• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

В процессе познания мира человечество сталкивается с рядом проблем, решение которых требует знаний в различных областях науки. Решение этих проблем является движущим фактором науки. Полученные знания внедряются в производство, искусство и др. области жизни людей. Наука внесла в нашу жизнь не только количественные изменения, но и качественные. Это способствовало развитию научно – технической революции (НТР).   В нынешний век -- век глобализации необходимо выработать принципы своего развития в буд...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГБОУ НПО РО сельскохозяйственный профессиональный лицей №92








Физика и научно-техническая революция (НТР)

Методическая разработка урока по физике

для профессий НПО

технического профиля






Преподаватель:

Сидорцова О.В.









г.Зерноград

2012 г.

Содержание.

  1. Введение 4

  2. Конспект урока 6

  3. Заключение 13

  4. Литература. 14

  5. Приложения 15







Введение.

Физика и научно-техническая революция:

срастание науки с техникой

В процессе познания мира человечество сталкивается с рядом проблем, решение которых требует знаний в различных областях науки. Решение этих проблем является движущим фактором науки. Полученные знания внедряются в производство, искусство и др. области жизни людей. Наука внесла в нашу жизнь не только количественные изменения, но и качественные. Это способствовало развитию научно - технической революции (НТР).

В нынешний век -- век глобализации необходимо выработать принципы своего развития в будущего.

Физика начала выполнять роль производительной силы. Благодаря ей стала развиваться прикладная электроника, физическая химия, астрофизика, биофизика, физика твердых тел, геофизика. Достижения рентгеновской кристаллографии, спектроскопии, а также электронный микроскоп позволили расшифровать структуру ДНК, синтезировать сложные протеиновые молекулы, сделать новые научные открытия в сфере генной инженерии. Открытие ультразвука, радиоактивности, реактивного движения, электромагнитных волн коренным образом изменило жизнь человека. В настоящее время возможна передача на большие расстояния не только звука, но и изображения. Человек осваивает космос, высадился на Луну. Расщепление атома способствовало появлению квантовой физики.

Достижения физики изменяют не только представления о материальном мире, но и общественные отношения, и само общество.

В строительном производстве появились новые машины облегчающие работу людей, а также новые материалы и новые технологии строительства. Процесс возведения новых зданий превращается в творчество.

Данный урок позволяет воспитать всесторонне развитого, грамотного и творческого человека и специалиста, он разработан для строителей.

Структура урока способствует активации учащихся, развитию их познавательных способностей, у будущих строителей возникает потребность в дальнейшем пополнять свои знания.







УРОК Обобщающие занятия.

Тема урока: Физика и НТР.

Цели урока:

Образовательные Ознакомить учащихся с понятием НТР и её внедрением во все области народного хозяйства.

Развивающая: Направить учебную и самообразовательную деятельность учащихся на углубление знаний по профессии с учётом НТР.

Воспитательные: Воспитание чёткой формулировки понятий, культура речи, использование новых знаний на благо людей..

Тип урока: урок - конференция.

Вид урока: разговорно-информационный.

Методы обучения: сообщения, беседа, демонстрации..

Межпредметные: Связь развития физики с микроэлектроникой, лазерной техникой, ферментной технологией, биотехнологией, нанотехнологией, строительным производством и т. д.

Материально-техническое оснащение урока: таблицы, рефераты, раздаточный материал.

Литература: Физика 11.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, §118, реферат: "Сущность и значение НТР, её основные особенности", физика крыши, строительная физика и т. д.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, перекличка.(2-3 мин)

2. Вступительное слово преподавателя:

а) определение НТР;

б) области применения НТР. (3-5 мин)

НТР характеризуется открытием новых законов природы, созданием новых отраслей техники.

Успех науки позволяет создать такие технические средства, которые могут заменить физический и умственный труд человека.

Предпосылки НТР созданы открытиями первой половины 20 века.

Знаменитыми учеными того времени были открыты законы позволяющие сделать новый качественный скачок в познании мира.

Основные направления реализации НТР:

а) автоматизация производства и управления;

б) новые виды энергии;

г) создание материалов с заданными свойствами;

д) освоение космоса;

е) электронные микротехнологии;

ж) создание средств массовой коммуникации;

и) создание искусственного интеллекта.

Начало 21 века охарактеризовалось созданием био и нанотехнологий.

Сейчас кратко нас ознакомят с новыми направлениями НТР учащиеся:…

3.Краткие выступления учащихся по:

а) микроэлектронике;

б) лазерной технике;

в) ферментной технологии;

г) катализу;

д) биотехнологии;

е) нанотехнологии.(15 мин)

4. Беседа учителя и учащихся о применении достижений НТР в строительном производстве:

а) Что вы знаете о планировании строительных объектов и с помощью каких средств они осуществляются?

Примерный ответ: компьютер.

б) Какие устройства регулирования и контроля в строительном производстве

(датчики) вы знаете?

Примерный ответ: датчики влажности, температуры, расхода и т.д.

в) Приведите примеры машин используемых в строительстве.

Примерный ответ: бульдозеры, компрессоры, бетономешалки, подъёмники, устройства подачи раствора и т.д.

г) Назовите новые материалы применяемые в строительстве?

Примерный ответ: сайдинг, металлопластик, газоселикон и т.д.

е) Какие приборы и технические устройства используются для контроля и стбилизациитока и напряжения в электросетим питающей машины?

Примерный ответ: амперметры, вольтметры, трансформаторы, стабилизаторы, компенсаторы.

ж) какие измерительные приборы используются в строительном производстве?

Примерный ответ: термометры, анемометры, нивелиры, теодолиты, уровни.

з) Что вы знаете о энергоэффективных зданиях?

Примерный ответ: здания использующие замкнутый цикл, теплоизоляционные материалы, солнечные батареи и т.д.

и) Какие виды энергии могуг использоваться в строительном производстве?

Примерный ответ: электроэнергия, солнечная энергия, тепловая энергия ит.д.

к) Как вы представляете строительное производство в будущем?

Примерный ответ: процесс строительства будет осуществляться с помощью программного управления машинами.

л) На столе у вас лежит материал по теме «Физика крыши». Перечислите законы физики используемые при изготовлении крыши. !5 - 17 мин)

5. Заключительное слово преподавателя:

а) важность применения НТР в строительном производстве;

б) положительные и отрицательные моменты при использовании достижений НТР в технике и быту. (3 мин)

Сегодня мы перечислили применения достижений НТР в нашей жизни. Мы говорили о положительных моментах применения открытий НТР, но есть и отрицательные.

При внедрении нового необходимо оценивать влияние новых технологий на окружающую среду и на людей и животных. Т.к. НТР может сильно изменить окружающий нас мир.

Внедрение в производство машин требует образованных людей с высокой квалификацией, поэтому человек должен постоянно повышать свой научный и практический уровень.

6. Выставление и комментирование оценок (6 мин).

7. Домашнее задание.

§118



Выступления учащихся.

Микроэлектроника - направление технологии, связанное с созданием приборов и устройств в миниатюрном исполнении и использованием интегральной технологии их изготовления. Такими устройствами являются: микропроцессоры, запоминающие устройства, интерфейсы и др. На их базе создаются компьютеры, медицинское оборудование, контрольно - измерительные приборы, средства связи и передачи информации.

Созданные на основе интегральных схем электронно-вычислительные машины позволяют многократно усилить интеллектуальные способности человека, а в ряде случаев полностью заменить его как исполнителя в ситуациях, требующих высокого быстродействия, безошибочности, а также в экстремальных условиях. Созданы системы, позволяющие быстро и эффективно решать сложные задачи в области естественных наук, при управлении техническими объектами, а также в социальной жизни людей.

Все более широко используются электронные средства синтеза и восприятия речи и изображения, услуги машинного перевода с иностранных языков. Достигнутый уровень развития микроэлектроники сделал возможным разработки систем искусственного интеллекта.

Предполагается, что одна из новых ветвей развития микроэлектроники пойдет в направлении копирования процессов в живой клетке, и ей уже присвоен термин «молекулярная электроника» или «биоэлектроника».

Лазерная техника. Лазер - источник когерентного электромагнитного излучения оптического диапазона, действие которого основано на использовании вынужденного излучения атомов и ионов.

В основе работы лазера лежит способность возбужденных атомов (молекул) под действием внешнего электромагнитного излучения соответствующей частоты усиливать это излучение.

Лазерная связь. Использование инфракрасного излучения полупроводниковых лазеров позволяет существенно поднять скорость и качество передаваемой информации, повысить надежность и секретность. Лазерные линии связи подразделяются на космические, атмосферные и наземные.

Лазерные технологии в машиностроении. Лазерная резка позволяет производить раскрой практически любых материалов толщиной до 50 мм по заданному контуру. Лазерная сварка позволяет соединять металлы и сплавы с сильно отличающимися теплофизическими свойствами. Лазерная закалка и наплавка позволяют получать новые инструменты с уникальными свойствами (самозаточка и т.д.). Мощные лазеры широко используются в автомобильной и авиационной промышленности, судостроении, приборостроении и т.д.

Ферментные технологии. Ферменты, выделяемые из бактерий, можно применять для получения важных в промышленности веществ (спиртов, кетонов, полимеров, органических кислот и др.).

Промышленное производство белков. Белок одноклеточных - ценнейший источник пищи. Получение белка с помощью микроорганизмов имеет целый ряд преимуществ: не нужно больших площадей для посевов; не нужно помещений для скота; микроорганизмы быстро размножаются на самых дешевых или побочных продуктах сельского хозяйства или промышленности (Например, на нефтепродуктах, бумаге). Белок одноклеточных можно использовать для увеличения кормовой базы сельского хозяйства.

Генная инженерия. Так называется совокупность методов введения в клетку желательной генетической информации. Появилась возможность контролировать генетическую структуру будущих популяций путем клонирования. Применение этой технологии может существенно повысить эффективность сельского хозяйства

Катализ. Вещества, не расходующиеся в результате протекания реакции, но влияющее на ее скорость, называются катализаторами. Явление изменения скорости реакции под действием катализаторов, называется катализом, а сама реакции - каталитическими.

Катализаторы весьма широко применяются в химической промышленности. Под их влиянием реакции могут ускоряться в миллионы раз. В некоторых случаях под действием катализаторов могут возбуждаться такие реакции, которые без них практически немыслимы. Так производятся серная и азотные кислоты, аммиак и др.

Открытие и применение новых видов энергии. Начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и заканчивая новейшими разработками в области использования энергии ветра, Солнца и магнитного поля Земли.

Создание и применение новых видов конструкционных материалов (различные пластики активно вытесняют металл и древесину).

Биотехнология. Становление биотехнологии было связано с успехами биологии в познании особенностей организации молекулярных структур живого и процессов этого уровня, осуществлением искусственного синтеза отдельных генов и их включением в геном бактериальной клетки. Это позволило контролировать основные процессы биосинтеза в клетке, создавать такие генетические системы бактериальной клетки, которые способны осуществлять биосинтез определенных соединений в промышленных условиях. На решение таких задач ориентируется ныне ряд направлений биотехнологии. Биологическая технология определила возникновение нового типа производства - биологизированного. Примером такого производства могут быть предприятия микробиологической промышленности. Биологизация производства - это новый этап научно - технического прогресса, когда наука о живом превращается в непосредственную производительную силу общества, и ее достижения используются для создания промышленных технологий.

Нанотехнологии составляют основу для НТР и призваны радикально изменить окружающий мир. Это приоритетное направление для всех имеющихся отраслей. Прогрессивное развитие нанотехнологий даст толчок для развития многих отраслей промышленности и экономики в ближайшее время. Под термином «нанотехнология» подразумевают совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность создавать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, имеющие принципиально новые качества и позволяющие их применять в системы макромасштаба. Практически, нано (от греч. nanos-карлик) - это миллиардная доля чего-либо, т.е. нанометр - это метр, поделенный на миллиард [7,c.4].

Фронт нанотехнологических исследований охватывает широкие области науки и техники - от электроники и информатики до сельского хозяйства, в котором возрастает роль генно-модифицированной продукции.

В числе разработок - электроника и информационные технологии на основе новых материалов, новых устройств, новых условий и техники монтажа, новых методов записи и считывания информации, новых устройств фотоники в оптических линиях связи.

В числе перспективных проектов - наноматериалы (нанотрубки, материалы для солнечной энергетики, топливные элементы нового типа), биологические наносистемы, наноустройства на основе наноматериалов, наноизмерительная техника, нанообработка. В наномедицине прогнозируется метод лечения не болезни, а индивидуального человека по его генетической информации.



Заключение.

Эффективность достижения поставленных целей урока повышается предварительной выдачей заданий учащимся по основным направлениям НТР. Также необходимо развесить в кабинете физики плакаты с портретами выдающихся учёных физиков с кратким описанием их открытий. Материалы «Физика крыши» раздаются учащимся до урока.

Литература.

  1. Белов Л.М. Научно-техническая революция и развитие личности / Белов Л.М. //Ленинград,  1974

  2. Белова В. Введение в экономику /Москва, 1994

  3. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. Курс лекций /Горелов А.А. //Москва,  2001

  4. Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс /Гринин Л.Е. //Москва,  2006

  5. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учебник для ВУЗов /Грушевицкая Т.Г. //Москва. Высшая школа,  1998

  6. Ракитов А.И. Философия компютерной революции /Ракитов А.И. //Москва,  1991

  7. Якоцевич Ю.В. История цивилизаций /Якоцевич Ю.В. //Москва,  1995

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебебных заведений, слушателей ИПК /Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. //Ростов-на-Дону, издательствово «Учитель»,  2006. - 288с

  9. Журнал «Директор школы».  № 2.  2003.

Приложения.

Физика крыши

Как ограждающая конструкция, крыша подвергается воздействиям целого ряда факторов, тесно связанных с процессами, происходящими как вне здания, так и внутри него. К числу этих факторов, в частности, относятся:

- атмосферные осадки;

- ветер;

- солнечная радиация;

- температурные вариации;

- водяной пар, содержащийся во внутреннем воздухе здания;

- химически агрессивные вещества, содержащиеся в воздухе;

- жизнедеятельность насекомых и микроорганизмов;

- механические нагрузки.

Атмосферные осадки

Функция предохранения здания от атмосферных осадков возлагается на самый верхний элемент крыши - кровлю. Для стока дождевой воды поверхности кровли придают уклон.

Задача кровли - не пропускать воду в нижележащие слои.

Мягкие кровельные материалы, образующие на поверхности крыши сплошной герметичный ковер (рулонные и мастичные материалы, полимерные мембраны), хорошо справляются с этой задачей. При использовании других материалов атмосферные осадки при небольших уклонах крыши, особенно при неблагоприятных погодных условиях (дождь или снег, сопровождаемые сильным ветром) могут проникать под кровельное покрытие. В таких случаях под кровлей устраивают дополнительный гидроизоляционный слой, являющийся вторым рубежом защиты от атмосферных осадков.

Важной задачей является организация системы водоотвода - внутреннего или внешнего.

Снег оказывает на крышу дополнительную статическую нагрузку (снеговая нагрузка). Она может быть достаточно велика, поэтому ее обязательно учитывают при расчете общей нагрузки на конструкцию крыши. Эта нагрузка зависит от уклона крыши. В снежных районах уклон, как правило, делают больше, чтобы снег не задерживался на крыше. В тоже время на скатных крышах, желательно устанавливать снегозадерживающие элементы, которые не позволяют сходить снегу лавинообразно, угрожая тем самым здоровью прохожих, часто деформируя фасад здания и выводя из строя систему наружного водоотвода.

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Рис.1

Одной из значительных проблем в снежных районах является образование на крышах наледей и сосулек. Часто наледи становятся барьером, не позволяющим воде попасть в желоб, водяную воронку или просто стечь вниз. При использовании негерметичных кровельных покрытий (металлические кровли, все виды черепиц) вода может проникать сквозь кровлю, образуя протечки. Подробно механизм образования наледей и способы борьбы с эти явлением рассмотрены в разделе Системы антиобледенения для кровель.

Ветер

Потоки ветра, встречая на пути препятствие в виде здания, обходят его, в результате, вокруг постройки образуются области положительного и отрицательного давления (рис. 2).

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Рис.2

Величина возникающего отрицательного давления, оказывающего на крышу отрывающее действие, зависит от многих факторов. Наиболее неблагоприятен в этом плане ветер, дующий на здание под углом 45. План крыши здания, на котором показано распределение отрицательного давления при направлении ветра 45, изображен на рис. 3.

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Рис.3

Отрывающая сила ветра может оказаться достаточной для повреждения кровли (образования вздутий, отрыва части покрытий и т.п.). Особенно она возрастает, когда усиливается давление внутри здания (под основанием кровли) из-за проникновения воздуха через открытые двери и окна с подветренной стороны или через щели в конструкции. В этом случае отрывающая сила ветра обуславливается двумя составляющими: как отрицательным давлением над крышей, так и положительным давлением внутри здания. Поэтому, чтобы исключить риск повреждения крыши, ее основание делают как можно более герметичным (рис. 4). Часто делают дополнительное механическое крепление кровельного материала к основанию.

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Рис.4

Для уменьшения отрицательного давления устраивают парапеты. Однако следует иметь в виду, что они могут не только уменьшать, но и увеличивать отрицательное давление. При слишком низких парапетах отрицательное давление может быть даже выше, чем при их отсутствии.

Солнечная радиация

Различные кровельные материалы обладают разной чувствительностью к солнечной радиации. Так, например, солнечное излучение практически не оказывает влияние на керамическую и цементно-песчаную черепицу, а также на кровли из металлов без нанесенных на них полимерных покрытий.

Весьма чувствительны к солнечной радиации материалы на основе битума: от воздействия ультрафиолетового излучения у них ускоряется процесс старения. Поэтому, как правило, они имеют верхний защитный слой из минеральных посыпок. Для защиты современных материалов от старения в состав битума вводят специальные добавки (модификаторы).

Ряд материалов под действием ультрафиолетового излучения со временем теряют первоначальный цвет (выцветают). Особенно чувствительны к этому излучению металлические кровли с некоторыми типами полимерных покрытий.

Солнечная лучистая энергия, попадая на крышу, частично поглощается материалами кровли. При этом верхние слои кровли могут значительно нагреваться (иногда до 100 0С), что также влияет на их поведение. Так, например, материалы на основе битума при достаточно высоких температурах размягчаются и в ряде случаев могут сползать с наклонных поверхностей крыши. Чувствительны к высокой температуре и металлические кровельные материалы с некоторыми видами покрытий. Поэтому, выбирая кровельный материал для применения в южных районах, следует удостовериться, что он обладает достаточной теплостойкостью.

Температурные вариации

Как ограждающая конструкция, крыша функционирует в довольно жестком температурном режиме, испытывая как пространственные, так и временные температурные вариации. Как правило, ее нижняя поверхность (потолок) имеет температуру, близкую к температуре в помещении. В тоже время температура наружной поверхности меняется в достаточно широких пределах - от весьма значительных отрицательных величин (в зимнюю, морозную ночь) до величин, близких к 100 0С (в летний, солнечный день). Температура наружной поверхности крыши в то же время может быть неоднородной из-за неодинаковой освещенности солнцем разных ее участков.

Но, как известно, все материалы в той или иной степени подвержены термическому растяжению и сжатию. Поэтому во избежание деформаций и разрушения очень важно, чтобы материалы, работающие в единой конструкции, имели близкие коэффициенты температурного расширения. Для повышения сопротивляемости крыши термическим нагрузкам применяют также целый ряд технических решений. В частности, в плоские крыши, для ограничения эффекта горизонтальных подвижек и излишних внутренних напряжений, закладывают специальные деформационные узлы.

Серьезную опасность практически всем кровельным материалам (кроме металлических покрытий) представляют частые, иногда ежесуточные перепады температуры от плюса к минусу. Это, как правило, происходит в районах с мягкой и влажной зимой. Поэтому в подобных климатических зонах необходимо обращать самое пристальное внимание на такую важную характеристику для кровельных материалов как водопоглощение. При высоком водопоглощении влага при положительных температурах проникает и накапливается в порах материала, а при отрицательных - замерзает и, расширяясь, деформирует саму структуру материала. В результате происходит прогрессирующее разрушение материала, приводящее к образованию трещин.

Крыша должна не только быть устойчивой к значительным температурным вариациям, но и надежно ограждать от них внутренние помещения здания, защищая зимой от холода, а летом от жары. Роль теплового барьера в конструкции крыши принадлежит слою теплоизолятора. Чтобы теплоизоляционный материал выполнял свою функцию, он должен быть как можно более сухим. При увеличении влажности всего на 5% теплоизоляционная способность материала уменьшается почти в два раза.

Водяной пар

Водяной пар постоянно образуется во внутренних помещениях здания в результате жизнедеятельности людей (приготовления пищи, стирки, купания, мытья полов и т.д.). Особенно высокая влажность наблюдается в недавно построенных или отремонтированных зданиях. В процессе диффузии и конвективного переноса водяной пар поднимается вверх, и, охлаждаясь до температуры ниже точки росы, конденсируется в подкровельном пространстве (рис. 5). Количество образующейся влаги тем выше, чем больше разница температур снаружи и во внутренних помещениях здания, поэтому в зимнее время влага довольно интенсивно накапливается в подкровельном пространстве.

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Рис.5

Влага отрицательно воздействует как на деревянные, так и на металлические элементы конструкции крыши. При переизбытке она начинает стекать во внутренние помещения, образуя протечки на потолке. К наиболее неприятным последствиям приводит накопление влаги в теплоизоляционном материале, что, как уже говорилось, резко снижает его теплоизоляционные свойства.

Существенным барьером на пути проникновения пара в подкровельное пространство является специальная пленка с низкой паропроницаемостью, которую в конструкции крыши помещают непосредственно под теплоизоляцией. Однако никакой пароизоляционный материал не в состоянии полностью исключить поток пара изнутри здания в подкровельное пространство. Поэтому, для того чтобы крыша год от года не теряла свою теплоизолирующую способность, необходимо чтобы вся влага, накапливающаяся в теплоизоляционном материале зимой, летом выходила наружу.

Эта задача решается конструктивными мерами. В частности, для плоских крыш рекомендуется не сплошная, а частичная приклейка кровельных материалов к основанию.

В скатных крышах устраивают специальные вентиляционные зазоры (рис. 6). Как правило, их два - верхний зазор и нижний. Через верхний зазор (между кровельным покрытием и гидроизоляцией) удаляется атмосферная влага, попавшая под кровельное покрытие. Благодаря вентиляции деревянные конструкции (контробрешетка и обрешетка) постоянно проветриваются, что обеспечивает их долговечность. Через нижний вентиляционный зазор удаляется влага, проникающая в утеплитель из внутреннего помещения. Качественное обустройство пароизоляции со стороны внутреннего помещения и наличие достаточного нижнего вентиляционного зазора, исключают переувлажнение конструкции крыши.

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

Рис.6

Отметим, что при применении в качестве гидроизоляционных материалов дышащих мембран необходимость в нижнем вентиляционном зазоре отпадает.

Для обеспечения хорошей циркуляции воздуха многие фирмы, производящие кровельные материалы для скатных крыш, как правило, предлагают в качестве доборных целый ряд вентиляционных элементов: аэраторы для свеса, аэраторы для конька, вентиляционные решетки, а для черепичных кровель - специальные вентиляционные черепицы.

Наиболее надежная защита от водяного пара особенно необходима в крышах над помещениями с большой влажностью: бассейны, музеи, компьютерные залы, больницы, некоторые производственные помещения и т.д. Защите от пара необходимо уделить также особое внимание при строительстве в районах с экстремально холодным климатом, даже при нормальной влажности внутри помещений. При анализе условий окружающей среды и температурно-влажностного режима внутри помещений можно сделать предположения о возможности конденсации влаги и ее накопления, и, используя различные комбинации компонентов крыши, попытаться предотвратить эти явления.

Химически агрессивные вещества, содержащиеся в воздухе

Как правило, в больших городах или вблизи крупных предприятий в атмосфере наблюдается достаточно высокая концентрация химически агрессивных веществ, например, сероводорода и углекислого газа. Поэтому для всех элементов конструкции крыш и, особенно, для кровель в таких районах необходимо применять материалы, стойкие к химическим веществам, присутствующим в воздухе.

Жизнедеятельность насекомых и микроорганизмов

Существенный ущерб конструкции крыши, особенно деревянным элементам, способны нанести различные насекомые и микроорганизмы. Особенно благоприятной средой для их жизнедеятельности является повышенная влажность. Для защиты деревянных конструкций используют специальные пропитки, защищающие материал от микроорганизмов.

Механические нагрузки

Конструкция крыши должна сопротивляться механическим нагрузкам, как постоянным (статическим) - от насыпки и элементов монтажа, так и временным - снеговым, от движения людей и техники и т.д. Нагрузки, связанные с возможными подвижками между крышей и узлами здания, также относятся к временным.

Итак, для того, чтобы крыша надежно выполняла свои функции и была устойчивой к различного рода воздействиям (перечисленным выше), необходимо: во-первых, достаточно корректно выполнить расчет несущей части; во-вторых, найти оптимальный вариант конструкции; и, наконец, в-третьих, обеспечить оптимальное сочетание конструкционных материалов.

Из всего сказанного следует, что в конструкции крыши могут присутствовать следующие основные слои (рис. 7):

Методическая разработка по физике на тему: Физика и научно-техническая революция (3 курс)

6

Рис.7

- кровельный материал, на который при необходимости наносится дополнительный слой (посыпка, балласт и т.п.);

- гидроизоляционный слой (на пологих крышах) - дополнительно изолирует внутренние слои крыши от проникновения атмосферной влаги;

- теплоизоляция - обеспечивает достаточно стабильную температуру воздуха в помещениях;

- пароизоляция - препятствует проникновению водяного пара изнутри здания в конструкцию крыши;

- основание.

В конструкции крыши должны быть предусмотрены меры для свободной циркуляции воздуха (вентиляция).

Необходимость тех или иных слоев и их расположение зависят от типа здания и тех воздействий, которым оно будет подвергаться. При выборе необходимо также учитывать технические характеристики применяемых материалов: коэффициенты температурного растяжения и сжатия; пределы прочности при растяжении, сжатии и сдвиге; характеристики паропроницаемости и абсорбции влаги; характеристики старения, в т.ч. увеличения хрупкости и потери термического сопротивления; эластичности; огнестойкости. Степень важности всех выше перечисленных технических характеристик определяется каждым конкретным случаем.


© 2010-2022