Конспект открытого урока по физике на тему: Тепловые явления

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа пос. Приузенский»





Урок физики в 8 классе

по теме

«ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»





Подготовила: учитель физики

2 категории

Глухова Любовь Владимировна









2015 - 2016 учебный год



Место урока в теме: урок повторения и обобщения изученного

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательная:

  • повторить основные формулы раздела «Тепловые явления» с помощью решения задач;

  • закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела «Тепловые явления», понятия, связанные с тепловыми явлениями (теплопроводность, конвекция, излучение);

  • обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов и при сгорании топлива:

  • научить ребят пользоваться таблицами и формировать у них умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;

  • тренировка в переводе значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса к предмету, вызывая положительные эмоции ситуацией успеха.

  • развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Задачи урока.

  • Уметь решать расчётные задачи;

  • Научиться формулировать чёткие ответы на качественные задачи;

  • Уметь пользоваться формулами;

  • Отрабатывать навыки перевода значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные;

  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;

  • Уметь пользоваться таблицами:
    а) удельная теплоёмкость вещества;
    б) удельная теплота сгорания;
    г) плотность веществ.

  • Уметь, используя жизненный опыт, распознавать основные тепловые явления;

  • давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям.

Оборудование: весы напольные, таблицы плотностей, удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания (см в приложении), компьютер, мультимедийный проектор, комнатный термометр.



Ход урока

Девиз урока: «Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз»

Античный афоризм

  1. Организационный этап

Учитель: «Здравствуйте! Очень приятно вновь встретится с вами на уроке физики, уверена, что вы готовы к повторительно-обобщающему уроку, на котором мы заглянем в мир знаний о тепловых явлениях. Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе. И цель наше-го урока: повторить, закрепить, привести в систему наши знания по теме «Тепловые явления» (слайд 1,2)

2. Повторение и обобщение изученного материала Я буду зачитывать вопрос, а вы в быстром темпе даете разъяснения, кто знает, тот сразу начинает отвечать, остальные молча, не перебивая, слушают.

* В каком случае тела могут совершать работу? Виды энергии.

(Тела могут совершать работу только в том случае, если они обладают энергией. Чем большей энергией обладает тело, тем большую работу оно может совершить. Виды энергии: кинетическая, потенциальная, внутренняя.)

* Какую энергию называют внутренней? Как ее можно изменить?

( Сумма кинетической и потенциальной энергии молекул, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением работы и теплопередачей)

* Что такое теплопередача? Виды теплопередачи.

(Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.)

* Что такое теплопроводность?

( Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте) ! металлы обладают хорошей, жидкости меньшей и газы плохой теплопроводностью

Примеры теплопроводности (слайд 3)

1. Снег - пористое, рыхлое вещество, в нем содержится воздух. Поэтому снег обладает плохой теплопроводностью и хорошо защищает землю, озимые посевы, плодовые деревья от вымерзания.
2. Кухонные прихватки сшиты из материала, который обладает плохой теплопроводностью. Ручки чайников, кастрюль делают из материалов обладающих плохой теплопроводностью. Все это защищает руки от ожогов, при прикосновении к горячим предметам.
3. Вещества с хорошей теплопроводностью (металлы) используют для быстрого нагревания тел или деталей.

* Что такое конвекция?

(Перенос тепловой энергии самими струями газа или жидкости) ! конвекция в твёрдых телах невозможна ! чтобы в жидкостях и газах происходила конвекция, их нужно нагревать снизу

Примеры конвекции: (слайд 4)

1) холодные и теплые морские и океанические течения,
2) в атмосфере, вертикальные перемещения воздуха приводят к образованию облаков;
3) охлаждение или нагревание жидкостей и газов в различных технических устройствах, например в холодильниках и др., обеспечивается водяное охлаждение двигателей
внутреннего сгорания.

* Что такое излучение?

(Все нагретые тела передают тепловую энергию другим телам путем излучения. Чем выше температура излучающего тела, тем больше тепловой энергии оно излучает)

!она может осуществляться и в полном вакууме

Примеры использования излучения тел (слайд 5):

поверхности ракет, дирижаблей, воздушных шаров, спутников, самолётов, окрашивают серебристой краской, чтобы они не нагревались Солнцем. Если наоборот надо использовать солнечную энергию, то части приборов окрашивают в темный цвет.
Люди зимой носят темные одежды (черного, синего, коричного цвета) в них теплее, а летом светлые (бежевые, белые цвета). Грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый, потому что тела с темной поверхностью лучше поглощают солнечное излучение и быстрее нагреваются.

Что понимают под количеством теплоты?

(Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче)

! обозначается Q , измеряется в Джоулях (Дж, кДж, МДж)

* Что понимают под удельной теплоемкостью вещества?

( Количество теплоты, которое необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°С )

! обозначается c , измеряется в Дж/ кг°С.

* Как рассчитать количество теплоты?

(Чтобы рассчитать количество теплоты нужно удельную теплоемкость вещества умножить на массу тела и на разность между начальной и конечной температурой)

! формула: Q=cm(t2-t1)

Учитель: Источником энергии, которая используется в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту, является топливо (уголь, нефть газ, дрова и другие). При его сгорании выделяется теплота.

* Что называется удельной теплотой сгорания топлива? Единица удельной теплоты сгорания топлива. Как определить количество теплоты при сгорании?

(Количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг называется удельной теплотой сгорания. Единица удельной теплоты сгорания топлива Дж/кг)

! формула: Q=qm

Учитель: А теперь переходим к решению задач

Трое у доски решают задачи (Приложение 1)

Остальные выполняют задания по карточкам (Приложение 2)

(Учащимся необходимо вставить слова в предложение: плохой, хорошей.)

1. Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает ………………………. теплопроводностью.

2. Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают ………………… теплопроводностью.

3. При одной и той же температуре металлические предметы на ощупь кажутся холоднее других. Это объясняется тем, что металлы обладают …………….. теплопроводностью.

4. Бумага, солома, воздух, мох, войлок, сукно, полотно обладают ……………… теплопроводностью.

5. Чтобы ручка утюга не нагревалась, её делают из пластмассы. Пластмасса обладает ………………….. теплопроводностью.

6. Медь, свинец, алюминий, серебро, сталь обладают …………….. теплопроводностью.

7. Опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых, так как чугун обладает ……………….. теплопроводностью.

8. Алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая - нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает …………… теплопроводностью.

(Ответ. Плохой, плохой, хорошей, плохой, плохой, хорошей, хорошей, плохой)

Решение у доски учащимися

1 Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/ кг°С )

Дано: | СИ | Решение:

m=500 г | 0,5 кг | Q=cm(t2-t1)

t1=20оС | | Q=460*0,5(30-20)

t2=30оС | | Q=460*0,5*10

с=460 Дж/ кг°С | | Q=2300 Дж

---------------------

Q=? Ответ. 2300 Дж

2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/ кг°С)

Дано: | СИ | Решение:

Q=20,7 кДж |20700 Дж| Q=cm(t2-t1)

t1=20оС | | m=Q/ c(t2-t1)

t2=200оС | | m=20700/460*(200-20)

с=460 Дж/ кг°С | | m=0,25 кг

Q=? Ответ. 0,25 кг

3 Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107 Дж/кг)

Дано: | СИ | Решение:

m=100 г | 0,1 кг | Q=qm

q=27000000 Дж/кг | | Q= 27000000*0,1

_____________ Q=2700000 Дж

Q= ?

Ответ. 2700000 Дж

Учитель: Какой формулой пользовались первые две задачи? А теперь давайте по формуле Q=cm(t2-t1) найдём количество теплоты, отдаваемое вашим организмом в окружающую среду.

проведём небольшую практическую работу

Какие данные нам нужны для этого: удельную теплоёмкость человека вы найдёте в таблице, температура вашего тела: 36,6 градусов по Цельсию, на термометре вы найдёте значение комнатной температуры, остаётся узнать только вашу массу, а для этого у нас есть напольные весы. Я вам помогаю взвешиваться, остальное вы делаете самостоятельно, можете помогать друг другу.

Количество теплоты моё: 4646330 Дж

У остальных должно быть меньше, так как масса учащихся меньше моей.

Учащиеся называют свои результаты.

(выполняют в рабочих тетрадях)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнения:

1. Приседания.

Предлагаю ученикам представить нагревание воды в сосуде и показать, в каком направлении движутся струи нагревающейся жидкости. 2. Сгибание, разгибание пальцев. Растирание ладоней.

2. Предлагаю ученикам продемонстрировать увеличение внутренней энергии, т.е. нагревание, тел (пальцев и ладоней) за счет совершения работы над ними.

3. Прыжки. Во время совершения прыжков отмечаю переход кинетической энергии учеников в их потенциальную энергию и наоборот.

Учитель: На экране появляются вопросы. После того как вы ответите на них, то появятся правильные ответы. (Слайд 6-11 )

1. В каком доме теплее зимой, если толщина стен одинакова? Теплее в деревянном доме, так как дерево содержит 70% воздуха, а кирпич 20%. Воздух - плохой проводник тепла. В последнее время в строительстве применяют «пористые» кирпичи для уменьшения теплопроводности. 2. Каким способом происходит передача энергии от источника тепла к мальчику? Мальчику, сидящему у печки, энергия в основном передается теплопроводностью. 3. Каким способом происходит передача энергии от источника тепла к мальчику?
Мальчику, лежащему на песке, энергия от солнца передается излучением, а от песка теплопроводностью. 4. В каком из этих вагонов перевозят скоропортящиеся продукты? Почему? Скоропортящиеся продукты перевозят в вагонах, окрашенных в белый цвет, так как такой вагон в меньшей степени нагревается солнечными лучами. 5. Почему водоплавающие птицы и другие животные не замерзают зимой?
Мех, шерсть, пух обладают плохой теплопроводностью (наличие между волокнами воздуха), что позволяет телу животного сохранять вырабатываемую организмом энергию и защищаться от охлаждения.

6. Почему оконные рамы делают двойными

Между рамами содержится воздух, который обладает плохой теплопроводностью и защищает от потерь тепла.

3. Итог урока

- С какими видами теплопередачи мы познакомились?
- Определите, какой из видов теплопередачи играет основную роль в следующих ситуациях:

а) нагревание воды в чайнике (конвекция);
б) человек греется у костра (излучение);
в) нагревание поверхности стола от включенной настольной лампы (излучение);
г) нагревание металлического цилиндра, опущенного в кипяток (теплопроводность).

Разгадайте кроссворд (слайд 12):

1. Величина, от которой зависит интенсивность излучения.
2. Вид теплопередачи, который может осуществляться в вакууме.
3. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.
4. Основной источник энергии на Земле.
5. Смесь газов. Обладает плохой теплопроводностью.
6. Процесс превращения одного вида энергии в другой.
7. Металл, имеющий самую хорошую теплопроводностью.
8. Разреженный газ.
9. Величина, обладающая свойством сохранения.
10. Вид теплопередачи, который сопровождается переносом вещества.

Разгадав кроссворд, вы получили еще одно слово, которое является синонимом к слову «теплопередача» - это слово… («теплообмен»). «Теплопередача» и «теплообмен» - одинаковые по смыслу слова. Используйте их, заменяя одно другим.

Конспект открытого урока по физике на тему:Тепловые явления.

4. Домашнее задание

Повторить формулы, п 1-11

Упр.5 (3), Упр.4(3)

5 Рефлексия.

На столе лежит заготовка Смайлик. С каким настроением вы выходите с сегодняшнего урока? Нарисуйте и покажите всем




Литература:

  • Лукашик В.И., Иванова Е.В.. Сборник задач по физике 7-9 класс // Просвещение. - М., 2009.

  • Лукашик В.И. Физические олимпиады // Просвещение. - М., 1983..

  • wwwHYPERLINK "uchitel-izd.ru/".HYPERLINK "uchitel-izd.ru/"uchitelHYPERLINK "uchitel-izd.ru/"-HYPERLINK "uchitel-izd.ru/"izdHYPERLINK "uchitel-izd.ru/".HYPERLINK "uchitel-izd.ru/"ru.

  • А. В. Перышкин, учебник физики, 8 класс

  • М. Е. Тульчинский, «Качественные задачи по физике»

  • Е.М. Гутник, "Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина Физика, 8 класс"

  • А.Е. Марон, Е. А. Марон "Дидактические материалы. Физика, 8 класс"

  • В.И. Елькин "Необычные учебные материалы по физике"

И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе»



Приложение 1

1 Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/ кг°С )

2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/ кг°С)

3 Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107 Дж/кг)

Приложение 2

(Учащимся необходимо вставить слова в предложение: плохой, хорошей.)

1. Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает ………………………. теплопроводностью.

2. Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают ………………… теплопроводностью.

3. При одной и той же температуре металлические предметы на ощупь кажутся холоднее других. Это объясняется тем, что металлы обладают …………….. теплопроводностью.

4. Бумага, солома, воздух, мох, войлок, сукно, полотно обладают ……………… теплопроводностью.

5. Чтобы ручка утюга не нагревалась, её делают из пластмассы. Пластмасса обладает ………………….. теплопроводностью.

6. Медь, свинец, алюминий, серебро, сталь обладают …………….. теплопроводностью.

7. Опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых, так как чугун обладает ……………….. теплопроводностью.

8. Алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая - нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает …………… теплопроводностью.

Приложение 3

Удельная теплоемкость при 20 °C (если не указано другое).


Вещество

Плотность, 10 3 кг/м 3

Удельная теплоемкость, кДж / (кг · К), при 20 oС

Алюминий

2,7

0,92

Вольфрам

19,3

0,15

Дерево (дуб)

0,7

2,40

Железо

7,8

0,46

Золото

19,3

0,13

Кирпич

1,8

0,85

Кожа

2,65

1,51

Лед (0°С)

0,92

2,11

Латунь

8,5

0,38

Медь

8,9

0,38

Никель

8,9

0,5

Олово

7,3

0,25

Свинец

1,4

0,13

Серебро

10,5

0,25

Сталь

7,8

0,46

Стекло оконное

2,5

0,67

Тело человека

1,05

3,47

Цинк

7,1

0,4

Чугун

7,4

0,54

Шерсть

-

1,8

Жидкости. Удельная теплоемкость при 20 °C (если не указано другое).

Вещество

Плотность, 10 3 кг / м 3

Удельная теплоемкость при 20 oС, кДж / (кг · К)

Вода

1 ,00

4,18-4,22

Вино

0,97

3,89

Керосин

0,8-0,9

1,88-2,14

Масло подсолнечное

0,89

1,84

Молоко

1,02

3,93

Нефть

0,80

1,67-2,09

Пиво

1,01

3,85

Ртуть

13,60

0,13

Спирт метиловый (метанол)

0,79

2,47

Сприрт нашатырный

<1

4,73

Спирт этиловый (этанол)

0,79

2,39

Газы. при 20 °C (если не указано другое).

Вещество

Химическая формула

Плотность при нормальных условиях кг/м 3., или масса 1л в граммах

Удельная теплоемкость при постоянном давлении, КДж/()кг*Л)

Азот

N2

1,25

1,05

Аммиак

NH 3

1,25

2,24

Водород

H 2

0,09

14,26

Воздух

-

1,29

1

Гелий

He

0,18

5,29

Кислород

O 2

1,43

0,91

Неон

Ne

0,90

1,03

Углекислый газ

CO2

1,98

≈1

Хлор

Cl2

3,16

0,52

Удельная теплота сгорания

кДж/кг

Древесина

12400

Торф

12100

Каменный уголь

27000

Керосин

43500

Сланцевый мазут

38000

Природный газ

33500

Порох

3800

Спирт

27000


© 2010-2022