Рабочая учебная программа по Физике 11 класс (учебник Л. Э. Генденштейн)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

7


Пояснительная записка.


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики 10, 11 классов в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика, электростатика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Рабочая программа по физике (11 класс) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по физике;

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);

  3. Примерной программы среднего (полного) образования (базовый уровень; 10-11-й классы);

  4. авторской программы Л. Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, (Мнемозина, 2010);

  5. Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.

Цели изучения физики в 11-м классе на базовом уровне:


  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни.

Изучение физики в 11-м классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества - важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Программа даёт возможность подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы, осознана её ценность - как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Настоящая программа составлена на основе авторской программы Л. Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, (Мнемозина, 2010) и разработана применительно к базовому уровню обучения, обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной; рефлексивной; личностного саморазвития; ценностно - ориентационной; смыслопоисковой; профессионально - трудового выбора.

Задачи обучения физике:


  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни

  • Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.

Предлагаемая программа реализуется с помощью УМК, включающего учебник и задачник. Учебники Л. Э. Генденштейна предназначены для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии с новыми стандартами, утверждёнными МО и науки РФ. Авторы УМК стремились представить физику как живую науку, являющуюся частью общей культуры: в учебниках приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Чёткая структура учебника облегчает понимание учебного материала. Один параграф учебника рассчитан примерно на одну учебную неделю. В конце каждой главы приведены задачи базового уровня, приведены примеры решения ключевых задач, содержится дополнительный материал для желающих узнать больше.

Пояснительная записка к практической части рабочей программы для 11 класса.

В примерной программе за курс средней базовой школы, соответствующей минимуму содержания образования по физике 2004г., предусмотрено проведение лабораторных работ по теме:

  • Электродинамика - 6

  • Квантовая физика и элементы астрофизики - 1

В программе для комплекта учебников авторского коллектива, возглавляемого Л.Э. Генденштейном, за курс средней базовой школы предусмотрено проведение лабораторных работ по классам:

11 кл. - 9

  • Электродинамика - 6

  • Квантовая физика и элементы астрофизики - 3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

• смысл физических законов классической механики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

• вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА. 11 КЛАСС»

2 ч. в неделю, 35 недель, 70 ч в год


п/п

Название

темы

Всего

часов

Число

лабораторных

работ

Часы на

контрольные

работы


37

6

3


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

1.

Законы постоянного тока


10

1

1

2.

Магнитные взаимодействия

5

1

--

3.

Электромагнитное поле

10

2

1

4.

Оптика

12

2

1


КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

17

3

2

5.

Кванты и атомы

8

1

--

6.

Атомное ядро и элементарные частицы

9

2

1

7.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

9

--

1

8.

Повторение

7

--

--


По программе


70

9

5













Календарно - тематическое планирование

по физике для 11 класса



№ урока

Тема урока

Изучаемый материал

Время прохождения


  1. Законы постоянного тока - 10 часов.


1/1

Электрический ток.

§ 1

1 - 6. 09

2/2

Закон Ома для участка цепи.

§ 2


3/3

Последовательное и параллельное соединения проводников.

§ 3

8 - 13. 09

4/4

Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи».



5/5

Работа и мощность постоянного тока.

§ 4

15 - 20. 09

6/6

Закон Ома для полной цепи.

§ 5


7/7

Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи».

22 - 27.09

8/8

Лабораторная работа №1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Целевой инструктаж по ТБ.


9/9

Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока».

29. 09 - 4. 10

10/10

Контрольная работа №1 по теме «Законы постоянного тока».



  1. Магнитные взаимодействия - 5 часов.


11/1

Взаимодействие магнитов и токов.

§ 6

6 - 11.10

12/2

Магнитное поле.

§ 7


13/3

Решение задач по теме «Магнитное поле».


13 - 18. 10

14/4

Лабораторная работа №2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током». Целевой инструктаж по ТБ.


15/5

Обобщающий урок по теме «Магнитные взаимодействия».

20 - 25. 10


  1. Электромагнитное поле - 10 часов.


16/1

Электромагнитная индукция.

§ 8


17/2

Правило Ленца. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

§ 9

27.10 - 1. 11

18/3

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция».



19/4

Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции». Целевой инструктаж по ТБ.


10 - 15. 11

20/5

Производство, передача и потребление электроэнергии.

§ 10



21/6

Лабораторная работа №4 «Изучение устройства и работы трансформатора». Целевой инструктаж по ТБ.


17 - 22. 11

22/7

Электромагнитные волны.

§ 11


23/8

Передача информации с помощью электромагнитных волн.

§ 12

24 - 29. 11

24/9

Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле».


25/10

Контрольная работа №2 по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле».

1 - 6. 12


  1. Оптика - 12 часов.


26/1

Природа света.

§13 (пп.1-2)


27/2

Законы геометрической оптики.

§ 13 (пп. 3-4)


8 - 13. 12

28/3

Лабораторная работа №5 «Определение показателя преломления стекла». Целевой инструктаж по ТБ.



29/4

Линзы.

§ 14 (пп. 1-2)

15 - 20. 12

30/5

Построение изображений в линзах.

§ 14 (п. 3)



31/6

Решение задач по теме «Построение изображений в линзах».


22 - 27. 12

32/7

Глаз и оптические приборы.

§ 15


33/8

Световые волны.

§ 16

12 - 17. 01

34/9

Лабораторная работа №6 «Наблюдение интерференции и дифракции света». Целевой инструктаж по ТБ.



35/10

Цвет.

§ 17.

19 - 24. 01

36/11

Обобщающий урок по теме «Оптика».


37/12

Контрольная работа №3 по теме «Оптика».

26 - 31. 01


  1. Кванты и атомы - 8 часов.


38/1

Кванты света - фотоны.

§ 18.


39/2

Фотоэффект.

§ 19

2 - 7. 02

40/3

Строение атома.

§ 20


41/4

Атомные спектры.

§ 21

9 - 14. 02

42/5

Лабораторная работа №7 «Наблюдение

сплошного и линейчатого спектров». Целевой инструктаж по ТБ.



43/6

Лазеры.

§ 22

16 - 21. 02

44/7

Квантовая механика.

§ 23


45/8

Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы».

23 - 28. 02


  1. Атомное ядро и элементарные частицы - 9 часов.


46/1

Атомное ядро.

§ 24


47/2

Радиоактивность.

§ 25

2 - 7. 03

48/3

Ядерные реакции и энергия связи ядер.

§ 26


49/4

Ядерная энергетика.

§ 27

9 - 14. 03

50/5

Лабораторная работа № 8 «Изучение треков

заряженных частиц по фотографиям». Целевой инструктаж по ТБ.



51/6

Лабораторная работа № 9 «Моделирование

радиоактивного распада». Целевой инструктаж по ТБ.


16 - 21. 03

52/7

Мир элементарных частиц.

§ 28


53/8

Обобщающий урок по теме «Квантовая физика».


1 - 4. 04

54/9

Контрольная работа №4 по теме «Квантовая

физика».

6 - 11. 04


  1. Строение и эволюция Вселенной - 9 часов.


55/1

Размеры Солнечной системы.

§ 29


56/2

Солнце.

§ 30

13 - 18. 04

57/3

Природа тел Солнечной системы.

§ 31


58/4

Разнообразие звёзд.

§ 32

20 - 25. 04

59/5

Судьбы звёзд.

§ 33


60/6

Галактики.

§ 34

27 - 30. 04

61/7

Происхождение и эволюция Вселенной.

§ 35


62/8

Обобщающий урок по теме «Строение и эволюция Вселенной».

4 - 8. 05

63/9

Контрольная работа №5 по теме «Строение и эволюция Вселенной».


  1. Повторение - 5 часов.

64/1

Повторение темы «Законы постоянного тока».

11 - 16. 05

65/2


Повторение темы «Магнитные взаимодействия».


66/3

Повторение темы «Электромагнитное поле».

18 - 23. 05

67/4

Повторение темы «Оптика».


68/5

Повторение темы «Квантовая физика».

25 - 30. 05






ЛИТЕРАТУРА

Учебник: Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. Физика. 11 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2010.

Задачник для общеобразовательных учреждений. Физика 7 класс. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев. М.: Мнемозина, 2010.

Учебные пособия для учащихся:

- Л.Э. Генденштейн. Физика. 10 класс. Самостоятельные работы.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Л.Э. Генденштейн, А.В. Кошкина, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров. - М.: Мнемозина, 2013.



© 2010-2022