Рабочая программа по физике (9 класс)

Рабочая программа по физике для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений  и с учетом авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9».             Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания по физике основного общего образования и рассчитана на 68 часов в год, по 2 урока в неделю.    ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений и с учетом авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9».

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания по физике основного общего образования и рассчитана на 68 часов в год, по 2 урока в неделю.

Учебно-методический комплект:

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 15 -е издание - М: Дрофа, 2011 года

  2. А.П. Рымкевич сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы. - 13-е издание, доработанное - М.: «Просвещение», 1990 г.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс/Составитель Н.И. Зорин. - М,: ВАКО, 2011

Дополнительная литература:

  1. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября»

  2. Я.И. Перельман Занимательная физика. В двух книгах.

Форма текущего контроля знаний - контрольные работы. Контрольные работы составлены в форме тестов на основе дидактического материала О.Ф. Кибардина, С.И. Кибардина, В.А. Орлова «Задания для итогового контроля знаний по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений».

Материал УМК полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован МоиН РФ.

Рабочая программа позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.

Формы проведения учебных занятий: урок изучения нового материала, урок-практикум, урок оценивания знаний по теме, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок закрепления знаний, урок контроля, урок применения знаний, урок повторения изученного.

Методы обучения: информационно-развивающий, частично-поисковый, репродуктивный, проблемно-поисковый, творчески-репродуктивный.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основное содержание физики в 9 классе

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук.

Электрические и магнитные явления

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Действие магнитного поля на проводник с током. Магнитное поле тока. Сила Ампера.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Квантовые явления

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от утла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- рационального применения простых механизмов;

- оценки безопасности радиационного фона.
















Учебно-тематическое планирование по физике 9 класс


№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов по программе

Теория

Практика


1

Законы взаимодействия и движения тел

17

Лаб. раб. №1, 2

К. р. №1, 2

2

Механические колебания и волны. Звук

6

Лаб. раб. №3

К. р. №3

3

Электромагнитные явления

20

Лаб. раб. №4

К. р. №4

4

Строение атома и атомного ядра

15

Лаб. раб. №5

К. р. №5

Итого

4 раздела

58

10



















Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс


п/п

Тема урока

Кол.

часов

Средства обучения, демонстрации

Элементы содержания

Ученик должен знать/уметь

Формы контроля

Дата

Коррект.

даты


1. Законы взаимодействия и движения тел (21 час)



1

Вводный инструктаж по ТБ.

Матери­альная точка. Система от­счета

1

Демонстрация различных видов механического движения

Механическое движение. Система отсчета.

Уметь описывать различные виды механического движения. Знать смысл понятия «материальная точка»





2

Траектория. Путь. Перемещение

1

Сборники познавательных и развивающих заданий

Траектория. Путь.

Знать различие между величинами «путь» и «перемещение»





3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

Сборники познавательных и развивающих заданий

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Уметь решать главную задачу механики - находить координаты тела в любой момент времени в ПРД





4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость

1

Демонстрация равноускоренного движения

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Знать/понимать смысл физических величин «мгновенная скорость», «ускорение». Уметь строить графики пути и скорости





5

Перемещение при прямоли­нейном равноускоренном движении

1

Сборники познавательных и развивающих заданий

Перемещение при прямоли­нейном равноускоренном движении. Перемещение при прямоли­нейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Знать понятие «перемещение» при прямолинейном равноускоренном движении. Уметь объяснять физический смысл





6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скоро­сти»

1

Лабораторное оборудование: желоб, секундомер, измерительная лента

Определение ускорения движения шарика

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

Л. р. №1




7

Относительность движения

1

Демонстрация относительности движения

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.


Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости. Знать отличие гелиоцентрической и геоцентрической картины мира





8

Повторение «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1

Сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Прямолинейное и равномерное и равноускоренное движение

Уметь решать главную задачу механики





9

Контрольная работа № 1 «Прямолинейное равно­мерное и равноускоренное движения»

1

Контрольно-измерительные материалы


Уметь применять на практике полученные знания

К. р. № 1




10

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

Демонстрация явления инерции

Явление инерции. Первый закон Ньютона.

Инерциальные системы отсчета.

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета





11

Второй закон Ньютона

1

Демонстрация второго закона Ньютона

Второй закон Ньютона.


Знать содержание второго закона Ньютона, единицу силы через единицу ускорения и массы





12

Третий закон Ньютона

1

Демонстрация третьего закона Ньютона

Третий закон Ньютона.

Знать содержание третьего закона Ньютона





13

Свободное падение тел.

1

Демонстрация свободного падения тел в трубке Ньютона

Свободное падение тел.


Уметь объяснять физический смысл «свободное падение»





14

Движение тела,

бро­шенного верти­кально вверх. Невесомость

1

Демонстрация невесомости

Движение тела, брошенного вертикально вверх Невесомость.

Уметь объяснять физический смысл «невесомость»





15

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 2 «Из­мерение ускоре­ния свободного падения»

1

Лабораторное оборудование

Определение ускорения свободного падения

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Л. р. № 2




16

Закон всемирного тяготения

1

Демонстрация гравитационного взаимодействия

Закон всемирного тяготения.

Знать смысл понятий: «гравитационное взаимодействие», «гравитационная постоянная». Знать закон и уметь его объяснять





17

Дви­жение тела по окружности с постоянной ско­ростью. Центростремительное ускорение

1

Демонстрация направления скорости при равномерном движении по окружности

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Искусственные спутники Земли.

Уметь определять направление и величину скорости, ускорения при равномерном движении по окружности, уметь выводить формулу первой космической скорости (круговой)





18

Дви­жение тела по окружности с постоянной ско­ростью. Центростремительное ускорение

1

Демонстрация закона сохранения импульса. Демонстрация реактивного движения

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.


Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы. Знать практическое использование закона сохранения импульса





19

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии

1

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую

Закон сохранения механической энергии.

Уметь описывать и объяснять превращения механической энергии. Знать математическую формулировку закона сохранения механической энергии





20

Повторение темы «Законы Ньюто­на», «Импульс тела. Закон со­хранения им­пульса тела»

1

Сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Уметь решать простейшие задачи на применение законов Ньютона, закона сохранения импульса





21

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона», «Им­пульс тела. Закон сохранения им­пульса тела»

1

Контрольно-измерительные материалы


Уметь применять на практике полученные знания

К. р. № 2




2. Механические колебания и волны. Звук (8 часов)



22

Колебательное движение. Вели­чины, характери­зующие колеба­тельные движе­ния

1

Демонстрация механических колебаний

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.


Знать/понимать физический смысл характеристик колебательного движения





23

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты сво­бодных коле­баний нитяно­го маятника от его длины»

1

Лабораторное оборудование: штатив, секундомер

Выяснение зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для определения физических величин

Л. р. № 3




24

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания

1

Демонстрация свободных и вынужденных колебаний

Превращение энергии при колебаниях.

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела





25

Распростране­ние колебаний в среде. Вол­ны. Длина волны. Ско­рость распро­странения волн

1

Демонстрация механических волн

Механические волны. Длина волны.

Знать/понимать смысл физических величин и понятий: «волна», «длина волны», «скорость волны»





26

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

1

Демонстрация звуковых колебаний. Демонстрация зависимости громкости звука от амплитуды колебаний

Звук.

Высота и тембр звука.

Громкость.

Знать понятие «звуковые волны». Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость





27

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука

1

Демонстрация условий распространения звука

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука.

Эхо.

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах, особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред





28

Повторение и обобщение темы «Меха­нические колебания и волны. Звук»

1

Сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Меха­нические колебания и волны. Звук.

Уметь решать задачи по теме механические колебания и волны, звук





29

Контрольная работа № 3 «Механические ко­лебания и волны. Звук»

1

Контрольно-измерительные материалы


Уметь применять полученные знания при решении задач

К. р. № 3




3. Электромагнитные явления (22 час)



30

Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

Демонстрация действия магнитного поля на магнитную стрелку

Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля.

Знать понятие «магнитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков. Знать связь направления линий магнитного поля с направлением тока в проводнике





31

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

1

Демонстрация взаимодействия двух параллельных проводников с током, действия постоянного магнита на проводник с током

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Знать правило левой руки, уметь определять направление силы Ампера





32

Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды. Сила Лоренца

1

Демонстрация устройства электронно-лучевой трубки

Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды. Сила Лоренца

Уметь определять направление силы Лоренца





33

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

Наглядные пособия

Индукция магнитного поля.

Знать/понимать смысл понятий: «индукция магнитного поля», «магнитный поток»





34

Явление элек­тромагнитной индукции. Опыты Фарадея

1

Демонстрация электромагнитной индукции

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.

Знать/понимать закон электромагнитной индукции





35

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления элек­тромагнитной индукции»

1

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, амперметры, набор прямых магнитов

Явление элек­тромагнитной индукции.

Знать/понимать условия получения электрического тока с помощью магнитного поля

Л. р. № 4




36

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

Демонстрация правила Ленца

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Знать/понимать правило Ленца





37

Принцип действия микрофона и громкоговорителя

1

Демонстрация принципа действия микрофона и громкоговорителя

Принцип действия микрофона и громкоговорителя

Понимать принцип действия микрофона и громкоговорителя





38

Явление самоиндукции

1

Демонстрация самоиндукции

Самоиндукция.

Знать/понимать явление самоиндукции, уметь приводить примеры практического использования





39

Получение и передача переменного электрическо­го тока.

1

Демонстрация получения переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Демонстрация устройства генератора постоянного тока. Демонстрация устройства генератора переменного тока.

Демонстрация передачи электрической энергии

Переменный ток. Получение переменного тока.

Электрогенератор. Передача электрической энергии на расстояние.


Знать способы получения электрического тока. Иметь представление об устройстве генераторов постоянного и переменного тока, уметь приводить примеры их практического использования





40

Трансформатор

1

Демонстрация устройства трансформатора

Трансформатор.

Иметь представление об устройстве трансформатора





41

Конденсатор

1

Демонстрация устройства конденсатора. Демонстрация энергии заряженного конденсатора

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.


Знать устройство конденсатора, его предназначение, как обозначается на схемах





42

Электромаг­нитное поле. Электромаг­нитные волны

1

Таблица «Электромагнитные волны»

Электромаг­нитное поле. Электромаг­нитные волны

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. Понимать механизм возникновения электромагнитных волн





43

Шкала электромагнитных волн

1

Наглядные пособия

Электромагнитные волны и их свойства.

Знать/понимать особенности каждого диапазона электромагнитных волн, его свойства и применение





44

Свойства электромагнитных волн. Скорость распространения электромагнитных волн

1

Демонстрация свойств электромагнитных волн

Скорость распространения электромагнитных волн.

Знать основные свойства электромагнитных волн. Иметь представление о скорости электромагнитных волн как предельной скорости





45

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур

1

Демонстрация электромагнитных колебаний

Колебательный контур. Электромагнитные колебания.

Знать/понимать: электромагнитные колебания, устройство колебательного контура





46

Принципы радиосвязи и телевидения

1

Демонстрация принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Демонстрация принципов радиосвязи

Принципы радиосвязи и телевидения.


Знать/понимать принципы радиосвязи и телевидения





47

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

1

Наглядные пособия

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


Знать/понимать роль электромагнитных излучений в возникновении эволюции жизни на Земле; уметь описывать и объяснять полезные и вредные воздействия излучений на живые организмы; уметь приводить примеры практического применения электромагнитных излучений, знать способы защиты от вредных излучений





48

Электромаг­нитная приро­да света

1

Наглядные пособия

Свет - электромагнитная волна.

Знать историческое развитие взглядов на природу света





49

Дисперсия света. «Теория света и цвета» И. Ньютона

1

Демонстрация дисперсии белого света. Демонстрация получение белого света при сложении света разных цветов

Дисперсия света.

Уметь описывать и объяснять явление дисперсии





50

Повторение и обобщение темы «Элек­тромагнитные явления»

1

Сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Элек­тромагнитные явления

Уметь решать задачи по теме электромагнитные явления





51

Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления»

1

Контрольно-измерительные материалы


Уметь применять полученные знания при решении задач


К. р. № 4




4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (17 часов)



52

Радиоактив­ность как свидетельство сложного строения атомов

1

Таблица «Альфа-, бета- и гамма-лучи»

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Знать природу альфа-, бета- и гамма-лучей





53

Планетарная модель атома.

Опыт Резерфорда

1

Демонстрация модель опыта Резерфорда

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Знать/понимать планетарную модель атома





54

Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Понятие о спектральном анализе

1

Наглядные пособия

Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.


Знать/понимать процесс поглощения и испускания света атомами





55

Радиоактивные превращения атом­ных ядер

1

Наглядные пособия

Радиоактивные превращения атом­ных ядер

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности





56

Экспериментальные методы исследова­ния частиц

1

Демонстрация наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Демонстрация устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Методы регистрации ядерных излучений.


Знать современные методы обнаружения и регистрации заряженных частиц и ядерных излучений





57

Открытие протона. От­крытие нейтрона

1

Наглядные пособия

Открытие протона. От­крытие нейтрона

Знать историю открытия протона и нейтрона





58

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число

1

Наглядные пособия, справочная литература, периодическая таблица

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.


Знать/понимать строение атомного ядра, уметь определять зарядовое и массовое число, пользуясь периодической таблицей





59

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

1

Наглядные пособия, справочная литература, периодическая таблица

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Знать/понимать смысл физической величины «энергия связи»





60

Ядерные реак­ции

1

Наглядные пособия, справочная литература

Ядерные реакции.

Уметь составлять уравнения ядерных реакций.





61

Деление ядер урана. Цепная реак­ция

1

Таблица «Деление ядер урана», справочная литература

Деление ядер урана. Цепная реак­ция

Знать/понимать смысл понятий: «быстрые и медленные нейтроны», «управляемые и неуправляемые ядерные реакции», «обогащенный уран»





62

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

Фотографии треков

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Понимать справедливость закона сохранения импульса на примере деления ядра урана

Л. р. № 5




63

Ядерный реак­тор. Применение, проблемы и перспективы развития атомной энергетики

1

Таблица «Ядерный реактор»

Ядерная энергетика.


Знать устройство ядерного реактора, уметь приводить примеры практического применения ядерных реакторов





64

Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия

1

Наглядные пособия, справочная литература, Интернет

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.


Знать/понимать основные проблемы атомной энергетики, причины их возникновения и пути их решения. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах. Уметь определять радиоактивный фон при помощи дозиметра и делать оценку безопасности радиационного фона





65

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

Наглядные пособия, справочная литература, Интернет

Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.


Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Знать понятие: период полураспада. Уметь применять закон радиоактивного распада.





66

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд

1

Наглядные пособия, справочная литература, Интернет

Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.

Знать условия протекания, применения термоядерной реакции, уметь приводить примеры





67

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра»

1

Контрольно-измерительные материалы


Уметь применять полученные знания при решении задач

К. р. № 5




68

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

1

Сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий


Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях






Итого

68




10





5



© 2010-2022