Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Лицей №7

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ВТОРУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ

Психолого-педагогический проект урока

программы

Физика


Решение задач по теме «Магнитное поле»


Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы. Астрономия 11 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Учебник: «Физика 11 класс» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин М.: Просвещение, 2008.







Выполнила учитель физики

МОУ Лицей № 7

г. Кстово

Матюшина Любовь Захаровна

Стаж работы учителем 2,5 года



2010-2011 учебный год

г. Кстово

Нижегородская область

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Диагностика уровня развития и обученности детей 3

  2. Психолого-педагогическая характеристика класса 5

  3. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся 6

  4. Тема, цели и оборудование урока 8

  5. План урока с хронометражем 9

  6. Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием 10

  7. Самоанализ урока 23

  8. Приложения 24











  1. Диагностика уровня развития и обученности детей.

Для диагностики уровня общих умственных способностей учащихся 11 «А» класса использовался краткий ориентировочный тест (КОТ). Авторы данной методики В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика. (Тест взят из книги: Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. - М., 1996).

С помощью данного теста можно продиагностировать мышление, восприятие, внимание, речь и воображение учащегося.

Данный тест состоит из 50 вопросов и проводится в парах, состоящих из испытуемого и экспериментатора, в течение 15 минут. В этом тесте учащимся предлагается ответить на ряд разных вопросов, вот некоторые из них:

  1. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

  1. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

  2. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
    1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.

  1. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?

  2. Расстилать и растянуть. Эти слова:
    1 - схожи по смыслу, 2 - противоположны, 3 - ни схожи, ни противоположны.

  3. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

Итоги теста можно видеть на диаграмме.

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

Большая часть учащихся (46 %) показали результаты выше среднего, высокие результаты показали - 23 %, 31 % показали средний результат. Данные результаты говорят о высоком уровне общих умственных способностей учащихся.





  1. Психолого-педагогическая характеристика 11 «А»» класса

МОУ Лицей № 7

1. Общие сведения о классе

11 «А» класс является лицейским классом. В классе обучается 26 человек, из них 16 мальчиков и 10 девочек. Состав класса был сформирован после окончания 9 класса.

  1. Характеристика учебной деятельности класса.

Особенности мотивации.

Для исследования мотивации учащихся 11 «А» класса использовалась «Методика изучения мотивации учения старшеклассников», приведенная в учебно-методическом пособии для педагогической практики студентов НГПУ (составитель доктор психологических наук Т.Н. Князева). В данной методике можно выделить 3 содержательных блока: 1 блок - личностный смысл учения, 2 блок - способность к целеполаганию, 3 блок - различные виды мотивов. Для каждого блока было выделено по три вопроса с 6 вариантами ответа.

По результатам проведения диагностики были выделены следующие уровни мотивации: высокий и средний.

Итоги можно видеть на диаграмме.

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

При исследовании групп учащихся с различными видами мотивации можно было выделить следующие мотивы: познавательный, социальный, позиционный, которые представлены на диаграмме:

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле





  1. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Для изучения темы «Магнитное поле» учащимся необходимо иметь следующие знания, умения и навыки:

  1. знать, что является источником магнитного поля;

  2. знать, как взаимодействуют между собой параллельные токи и чем вызвано это взаимодействие;

  3. знать, что на проводник с током со стороны магнитного поля действует сила Ампера, а на подвижную заряженную частицу - сила Лоренца;

  4. уметь определять направление силы Ампера и силы Лоренца;

  5. уметь изображать на рисунке все силы, действующие на тело и записывать 2-ой закон Ньютона в соответствии с условием задачи;

  6. уметь выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.

Исходный уровень ЗУН проверялся при проведении следующих работ:

- проверочной работы по теме «Магнитное поле. Сила Ампера»;

- лабораторной работы № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Итоги уровня знаний можно увидеть на диаграммах:

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

Из анализа диаграммы видно, что по результатам проверочной работы и лабораторной работы учащиеся показали, в основном, высокие и средние результаты, а количество работ с низкими результатами незначительно.

Таким образом, учитывая все диагностические данные, в составе учащихся 11 «А» класса можно выделить три группы учащихся:

1 группа: Колодников Александр, Кузнецов Владимир, Шамшетдинов Марат, Железов Максим, Пашин Павел, Шепарский Даниил. Это дети с высоким уровнем общих умственных способностей. Для них характерен высокий интерес к обучению, способность выделять из общего материала главное, систематизировать материал. Характерно быстрое усвоение новых знаний, умений, которые быстро переходят в навыки, систематическое выполнение домашнего задания, подготовленность к уроку.

2 группа: Чибисов Станислав, Макаров Алексей Буравов Павел, Буракова Юлия, Басова Алена, Борисов Михаил, Алехина Екатерина, Ганичева Екатерина, Орлов Александр, Табунова Валерия, Шилкова Карина, Умяров Роман Цикунова Алина, Тарасова Елизавета. Это дети с уровнем общих умственных способностей выше среднего. Характерен переменный интерес к обучению, возможны затруднения при работе с обобщением и систематизацией знаний. Усвоение новых знаний, умений происходят несколько медленнее, чем у детей 1 группы.

3 группа. Коткова Анна, Апальков Дмитрий, Молостов Артем, Ражев Александр, Русакова Анастасия, Гудкова Ксения. Дети со средним уровнем общих умственных способностей. Они имеют средний уровень мотивации к обучению, тяжело вливаются в работу. Редко справляются с работой по обобщению и систематизацией знаний. Для этих детей затруднителен процесс перехода умений в навыки выполнения работы.



  1. Тема, цели и оборудование урока

Тема урока: Решение задач по теме «Магнитное поле» (учебник Физика 11 класс Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин .-М.: Просвещение,2008.-с 24-25).

Цели урока:

Обучающая:

Отработка практических навыков при решении задач на определение действия магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу:

  1. научить применять правило левой руки, для определения направления движения проводника и заряженных частиц;

  2. научить рисовать схематические чертежи, учитывая условия задач по теме «Магнитное поле»;

  3. составить и отработать на уроке алгоритм решения задач на движение проводника и заряженной частицы в магнитном поле;

  4. научить применять основные уравнения динамики материальной точки в новых условиях;

  5. выводить формулы для описания характера кинематических и динамических параметров траекторий движения заряженных частиц в однородном магнитном поле.

Развивающая:

Сформировать у учащихся умения:

  1. научить анализировать результат действия силы Ампера на проводник с током и силы Лоренца на движущиеся заряженные частицы;

  2. применять знания законов кинематики и динамики в новой области знаний;

  3. развивать устную речь с помощью физических терминов, внимание, память, воображение.

Воспитательная:

  1. воспитывать культуру умственного труда;

  2. формировать навыки и умения самоконтроля и самоорганизации, умение планировать свою деятельность;

Оборудование урока:

  1. Использует учитель: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация Microsoft PowerPoint.

5. План урока с хронометражем.

  1. Организационный момент (1 минута).

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (7 минут).

  3. Формулировка темы, целей и задач урока (2 минута).

  4. Решение задач (22-24 минут).

  5. Закрепление знаний. (5-7 минут).

  6. Домашнее задание (1 минута).



  1. Конспект урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент.

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Садитесь».

Учащиеся садятся.

Организационное начало урока необходимо для настроя учащихся на рабочую обстановку после перемены.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: «Ребята, прежде чем мы начнем решать задачи, нам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках. Это нам поможет лучше разобраться в материале и поможет применить его при решении задач. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. На нее отводится 7 минут». (см. Приложение 1). Учитель раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста.

Через 7 минут.

Учитель: «Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, и оценим сами себя. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными. Критерии уровня готовности к уроку следующие. Отличная подготовка 5 правильных ответов. Хорошая подготовка 4 правильных ответа. Удовлетворительная подготовка 3 правильных ответа. Ну а те учащиеся, кто правильно ответил только на 1 или 2 вопроса подготовились к уроку плохо. Этим учащимся сегодня на уроке будет тяжелее разобраться в решении задач. Ответы появляются на слайде. Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу записывая на листочках номера заданий и свои ответы.



Ученики сравнивают свои ответы с ответами представленными на слайде и сами себя оценивают.



Учащиеся задают вопросы возникшие во время выполнения теста.

Актуализация знаний необходима для того, чтобы учащиеся повторили знания, полученные на прошлых уроках - они потребуются для решения задач по данной теме. В конце работы проводится самооценка. Благодаря ей ученики могут узнать, каковы их знания по предыдущим темам.

3. Формулировка темы и целей урока

Учитель: «Тема урока у нас сегодня «Решение задач по теме «Магнитное поле»».

Учитель: «Перед нами стоит цель - составить и отработать на уроке алгоритм решения задач по теме «Магнитное поле»».

Учащиеся записывают в тетрадях тему урока.

Учащихся необходимо познакомить с целями, которые должны быть достигнуты на уроке. Это необходимо для того, чтобы они на разных этапах урока понимали, для чего они делают то или иное действие.

4. Решение задач

Учитель: «На прошлых уроках мы с вами познакомились с действием магнитного поля на проводник с током и движущийся электрический заряд. Давайте вспомним, какие силы действуют со стороны магнитного поля»

Учитель: «От каких физических величин зависят эти силы?»

Учитель: «Рассмотрим несколько задач на движение проводника и заряженной частицы в магнитном поле и составим алгоритм решения задач по данной теме».

На слайде появляется текст задачи.

Учитель читает задачу и задает вопросы учащимся.

Учитель: «Какие физические величины даны в условии задачи?», Учитель: «Ребята как вы считаете, необходимо ли нам перевести какую-либо величину в систему СИ?»

Учитель: «Каким образом мы переведем массу и индукцию в единицы, выраженные в СИ?»

Если учащиеся затрудняются в переводе значений величин в единицы СИ, тогда учитель напоминает правила перевода.

Учитель: «Какую величину нам необходимо найти по условию задачи?»

Учитель: «Какое физическое явление наблюдается в данной задаче?»

Учитель: «Какие физические характеристики магнитного поля и проводника известны по условию задачи?»


Учитель: «Давайте с вами попытаемся записать условие, при котором возникает разрыв. На проводник действует несколько сил. Что же это за силы?»

Учитель: «Куда направлены эти силы?»

Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель задает наводящие вопросы на знание определений: силы тяжести, силы упругости (силы натяжения нити).

Учитель: «На проводник действует еще одна сила, что это за сила?»

Учитель: «Как можно определить направление этой силы?»

Учитель спрашивает формулировку этого правила нескольких учащихся и просит определить направление силы Ампера.

На слайде появляется левая рука, с помощью которой определяется направление силы Ампера и формулировка правила.





Учитель: «Через какую силу можно определить искомую величину?»

Учитель: «Ребята, в каком случае произойдет разрыв нити?»


Учитель: «Верно. Значит, для определения силы тока нам необходимо найти равнодействующую силу. А как определяется равнодействующая сила?»

Учитель: «В чем состоит 2-ой закон Ньютона?»

Если учащиеся затрудняются в формулировке 2-го закона Ньютона, то эта формулировка появляется на следующем слайде презентации. Учитель комментирует 2-ой закон Ньютона и на слайде появляется его запись в векторной форме.

Учитель: «Теперь найдем равнодействующую силу с учетом направлений сил, действующих на проводник, т. е. определим проекции сил и запишем их сумму».

Учитель: «Как определяется проекция силы?»


Учитель: «Ну вот мы записали 2-ой закон Ньютона с учетом направлений сил, что будем делать далее, чтобы найти силу тока?»

Учитель: «Правильно. Вот теперь мы можем выразить искомую величину. Сила тока у нас стоит слева в неравенстве. Как её выразить?»

На слайде выводится итоговая формула для нахождения силы тока.





Учитель: «Далее нужно провести расчеты силы тока. Что необходимо сделать для этого?»



На слайде производится подстановка и расчет искомой величины.

Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие во время расчетов.

Учитель: «Все ли понятно по решению данной задачи?»

Учитель: «Теперь давайте составим алгоритм решения задач на действие магнитного поля на проводник с током и подвижную заряженную частицу. Записываем в тетради заголовок «Алгоритм решения задач на действие магнитного поля на проводник с током»». Что необходимо сделать первым действием при решении задач?».

Учитель: «Правильно. Записываем первое действие».

На слайде появляется алгоритм решения задач по данной теме по действиям один за другим.

Учитель: «Проводник мы нарисовали и учитывая условие задачи обозначили на нем I, B, что мы делали дальше?».

Учитель: «Что мы делали после этого?»

Учитель: « В тех случаях, когда задача сводится к нахождению одной из величин, входящих в выражение для сил, действующих на отдельные проводники контура (или вращающих моментов, создаваемых этими силами), дальнейшее решение состоит в том, чтобы записать 2-ой закон Ньютона, из которой можно найти искомую величину».

Учитель: «Аналогичный алгоритм решения задач можно записать для подвижной частицы в магнитном поле. Давайте запишем его и решим задачу по этому алгоритму».

На слайде появляется алгоритм решения задач на движение заряженной частицы в магнитном поле.

Учитель комментирует поочередно этапы схемы алгоритма решения задач и отвечает на вопросы учеников.

Учитель: «Рассмотрим задачу на проявление действия магнитного поля на подвижную заряженную частицу».

На слайде появляется текст 2-ой задачи. Учитель зачитывает текст задачи, задает вопросы для оформления «дано» задачи и поиска искомой величины. Запись решения задачи происходит во время беседы с учащимися на слайде по этапам алгоритма.

Учитель: «Записав «дано» задачи, обращаемся к 1-му этапу по данному алгоритму. Нам нужно сделать чертеж и указать на нем силовые линии магнитного и электрического полей, а так же направление вектора скорости частицы и ее знак. Как направлены вектор скорости и индукции магнитного поля?»

Учитель: «Что нам нужно сделать дальше согласно алгоритму?»

Учитель: «Давайте определим, что за сила будет действовать на частицу и как она будет двигаться в магнитном поле?»

Учитель: «Когда возникает сила Лоренца, вы знаете, а как вы определили, что частица двигается по окружности?»

Если учащиеся затрудняются ответить на вопросы учителя, то на слайде появляется формула для нахождения силы Лоренца, комментируя которую учитель объясняет, почему частица двигается по окружности.

Учитель: «К какому виду движения относится движение электрона по окружности?»

Учитель: «Как называется сила, которая сообщает телу ускорение?»

Учитель: « Далее по алгоритму нужно определить направление силы Лоренца. Как мы это сделаем?»



Учитель: «Правильно. А как мы можем ее определить?»

Учитель: «В нашей задаче на заряженную частицу действуют две силы. Давайте вспомним, когда к телу приложены две силы и тело двигается по окружности с постоянной по модулю скоростью, то в этом случае какой закон можно применить?»

Если учащиеся затрудняются в ответе на вопрос, то на слайде появляется демонстрация опыта с двумя динамометрами. С помощью этого опыта учитель напоминает учащимся 3-й закон Ньютона и объясняет его физический смысл.

Учитель: « Вид траектории мы определили, направление сил указали, далее по алгоритму мы должны составить основное уравнение динамики. Скажите, пожалуйста, а это необходимо делать в этой задаче?»

Учитель: «Почему не надо?»

Учитель: «Следовательно, следующим нашим действием будет подстановка силы Лоренца и центробежной силы в 3-й закон ньютона».

На слайде появляется запись 3-го закона Ньютона в соответствии с условием задачи.

Учитель: «В полученной нами записи есть одна неизвестная величина, что это за величина?»

Учитель: «Давайте вспомним, как называется и как определяется ускорение при движении тела по окружности с постоянной скоростью?»

На слайде появляется формула по которой определяется центростремительное ускорение.

Учитель: «Ребята, что нам нужно сделать дальше, чтобы определить радиус?»

На слайде появляется формула для нахождения радиуса электрона.



Учитель: «В полученном нами выражении для радиуса неизвестна одна величина, что это за величина?»

Учитель: «Как ее можно найти?»

Учитель: «Какая существует взаимосвязь между кинетической энергией и скоростью движения электрона?»

На слайде появляется формула для кинетической энергии.

Учитель: «Что нам нужно сделать дальше, чтобы найти формулу для радиуса?»

Учитель: «Правильно, вот мы и решили задачу, далее выполняем подстановку известных величин и проводим расчеты радиуса».

На слайде появляется итоговая формула для нахождения радиуса окружности, по которой движется электрон.

Поочередно в полученную формулу подставляются значения известных величин и выводится ответ.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся: «Сила Ампера и сила Лоренца».

Учащиеся: «Индукции магнитного поля, силы тока в проводнике, скорости движения заряженной частицы, длины проводника, заряда частицы и угла между В и I и В и υ.

Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем записывают «дано» задачи.

Учащиеся: «Необходимо перевести массу проводника из гр. в кг. и значение индукции магнитного поля из мТл в Тл».

Учащиеся: «Разделим 0,5 гр на 1000, т. к. в 1 кг 1000 гр и умножим 24,5 на значение приставки мили 0,001».

Учащиеся: «Силу тока».

Учащиеся: «Разрыв нити и движение проводника».

Учащиеся: «Длина, масса проводника, индукция магнитного поля и нагрузка, превышая, которую происходит разрыв нити».

Учащиеся: «Сила тяжести, сила натяжения нити и сила ампера».

Учащиеся: «Сила тяжести направлена из центра тела вертикально вниз, сила натяжения нити направлена от точки соединения нити и проводника по нити вертикально вверх». Учащиеся делают рисунок, постепенно указывая на нем силы, действующие на проводник.

Учащиеся: «Сила Ампера».

Учащиеся: «По правилу левой руки».

Учащиеся формулируют правило левой руки и определяют направление силы Ампера.

Если учащиеся затрудняются с определением направления действия сил, то они совместно с учителем рисуют в тетрадях левую руку и указывают, как направлены четыре пальца руки и положение ладони относительно линий магнитного поля.

Учащиеся: «Через силу Ампера».

Учащиеся: «Когда равнодействующая сила, действующая на проводник будет больше допустимой нагрузки».

Учащиеся: «Записав 2-ой закон Ньютона для данной задачи».

Учащиеся: «Равнодействующая всех сил приложенных к телу прямо пропорциональна произведению массы тела на ускорение».

Учащиеся: «Опускают перпендикуляр на выбранную ось из точки начала и из точки окончания вектора. Далее, если направление оси и силы совпадает, то проекция берется со знаком «+», если нет, то со знаком «-»».

Учащиеся: «Запишем неравенство, т. к. по условию задачи сказано, что при нагрузке превышающей Мg нить разорвется». Записывают неравенство с учетом проекции сил.

Учащиеся: «Нужно перенести с противоположным знаком силу тяжести и всю правую часть разделить на индукцию магнитного поля и длину проводника».

Учащиеся производят математические операции и сравнивают полученную формулу с формулой на слайде.

Учащиеся: «Подставить значения известных величин Мg, мg, В и l.

Учащиеся подставляют известные значения величин и производят с ними математические действия. Получив результат они сравнивают его с результатом, выведенным на слайде. Если ответ не совпадает, задают вопросы учителю.


Учащиеся записывают заголовок и отвечая на вопросы учителя по пунктам делают записи всех действий необходимых для решения задачи.

Учащиеся: «Сделать чертеж, на котором нужно указать проводник с током».

Учащиеся: «Определяли направление сил, действующих на проводник по определениям и по правилам».

Учащиеся: «Записывали 2-ой закон Ньютона в векторной форме и с учетом проекций сил».





Учащиеся записывают алгоритм решения задач на движение заряженной частицы в магнитном поле.



Учащиеся записывают «дано» задачи и определяют, что нужно определить из условия задачи.


Учащиеся: «Между направлением индукции магнитного поля и направлением движения частицы угол 90 градусов».

Учащиеся: «Изобразить силы, действующие на заряженную частицу».

Учащиеся: «Действует сила Лоренца, а двигается по окружности».

Учащиеся: «Из формулы для нахождения силы Лоренца».

Учащиеся анализируют формулу для нахождения силы Лоренца и задают вопросы.

Учащиеся: «Равноускоренным».

Учащиеся: «Центростремительная».

Учащиеся: «По правилу левой руки».

Учащиеся располагают свою левую руку согласно направлениям В и υ на чертеже и определяют направление силы Лоренца.

Учащиеся: «Через 2-ой закон Ньютона».

Учащиеся: «Две, сила Лоренца и центробежная сила».

Учащиеся: «3-й закон Ньютона».


Учащиеся слушают и задают вопросы.




Учащиеся: «Нет».

Учащиеся: «Так как действуют всего две силы и они по 3-му закону Ньютона равны».

Учащиеся записывают 3-й закон Ньютона.

Учащиеся: «Ускорение электрона».

Учащиеся: «Центростремительным, определяется по формуле υ2 /R».

Радиус кривизны траектории движения электрона».

Учащиеся: «Подставить формулу для центростремительного ускорения в 3-й закон Ньютона и выразить радиус».

Учащиеся сравнивают свою формулу с формулой, представленной на слайде.

Учащиеся: «Скорость».

Учащиеся: «Через кинетическую энергию электрона».

Учащиеся: «Кинетическая энергия равна половине произведения массы тела на квадрат го скорости».

Учащиеся: «Выразить скорость через энергию и подставить в формулу радиуса».

Учащиеся записывают формулу для кинетической энергии и из нее выражают скорость. Подставляют ее в выражение для радиуса и сравнивают с формулой на слайде. Подставляют значения известных величин и проводят математические действия. Сравнивают полученный ответ с ответом на слайде. Задают вопросы, если они возникают во время проведения расчетов.

Основная часть урока проходит в форме диалога между учащимися и учителем. Учитель задает наводящие вопросы по теме, учащиеся пытаются сформулировать ответ. Каждый вывод фиксируется на слайде и в тетрадях учеников.

Особое внимание уделяется тому, что в магнитном поле на проводник с током или подвижную заряженную частицу действуют силы изменяющие направление движения проводника и частицы.

Особое внимание учеников следует обратить на применение правила левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца. Во время решения задачи используются методы наглядной передачи информации (в момент рисования чертежа).








































Решая первую задачу, учащиеся совместно с учителем составляют алгоритм решения задач по данной теме и применяют его при решении второй задачи.

Это обеспечивает лучшее усвоение методики решения задач по теме «Магнитное поле».

Во время решения 2-ой задачи происходит отработка алгоритма решения задач.



























































5. Закрепление материала

Учитель: «Давайте узнаем, как вы научились применять отдельные этапы алгоритма решения задач по теме «Магнитное поле»»

На слайде появляются задания, которые выполняются учащимися устно.

  1. Определите, какой из представленных чертежей соответствует условию задачи. Электрон, ускоренный разностью потенциалов 300 В, движется параллельно прямолинейному проводнику на расстоянии 4 мм от него. Какая сила будет действовать на электрон, если по проводнику пустить ток 5 А?

  2. Запишите основное уравнение динамики в соответствии с представленным чертежом и с учетом проекции сил на выбранную ось ОZ.

  3. Определите с помощью какого, из 2-х алгоритмов рассмотренных на уроке, решаются следующие задачи.
    Ответ обоснуйте, сделав пояснения к каждой задаче.

А) Электрон движется в магнитном поле, индукция которого равна 2 мТл по винтовой линии радиусом 2 см и шагом винта 5 см. Определите скорость электрона и угол между линиями индукции магнитного поля и направлением скорости.

Б) Два прямолинейных длинных проводника находятся на расстоянии 5 см друг от друга. По проводникам текут токи 10 и 20 а. Какую работу, отнесенную к длине проводника, надо совершить, чтобы увеличить расстояние между проводниками до 10 см, если токи имеют одинаковое направление.

Учитель комментирует ответы учащихся и если это требуется, исправляет ошибки, обращая их внимание на правильное применение правила левой руки и законов Ньютона.

Учащиеся анализируют чертежи, определяют направление действующих на тела сил, применяя правило левой руки. Проводят соответствие между представленным чертежом и записанным законом движения тела.

Задают вопросы, если возникают затруднения.

Закрепление материала с помощью решения качественных задач позволяет учащимся ответить на вопросы, которые могли возникнуть в ходе решения, а учителю проследить, как учащиеся научились выполнять отдельные этапы алгоритма решения задач по данной теме. В каждой задаче необходимо применить определенный этап алгоритма решения задач.

В задании № 1 проверяется умения учащихся определять направление силы действующей на подвижную частицу.

В задании № 2 проверяются умения учащихся применять уже известные законы кинематики и динамики в новой области знаний. А так же умения определять знак проекции силы.

В задании № 3 проверяются умения учащихся определять целесообразность использования алгоритма в соответствии с условием задачи.

6. Домашнее задание.

Учитель: «Ребята, давайте запишем домашнее задание».

Домашнее задание появляется на слайде, учитель комментирует его. Обязательное задание (для всех) включает в себя задания из упражнения № 1 (1, 2 ,3). Желающим предлагается решить такую задачу:

Почему параллельные провода, по которым текут одинакового направления токи, всегда притягиваются, а электронные пучки могут отталкиваться?

Учитель отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию.

Учащиеся записывают домашнее задание, читают формулировку задач и задают вопросы.

На данном этапе проявляется дифференцированный подход: экспериментальная задача довольно сложная и не все учащиеся смогут с ней справиться. Поэтому в обязательное задание она не включена.



































Самоанализ урока

Урок решения задач по теме «Магнитное поле» проводился в 11 «А» классе. Этот урок занимает особое место в разделе «Магнитное поле», так как на этом уроке учащиеся учатся применять полученные знания при решении задач. Задачи по данной теме встречаются в ЕГЭ по физике во всех частях А, В и С. Тип данного урока - комбинированный урок.

Основной целью данного урока являются отработка практических навыков при решении задач на определение действия магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Данная цель была достигнута с помощью следующих средств: решения различных качественных и расчетных задач, диалога учителя и учащихся, самостоятельной работы учащихся.

На различных этапах урока (закрепление материала, домашнее задание) были предложены задачи разного уровня, которые позволяют адекватно оценивать возможности и способности учащихся.

Предварительная психолого-педагогическая диагностика позволила разделить учащихся на группы с учетом общих умственных способностей. Это позволило учителю более эффективно провести опрос учащихся во время объяснения решения задач.

В целом, поставленные цели удалось реализовать, однако стоит подумать о более разнообразных экспериментальных заданиях для учащихся, чтобы создать для них дополнительную мотивацию к изучению предмета.





Приложение 1.

Самостоятельная работа по теме: «Магнитное поле»

Вариант 1

  1. На каком из рисунков правильно показано направление линий индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током?

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле

2. В какую сторону отклоняется протон под действием магнитного поля?

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное полеА) Влево. Б) Вправо. В) Вверх.

3. Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в одном направлении?

А) Сила взаимодействия равна нулю. Б) Проводники притягиваются. В) Проводники отталкиваются.

4. Металлический стержень движется со скоростью υ в однородном магнитном поле так, как показано на рисунке. Какие заряды образуются на краях стержня?

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное полеА) 1 - отрицательные, 2 - положительные. Б) 1 - положительные, 2 - отрицательные. В) Определенного ответа дать нельзя.

5. Проводник с током 10 А длиной 2 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,5 Тл. Причем направление тока составляет с направлением магнитного поля угол 30°. Чему равна сила со стороны магнитного поля, действующая на проводник?

А) 0 Н. Б) 5 Н. В) 10 Н. Г) 8,7 Н.

Вариант 2

  1. Прямоугольный проводник, находящийся в плоскости чертежа, подсоединен к источнику тока. Укажите направление индукции магнитного поля, созданного внутри контура током, протекающим по проводнику.

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное полеА) От читателя. Б) К читателю. В) Направо.

2. По какой траектории движется протон, влетевший в магнитное поле под углом 300 к вектору магнитной индукции?

А) По прямой линии. Б) По окружности. В) По винтовой линии.

3. С какой силой взаимодействует каждый метр длины двух параллельных проводников бесконечной длины и ничтожно малого сечения, расположенных на расстоянии 1 м один от другого в вакууме, если сила тока в проводниках равна 2А?

А) Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле Н. Б) Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле Н. В) Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное поле Н.

4. Альфа-частица остановлена в электрическом поле плоского конденсатора (см. рис.). Со стороны магнитного поля на нее действует сила, направленная по:

Психолого-педагогический проект урока в 11 классе по теме магнитное полеА) 1. Б) 2. В) 3. Г) сила равна нулю.

5. Прямолинейный проводник длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 30° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 3 А?

А. 1,2 Н. Б) 0,6 Н. В) 2,4 Н.



© 2010-2022