УРОК Мир человека и человек в этом мире

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики

12 класс

Тема урока «Мир и человек в этом мире»

Цель урока: создать условия для формирования способности к самоучению, саморазвитию, развитию коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуального эмоционального развития учащейся молодежи в условиях коллективной учебной деятельности через активное познание окружающего мира, окружающей их действительности и месте человека в этом мире.

Задачи урока:

1. Создать у обучающихся целостную научную картину мира, представив ЕНКМ как совокупность взаимосвязанных частнонаучных картин физики, химии, биологии, астрономии, экологии.

2. Способствовать развитию образного мышления и расширению мировоззрения обучающихся, творческой активности школьников.

3. Развивать универсальных учебных действий обучающихся: умение грамотно работать с источниками информаций, умение вести монолог и диалог, оперировать фактами и обобщать, сотрудничество;

4. Повышать интерес школьников к изучению естественных наук.

5.Развивать инициативность, ответственность, волевые, эмоциональные, интеллектуальные и гуманные нравственные качества личности.

Эпиграф к уроку:

«Человек-то мал, а дом его мир» (Варрон, римский писатель)

Ход урока

1. Урок начинается с активизации мыслительной деятельности школьников (просмотр dvd фрагмента, связанного с темой урока).

2. Совместное определение темы урока и постановки задач урока.

3. Работа над вопросами семинара, включая интерактивную беседу.

Состав вопросов:

1. Мегамир (Космос) - Вселенная. Млечный путь. Солнечная система. Земля.

2. Макромир. Биосфера. Ноосфера.

3. Микромир.

4. Гелиоцентрическая система мира. Место человека во Вселенной.

Во время подготовки к занятию старшеклассники готовили индивидуальные сообщения:

- Д. Бруно

- Н. Коперник

- Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;

- Ньютоновская научная картина мира (16 -19 вв.);

- Эйнштейновская революция (рубеж 19-20 вв.)

- Человек и экология гидросфер.

- Человек и экология атмосферы.

- Экологические проблемы и их решения.

Порядок проведения семинарского занятия:

- Объявляется содержание рассматриваемого пункта.

- Ученики по желанию выступают, стремясь говорить ясно и лаконично.

- Класс составляет опорный конспект по ходу выступления, готовит вопросы для выступающих. (После того как главные аспекты его раскрыты, дается сигнал прекратить обсуждение).

- Переход к следующему вопросу, процедура повторяется.

Те ученики, которые не принимали участие в обсуждении, сдают на проверку опорные конспекты.

Форма урока - семинар (Организуется с более высокой степенью конкретизации учебного материала. Подготовка к ним требует от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Учитель руководит учебной деятельностью обучающихся при организации и проведении семинара: разъясняет цели, задачи, план занятия, выдает задания).

4. Рефлексия - обучающимся отвечают на вопросы:

- сегодня я узнал …

- было интересно …

- было трудно …

- я выполнял задания …

- я понял, что …

- теперь я могу …

- я почувствовал, что …

- я приобрел …

- я научился …

- у меня получилось …

- я смог …

- я попробую …

- меня удивило …

- урок дал мне для жизни …

- мне захотелось …

5. Подведение итогов семинара (делается мировоззренческий вывод; их ценность в том, что они опираются на большее число фактов - тех, о которых говорили на занятии ученики, поэтому они убедительны и усваиваются сознательно).

6. Оценка деятельности учеников (каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия). План семинара, его тему, список литературы объявляется заранее.

Оценивания степени развития информационных и коммуникативных умений учащихся в ходе семинара проводится анализ следующей документации и работы учащихся:

- текст доклада (сообщения);

- план - конспект выступления по вопросам семинара;

- публичные вступления учащихся;

- устные ответы с места по предложенным вопросам;

- результат заполнения таблицы (её содержание: тема доклада (сообщения), интересные факты, вводы, дополнения к докладу);

- составление словаря «новых» терминов и дополнительных вопросов.

Вопросы, которые остались открытыми, рассматриваются в будущем самостоятельно учениками (в виде д/з или разбираются с помощью учителя на консультациях или уроках).

Рекомендации: при подготовке к уроку и во время его проведения стремиться включать большинство учащихся класса в частично-поисковую деятельность, что вызывает их собственную активность, им предоставляется возможность мыслить, определять проблемы и рассуждать над путями их решения, что способствует формированию коммуникативная и информационная компетенций, связанных с поиском и практическим применением информации.

Литература:

1. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. // М, Просвещение, 1982

2. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 1.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат и др. - М.: Академия, 2000.

4. Урок физики в современной школе: Твор. поиск учителей: Кн. Для учителя/Сост. Э. М. Браверман; под ред. В. Г. Разумовского.-М.: Просвещение, 1993.

5. Цветков В. И. Космос. Полная энциклопедия/ Ил. Н. Красновой. - М.: Эксмо, 2007.

Энциклопедия для детей. Астрономия. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.

6. Энциклопедия для детей. Физика. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.

© 2010-2022