Рабочая программа 10 класс, 2 часа в неделю, Мякишев

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П

Утверждено:

Директор школы________Г.М.Кельдибекова

приказ № ______от _____________


ринято:

ШМО протокол № ______от_________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике 10 класс

учителя физики первой квалификационной категории

МОУ СОШ №12 им.ак. В.И.Кудинова

Сухаревой Ларисы Алексеевны







2013-2014 уч.год


Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень)


Пояснительная записка

Программа по физике составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), а так же с учетом учебного плана общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 - 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. - М.: Просвещение, 2006); календарно-тематического планирования (МИОО. Преподавание физики в 2007-2008 уч. году, методическое пособие. Сайт ОМЦ ВОУО. Методическая помощь. Физика).

Учебная программа 10 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1.

Введение. Физика и методы научного познания

4 час

2.

Механика

30 часа

2.1.

Кинематика

9 часов

2.2.

Динамика

8 часов

2.3.

Законы сохранения

7 часов

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

19 часов

3.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

6 часов

3.2.

Температура. Энергия теплового движения молекул

2 часа

3.3.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

2 часа

3.4.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

3 часа

3.5.

Основы термодинамики

7 часов

4.

Основы электродинамики

15 часа

4.1.

Электростатика

9 часов

4.2.

Законы постоянного тока

8 часов

4.3.

Электрический ток в различных средах

5 часов

5.

Резервное время

1 час

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 4 лабораторные работы.

Основное содержание программы

Научный метод познания природы

Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

Механика

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

  1. Зависимость траектории от выбора отсчета.

  2. Падение тел в воздухе и в вакууме.

  3. Явление инерции.

  4. Измерение сил.

  5. Сложение сил.

  6. Зависимость силы упругости от деформации.

  7. Реактивное движение.

  8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Изучение движения тела брошенного горизонтально без начальной скорости.

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика

Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения.

  2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

  3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

  4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

  5. Устройство гигрометра и психрометра.

  6. Кристаллические и аморфные тела.

  7. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Электрометр.

  3. Энергия заряженного конденсатора.

  4. Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Экспериментальная физика

Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.

Учебно-методический комплект

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  2. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Сборник задач по физике под редакцией Степановой 10-11 кл.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.

Требования к уровню подготовки учеников 10 класса

В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;

  • смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;

  • смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

уметь

  • описывать и объяснять:

физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


Предполагаемые результаты освоения курса физики

  • в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.


  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

  1. в познавательной сфере:

    • давать определения изученным понятиям;

    • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

    • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

    • классифицировать изученные объекты и явления;

    • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

    • структурировать изученный материал;

    • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

    • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  2. в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

  3. в трудовой сфере - проводить физический эксперимент;

  4. в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Контрольные раб.

Лабораторные раб.

1.

2.


3.

4.


Введение

Механика:

1)кинематика материальной точки

2)динамика материальной точки

3)законы сохранения

Молекулярная физика:

1)основы МКТ

2)термодинамика

Электродинамика:

1)электростатика

2)законы постоянного тока

4

30

14


10


6


19

13

6

15

8

7

-


1


1

1



1


-


-



-


1


1




1




2



Итого:

68

4

5

Учебная программа.

1.Введение: физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

1/1



2/2



3/3



4/4

Что изучает физика? Взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы.

Основные модели и физические величины. Единицы физических величин.

Роль математики в физике. Скалярные и векторные величины.

Вектор. Проекция. Проекция вектора на ось. Координатный и векторный способы описания механического движения.

возникновение физики как науки, особенности научного эксперимента, органы чувств и процесс познания, физическая модель, пределы применимости физической теории, инварианты, симметрия пространства и времени, элементарные частицы, виды взаимодействий, базовые физические величины.



2. МЕХАНИКА

1. КИНЕМАТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ.

№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

5/1

6/2

7/3

8/4

9/5

10/6

11/7

12/8

13/9

14/10

15/11

16/12

17/13

18/14

Механика. Основная задача механики. Механическое движение

Траектория. Путь и перемещение

Равнопеременное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость

Равномерное прямолинейное движение.

График равномерного прямолинейного движения. Решение задач.

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

Относительная скорость движения тел. Правила сложения скоростей и перемещений.

Прак . раб. «Равнопеременное движение».

Свободное падение тел. Решение задач на свободное падение.

Движение тела под действием силы тяжести: тело брошено горизонтально.

Баллистическое движение.

Баллистическое движение в атмосфере. Решение задач.

л/р 1. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

Вращательное движение твердого тела.

Период и частота обращения. Угловая и линейная скорости тела.

К/р 1. «Кинематика материальной точки».

Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, точка отсчета. Траектория, путь, перемещение, относительность механического движения, скорость средняя и мгновенная, ускорение.

Пользоваться секундомером, измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях. Решать задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении. Изображать на чертеже при решении задач направление векторов скорости и ускорения.

2. ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ.

№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

19/1

20/2

21/3

22/4

23/5

24/6

25/7

26/8

27/9

28/10

Взаимодействие тел. Явление инерции. Первый закон Ньютона

Сила. Второй закон Ньютона

Инертность. Третий закон Ньютона

Решение задач на законы Ньютона

Силы в природе.

Решение задач на расчет F ,F .

Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения

Сила тяжести. Решение задач на закон всемирного тяготения.

Вес тела. Невесомость. Перегрузка.

Решение задач на перегрузку и невесомость.

л/р 2. « Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости».

к/р 2. «Динамика материальной точки».

Понятия: масса, сила (сила тяжести, упругости, трения), вес, невесомость. Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, инерциальные системы отсчета, закон Гука, зависимость силы трения от силы давления. Пространство и время в классической механике. Движение ИС под действием силы тяжести.

Измерять и вычислять физические величины массу, силу, жесткость, коэффициент трения. Читать и строить графики силы упругости при деформации. Решать задачи на определение массы, силы, движения тела под действием на него нескольких сил. Изображать при решении задач направления векторов ускорения, силы. Рассчитывать тормозной путь, перегрузки.


3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ.

№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

29/1

30/2

31/3

32/4

33/5

34/6

Импульс. Закон сохранения импульса. Решение задач на ЗСИ.

Работа силы. Решение задач.

Потенциальная энергия и кинетическая энергия

Закон сохранения полной механической энергии

Решение задач на ЗСЭн.

к/р 3 «Законы сохранения».

Закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии. Практическое применение: реактивное движение, устройство ракеты, коэффициент полезного действия машин и механизмов, подъемная сила крыла самолета.

Измерять и вычислять физические величины (импульс, работу, мощность, КПД механизмов). Решать задачи на закон сохранения импульса, определения работы и мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направление силы импульса тела.


3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

1.ОСНОВЫ МКТ


№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

35/1

36/2

37/3

38/4

39/5

40/6

41/7

42/8

43/9

44/10

45/11

46/12

47/13

Строение вещества. Молекула, Основное положение МКТ.

Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества

Решение задач.

Агрегатные состояния вещества

Идеальный газ. Распределение молекул идеального газа по скоростям.

Решение задач

Температура и ее измерение. Температурные шкалы

Основное уравнение МКТ. Решение задач.

Практикум по решению задач с использованием основного уравнения МКТ

Уравнение Менделеева - Клапейрона. Решение задач на уравнение Менделеева - Клапейрона.

Изопроцессы. Частные случаи уравнения Менделеева - Клапейрона

л/р № 3. «Проверка закона Гей - Люссака»

Конт.раб. «Молекулярная физика»

Понятия: тепловое движение частиц, масса и размеры молекул, идеальный газ, изопроцесс ( изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный). Броуновское движение, температура, связь температуры с кинетической энергией тела. Законы и формулы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева - Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах.

Решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения МКТ, уравнения Менделеева - Клапейрона, связи энергии и температуры. Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа.

2. ТЕРМОДИНАМИКА.


№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен знать

48/1

49/2

50/3

51/4

52/5

53/6

Внутренняя энергия. Работа газа

Количество теплоты. Решение задач.

Первый закон термодинамики

Применение первого закона термодинамики для изопроцессов

Адиабатный процесс

Тепловые двигатели. КПД тепловых машин

Второй закон термодинамики

Решение задач на расчет КПД тепловых машин, использование второго закона термодинамики

Практикум по теме «Термодинамика»

Необратимость тепловых процессов, законы термодинамики, использование тепловых двигателей и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве, методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Решать задачи с использованием I - го закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей. Вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема.

5. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

1.ЭЛЕКТРОСТАТИКА

№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

54/1

55/2

56/3

57/4

58/5

59/6

60/7

61/8

Электрические заряды. Электризация тел. Закон сохранения заряда

Закон Кулона. Решение задач

Напряженность электрического поля. Эл. поле. Графическое изображение эл. поля.

Принцип суперпозиции электрических полей

Потенциал электростатич. поля

Разность потенциалов. Решение задач.

Электроемкость уединенного проводника.

Электроемкость конденсатора. Решение задач.

Энергия электростат. поля.

Решение задач.

Понятия электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, условие взаимодействия электрических зарядов, закон Кулона, электрическое поле, напряженность, разность потенциалов, электроемкость, диэлектрическая проницаемость.

Решать задачи на закон сохранения эл. заряда, закон Кулона, на движение и равновесие заряженной частицы в эл. поле, на расчет напряженности, разности потенциалов.


2.ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА.

№ урока

Название темы

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

62/1

63/2

64/3

65/4

66/5

67/6

68/7

Электрический ток. Сила тока. Источник тока

Электродвижущая сила. Напряжение.

Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи.

Соединение проводников.

Закон Ома для замкнутой цепи. Решение задач

Л/р4 «Изучение закона Ома для полной цепи»

Л/р 5« Определение удельного электр. сопротивления проводника»

Тепловое действие эл. тока. Работа и мощность. Закон Джоуля - Ленца.

Л/р « Исследование соединения проводников».

Заключительный урок по теме «Законы постоянного тока»

знать понятия электрический заряд, электрическое поле, напряжение, сила тока и сопротивление, сторонние силы и ЭДС, собственная и примесная проводимость, проводимость полупроводников. Законы Ома для участка и полной цепи, практическое применение электролиза в металлургии и гальванотехники.

решать задачи на расчет напряжения и сопротивления проводника, работы электрического поля, производить расчет электроцепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединений проводников. Пользоваться миллиамперметром, омметром, выпрямителем электрического тока, собирать электрические цепи, измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.


Контрольно-измерительные материалы.

В качестве итогового теста могут быть взяты материалы из пособия «ФИЗИКА - 10кл.Поурочные планы по учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева» (Авт. и сост.: Г. В. Маркина), Волгоград: Учитель, 2003.;

«ФИЗИКА - 10кл. Поурочные планы по учебнику В. А. Касьянова» (Авт. и сост.: В. А. Касьянов), Москва: Дрофа, 2003.

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

1.Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика - 10: 11- ое издание- М.: Просвещение,2003.

2.Рымкевич А. П. Сборник задач по физике 10-11 кл. М: Просвещение,2003.

3. Сборник задач по физике под редакцией Степановой 10-11 кл.

© 2010-2022