• Преподавателю
  • Физика
  • Урок по астрономии и физике для 11 класса «Звездное небо в поэзии серебряного века»

Урок по астрономии и физике для 11 класса «Звездное небо в поэзии серебряного века»

Урок обобщения тем по астрономии «Небесные тела.  » и литературе «Поэзия серебряного века», проводиться интегрировано.Учащиеся должны увидеть все красоту  природы , окружающей нас и выразить это словами поэтов . Почувствовать связь между физиками и лириками. Перед проведение урока учащимся дается домашнее задание подобрать стихи поэтов серебряного века о небесных объектах. Эти стихи они должны проанализировать с художественной и научной точек зрения.Интеграция этих предметов позволяет рассматрив...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан








Урок астрономии и литературы.




Тема: Звездное небо в поэзии серебряного века






Учитель физики: Хаирова Г.Н.




г.Нижнекамск


Класс: 11а

Цели урока:

  1. Закрепить изученное, формировать познавательный интерес учащихся к астрономии путем использования поэзии серебряного века;

  2. Развивать умение работать в группах;

  3. Воспитывать эстетическое отношение к явлениям науки.

Тип урока:

урок обобщения и закрепления

Формы и методы:

групповая, индивидуальная, фронтальная; поисково - исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

портреты поэтов, карта звездного неба, мультимедийный проектор, магнитофон.

ХОД УРОКА.

(Звучит музыка и на экране звездное небо )

  1. Слово учителя:

Учитель литературы:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Учитель астрономии:

Я думал ... Не помню, что думал;

Я слышал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор.

Сегодня у нас необычный урок - урок астрономии и литературы. Тема урока "Звездное небо в поэзии серебряного века".

Учитель литературы - Смотреть на звездное небо равнодушно, не переживая, нельзя. Поэзия и космос всегда находятся в нашем сознании рядом. Высоты поэзии действительно сродни космическим высотам. Еще в древности человек посмотрел в небо и оцепенел от изумления: такая бездна перед ним распахнулась, бездна, заполненная мириадами звезд, мечущая на землю молнии, опаляющая солнцем. Это волнение и преклонение перед небесами не проходило у людей потом уже никогда. У одних рождались возвышенные чувства и слова, обращенные к небу.

Учитель астрономии: Другие испытывали непреодолимое желание познать природу мира, влияние небесных явлений на жизнь человека, сущность бытия, место человека во Вселенной.

Учитель литературы: В творчестве поэтов серебряного века, есть множество произведений, связанных с космосом, мирозданием. Эти стихи будут звучать сегодня на уроке.

Учитель астрономии: Помогут вам проникнуть в творческую лабораторию поэта знания, полученные на уроках астрономии. Надеюсь, что поэзия, в свою очередь, вызовет у вас живой интерес к "Звездному небу", пробудит желание узнать больше о мироздании. Вы сможете проявить свои творческие возможности, реализовать себя как "физик" или "лирик". Работа будет происходить в группах. Оценить участие каждого в работе вы должны сами, заполнив оценочные листы. Вы поставите оценку не только своей группе, но и группам, ответы которых услышите.

Актуализация.

Учитель литературы: Назовите имена поэтов серебряного века, литературные группировки, к которым они принадлежали (фронтальный опрос).

Учитель астрономии: Что понимают под созвездием? На сколько созвездий разделено звездное небо? Назовите самые известные созвездия и яркие звезды (фронтальный опрос).

Проверка домашнего задания.

Учитель литературы: Вы получили задание подобрать стихи поэтов серебряного века о звездах и созвездиях, сделать анализ этих стихотворений, дать характеристику этих созвездий, т. е. вы должны показать художественное и научное осмысление исследуемого созвездия.

Работа в группах:

1 группа : стихотворение "В небесах" Николая Гумилева.

Ярче золота вспыхнули дни,

И бежала Медведица-ночь.

Догони ее, князь. Догони,

Зааркань и к седлу приторочь,

А потом в голубом терему

Укажи на Медведицу-ночь

Богатырскому псу своему.

Мертвой хваткой вцепляется Пес,

Он отважен. Силен и хитер,

Он звериную злобу донес

К медведям с незапамятных пор.

Никуда ей тогда не спастись,

И издохнет она наконец,

Чтобы в небе спокойно паслись

Козерог, и Овен, и Телец.

2 группа: стихотворение "ЮЖНЫЙ КРЕСТ" Валерия Брюсова.

Я долго шел и, выбрав для ночлега

Холм ледяной, поставил гибкий шест.

В полярной тьме не Сириус, не Вега,

Как знак любви, сверкает Южный крест.

Вот дунул ветер, поднял вихри снега;

Запел унылый гимн безлюдных мест...

Но для мечты есть в скорбной песне нега,

И тени белые - как сонм невест.

Да, я - один, во льдах пустых затерян,

Мой путь в снегах обманчив и неверен,

Мне призраки пророчат гибель вновь.

Но Южный Крест, мерцающий в тумане,

Залог, что я - не завершил скитаний,

Что впереди - последняя любовь!

3 группа: стихотворение "СИРИУС "Ивана Бунина.

Где ты, звезда моя заветная,

Венец небесной красоты?

Очарованье безответное

Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные

В равнинах светлых и нагих,

Надежды, думы непорочные

Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,

Неугасимая звезда,

Над дальнею моей могилою,

Забытой богом навсегда!

Учитель литературы: Спасибо физикам и лирикам. Вы проделали интересную работу, которая позволила вам прочувствовать, насколько все в мироздании связано. Научные явления могут быть интересны не только ученым, но и поэтам. Чтобы создать художественный образ, поэту необходимо иметь глубокие знания во многих областях науки.

Самостоятельная работа.

Учитель астрономии: Одним из самых интересных небесных тел, ближайшей соседкой Земли является Луна. Загадочная, таинственная, она всегда была интересна и ученым, и поэтам. Вы получите стихи разных поэтов о Луне и выполните задания.

(Звучит "Лунная соната" Бетховена).

Задание: 1. О каких физических явлениях упоминается в этих произведениях?

2. Какой видят луну поэты М.Волошин, К.Бальмонт, А.Ахматова?

ЛУНА (Максимилиан Волошин)

Седой кристалл магических заклятий,

Хрустальный труп в покровах тишины,

Алмаз ночей, владычица зачатий,

Царица вод, любовница волны!

И сладостен, и жутко безотраден

Алмазный бред морщин

твоих и впадин,

Твоих морей блестящая слюда -

Как страстный вопль в бесстрастности эфира...

Ты крик тоски, застывший глыбой льда,

Ты мертвый лик отвергнутого мира!

... Ни сумрака, ни воздуха, ни вод.

Лишь острый блеск гранитов, сланцев, шпатов.

Ни шлейфы зорь, ни веера закатов

Не озаряют черный небосвод.

... И страшный шрам на кряже Лунных Альп

Оставила небесная секира.

Ты, как Земля, с которой сорван скальп-

Лик ужаса в бесстрастности эфира.

ЛУНА (Константин Бальмонт).

Луна богата силою внушенья,

Вокруг нее всегда витает тайна.

Она нам вторит: "жизнь есть отраженье,

Но этот призрак дышит не случайно".

Своим лучом, лучом бледно-зеленым,

Она ласкает, странно так волнуя,

И душу пробуждает к долгим стонам

Влияньем рокового поцелуя.

Своим ущербом, смертью двухнедельной,

И новым полновластным воссияньем,

Она твердит о грусти не бесцельной,

О том, что свет нас ждет за умираньем.

Но, нас маня надеждой незабвенной,

Сама она уснула в бледной дали,

Красавица тоски беспеременной,

Верховная владычица печали.

ЯВЛЕНИЕ ЛУНЫ (Анна Ахматова).

Из перламутра и агата,

Из задымленного стекла,

Так неожиданно покато

И так торжественно плыла,-

Как будто "Лунная соната"

Нам сразу путь пересекла.

Домашнее задание: Подобрать стихи поэтов серебреного века о Солнце и сделать их анализ.

Обобщение, подведение итогов и заключительное слово учителя:

Учитель литературы: Надеемся, что сегодняшний урок не оставил вас равнодушными, вы поняли, что строгие формы научных теорий могут гармонично переплетаться с поэтическими строками.
















© 2010-2022