Конспект урока по физике на тему Преломление света (11 класс)

Урок по физике на тему "Преломление света" (11 класс) создает условия для формирования у учащихся знаний о преломлении света, умений объяснять природные явления, развития навыков решения задач, реализации внутрипредметных и межпредметных связей для целостного восприятия единой научной картины мира. В ходе урока проводятся демонстрационный и ученический эксперимент, исследовательская работа в группах. Учащиеся устанавливают закон преломления, проводят его доказательство на основе принципа Гюйгенс...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики

по теме "Преломление света" (11-й класс)

учитель ГБОУ города Москвы школа №544 Захарова О.А.

«Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой!
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом, -
Всю природу и созданье
Мы лишь в свете познаем!»

Из ариозо Водемона, из оперы «Иоланта», муз. П И Чайковского

Цель урока: создание условий для формирования знаний о преломлении света, развитие навыков решения задач, реализация внутрипредметных и межпредметных связей для целостного восприятия единой научной картины мира.

Задачи урока

Обучающие:

  • формирование знаний о преломлении света;

  • формирование умений объяснять явления, используя полученные знания;

  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие:

  • способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

  • способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития;

  • воспитание любви к своей малой Родине, используя национально-региональный компонент на уроке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

  • Демонстрационное оборудование: набор по геометрической оптике для наблюдения преломления света).

  • Оборудование для ученического исследования: источник электропитания, лампа, ключ, экран со щелью, прозрачный полуцилиндр, лимб, пластиковый коврик, планшет (на каждый стол).

  • Оборудование для ученического наблюдения: стакан с водой с прозрачными стенками, чашка с водой, пластина стеклянная (призма) с косыми гранями, монета, иголки, карандаш (на каждый стол).

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Структура урока

Этапы урока

Средства и методы

обучения

Необходимое

время

Организационный этап

Организационный момент.

5 минут

Актуализация новых знаний

Ученический эксперимент. Обсуждение целей и задач урока.

5 минут

Изучение нового материала

Демонстрационный эксперимент.

Исследовательская работа в группах.

Решение задач.

5 минут

15 минут

10 минут

Итоги урока

Рефлексия. Оценивание учеников. Домашнее задание.

5 минут


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ребята, мы с вами перешли к изучению раздела физики «Оптика», в которой изучаются законы распространения света в прозрачной среде на основе представлений о световом луче.

Мы видим этот прекрасный мир потому, что существует свет!

90% всей информации об окружающем мире люди получают посредством зрения. Свет делает нашу жизнь чудесной и удивительной. (Презентация «Как прекрасен этот мир»)

II. Актуализация знаний.

Сегодня нам предстоит выяснить, как ведет себя свет на границе двух прозрачных сред. И для начала, я предлагаю вам провести эксперименты и рассказать о том, что вы наблюдали.

Эксперимент 1

Расположите карандаш наклонно в стакане с водой и посмотрите на него сверху, а затем сбоку. Сравните расположение частей карандаша в воде и в воздухе?

Эксперимент 2

На дно сосуда с непрозрачными стенками поместить монетку таким образом, чтобы ее не было видно из-за передней боковой стенки. Не изменяя положения угла зрения, осторожно вливайте воду в сосуд. Какой эффект при этом вы наблюдаете?

Эксперимент 3

На середину дна стакана с водой поставьте карандаш вертикально и посмотрите на него через боковую стенку сосуда. Сравните диаметр карандаша в воде и в воздухе.

Эксперимент 4

Положите стеклянную пластинку со скошенными гранями на коврик и установите две иголки вертикально: одну перед пластиной, другую после нее. Расположите коврик с пластиной на уровне глаз и посмотрите на иголки так, чтобы в воздухе за первой иголкой не было видно второй. Не меняя положения коврика относительно глаз, посмотрите на иголки через стеклянную пластину. Что вы наблюдаете?

Проведенные эксперименты, навели нас на очень интересные вопросы, ответить на которые мы сможем, изучив сегодняшнюю тему «Закон преломления света». (Формулирование целей и задач урока)

III. Изучение нового материала.

На границе раздела двух сред свет, падающий из первой среды, отражается в неё обратно. Если вторая среда прозрачная, то свет частично может пройти через границу сред. При этом, как правило, он меняет направление распространения, или испытывает преломление.

Проведем наблюдение, как ведет себя свет на границе раздела двух сред: воздух - стекло (с помощью демонстрационного набора по оптике). Одновременно с явлением отражения света, наблюдаем явление преломления света, т.е. изменение направления распространения света при переходе из одной прозрачной среды в другую.

Давайте проведем исследование явления преломления света. (Учащиеся работают в группах и устанавливают закон преломления света).

Датский астроном и математик Снеллиус в 1621 г. экспериментально открыл закон преломления света. (Проводим доказательство закона преломления на основе принципа Гюйгенса и объясняем физический смысл относительного показателя преломления)

Итак, сформулируем закон преломления света:

  1. Луч падающий, луч преломленный и нормаль к границе раздела двух сред в точке падения лежат в одной плоскости

  2. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред, равная относительному показателю преломления второй среды относительно первой.

Преломление волн при переходе из одной среды в другую вызвано тем, что скорости распространения волн в этих средах различны.

В учебнике найдите таблицу «Показатель преломления веществ». Обратите внимание, что стекло, алмаз имеют больший показатель преломления, чем вода. Как вы думаете почему?

Вещество, имеющее больший показатель преломления n1, называется оптически более плотной средой, если n1> n2. Вещество, имеющее меньший показатель преломления n1, называется оптически менее плотной средой, если n1 < n2.

Предлагаю учащимся ответить на первоначально поставленные экспериментальные вопросы:

• Как меняется вид карандаша, опущенного в воду?

• Почему по мере наливания воды в стакан на его дне становиться видна монета?

Переходим к решению задач.

Задача 1. Луч падает из воздуха на поверхность воды под углом 40°. Определите угол преломления.

Задача 2. Световой луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35°. Определите угол преломления.

Задача 3. Под каким углом должен упасть луч на поверхность стекла, чтобы угол преломления был в 2 раза меньше угла падения?

IV. Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с преломлением света.

Рефлексия:

Что нового узнали?

Чему научились при подготовке к уроку?

Какие трудности возникли?

Есть удовлетворение от полученных результатов?

Актуальна ли данная тема?

(Оценки за урок)

Домашнее задание: п.61






© 2010-2022