- Преподавателю
- Физика
- УРОК Мир человека и человек в этом мире
УРОК Мир человека и человек в этом мире
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Ивлева Т.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок физики
12 класс
Тема урока «Мир и человек в этом мире»
Цель урока: создать условия для формирования способности к самоучению, саморазвитию, развитию коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуального эмоционального развития учащейся молодежи в условиях коллективной учебной деятельности через активное познание окружающего мира, окружающей их действительности и месте человека в этом мире.
Задачи урока:
1. Создать у обучающихся целостную научную картину мира, представив ЕНКМ как совокупность взаимосвязанных частнонаучных картин физики, химии, биологии, астрономии, экологии.
2. Способствовать развитию образного мышления и расширению мировоззрения обучающихся, творческой активности школьников.
3. Развивать универсальных учебных действий обучающихся: умение грамотно работать с источниками информаций, умение вести монолог и диалог, оперировать фактами и обобщать, сотрудничество;
4. Повышать интерес школьников к изучению естественных наук.
5.Развивать инициативность, ответственность, волевые, эмоциональные, интеллектуальные и гуманные нравственные качества личности.
Эпиграф к уроку:
«Человек-то мал, а дом его мир» (Варрон, римский писатель)
Ход урока
1. Урок начинается с активизации мыслительной деятельности школьников (просмотр dvd фрагмента, связанного с темой урока).
2. Совместное определение темы урока и постановки задач урока.
3. Работа над вопросами семинара, включая интерактивную беседу.
Состав вопросов:
1. Мегамир (Космос) - Вселенная. Млечный путь. Солнечная система. Земля.
2. Макромир. Биосфера. Ноосфера.
3. Микромир.
4. Гелиоцентрическая система мира. Место человека во Вселенной.
Во время подготовки к занятию старшеклассники готовили индивидуальные сообщения:
- Д. Бруно
- Н. Коперник
- Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;
- Ньютоновская научная картина мира (16 -19 вв.);
- Эйнштейновская революция (рубеж 19-20 вв.)
- Человек и экология гидросфер.
- Человек и экология атмосферы.
- Экологические проблемы и их решения.
Порядок проведения семинарского занятия:
- Объявляется содержание рассматриваемого пункта.
- Ученики по желанию выступают, стремясь говорить ясно и лаконично.
- Класс составляет опорный конспект по ходу выступления, готовит вопросы для выступающих. (После того как главные аспекты его раскрыты, дается сигнал прекратить обсуждение).
- Переход к следующему вопросу, процедура повторяется.
Те ученики, которые не принимали участие в обсуждении, сдают на проверку опорные конспекты.
Форма урока - семинар (Организуется с более высокой степенью конкретизации учебного материала. Подготовка к ним требует от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Учитель руководит учебной деятельностью обучающихся при организации и проведении семинара: разъясняет цели, задачи, план занятия, выдает задания).
4. Рефлексия - обучающимся отвечают на вопросы:
- сегодня я узнал …
- было интересно …
- было трудно …
- я выполнял задания …
- я понял, что …
- теперь я могу …
- я почувствовал, что …
- я приобрел …
- я научился …
- у меня получилось …
- я смог …
- я попробую …
- меня удивило …
- урок дал мне для жизни …
- мне захотелось …
5. Подведение итогов семинара (делается мировоззренческий вывод; их ценность в том, что они опираются на большее число фактов - тех, о которых говорили на занятии ученики, поэтому они убедительны и усваиваются сознательно).
6. Оценка деятельности учеников (каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия). План семинара, его тему, список литературы объявляется заранее.
Оценивания степени развития информационных и коммуникативных умений учащихся в ходе семинара проводится анализ следующей документации и работы учащихся:
- текст доклада (сообщения);
- план - конспект выступления по вопросам семинара;
- публичные вступления учащихся;
- устные ответы с места по предложенным вопросам;
- результат заполнения таблицы (её содержание: тема доклада (сообщения), интересные факты, вводы, дополнения к докладу);
- составление словаря «новых» терминов и дополнительных вопросов.
Вопросы, которые остались открытыми, рассматриваются в будущем самостоятельно учениками (в виде д/з или разбираются с помощью учителя на консультациях или уроках).
Рекомендации: при подготовке к уроку и во время его проведения стремиться включать большинство учащихся класса в частично-поисковую деятельность, что вызывает их собственную активность, им предоставляется возможность мыслить, определять проблемы и рассуждать над путями их решения, что способствует формированию коммуникативная и информационная компетенций, связанных с поиском и практическим применением информации.
Литература:
1. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. // М, Просвещение, 1982
2. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 1.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат и др. - М.: Академия, 2000.
4. Урок физики в современной школе: Твор. поиск учителей: Кн. Для учителя/Сост. Э. М. Браверман; под ред. В. Г. Разумовского.-М.: Просвещение, 1993.
5. Цветков В. И. Космос. Полная энциклопедия/ Ил. Н. Красновой. - М.: Эксмо, 2007.
Энциклопедия для детей. Астрономия. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.
6. Энциклопедия для детей. Физика. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.