Интерактивные формы и методы обучения на уроках физики

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учеников к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, можно увидеть, что принцип активности ребенка в процессе обучения б...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные формы и методы обучения на уроках физики.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты).

  • Мини-лекция.

  • Работа в группах, парах.

  • Кооперативное обучение

  • Разработка проекта

  • Дискуссия группы экспертов

  • Контрольный лист или тест

  • Ролевая (деловая) игра

  • Игровые упражнения

  • Аквариум

  • Карусель

  • Дерево решений

  • Броуновское движение

  • Синквейн.

Рассмотрим некоторые из них, те которые уже апробированы мной на практике.

«Мозговая атака», «мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.

Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги.

Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу.

Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

  • обсуждения спорных вопросов,

  • стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении,

  • сбора большого количества идей в течение короткого периода времени,

  • выяснения информированности или подготовленности аудитории.

При изучении темы «Плавание тел» 7 класс.

На демонстрационном столе учителя находятся две ёмкости с водой (в первой - пресная, во-второй соленая). Учитель демонстрирует, что в одной ёмкости яйцо тонет, а в другой - плавает. Обучающимся предлагается выполнить тоже самое.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости? Учащиеся высказывают свои идеи. Все мысли записываются на доске в столбик.

Приём "Корзина". Учитель на доске с помощью презентации включает изображение корзины, куда записывает всё то, что ученики знают или думают по данной теме.

Гипотеза: плавание тел зависит от силы тяжести и силы выталкивания, от плотности тела и плотности жидкости.

- Провести эксперименты, опыты.

- Как можно подтвердить или опровергнуть предположения?

- В результате проведенных исследований что мы с вами выясним?

Полностью конспект занятия представлен в приложении 1.

Работа в малых группах

  • Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах.

  • В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения).
    Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.

Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме.

Перед объявлением какой-либо информации учитель спрашивает, что знают об этом участники.

После предоставления какого-либо утверждения учитель предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например:
• А вы как считаете?
• Как вы предлагаете это делать?
• Как вы думаете, к чему это может привести? и т.д.

Метод проектов

Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу.

Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей. Поэтому целесообразно применять краткосрочные по времени проекты:

  • составление паспорта физического явления, например, описать «Северное сияние», «Мираж» и т.д.

  • написание опорного конспекта по заданной теме «Потенциальная и кинетическая энергия» 7 класс.

  • демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов.

Физический фокус «Живые предметы».

Понадобится плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы. Интерактивные формы и методы обучения на уроках физики

Взять расческу и провести ею по волосам, а затем поднести к различным предметам. Они будут притягиваться к расческе.



  • написание сказок с физическими вопросами, например «Что бы было, если бы на Земле пропала сила тяжести (сила трения)?».

  • проведение лабораторных работ

Проектную деятельность обучающиеся необходимо начинать уже с 7 класса.
В 7 классе - это описание природных явлений в виде сказок, рассказов, поговорок, где обучающийся рассматривают произведения с физической точки зрения. Также сюда входит создание простейших приборов, например, денсиметра. Более подробно материал представлен на диске в папке - проект «Физический прибор своими руками». В 8-9-х классах особую значимость приобретает разработка исследовательских тем «на стыке» наук, возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок, т.е. серьёзная работа с литературой. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета, что положительно отражается и на наших учениках.

Для исследовательской работы целесообразно выбрать групповую форму.
В ходе исследовательской работы решаются задачи: стимулирование интереса к учебным предметам; расширение и углубление знаний по предметам, выявление взаимосвязей между ними; овладение новыми видами учебной деятельности, в том числе практическими навыками; воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе; профориентация школьников.

Обучающимся можно предложить разработать следующие темы:

- химия - физика «Кристаллы»;

- литература - физика «Оптические явления описанные в художественной литературе»;
- экология - физика «Экологическое состояние территории школы»;

- экология - физика «Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС»;

- физика - биология «Биологическое действие радиации»;

- физика - техника «Первые паровые машины», «Черепановы - российские создатели паровых машин».

Формирование исследовательских умений у обучающихся при изучении физики, может быть успешно осуществлено именно в урочной деятельности.

Деятельность ученика, при этом, имеет три этапа: мотивационный, теоретический и практический. Эти этапы представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения обучающегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением полученных результатов и их анализом. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Мотивационный этап - это определение проблемы.

Основной характеристикой проблемной ситуации является наличие разного рода противоречий, из которых используются, главным образом,

1) противоречия между жизненным опытом обучающихся и научными знаниями,

2) между ранее полученными знаниями и новыми.

Осознание и принятие ситуации приводит к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, он превращает проблему в проблемную задачу.

Проблемная ситуация может быть организована с помощью различных приемов, к ним относятся: предварительные задания, использование жизненных наблюдений обучающихся; решение экспериментальных и познавательных задач, создание ситуации выбора, постановка проблемных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), организация дискуссий, использование хрестоматийного материала и т.д. Благодаря этим приемам достигается возбуждение познавательного интереса у обучающихся.

Теоретический этап - на этом этапе деятельности ученик формулируют задачи, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы. На этом этапе осуществляется работа обучающегося с информацией. На основе выявленной проблемы, ученик ставит цель своей работы. Когда ученики начинают предлагать тот или иной способ достижения цели, учитель предлагает им еще несколько способов, провоцируя их на размышления об наиболее эффективном, пригодном для той или иной ситуации способе достижения цели. Когда ученикам ясна цель, следует организовать работу по определению задач. По окончании этапа обучающийся должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели.

Практический этап - на этом этапе обучающиеся реализуют запланированные шаги. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности детей. В ходе обсуждения обращается внимание на грамотное использование учеником физических явлений и закономерностей, оценивается работоспособность всей группы и отдельно взятого ученика.

Рассмотрим реализацию всех этих этапов на примере формирования исследовательской деятельности, направленной на выявление физических закономерностей экспериментальным методом.

Тема: "Действие жидкости на погруженное тело" (7 класс).

Ход урока

Мотивационный этап.

Учитель проводит эксперимент: подвешивает на динамометре любой груз, например металлический цилиндр, затем опускает его в воду. Обращает внимание учащихся на то, что показания динамометра изменились. Задает вопросы: «О чем свидетельствует уменьшение показаний?» «Встречались ли с подобным явлением ученики ранее?» обучающиеся рассказывают о своих жизненных наблюдениях: поднимать тела под водой легче, чем в воздухе, плавать в морской воде легче и др.

Затем учитель формулирует противоречие: все тела, притягиваются к Земле под действием силы, зависящей только от их массы; однако, некоторые из них, будучи погруженными в жидкость или газ, опускаются до твердой опоры, другие находятся во взвешенном состоянии на некоторой глубине, а третьи всплывают. Формулирует проблемный вопрос: «От чего зависит выталкивающая сила для тела, погруженного в жидкость или газ?»

Ученики выдвигают гипотезы: от объема погруженного тела; массы тела; размеров тела; плотности жидкости; глубины погружения тела; формы тела.

Постановка проблемы:

Наблюдается изменение растяжения пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде;

  • От чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость?

Выдвигаем 5 гипотез - выталкивающая сила зависит от:

1) объема тела,

2) массы тела;

3) плотности жидкости;

4) глубины погружения тела;

5) формы тела.

Теоретический этап.

Планирование решение проблемы:

Формулируют задачи (этапы) исследования:

- Определить зависимость выталкивающей силы от объема V;
- Определить зависимость выталкивающей силы от массы тела m;
- Определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости ρ;
- Определить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения h;
- Определить зависимость выталкивающей силы от формы тела.

Проводят физический эксперимент: на рычажные весы подвешивают два тела, затем тела погружают в жидкость и наблюдают, изменилось ли равновесие.

Для решения первой задачи взвешивают два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелина).

Для решения второй задачи взвешиваются два тела одинакового объема, но разной массы, например калориметрические тела.

Для решения третьей задачи взвешиваются два одинаковых тела, и погружаются одно тело в чистую воду, а второе - в насыщенный раствор соли, или спирт.

Для решения четвертой задачи взвешиваются два одинаковых тела и погружаются в воду на разную глубину.

Для решения пятой задачи взвешиваются два тела одинакового объема, но разной формы и погружаются в воду.

Форма записи результатов эксперимента - словесная и графическая (рисунок).

Практический этап.

Решение проблемы:

1) практическое проведение всех этапов исследования с использованием физического эксперимента;

2) запись результатов каждого этапа в выбранной форме: в результате эксперимента установлено, что

- выталкивающая сила зависит от объема тела - чем больше объем, тем больше выталкивающая сила;

- выталкивающая сила не зависит от массы тела;

- выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила;

- выталкивающая сила не зависит от глубины погружения тела;

- выталкивающая сила не зависит от формы тела.

Анализ решения проблемы:

Сравнивая результаты эксперимента с гипотезами, обнаружено, что гипотезы о зависимости выталкивающей силы от массы и формы тела, а также от глубины погружения, не верны. Гипотезы о зависимости выталкивающей силы от объема тела и плотности жидкости справедливы.

Результаты исследования реальны, подтверждаются жизненным опытом. Например, в морской воде легче удержаться на поверхности, при одинаковой плотности тел в воду погружается меньше тело большего объема.

Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема тела: чем больше плотность жидкости и объем тела, тем больше выталкивающая сила.

Более подробные разработки уроков с использованием исследовательской деятельности обучающихся представлены на диске - разработки уроков «Сила трения» и «Плавание тел» 7 класс.

На каждом этапе учитель оценивает сформированность всех операций исследовательской деятельности. Для этого он анализирует результаты записи в тетрадях обучающихся, и результаты наблюдений за выполнением практических операций. В каждом случае определяется полнота выполнения операций.

Сравнительная диаграмма - универсальный метод активизации учащихся в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий (моделей). Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности, улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

Синквейн.

Составление синквейна требует от учащихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на уроках по любому предмету.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

- Первая строка - одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание синквейна.

- Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

- Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.

- Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.

- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

Физика - сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Законы.

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула - это то, из чего состоит вещество.
Частица.

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

Манометр.
Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.

Закон сохранения и превращения энергии.
Нужный, полезный.
Превращается, сохраняется, не изменяется.
Энергия превращается из одного вида в другой.
Один из основных законов природы.

Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается - изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.

В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

Таким образом, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.

Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.

Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…? »); только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

  • «Хочу спросить…»

  • «Для меня сегодняшний урок…»

  • «Самое трудное для меня…»

  • «Как вы оцениваете свои действия и действия группы?»

  • Экспертно-наблюдательная комиссия и др.

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).





Приложение 1.

План - конспект урока по теме «Плавание тел» 7 класс с использованием интерактивных методов обучения (исследование, работа в группах)

Класс: 7

Предмет: Физика.

Тема урока: Плавание тел.

Этап обучения по данной теме: начальный.

Цель урока: выяснить условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

образовательные:

- формировать умение объяснять причины: почему тела в одних жидкостях плавают, а в других тонут;

- формировать умение применять знания в конкретных учебных ситуациях.

развивающие:

- развивать умения наблюдать и делать выводы при решении поставленных вопросов;

- развивать речь, мышление, умение пользоваться таблицей плотностей.

воспитывающие:

- воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: определять условия плавания тел.

Метапредметные: организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи , наблюдать и формулировать выводы.

Личностные: формировать познавательные способности учащихся и самостоятельное приобретение новых знаний и умений.

Используемые приемы, методы обучения: деятельностный, диалоговый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Технологии обучения:

  1. Технология проектно-исследовательской деятельности;

  2. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания (работа в группах и парах, самооценка, интеграция с жизненным опытом);

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

- Фронтальная форма работы необходима для одновременного охвата учащихся всего класса рассказом, объяснением, показом или единым сформулированным выводом.

- Групповая форма работы повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся, при этом значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

- Индивидуальная форма работы предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Оборудование к уроку:

- экран, видеопроектор, доска, ноутбуки, принтер - использование данной оргтехники позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению;

- лабораторное оборудование позволяет организовать исследовательскую деятельность - сосуды с водой различной плотности (% содержания соли), сырые яйца, десертные ложки, стальной цилиндр, цилиндр из алюминия, кусочки пенопласта, пробки, парафина, , динамометр, емкость с водой, пробирки с крышкой, наполненные песком, емкость с растительным маслом;

- магнитная доска и магниты нужны для наглядного представления уровня усвоения данной темы.

Основные источники информации: авторский образовательный ресурс (презентация), сайт Интернета school-collection.edu.ru.

Список использованной литературы:

  1. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.: Просвещение, 1981.

  2. Пёрышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: Создание эмоционального настроя

Приветствует гостей и обучающихся, организует эвристическую беседу, создает условия для определения темы урока и эффективного целеполагания.

- Добрый день! Я рада видеть всех вас на своем уроке!

Готовят рабочее место, концентрируют внимание.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: воздействие на эмоциональную сферу обучающихся

Локализация затруднений (создание проблемной ситуации)

Цель: создать проблемную ситуацию, говорящую учащимся о необходимости приобретения новых знаний.




Организация деятельности учащихся по постановке проблемы.

Постановка учебной проблемы.

На демонстрационном столе учителя находятся две ёмкости с водой (в первой - пресная, во-второй соленая). Учитель демонстрирует, что в одной ёмкости яйцо тонет, а в другой - плавает. Обучающимся предлагается выполнить тоже самое. Инструктаж по ТБ.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Приём "Корзина". Учитель на доске с помощью презентации включает изображение корзины, куда записывает всё то, что ученики знают или думают по данной теме.

- Как можно подтвердить или опровергнуть предположения?

-В результате проведенных исследований что мы с вами выясним?

Слушают учителя, вступают с ним в диалог.


Определяют тему урока.

(Плавание тел)

Записывают число и тему урока «Плавание тел»

Учащиеся высказывают свои идеи. Все мысли записываются на доске в столбик.

Гипотеза: плавание тел зависит от силы тяжести и силы выталкивания, от плотности тела и плотности жидкости.

- Провести эксперименты, опыты.

Формулируют цель урока (Цель урока - выяснить условия плавания тел.)

Личностные:

- самостоятельно формулировать цель урока;

- совершенствовать умение переносить на свой жизненный опыт.

Познавательные:

анализировать поставленные задачи.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей.

«Открытие нового знания». Цель: изучить силу трения используя диалог с обучающимися, фронтальный эксперимент.

Создает условия для развития универсальных учебных действий. Дает инструкцию по выполнению задания

Используя алгоритм выполнения исследования Приложение 1 и приборы, которые лежат у вас на столах, выполните задание.

(Две группы- «Исследователи», одна группа - «Теоретики)

- После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел.

«Теоретики» после составления схемы сравнивают ее с эталоном, и готовят карточки для всего класса.

Работают в группах, согласно инструкции Приложение 1.



Познавательные: решение поставленной проблемы.

Регулятивные: работа по предложенному алгоритму, волевая саморегуляция; контроль, коррекция, оценка действий партнера. ревариваются в группесилы токаоему "одойдет к доске и пририсует лучик к шнего задания. . еделить какую силу трения я

Коммуникативные: планирование согласованного выполнения совместной деятельности;

взаимный контроль действий друг друга;

работа в группе, выработка общего решения.

Заслушивает выступление обучающихся с результатами работы, при необходимости корректирует ответы.

Создает условия ситуации успеха.

Тело плавает внутри жидкости

Тело тонет

Тело плавает на поверхности жидкости

Fтяж < Fa

ρт < ρж

Fтяж > Fa

ρт > ρж

Fтяж = Fa

ρт = ρж

Представляют продукт работы в группах, используя документ-камеру.

Наблюдают, анализируют выступления одноклассников и учителя, дополняют ответы, высказывают свое мнение, делают выводы, конструируют схему.

Познавательные: умение сконструировать учебный материал, выделать в нем главное. Понимание информации, представленной в схеме.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: удержание цели, деятельности до получения ее результата.

Применение нового знания

систематизировать знания об условиях плавания тел

- Где в природе и технике учитываются эти условия?

(Слайд презентации с областями применения знаний)

Задание на определение положения тел в различных жидкостях.

Обучающимся предлагается выполнить задание на карточке, определить положение тела в жидкости. Проверка - взаимопроверка по группам с помощью ЦОР, установленном на ноутбуках. Ставят оценки себе на листках с заданием. (Приложение 2)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf

Определяют возможности применения полученных знаний в жизни.

Отвечают на вопрос «Почему тела плавают?», используя таблицу плотностей.

Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, внесение изменений, сравнение с эталоном; осознание качества и уровня усвоения изученного материала.

Рефлексия и подведение итогов урока.

Цель: мотивировать обучающихся на выполнение домашнего задания.

- На партах у вас домашнее задание.

(Приложение 3 - индивидуальные карточки с дифференцированным домашним заданием)

- Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас.

Вы видите рисунок, на котором изображен аквариум с водой. При выходе из кабинета поставьте на нем, пожалуйста, изображение рыбки на ту глубину, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

При необходимости объяснить про уровни погружения.

Определяют уровень знаний по теме «Плавание тел»

Регулятивные: осуществление итогового контроля деятельности.

Коммуникативные: оценивание собственной учебной деятельности











© 2010-2022