человек может ощущать слабость в организме, нехватку воздуха, утрудненное дыхание, может появиться одышка.

Это объясняется тем, что в воздухе не хватает кислорода.

Может также подняться внутричерепное давление, и начнутся сильные головные боли. Помимо этого, возможен сбой в работе желудочно-кишечного тракта.

Рекомендации врачей

Необходимо пить много жидкости и закалять свой организм.

Несколько раз в день принимайте контрастный душ, большая роль также отводится сну - он должен быть непрерывным и крепким.

Утром можно выпить чашечку кофе.

Чтобы поддержать общее состояние организма в это время, рекомендуют принимать женьшеневую или лимонную настойку. ( слайд №12)

Как мы пьём? ( карточка № 3)

Неужели и над этим можно задуматься? Конечно. Мы приставляем стакан или ложку с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя их содержимое. Вот это-то простое «втягивание» жидкости, к которому мы привыкли, и надо выяснить. Почему, в самом деле, жидкость устремляется к нам в рот? Что её увлекает? Причина такова: при питье мы расширяем грудную клетку и тем разрежаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется к нам в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот.

Наоборот, захватив губами, горлышко бутылки, вы никакими усилиями не «втяните» из нее воду в рот, та как давление воздуха во рту и над водой одинаково.

Итак, строго говоря, мы пьём не только ртом, но и лёгкими; ведь расширение лёгких - причина того, что жидкость устремляется в наш рот.

Как мы дышим?

При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие. При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.

Применение атмосферного давления у некоторых животных.

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам. Присоски представляют собой полушарообразные небольшие части с липкими краями и сильно развитой мускулатурой. Края их прилипают к добыче, либо к опоре, затем объем присоски при помощи мускул увеличивается, а давление внутри ее падает, вследствие этого атмосферное давление (или давление воды) сильно прижимает присоску к поверхности.

Осьминоги, пиявки тоже имеют присоски.

Рыбы прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующие глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного давления в этом случае может достигать 1000 Н на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разряженное пространство, Давление сверху и снизу копыта выравниваются, и нога вынимается без особого труда.

Применение атмосферного давления в технике и быту.

Насосы, фонтаны, поршни, пылесос, пластиковые крышки для банок, поилки для птиц.

( слайд №13,14,15)

  1. Обобщение и систематизация знаний ( 3 мин)

Цель: усвоение системы понятий по теме «Атмосферное давление».

Выполнение задания: «Что лишнее?», используя раздаточный материал.

  1. Контроль и самоконтроль (3 мин)

Проверочный тест « Атмосферное давление». (слайд № 18)

Самопроверка.( слайд №19 ).

  1. Подведение итогов. ( 3 мин)

Значение атмосферы и атмосферного давления в нашей жизни:

  1. Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли.

  2. Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства.

  3. Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов.

  4. Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине.

  5. Атмосфера - крыша нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу. (слайд № 16)

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Цель достигнута. Мы узнали, что такое атмосфера, выяснили что такое атмосферное давление, роль атмосферы в жизни Земли; на опыте доказали, что атмосфера оказывает давление. Знаем, что природу надо любить и охранять.

И в заключении я хочу прочитать стихотворение Я. Акима:

Наша планета (слайд № 17)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!















© 2010-2022