Рабочая программа по физике 11 класс

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №146»





Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета Директор школы

МБОУ СОШ №146 МБОУ СОШ №146

Протокол № _____ от ________ ___________ О.П. Харитонова




Рабочая программа

по курсу

«Физика»

для учащихся 11 класса

на 2015-2016 учебный год



Составитель:

Учитель Ионова С.Л.


первая квалификационная категория









Екатеринбург

2015 г



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 11 класса составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева для среднего (полного) общего образования по физике 10-11 классы. Базовый уровень. ( Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика.10-11 кл./сост. Н.Н Тулькибаева, А.Э.Пушкарев.- М.: Просвещение, 2006.) Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебнику физики для 11класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева - базовый уровень.

УМК авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев для базового уровня составлена на основе:

  • Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)

  • Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт (с сеткой 2 часа в неделю)

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №146. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике и авторской программой учебного курса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева.

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Образовательные цели - формирование знаний основ физики, знаний о методах познания; формирование экспериментальных умений, умений применять знания к решению задач.

Воспитательные цели - формирование научного мировоззрения, политехническое образование, нравственное и эстетическое воспитание личности, формирование оценочных умений.

Развивающие цели - развитие мышления, самостоятельности, памяти, речи, воображения, развитие интересов и способностей к физике.


  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электродинамики.

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,

  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием современных информационных технологий

  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне в 11 классах из расчёта 2 часа в неделю.

2. Организация общеобразовательного процесса в 8 классе


Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.


п/п

Содержание программы

Наименование разделов, тем

Кол.

часов

№ лаб.раб

Контрольные

работы.

1-2

Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле

17

№ 1

3.

Оптика.

8

№ 1,2

№ 2

4.

Элементы теории относительности

3

5.

Квантовая физика.

5

№3

№3

6.

Атомная физика

7

Тест

7.

Строение и эволюция вселенной

7

8.

Итоговое повторение

11

9.

Практикум

6

Резерв

4

Итого

68

3

4

Формы организации образовательного процесса

Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, контрольная работа, практическая работа, зачѐт, в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-технологии обучения: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и лабораторная работа;

-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лаботаторная работа, итоговый, текущий, тематический контроль.

Технологии обучения

Проблемное обучение, информативное, модульное обучение, практико- ориентированное, деятельностный подход, личностно-ориентированное, системное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, творческий подход, здоровье сберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Компетенции

Учебно - познавательная

Коммуникативная

Социально - трудовая

Ценностно - смысловая

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

3. Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, т.к. физические законы лежат воснове содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Он раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии

общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики

основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

В результате изучения физики получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:

•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

•формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

на выработку компетенций:

общеобразовательных:

умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества:

осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе

компьютерных;

воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве,

решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

•приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между

физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения

принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и

теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и

плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия

света, возникновение линейчатого спектра излучения;

•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность

воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их

использовании;

•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,

определение оптимального соотношения цели и средств.

Использование методов и педагогических технологий, направленных, на реализацию базовой образовательной программы по физике

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий:

• технологии проблемного обучения,

• технологии интегрированного обучения,

• технология игрового обучения,

технология обучения на примере конкретных ситуаций

• информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов,

• технология развивающего обучения

• технологии индивидуального обучения

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены как на предметном содержании, так и носят надпредметный характер

• ситуация-проблема -прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация -прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка -прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг -прототип стандартной или другой ситуации (тренинг

возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Формы организации образовательного процесса

• урок-исследование,

• урок-лаборатория,

• урок-творческий отчёт,

• урок изобретательства,

• урок «Удивительное рядом»,

• урок-рассказ об учёных,

• урок-защита исследовательских проектов,

• урок-экспертиза,

• урок «Патент на открытие»,

• урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типовые задачи на формирование УУД

Личностные универсальные учебные действия:

• - на личностное самоопределение;

• - на развитие Я-концепции;

• - на смыслообразование;

• - на мотивацию;

• - на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• - на учёт позиции партнёра;

• - на организацию и осуществление сотрудничества;

• - на передачу информации и отображение предметного содержания;

• - тренинги коммуникативных навыков;

• - ролевые игры;

- групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

- задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

- задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- на планирование;

- на рефлексию;

- на ориентировку в ситуации;

- на прогнозирование;

- на целеполагание;

- на оценивание;

- на принятие решения;

- на самоконтроль;

- на коррекцию.

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

• Учебное сотрудничество

• Совместная деятельность

• Разновозрастное сотрудничество

• Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества

• Дискуссия

• Тренинги

• Общий приём доказательства

• Рефлексия

• Педагогическое общение

Классы учебно-практических и учебно-познавательных задач

1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций

4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества

5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации

6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции

7)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

8)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

9)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Виды и формы контроля

Оценка метапредметных и предметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос

(самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).


Результаты освоения курса физики

1 Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

1) в познавательной сфере:

давать определения изученным понятиям;

называть основные положения изученных теорий и гипотез;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики; 7

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

структурировать изученный материал;

интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

2) в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

3) в трудовой сфере - проводить физический эксперимент;

4) в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.


Содержание программы курса физики. 11 класс.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (17 ч)

1. Магнитные взаимодействия (7 ч)

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера. Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

2. Электромагнитное поле (10 ч)

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные

источники энергии. Трансформаторы. Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.

Демонстрации

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.


ОПТИКА ( 8 часов)

3. Оптика (8 ч)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решётки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.



ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (3 часа)

4. Элементы специальной теории относительности (3 ч)

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией


КВАНТОВАЯ и АТОМНАЯ ФИЗИКА (12 ч)

5. Кванты и атомы (5 ч)

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров. Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.

6.Атомное ядро и элементарные частицы (7 ч)

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы. Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счётчик ионизирующих частиц.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (7 ч)

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.

Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика - Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (11 ч)

Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электростатика. Электродинамика.

№ п/п

№ урока в теме

Тема раздела

Тема

урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля, измерители

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Планируемые сроки изучения

Примечание

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (17 часов)

1

1

Взаимодействие токов.

Магнитное поле

Урок изучения нового материала

Взаимодействие проводников с током. Магнитные сипы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля

Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле

Давать определение, изображать силовые линии магнитного поля

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 ИИП КМ-школа

§1

02.09.

2

2

Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля

Урок изучения нового материала

Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика»

Знать: правило «буравчика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике

Тест. Объяснять на примерах, рисунках правило «буравчика»

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 ИИП КМ-школа

Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 2

05.09.

3

3

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Урок изучения нового материала

Закон Ампера. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило «левой руки». Применение закона Ампера

Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике)

Физический диктант. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Ампера, тока, линии магнитного поля

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 ИИП КМ-школа

§ 3,5

09.09.

4

4

Самостоятельная работа № 1 по теме «Магнитное поле» (20 минут). Решение задач.

Урок применения знаний

Магнитное поле

Уметь применять полученные знания на практике

Самостоятельная работа.

Решение задач

Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

12.09.

5

5

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции

Комбинированный урок

Электромагнитная индукция. Магнитный поток

Понимать смысл: явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины

Тест. Уметь объяснить явление электромагнитной индукции, знать закон

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 8,9, 11.

Р . 921

16.09.

6

6

Самоиндукция. Индуктивность

Комбинированный урок

Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции

Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл физической величины (индуктивность). Уметь применять формулы при решении задач

Физический диктант. Понятия, формулы

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 ИИП КМ-школа

§ 15. Р. 933, 934

19.09.

7

7

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

Комбинированный

урок

Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле

Понимать смысл физических величин: энергия магнитного поля, электромагнитное поле

Давать определения явлений. Уметь объяснить причины появления электромагнитного попя

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 ИИП КМ-школа

§16, 17.

Р. 938, 939

23.09.

8

8

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

Комбинированный урок

Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания

Физический диктант.

Давать определение колебаний, приводить примеры

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 27

26.09.

9

9

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

Комбинированный урок

Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний

Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях

Объяснять работу колебательного контура

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 28, 30

30.09..

10

10

Переменный

электрический

ток

Комбинированный урок

Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока

Понимать смысл физической величины (переменный ток)

Объяснять получение переменного тока и применение

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 31

03.10.

11

11

Генерирование

электрической

энергии.

Трансформаторы

Комбинированный урок

Генератор переменного тока. Трансформаторы

Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора

Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 37, 38

07.10.

12

12

Производство, передача и использование электрической энергии

Комбинированный урок

Производство электроэнергии. Типы электростанций. Передача электроэнергии. Повышение эффективности использования электроэнергии

Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии. Знать способы передачи электроэнергии

Физический диктант. Знать правила техники безопасности

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§41. Повторить § 2,5, 6, 11

10.10.

13

13

Электромагнитные колебания. Основы электродинамики

Урок применения знаний

Электромагнитные колебания. Основы электродинамики

Знать определения понятий. Знать физические величины

Тематический контроль. Решение задач по теме

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

Упр.4 (1,2). Повторение.

§27,28,30

14.10.

14

14

Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики»

Комбинированный урок

Электромагнитные колебания. Основы электродинамики

Применять формулы при решении задач

Контрольная работа

Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс

17.10.

15

15

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн

Комбинированный урок

Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн

Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн

Уметь обосновать теорию Максвелла

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 48, 49, 54

21.10.

16

16

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция

Комбинированный урок

Устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова. Принципы радиосвязи

Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова

Знать схему. Объяснять наличие каждого элемента схемы. Эссе - будущее средств связи.

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 51, 52

24.10.

17

17

Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Комбинированный

урок

Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приема и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи.

Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применения волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приема и получения телевизионного изображения.

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 57, 58

07.11.

ОПТИКА (8 часов)

18

1

Развитие взглядов на природу света. Скорость света

Урок изучения нового материала

Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света

Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света)

Уметь объяснить природу возникновения световых явлений, определения скорости света (опытное обоснование)

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 59

11.11.

19

2

Закон отражения света

Комбинированный урок

Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале

Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света. Выполнять построение ; изображений в плоском зеркале. Решать задачи

Решение типовых задач

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 60. Р.

1023, 1026

14.11.

20

3

Закон преломления света

Комбинированный урок

Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления

Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений

Физический диктант, работа с рисунками

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

Упр. 8 (12, 13)

18.11.





21

4

Дисперсия света

Урок применения знаний

Дисперсия света

Понимать смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии

Решение качественных задач.

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 66

21.11.



22

5

Интерференция света. Поляризация света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка.

Комбинированный

урок

Интерференция. Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. Дифракция света

Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция. Объяснять условие получения устойчивой интерференционной картины. Понимать смысл физических понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры применения поляризованного света

Давать определения понятий

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 68, 73, 74. Р.1096

25.11



23

6

Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн

Урок изучения нового материала

Виды излучений и источников света. Шкала электромагнитных волн

Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн

Объяснять шкалу электромагнитных волн

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 81, 87

28.11.


24

7

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Рентгеновские лучи

Комбинированный урок (семинар)

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений

Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение. Знать рентгеновские лучи. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 85, 86

02.12


25

8

Контрольная работа № 2 «Световые волны. Излучение и спектры»

Урок контроля

Световые волны. Излучение и спектры

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольная работа

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие


05.12




ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (3 часа)


26

1

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности

Комбинированный урок

Постулаты теории относительности Эйнштейна

Знать постулаты теории относительности Эйнштейна


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 75, 76

09.12


27

2

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика

Комбинированный урок

Релятивистская динамика

Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 78, 79

12.12


28

3

Связь между массой и энергией

Комбинированный урок

Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия покоя

Знать закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «энергия покоя»


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 80

16.12


КВАНТОВАЯ И АТОМНАЯ ФИЗИКА (12 часов)

29

1

Фотоэффект.

Теория

фотоэффекта

Комбинированный

урок

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией

Знать формулы, границы применения законов

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 88, 89

19.12.


30

2

Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта

Урок применения знаний

Применение фотоэлементов

Знать: величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс); устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно- волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике

Физический диктант. Решение задач по теме

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 90. Р. №

23.12.


31

3

Строение атома. Опыты Резерфорда

Урок изучения нового материала

Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду

Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду

Тест. Знать модель атома, объяснять опыт

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 94

26.12.


32

4

Квантовые постулаты Бора. Лазеры

Комбинированный урок

Квантовые постулаты Бора. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров

Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры применения лазера в технике, науке

Проект «Будущее квантовой техники»

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11 Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

ИИП КМ-школа

§ 95, 96,97

13.01.


33

5

Контрольная работа № 3 по теме: «Световые кванты. Строение атома»

Урок контроля

Световые кванты. Строение атома

Решать задачи на законы фотоэффекта, определение массы, скорости, энергии импульса фотона

Контрольная работа

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие


16.01


34

6

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучение

Комбинированный урок

Открытие естественной радиоактивности. Физическая природа, свойства и области применения альфа-, бета- и гамма- излучений

Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма- излучение. Знать области применения альфа-, бета-, гамма-излучений


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 99, 100

20.01.


35

7

Строение атомного ядра. Ядерные силы

Комбинированный урок

Протонно- нейтронная модель ядра. Ядерные силы

Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 104, 105

23.01.


36

8

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции

Комбинированный урок

Энергия связи ядра. Дефект масс. Ядерные реакции

Понимать смысл физического понятия: энергия связи ядра, дефект масс. Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие

§ 105, 106

27.01.


37

9

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции

Комбинированный урок

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции

Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа


§ 107- 109

30.01.


38

10

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений

Комбинированный

урок (семинар)

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений

Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем -

Проект «Экология использования атомной энергии»

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§ 111- 113

03.02


39

11

Контрольная работа N° 4 по теме «Физика атома и атомного ядра»

Урок контроля

Физика атома и атомного ядра

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольная работа

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс Е.А.Марон Физика.11 класс: учебно-методическое пособие


06.02


40

12

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира

Комбинированный урок

Единая физическая картина мира

Объяснять физическую картину мира

Работа с таблицами

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

ИИП КМ-школа

§117, 118

10.02


ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕННОЙ (7 часов)

41

1

Строение Солнечной системы

Урок изучения нового материала

Солнечная система

Знать строение Солнечной системы. Описывать Движение небесных тел

Работать с атласом звездного неба

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§119

13.02.


42

2

Система Земля- Луна

Урок изучения нового материала

Планета Луна - единственный спутник Земли

Знать смысл понятий: планета, звезда

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 118

17.02.


43

3

Общие сведения о Солнце

Комбинированный урок

Солнце-звезда

Описывать Солнце как источник жизни на Земле

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§120

20.02.


44

4

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Комбинированный урок

Источники энергии Солнца. Строение Солнца

Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца

Знать схему

строения

Солнца

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 120

24.02.


45

5

Физическая природа звезд

Комбинированный урок

Звезды и источники их энергии

Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 121

27.02.


46

6

Наша Галактика

Урок изучения нового материала

Галактика

Знать понятия: галактика, наша Галактика

Фронтальный опрос

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 124

03.03.


47

7

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

Урок изучения нового материала

Вселенная

Знать понятие «Вселенная»

Тест

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

Электронное приложение к учебнику Физика11

§ 125,126

06.03.


ПОВТОРЕНИЕ (11 часов)

48

1

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение

Комбинированный урок

Траектория, система отсчета, путь, перемещение, скалярная и векторная величины. Ускорение, уравнение движения, графическая зависимость скорости от времени

Знать понятия: путь, перемещение, скалярная и векторная величины. Уметь измерять время, расстояние, скорость и строить графики

Тест

ИИП КМ-школа

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие

§9-10, 13-15

13.03.


49

2

Законы Ньютона

Комбинированный урок

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

Понимать: смысл 1-го, 2-го и 3-го законов Ньютона, явление инерции. Применять законы Ньютона для определения равнодействующей силы по формуле и по графику v(t). Определять по графику интервалы действия силы. Применять формулы при решении задач

Тест

ИИП КМ-школа Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие

§ 22, 23, 27-29

17.03.


50

3

Силы в природе

Комбинированный урок

Закон всемирного тяготения; силы тяжести, упругости, трения

Знать закон всемирного тяготения, понятия: деформация, сила тяжести, упругости, трения, вес тела, Уметь решать простейшие задачи

Использовать формулы, уметь привести примеры действия сил и объяснить их проявление

ИИП КМ-школа

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие

§ 32, 33, 35, 37-39

20.03.


51

4

Законы сохранения в механике

Комбинированный урок

Импульс. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Работа. Мощность. Энергия

Знать: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, границы применимости законов сохранения.

Объяснять и приводить примеры практического использования физических законов

Уметь вычислять: работу, мощность, энергию, скорость из формулы закона сохранения энергии, решать типовые задачи на законы сохранения, объяснять границы применимости законов

И Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИП КМ-школа

§ 42, 52, 48- 51

03.04


52

5

Основы MKT. Газовые законы

Комбинированный урок

Уравнение Менделеева- Клапейрона. Изопроцессы.

Знать: планетарную модель строения атома, определения изопроцессов.

Понимать физический смысл MKT. Приводить примеры, объясняющие основные положения MKT

Вычислять параметры, характеризующие молекулярную структуру вещества, определять характер изопроцесса по графикам

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИИП КМ-школа

§ 58,

70,71,

65

07.04.


53

6

Взаимное превращение жидкостей, газов

Комбинированный


Испарение, конденсация. Кипение, влажность воздуха. Психрометр. Теплопередача. Количество теплоты

Знать основные понятия.

Объяснять преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества

Работать с психрометром. Приводить примеры теплопередачи.

Вычислять количество теплоты

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИИП КМ-школа

§ 75, 76

10.04.


54

7

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Комбинированный урок

Броуновское движение. Строение вещества

Знать внутреннее строение вещества

Приводить примеры и уметь объяснить отличия агрегатных состояний

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИИП КМ-школа

§ 77, 78, 80, 82, 84

14.04


55

8

Тепловые явления

Комбинированный урок

Процессы передачи тепла. Тепловые двигатели

Знать определение внутренней энергии, способы ее изменения. Объяснять процессы теплопередач

Объяснять и анализировать КПД теплового двигателя

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИИП КМ-школа

§ 75, 76

17.04


56

9

Электростатика

Комбинированный урок

Электрический заряд. Закон Кулона. Конденсаторы

Знать виды зарядов, закон Кулона, электроемкость. Виды конденсаторов

Объяснять электризацию тел, опыт Кулона, применение конденсаторов

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИИП КМ-школа

§ 86-89, 92, 93, 99, 101

21.04.


57

10

Законы постоянного тока

Комбинированные уроки

Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников

Знать закон Ома. Виды соединений

Владеть понятиями: электрический ток, сила тока. Уметь пользоваться электрическими измерительными приборами

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие ИИП КМ-школа

§ 104- 110

24.04.


58

11

Электромагнитные явления

Комбинированные уроки

Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства

Знать понятия: магнитное поле, электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства

Владеть правилами: «буравчика», «левой руки».

Е.А.Марон Физика.10 класс: учебно-методическое пособие

ИИП КМ-школа

§111-113

28.04.


ПРАКТИКУМ (6 часов)









05.05.

59

1

Лабораторная работа Наблюдение действия магнитного поля на ток

Урок практикум

Наблюдение действия магнитного поля на ток

Уметь применять полученные знания на практике

Лабораторная работа.

Умение работать с приборами, формулировать вывод

Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11 СDдиски «Виртуальные лабораторные работы 9,10,11 класс»



05.05.


60

2

Лабораторная работа Изучение явления электромагнитной индукции

Урок практикум

Изучение явления электромагнитной индукции

Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции

Лабораторная работа.


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11 СDдиски «Виртуальные лабораторные работы 9,10,11 класс»



08.05.


61

3

Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла

Урок практикум

Измерение показателя преломления стекла

Выполнять измерение показателя преломления стекла

Лабораторная работа.


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11 СDдиски «Виртуальные лабораторные работы 9,10,11 класс»



12.05.


62

4

Лабораторная работа Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы

Урок практикум

Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы

Определять оптическую силу и фокусное расстояние линзы

Лабораторная работа.


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11 СDдиски «Виртуальные лабораторные работы 9,10,11 класс»



15.05.


63

5

Лабораторная работа Измерение длины световой волны

Урок практикум

Измерение длины световой волны

Выполнять измерение длины световой волны

Лабораторная работа.


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11 СDдиски «Виртуальные лабораторные работы 9,10,11 класс»



19.05.


64

6

Лабораторная работа Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Урок практикум

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Уметь применять полученные знания на практике.

Лабораторная работа. Работа с рисунками.


Учебник. Г.Я. Мякишев Физика11

СDдиски «Виртуальные лабораторные работы 9,10,11 класс»


22.05.


65-68

Резерв ( 4 часа)















































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

(11 класс)

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Критерии оценивания

Оценка устных ответов обучающихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Перечень ошибок

I. Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений

теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических

величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения

физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания

или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения

задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие

неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование

решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное

оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать

полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и

измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении

эксперимента.

II. Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных

неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки,

вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах,

неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических

величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы

вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не

искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия.

Учебно-методический комплекс:

  1. Годова И.В. Физика. 11класс. Контрольные работы в новом формате. М.: 2011. - 96 с.

  2. Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс. - М.: Экзамен, 2010 г. - 111 с

  3. Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 11 класс . М.: «Вако», 2011 г. - 87с

  4. Кирик Л.А. Физика. 11 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: 2014. - 208 с.

  5. Марон А. Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. - М.: Просвещение, 2007 г. - 125 с

  6. Марон А. Е. Физика. 11 класс: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа 2011 г. - 125 с

  7. Мартынова Н. К. Программы образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г. - 108 с

  8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  9. Попова В. А. Рабочие программы по физике. 7-11. - М.: Издательство Глобус, 2009. - 247с

  10. Степанова Г.Н, «Сборник задач по физике 10-11 класс для общеобразовательных учреждений», 21 издание. - М.: просвещение 2010 г.

  11. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе - Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1972г. - 167с

Оборудование и приборы

Лабораторное оборудование

Лабораторный комплект по механике

Лабораторный комплект по молекулярной физике и термодинамике

Лабораторный комплект по электродинамике (с ВС-4,5)

Лабораторный комплект по оптике

Набор по электролизу

Лабораторный комплект по электростатике

Радиоконструктор

Демонстрационное оборудование

Желоб Галилея

Прибор для наблюдения равномерного движения

Прибор для изучения плавания тел

Прибор для изучения конвекции

Прибор для демонстрации давления в жидкости

Трубка Ньютона универсальная

Трубка с двумя электродами

Цилиндр с отпадающим дном

Шар Паскаля

Шар для взвешивания воздуха

Набор светофильтров

Набор для демонстрации опыта Эрстеда

Приборы и принадлежности для опытов

Вольтметр

Амперметр

Миллиамперметр

Выпрямитель учебный ВС-4,5М

Термометр

Набор капилляров

Секундомер электронный

Прибор для изучения зависимости сопротивления металлов от температуры

Прибор для исследования зависимости сопротивления полупроводников от температуры

Прибор для исследования зависимости сопротивления проводников от длины, сечения и материала

Прибор для исследования звуковых волн

Набор для изучения закона Бойля-Мариотта с манометром

Трибометр лабораторный

Набор "Электродвигатель"

Магазин сопротивлений лабораторный

Наглядные и методические пособия

Таблица "Шкала электромагнитных излучений" (полноцветная 1800х600 мм, составная, двухстороннее ламинирование)

Таблица "Международная система единиц (СИ)" (полноцветная 900х600 мм, двухстороннее ламинирование)

Таблица "Фундаментальные физические постоянные" (полноцветная 900х600 мм, двухстороннее ламинирование)

Таблица "Приставки и множители единиц физических величин" (полноцветная 900х600 мм, двухстороннее ламинирование)

Комплект таблиц по физике для оформления кабинета (25 таблиц с методическими рекомендациями)

Дидактический материал


  1. Физика. 11 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. 11-е изд. - М.: Дрофа, 2013. - 128с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя


  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт общего

образования (ФГОС ООО). - М.: Просвещение, 2012 г.

  1. Примерные программы основного общего образования. - М.:

Просвещение, 2012 г.

  1. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных

учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А.

Орлов.-М.: Дрофа, 2010 г.

  1. 5.Аганов А. В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А. В.

Аганов. - М.: Дом педагогики, 1998 г..

  1. 6.Бутырский Г. А. Экспериментальные задачи по физике/ Г. А. Бутырский,

Ю. А. Сауров. - М.: Просвещение, 1998 г..

  1. Л.А. Кирик, Физика-11, самостоятельные и контрольные работы. - М:

«Илекса», 2011 г.

  1. Кабардин О. Ф. Задачи по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р.

Зильберман. - М.: Дрофа, 2007 г.

  1. Кабардин О. Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических

работ по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов; под ред. Ю. И. Дика, В. А.

Орлова. - М.: ACT, Астрель, 2005 г..

Литература для учащихся

1. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В. Н.

Ланге. - М.: Наука, 1985 г.

2. Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В. И.

Лукашик, Е. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2007 г.

3. Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. - М.: Наука, 1980 г.

4. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перельман. - М.: Наука,

1992 г.

5. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике / Г. Н. Степанова. М.:Просвещение, 2005 г.

1. Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

(Электронное приложение к учебнику).

2. А.Е. Марон, Е.А.Марон. Физика 11 класс: дидактические материалы. М.:Дрофа, 2010.

Дополнительная литература:

1. В.А. Волков. Поурочные планы по физике. 11 класс. М.: ВАКО, 2009. - 464 с.

2. В.А. Попова. Рабочие программы по физике 7-11 классы. М.: Глобус, 2009. - 247 с.

3.В.А. Шевцов. Повторение и контроль знаний. 9-11 классы. М.: Планета, 2011.- 32с.

4.С.М. Андрюшечкин, А.С. Слухаевский. Физика. Конструктор самостоятельных и контрольных работ. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2010 г.

Рекомендуемые сайты и электронные пособия по физике:


  1. Физика для всех physica-vsem.narod.ru/

  2. Физика fizika.ru

  3. Физика av-physics.narod.ru

  4. Физика в анимациях physics-animations.com

  5. Классная физика class-fisika.narod.ru

  6. ФЦИОР fcior.edu.ru

  7. ЦОР school-collection.edu.ru

  8. Тесты по физике physics-regelman.com/

  9. ЕГЭ, ГИА ege.edu.ru

  10. ЕГЭ, ГИА fipi.ru

  11. Решу ЕГЭ phys.reshuege.ru

Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год. Физика

Наименование олимпиады

№ в перечне

Профиль

Уровень

Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии - прорыв в будущее»

1

нанотехнологии

1

Городская открытая олимпиада школьников по физике

6

физика

2

Московская олимпиада школьников

29

физика

1

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»

43

физика

1

Олимпиада школьников «Физтех»

46

физика

1

Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом»

57

физика

1

Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада

61

астрономия

1

Олимпиада школьников «Ломоносов»

41

механика и математическое моделирование

2

Всесибирская открытая олимпиада школьников

4

физика

2

Интернет-олимпиада школьников по физике

8

физика

2

Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи - будущее науки»

14

физика

3

Олимпиада Курчатов

33

физика

2

Олимпиада школьников «Ломоносов»

41

физика

2

Олимпиада школьников «Шаг в будущее»

47

инженерное дело

3

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета

49

физика

2

Турнир имени М.В.Ломоносова

68

физика

2

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор»

2

инженерные науки

3

Московская олимпиада школьников

28

астрономия

3

Турнир имени М.В.Ломоносова

68

астрономия и науки о Земле

3

Олимпиада школьников «Ломоносов»

41

робототехника

2

Всероссийский турнир юных физиков

3

физика

3

Инженерная олимпиада школьников

7

физика

2

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»

15

физика

3

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений

18

физика

3

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда»

27

естественные науки

3

Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области (ОРМО)

56

физика

3

Межрегиональная отраслевая олимпиада «Паруса надежды»

20

техника и технологии

3



© 2010-2022