- Преподавателю
- Физика
- Урок в 7 классе на тему Масса и плотность вещества
Урок в 7 классе на тему Масса и плотность вещества
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баукенов Б.М. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Представленные формы работы показывают, как учащиеся с помощью определенных последовательных действий учителя мотивируются на определенный вид деятельности, в результате которой ребята выполняют конкретные действия, развивают задуманные учителем учебные умения. Готовых знаний учитель не дает, а управляет действиями, учащиеся при этом делают выводы самостоятельно.
Презентация на уроке использована как средство наглядности, доступности и повышение интереса к изучаемому материалу. Фотографии к презентации готовила творческая группа ребят данного класса.
С помощью презентации представлены три основных компонента образовательного процесса:
-
Информирование: получение информации учащимися.
-
Практикум: моделирование физической задачи.
-
Аттестация: контроль (качества, глубины, полноты) знаний, полученных учащимися на уроке.
Методы, формы и средства, с помощью которых изучался новый материал, лаконично дополняют друг друга и эффективно помогают достичь поставленных целей урока.
Цели урока:
-
Обучающая: сформировать представления о плотности, способе определения данной физической величины, выяснить её физический смысл.
-
Развивающая: а) формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы, в) формирование навыков работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: беседа, рассказ, обсуждение демонстраций, фронтальная лабораторная работа, работа в группах, работа с материалом мультимедийной презентации.
Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.
Необходимое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; интерактивная доска; учебник "Физика.7 класс", под ред. А.В. Перышкина; план-конспект урока, презентация к уроку.
На столе учителя: материалы для демонстрации: цилиндры из сосны и пластмассы одинаковой массы, цилиндры из алюминия и латуни одинакового объема.
На столе ученика: цилиндры из алюминия и латуни одинакового объема, весы, мензурки с водой, деревянный брусок, гайка, картофель.
Цель считается достигнутой:
на уровне знакомства, если ученик знает физическую величину и формулу для её определения и отличает её среди других;
на уровне понимания, если ученик умеет а) привести примеры плотности разных веществ, б) найти по таблице плотность нужного вещества в) ответить на вопросы типа:
-
Что означает запись ρ=800 кг/м3? ρ=2,7 г/см3?
-
Чему равна плотность воздуха, если 1 м3 его имеет массу 1,29 кг?
на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:
-
Три бруска - железный, алюминиевый, деревянный - имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б) наименьшую массу?
-
У двух цилиндров - из латуни и из пластмассы - одинаковые массы. Какой из них имеет больший объём?
-
Ученик этого уровня знаний должен уметь а) доказывать свои действия, б) отвечать на вопросы «Как ты рассуждал?», в) если ответ неверен, то найти причину ошибки.
Ход урока
№
Структурные элементы урока
время
Деятельность учителя и ученика
1
Организационный момент
1 мин.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку учащихся.
2
Актуализация ранее усвоенных знаний
4 мин.
Учитель задаёт вопросы классу:
· Что такое физическое тело?
· Из чего состоят физические тела?
· Какие свойства тел нам известны?
· Как определить массу тела?
· Как узнать объём тела?
· Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Какие у них свойства?
· Чем можно охарактеризовать вещество?
Ученики отвечают на вопросы.
3
Мотивация учебной работы
(работа с материалом презентации
1-2 слайд)
2 мин.
Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» об учёном и царской короне, представленной в презентации. Просит класс «помогите Архимеду решить задачу царя» задаёт вопрос «Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить, из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?
Ученики отвечают
4
Постановка цели урока
(3 слайд)
1 мин.
Учитель (подводит итог высказываниям): Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной и научимся её определять с помощью известных вам приборов.
5
Работа над изучением материала
(подведение к выдвижению гипотезы)
5 мин.
Учитель Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: демонстрирует цилиндры из сосны и пластмассы, имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задаёт вопросы классу:
· Что вы можете сказать об объемах тел?
· Почему, по вашему мнению, объём соснового цилиндра больше пластмассового?
Учащиеся: молекулы располагаются в сосновом бруске дальше друг от друга чем в пластмассовом, значит у этих цилиндров различное внутреннее строение.
Учитель: Задание классу: определите массы и объёмы двух цилиндров, лежащих перед вами, и предположите в чем разница их внутреннего строения.
6
Выдвижение гипотезы
2 мин.
Учащиеся: объёмы равны, а массы разные, значит в единице объема разная масса вещества, разное внутреннее строение.
7
Экспериментальная проверка гипотезы
5 мин.
Учитель: как в этом убедиться?
Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объёмы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.
Учитель: как определить массы и объёмы тел?
Учащиеся отвечают (массы - с помощью весов, объёмы - с помощью мензурки), затем выполняют опыт, делают вывод: у цилиндра №1 и №2 массы в 1 см3 вещества разные.
8
Обсуждение полученной информации (вывода)
3 мин.
Учитель задаёт вопросы:
· Какой результат получился при работе с цилиндром №1?
· Какой результат получился при работе с цилиндром №2?
Учащиеся отвечают и делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3одинакова, у разных - различная, следовательно масса 1 см3 может служить характеристикой вещества.
9
Введение понятия «плотность»
· определение
· обозначение
· формула
· единица плотности
работа с материалом презентации (4 слайд)
4 мин.
Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объёма данного вещества, называется плотностью этого вещества, она обозначается буквой ρ
Учащиеся записывают это определение и обозначение в тетрадь.
Учитель: Как рассчитать плотность вещества?
Учащиеся: надо массу вещества разделить на объём. Все записывают формулу: ρ=m/v
Учитель: в каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение? Как вы объясняете свои предложения?
Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л.и дают свои пояснения
10
Упражнения:
уровень I(воспроизведение знаний)
Устные ответы на вопросы
уровень II (на понимание материала)
работа с учебником (справочные материал таблица плотности различных веществ)
уровень III (на применение знаний)
работа с материалом презентации
(5-6 слайд)
5 мин.
Учащиеся отвечают на вопросы:
· Что называется плотностью?
· По какой формуле плотность определяют?
· Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3?
· Чему равна масса 1 см3 свинца?
· В два сосуда хотят налить различные жидкости одинаковой массы: воды и крепкого соляного раствора. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд, почему?
· По рисункам сравнить плотности предлагаемых тел.
11
Закрепление материала
Работа с материалом презентации в группах.
(7-9 слайд)
10 мин.
Предлагаются задания по профессиям:
Столяр: 1. определить из какого дерева изготовлен брусок. 2. Какая дверь легче: дубовая или сосновая?
Токарь: Определить из какого вещества изготовлена гайка.
Повар: определить плотность картофеля. По таблице плотности определите, к какому сорту относится данный картофель?
12
Подведение итогов
2 мин.
Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
· Что нового они узнали на уроке?
· Как можно помочь Архимеду решить задачу царя о его короне?
Учащиеся: определить плотность вещества и посмотреть в таблицу плотности.
(выставляются оценки по итогам работы на уроке)
13
Организация работы дома.
(10 слайд)
1 мин.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику А.В. Пёрышкина, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план ответа о физической величине «плотность».