- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка урока физики для учащихся 10 класса по теме «Сила упругости»
Методическая разработка урока физики для учащихся 10 класса по теме «Сила упругости»
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Брагина Н.И. |
Дата | 27.08.2012 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
Методическая разработка урока физики
для учащихся 10 класса
по теме:
«Сила упругости»
Составитель: Брагина Наталья Ивановна
Должность: учитель физики
Новоуральский городской округ
Урок по теме: «Сила упругости. Закон Гука»
Класс: 10
Цель урока: создать условия для развития деятельностных компетенций обучающихся через раскрытие понятия «сила упругости».
Задачи урока:
образовательные:
- дать понятие «силы упругости», закона Гука;
- сформировать у учащихся устойчивые представления о природе возникновения силы упругости, силах межатомного взаимодействия;
развивающие:
- развивать логическое мышление, умение планировать свою работу обобщать и делать выводы, используя новую информацию и имеющийся жизненный опыт, а так же умение рефлексировать;
-развивать навыки практической работы.
воспитательные:
- расширить представления о взаимосвязи процессов макро- и микромира;
-продолжить формирование единой естественно - научной картины мира на основе объяснения законами физики процессов и явлений окружающей нас действительности, целостной системы знаний по теме «силы в природе»,
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы обучения: проблемный, эвристический (поисково-творческий), деятельностный, словесный, наглядный.
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерное сопровождение урока в программе Notebook (Приложение 1), компьютерный тест в программе My test (Приложение 2), модель деформации тела; на каждую парту: кусочки пластилина, кусочки резины, динамометры Бакушинского, три тела по 102г., карточки с тестами (Приложение 3).
Ход урока
-
Самоопределение
Слайд 1. (Приложение 1)
- Легенда о Ньютоне гласит, что однажды Ньютон сидел под яблоней, и на голову ему упало яблока. Ньютон в результате открыл свой знаменитый закон всемирного тяготения. Скажите, почему упало яблоко?
(в результате притяжения его к Земле)
- А земля в это время притягивается к яблоку? (Да)
-Какая физическая характеристика количественно определяет результат взаимодействия? (сила)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Давайте вспомним, что мы о ней знаем. Попробуем ответить на следующие вопросы . Приглашаю одного учащегося, желающего ответить за мой компьютер. Ты в праве принимать свое решение выслушав мнение других учеников. ( Тестовые вопросы в программе Му Test (приложение2)).
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- Почему в последнем вопросе вы отнесли силу упругости к электромагнитным силам?
(так как она вызвана взаимодействием электрических зарядов)
- Все ли мы знаем об этой силе? (нет)
- Значит, какова цель нашего урока?(Определить, что такое сила упругости.)
Учащиеся в тетрадях записывают тему «Сила упругости»
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Слайд №2
- Что нам нужно знать о силе упругости? ( ученики называют этапы введения физической величины,) На доске прикрепляются таблички с этапами алгоритма определения физической величины:
-
Дать определение силы
-
Определить природу силы
-
Формула для расчета
-
Закон, определяющий силу
-
Как направлена и куда приложена сила
Слайд №3.
- Начнём с определения. Кто может попробовать дать определение силы упругости?
(Сила Упругости - сила, возникающая в результате деформации тела)
-Запишем его в тетрадь.
- А что вы понимаете под словом деформация?
(Деформацией называют изменение формы, размеров или объема тела.)
-Что приходит при этом с телом на молекулярном уровне, когда оно деформируется?
(Расстояние между молекулам изменяется)
Слайд №4. (Учитель демонстрирует деформацию на примере модели )
- Рассмотрим это подробно. Тело не деформировано, молекулы находятся в положениях равновесия (расстояние между молекулами примерно равно диаметру молекулы), силы отталкивания равны силам притяжения.
- Тело деформировано, расстояние между молекулами уменьшилось, силы отталкивания и притяжения вызванные взаимодействием заряженным ядром и электронами, возросли, но силы отталкивания превосходят силы притяжения, результирующая сила сонаправлена с силой отталкивания, возникает сила упругости, которая стремится вернуть молекулы в прежнее положение.
- Тело деформировано, расстояние между молекулами увеличилось, силы отталкивания и притяжения уменьшились, но силы притяжения превосходят силы отталкивания, результирующая сила сонаправлена с силой притяжения, возникает сила упругости, которая стремится вернуть молекулы в прежнее положение.
- К какому выводу по поводу природы силы мы приходим? (сила упругости имеет электромагнитную природу).
Учащиеся записывают вывод в тетрадь.
Слайд №5
Опыт 1 :
- Давайте посмотрим, всегда ли силы электромагнитного взаимодействия так себя проявляют?
- Перед вами два простых предмета резиновый шнур и пластилин . Растяните шнур и сожмите пластилин. Что можно сказать о телах, у которых вы изменили форму после прекращения действия внешней силы? (резинка вернулась в исходное состояние, а пластилин нет)
- Следовательно, деформация бывает разной. Деформации бывают двух типов пластичные и упругие.
Слайд №6
-Какую деформацию мы назовем пластичной? (Пластичная - деформация, сохраняющиеся и после того, как внешние силы перестали действовать на тело.)
- Какую деформацию мы назовем упругой? (Деформации, полностью исчезающие после прекращения действия на тело внешних сил, называют упругими.)
Опыт 2.
- Рассмотрим пример упругой деформации.
(Приглашаем одного ученика к демонстрационному столу, другого к интерактивной доске для записи результатов)
- Перед вами динамометр с упругой пружиной. Как с помощью него измерить силу упругости, возникающую при подвешивании груза?
(сила упругости = силе тяжести груза.)
Как рассчитать силу тяжести? (F=mg)
Слайд №7
- Если я подвешу груз массой 100г, то какая сила тяжести на пружину подействует? (1Н)
- Рассмотрим, как измениться сила упругости в зависимости от растяжения пружины. Для этого отметьте первоначальное положение конца пружины на динамометре карандашом. Подвесьте первый груз и измерьте, на сколько удлинилась пружина. Занесите данные в таблицу.
Слайд №8
- Повторите опыт, добавляя каждый раз по 100г. Постройте точки соответствующие силе и удлинению пружины. Сделайте вывод по графику.
(сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины ) Учащиеся записывают вывод в тетрадь.
Слайд №9
- К этому же выводу пришел Роберт Гук английский физик- естествоиспытатель.
Слайд №10
- Он сформулировал закон: «При упругой деформации растяжения или сжатия модуль силы упругости прямо пропорционален абсолютному значению изменения длины».
Знак «-» говорит о том, что сила упругости направлена всегда против направления деформации.
Слайд №11
- Следует обратить внимание, что Закон Гука выполняется только при малых деформациях, при больших деформациях прямая пропорциональность нарушается
- Давайте обратимся к алгоритму. Все ли мы выяснили? (нет , нужно определить точку приложения и направление силы)
Слайд № 12
- Рассмотрим на примере тела, стоящего на доске. Под действием силы тяжести доска деформируется и в ней возникает сила упругости. Как мы ее называем? ( сила реакции опоры)
- На что она действует? (на тело со стороны доски)
- Как она направлена? (перпендикулярно опоре против деформации тела и приложена к центру масс, так как её действие сказывается на изменении состояния всего тела.)
- Второй пример, тело подвешено на нити. Как называется сила упругости в этом случае? (сила натяжения нити)
-Как она направлена? (Тоже против деформации, вдоль нити)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Слайд №13
-Итак, проверти по алгоритму , все ли вопросы мы разобрали? Повторим кратко полученные знания. (Проговаривание в устной речи по алгоритму и проверка ответов учащихся по таблице)
- Теперь проверим ваши знания на практике. На столах лежат ваши тетрадки для контрольных работ, в которых вы найдёте тест по новой теме. (Приложение 3)
Тест состоит из пяти вопросов с четырьмя выборами ответов. правильным может быть только один ответ. На решение отводиться не более 5 мин.
( выполняется тест)
- Отложите ручки и возьмите в руки карандаш. Проверим правильность ответов.
6. Рефлексия собственной учебной деятельности.
Слайд №14
Вариант 1
1. А
2.Б
3. Б
4. В
5. А
Вариант 2
1. Г
2. Г
3. Б
4. Г
5. В
Критерии оценки: «5»- за все правильные ответы
«4» - за четыре правильных ответа
«3» - за три правильных ответа.
Идет разбор ошибок .
Слайд №15
Поднимите руки те, кто полностью справился с заданием. Вам останется дома прочитать п 36-37 учебника. А остальным необходимо отработать некоторые моменты, выполнив ещё № 160 и 164 из сборника задач.
Задача № 166 для тех, кто хочет проявить свои знания на более высоком уровне.
Если останется время № 165.