- Преподавателю
- Физика
- Личностно ориентированный подход преподавания физики в условиях открытой (сменной) общеобразовательной физики
Личностно ориентированный подход преподавания физики в условиях открытой (сменной) общеобразовательной физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рындина Ю.Н. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Рындина Юлия Николаевна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35», учитель физики, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36
Аннотация
Представленный доклад рассматривает личностно ориентированный подход в процессе преподавания физики в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы.
Педагог знакомит с опытом работы по данной теме. Свою главную цель видит в создании комфортной среды на основе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании подростков на уроках физики.
Личностно ориентированный подход в обучении физики предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям. Для того чтобы обучение было успешным, педагог выявляет характер дидактической запущенности и планирует деятельность каждого школьника по ликвидации пробелов в знаниях.
Благодаря использованию разнообразных форм и методов обучения, опыт педагога в данном направлении позволяет повысить мотивацию у изучению предмета.
Личностно ориентированный подход - это развитие и формирование личности; приближение учащихся к чему - либо (правильное отношение), осуществляемый самым непосредственным образом.
Для обеспечения более продуктивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения изучаю индивидуальные особенности, уровень знаний и умений наших учеников, которые по разным причинам не в состоянии продолжать обучение в массовых школах. Они вынуждены получать полное среднее образование в вечерней школе.
Наш контингент - подростки и взрослые с разным уровнем знаний, способностей. Для того чтобы обучение было успешным, стараюсь выявить характер дидактической запущенности и спланировать деятельность каждого школьника по ликвидации пробелов в знаниях.
Личностно ориентированный подход в обучении физики предполагает обучение,
ставящее во главу угла личность учащегося, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям.
Задачи, над которыми я работаю:
-
овладение приемами, способствующими развитию у учащихся познавательных интересов;
-
использование дифференцированного подхода к школьникам на разных этапах урока;
-
формирование у подростков общих учебных умений и навыков;
-
знакомство и активная подготовка к итоговой аттестации с процедурой проведения выпускников в форме ЕГЭ.
На уроках физики использую следующие приёмы обучения: урок - игра, тренинг, межпредметную связь, тестирование, урок - исследование, комбинированный урок и т. д.
Цель моей работы: создание комфортной среды на основе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании подростков на уроках физики.
В организации проведения урока я ориентируюсь на личность ученика, которого нацеливаю на понимание того, что наука - это обобщенный опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться.
Исходя, из этого делаю упор на следующие акценты:
-
развитие индивидуальных познавательных способностей каждого подростка;
-
максимальное выявление, инициирование, использование, «окультуривание» индивидуального (субъективного) опыта ребёнка;
-
помощь школьнику познавать себя, самоопределиться и самоутвердиться, а не формировать у него заранее созданные свойства.
Поэтому, для себя как для учителя физики ставлю следующие требования:
-
формировать ценностное отношение к учащимся, к культуре, творчеству;
-
проявлять гуманную педагогическую позицию;
-
заботится о сохранении духовного и физического здоровья детей;
-
уметь создавать и постоянно обогащать культурно - информационную и предметно - развивающую образовательную среду;
-
работать с содержанием обучения, придавая ему личностно - смысловую направленность;
-
владеть разнообразными педагогическими технологиями, направлять их в личностно - развивающее русло;
-
проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого школьника.
Из личного опыта хочу предложить рекомендации при проведении учебного занятия с использованием личностно ориентированного подхода:
- учителям использовать разнообразные формы и методы организации работы с учащимися, позволяющее раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
-
создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-
стимулировать учащихся к использованию на уроках разнообразных способов выполнения учебных заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-
поощрять стремление ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе учебного занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
-
применять задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую);
-
создание педагогической ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к учебному занятию, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Для индивидуального развития учащихся учителю необходимо создать такую
атмосферу в коллективе, чтобы была видна продуктивная деятельность работы.
В связи с этим я организую свои уроки следующим образом:
-
учитываю и применяю личностно ориентированный подход для каждого учащегося;
-
на протяжении учебного процесса демострирую детям своё доверие к ним;
-
помогаю школьникам в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
-
развиваю у подростков внутреннюю мотивацию у учению;
-
стремлюсь быть для детей источником информации, к которому всегда можно обратиться за помощью;
-
развиваю в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
-
стараюсь быть активным участником группового взаимодействия;
-
открыто выражаю в классе свои чувства;
-
стремлюсь к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
И по результатам вышесказанного, хочу отметить, что физика является живым источником повышения знаний точных наук, развитием интеллекта не только взрослых, но и учащихся.
Поэтому я, учитель физики, стараюсь найти в своей работе ту изюминку, которая способствовала бы формированию личностно ориентированного подхода в условиях нашей школы.
В заключении хочется сказать, что в течении многих десятилетий вечерняя школа хранит традиции, опыт, особенную психологическую атмосферу, в которой каждый, самый проблемный учащийся, чувствует поддержку, взаимопонимание, ощущая себя полноценной личностью.
ЛИТЕРАТУРА
1.Селевко А.Г., Современные информационно - технические средства в школе, Москва: Народное образование, 2002 г.
2.Коренчук Т.М., Дифференцированный подход в обучении.//Открытая школа. - 2009 г. - стр. 50 - 52.
3.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М., 1996.
4.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000.
5.Кульневич C.B. Личностно-ориентированное воспитание: концепция содержание, реализация. Ростов-н/Д., 1995.