РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС 4 ЧАСА МЯКИШЕВ 2015-2016ГОД

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального раойна РТ»













Рабочая программа

по учебному курсу «Физика»



11 класс







Хасаншина Лариса Фаритовна


2015-2016 уч. г

Пояснительная записка

Нормативные документы


  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике и программы курса физики для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений автора Г.Я. Мякишева («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова - М.: «Прсвещение», 2007.)

  • образовательная программы МБОУ «Ленинская СОШ Новошешминского муниципального района РТ» на 2015-2016 учебный год;

  • авторской программы « Физика для общеобразовательных учреждений 10 - 11 классы» Г.Я. Мякишева;

  • методических рекомендаций к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» (М.,«Просвещение», 2004)

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

  • Примерного списка учебной литературы, утвержденного на 2015-2016 учебный год.


Рабочая программа учебного курса физики для 11 класса составлена на основе

Цели и задачи:

общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта.

Курс физики для основной школы направлен на формирование у учащихся основной школы достаточные представления о физической картине мира, а также подготовить их к выбору профиля дальнейшего обучения.

Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Место курса

Программа рассчитана на 4 часа в неделю (2 часа - федеральный компонент + 2 часа на дополнение федерального компонента), итого: 136 часов, в том числе на контрольные - 5 часов; 11 часов на повторение из них 2 часа на итоговую контрольную работу в формате ЕГЭ, на лабораторные работы - 9 часов.

В 11 классе добавлено из школьного компонента 68 часов (2 часа в неделю), с целью обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ

Общая характеристика предмета


Преподавание ведётся по учебнику Физика -11 под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.Сотского.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

В курс физики 11 класса входят следующие разделы:

  1. Электромагнитная индукция.

  2. Электромагнитные колебания.

  3. Электромагнитные волны.

  4. Элементы теории относительности.

  5. Световые кванты.

  6. Атом и атомное ядро.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·Классноурочная система

·Лабораторные и практические занятия.

·Применение мультимедийного материала.

·Решение экспериментальных задач.

Предусмотрены лабораторные работы:

  • 1.Измерение ускорения свободного падения.

  • 2.Измерение магнитной индукции. Замена -«Изучение явления электромагнитной индукции»;

  • 3.«Наблюдение действия магнитного потока на ток»;

  • 4.Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Замена-«Измерение длины световой волны»

  • 5.«Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;

  • 6.Измерение показателя преломления стекла

  • 7.Наблюдение линейчатых спектров.Замена -«Наблюдение сплошных и линейчатых спектров»

  • 8.«Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»

  • 9.«Изучение треков заряженных частиц»;






Распределение часов по курсу физика в 11 классе

РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ


Кол-во часов

(2+2)

Основы электродинамики (продолжение)


17 (10+7)

Магнитное поле


9(6+3)

Электромагнитная индукция


8 (4+4)

Колебания и волны


35(10+25)

Механические колебания


5(1+4)

Электромагнитные колебания


10 (3+7)

Производство, передача и использование электрической энергии


6 (2+4)

Механические волны


4 (2+4)

Электромагнитные волны


10 (3+7)

Оптика


30(13+17)

Световые волны


20 (7+13)

Элементы теории относительности


5 (3+2)

Излучение и спектры


5(3+2)

Квантовая физика


31 (13+18)

Световые кванты


9 (3+6)

Атомная физика


5 (3+2)

Физика атомного ядра


13(6+7)

Элементарные частицы


4 (1+3)

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества


2 (1+1)

Строение Вселенной


10

Резерв (итоговое повторение)


11

Всего часов


136










Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты обучения

1. Общие учебные умения

1.1. Умения, связанные с познавательной деятельностью:

- использовать для познания окружающего мира различные естественно-научные методы: наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование;

- различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- определять последовательность решения теоретических и экспериментальных задач;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

1.2 Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

- владеть монологической и диалогической речью;

- понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

1.3 Умения, связанные с рефлексивной деятельностью:

- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- организовывать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2. Специальные предметные умения.

2.1 Умения, связанные с освоением содержательной линии

«Физика и методы научного познания»:

- понимать научные методы познания окружающего мира;

- отличать от других методов познания;

- знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

2.2 Умения, связанные с освоением предмета

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

2.4 Умения, связанные с освоением содержательной линии «Электродинамика»

Знать/понимать

  • смысл понятий: резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна;

  • смысл физических величин: электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспе-риментов: взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;

Умения, связанные с освоением содержательной линии «Квантовая физика»:

Знать/понимать

  • смысл понятий: атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: показатель преломления, оптическая сила линзы;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспе-риментов: дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Умения, связанные с освоением содержательной линии «Строение Вселенной» Знать/понимать

  • смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;


Содержание учебного курса

Электродинамика

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Демонстрации

1.Электроизмерительные приборы.

2.Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

3.Свободные электромагнитные колебания.

4.Осциллограмма переменного тока.

5.Генератор переменного тока.

6.Излучение и прием электромагнитных волн.

7.Отражение и преломление электромагнитных волн.

8.Интерференция света.

9.Дифракция света.

10.Получение спектра с помощью призмы.

11.Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

12.Поляризация света.

13.Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

14.Оптические приборы

Предусмотрены лабораторные работы (согласование авторской программы и ФГОС)

  • 1.Измерение ускорения свободного падения.

  • 2.Измерение магнитной индукции. Замена - «Изучение явления э/м индукции»;

  • 3.«Наблюдение действия м/п на ток»;

  • 4.Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Замена-«Измерение длины световой волны»

  • 5.«Экспер. определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;

  • 6.Измерение показателя преломления стекла

  • 7.Наблюдение линейчатых спектров. Замена -«Наблюдение спл. и лин. спектров»

  • 8.«Набл.интерференции, дифракции и поляризации света»

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Демонстрации

1.Фотоэффект.

2.Линейчатые спектры излучения.

3.Лазер.

4.Счетчик ионизирующих частиц.

Предусмотрены лабораторные работы (согласование авторской программы и ФГОС)

  • 9.«Изучение треков заряженных частиц»;

Строение Вселенной

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Наблюдение и описание движения небесных тел

Компьютерное моделирование движения небесных тел


Критерии оценивания различных видов работ


Оценка устных ответов учащихся


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.





Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок (Грубые ошибки)


1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки


  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Промежуточная аттестация учащихся проводится на основании текущих оценок за учебный период.








Календарно-тематический план

№ урока

Наименование

разделов и тем

Требования к деятельности учащихся

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

Магнитное поле


1.

1.Инструкция для учащихся по технике безопасности.

Взаимодействие токов. Магнитное поле.п.1.

Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция»

Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях

2.

2. Магнитная индукция. Вихревое поле. Сила Ампера.п.2,3.

3.

3. Электроизмерительные приборы.Применение закона Ампера. Громкоговоритель. п.4,5. Решение задач «Сила Ампера».

4.

4. ТБ Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

5.

5. Действие магнитного поля на движущийся заряд.Сила Лоренца.п.6.

6.

6. Решение задач «Сила Лоренца». Задачи егэ.

7.

7. Магнитные свойства вещества.п.7.

8.

8. Решение задач «Законы Ампера и Лоренца». Разбор примеров решения задач. Задачи егэ.

9.

9. Решение задач «Магнитное поле». Задачи егэ.


Электромагнитная индукция


10

1. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.п.8,9

Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме

11

2. Направление индукционного тока. Правило Ленца.п.10

12

3. Закон электромагнитной индукции. п.11

13

4. ТБ Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

14

5. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.Электродинамический микрофон. п.12,13,14.

15

6. Самоиндукция. Индуктивность.п.15

16

7. Энергия магнитного поля.Электромагнитное поле.п.16,17

17

8. Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция»


КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Механические колебания


18

1. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Математический маятник. п.18,19,20

Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;уметь объяснять и описывать механические колебания

19

2. Динамика колебательного движения.п.21

20

3. Гармонические колебания. Фаза колебаний.п.22,23

ТБ Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

21

4. Энергия колебательного движения. п.24

22

5. Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним. Решение задач "Механические колебания" п.25,26

Электромагнитные колебания



23

1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур . Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. п.27,28.

Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме

Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами

24

2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. п.29

25

3. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. п.30

26

4. Период свободных электрических колебаний (формула Томсона).

27

5. Решение задач «формула Томсона»

28

6. Переменный электрический ток.п.31

29

7. Решение задач «Переменный электрический ток»

30

8. Активное, емкостное, и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока п.32,33,34

31

9. Электрический резонанс.п.35. Решение задач.

32

10. Генератор на транзисторе. Автоколебания. п.36. Решение задач егэ.

Производство, передача и использование электрической энергии


33

1. Генерирование электрической энергии.п.37

Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения

34

2. Трансформаторы.п.38

35

3. Производство, передача и использование электрической энергии.п.39,40

36

4. Эффективное использование электроэнергии. Решение задач «Производство, передача и использование электрической энергии»

37

5. Обобщающий урок. Описание и особенности различных видов колебаний. Решение задач егэ.

38

6. Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны»

Механические волны


39

1. Волновые явления. Распространение механических волн.п.42,43

Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны

40

2. Длина волны. Скорость волны. п.44

41

3. Уравнение бегущей волны. Волны в среде. п.45,46

42

4. Звуковые волны. Звук.п.47

Электромагнитные волны


43

1. Что такое электромагнитная волна.п.48

Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн

Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения

Знать/понимать смысл понятий: амплитудная модуляция, детектирование, радиолокация; знать историю изобретения радио; уметь описывать и объяснять принципы радиосвязи и телевидения, решать задачи на распространение и приём электромагнитных волн

44

2. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.п.49

45

3. Плотность потока электромагнитного излучения.п.50

46

4. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.п.51,52

47

5. Модуляция и детектирование. Простейший детекторный радиоприемник.п.53

48

6. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн.п.54,55 .

49

Радиолокация. п.56.

50

8. Решение задач «Электромагнитные волны»

51

9. Телевидение. Развитие средств связи. п.57,58

52

  1. Контрольная работа №3 по теме «Механические и электромагнитные волны»

ОПТИКА

Световые волны


53

1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света.п.59

Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света

Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления

Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач

Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения

54

2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.п.60.

55

3. Закон преломления света.п.61

56

4. ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла».

57

5. Полное отражение.п.62

58

6. Решение задач «Оптика.Законы отражения и преломления света»

59

7. Линза. п.63

60

8. Построение изображений, даваемых линзами. 64

61

9. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. п.65.Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

62

10. Глаз. Очки. Зрительные трубы. Телескоп.

63

11. Формула линзы. ТБ. Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;

64

12. Обобщающий урок. Решение задач егэ.

65

13. Дисперсия света.п.66

66

14. Интерференция механических и световых волн.п.67,68

67

15. Некоторые применения интерференции.п.69

68

16. Дифракция механических и световых волн.п.70,71

69

17. Дифракционная решетка. п.72.

70

18. ТБ Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны».

71

19. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света. п.73,74

ТБ . Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»

72

20. Контрольная работа №4 по теме «Оптика»

Элементы теории относительности


73

1. Законы электродинамики и принцип относительности.п.75

Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики

74

2. Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.п.76-78

75

3. Элементы релятивистской динамики. Зависимость массы тела от скорости его движения.п.79

76

4. Решение эадач «Связь между массой и энергией.»

77

5. Решение задач «Элементы теории относительности»

Излучение и спектры


78

1. Виды излучений. Источники света.п.80

Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение

79

2. Спектры и спектральный анализ.п.81--83

80

3. ТБ Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

81

4. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.п.84,85

82

5. Шкала электромагнитных излучений. Обобщающее учебное занятие.п.86

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Световые кванты


83

1. Зарождение квантовой теории. Фотоэффект.п.87.Демонстрации

1.Фотоэффект.

Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач

Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике

Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света

84

2. Теория фотоэффекта. ИКТ - модель.п.88

85

3. Решение задач «Теория фотоэффекта»

86

4. Фотоны.п.89

87

5. Применение фотоэффекта.п.90

88

6. Давление света. п.91

89

7. Химическое действие света. Фотография. п.92

90

8. Решение задач «Фотоны»

91

9. Решение задач « Химическое действие света»

Атомная физика


92

1. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.п.93

Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома

Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора

Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров

93

2. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. п.94

94

3. Испускание и поглощение света атомами. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.п.94,95

95

4. Вынужденное излучение света. Лазеры.п.96

96

5. Обобщающий урок "Создание квантовой теории".

Физика атомного ядра


97

1.Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений. п.97.

ТБ .Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц»;

Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада

Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов

Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики

98

2. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения.п.98,99

99

3. Радиоактивные превращения.п.100.

100

4. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы.п.101,102

101

5. Открытие нейтрона. Состав ядра атома. п.103

102

6. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.Ядерные спектры. п.104,105

103

7. Ядерные реакции.п.106

104

8. Энергетический выход ядерных реакций.

105

9. Решение задач «Радиоактивные превращения»

106

10. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.п.107,108

107

11. Ядерный реактор.п.109

108

12. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. п.110,111

109

13. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. п.112,113

Элементарные частицы

110

1. Этапы развития физики элементарных частиц.п.114

111

2. Открытие позитрона. Античастицы.п.115

112

3. Обобщающий урок "Развитие представлений о строении и свойствах вещества".

113

4. Контрольная работа №5 по теме "Квантовая физика".

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества


114

1. Единая физическая картина мира.п.127

Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса

115

2. Значение физики для объяснения мира.

Строение Вселенной


116

1. Видимые движения небесных тел. п.116

Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор и меридиан, созвездие (и зодиакальное), дни летнего/зимнего солнцестояния и весеннего/осеннего равноденствия, звезда, планета, астероид, комета. Метеорное тело, фото- и хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер, звёзды-гиганты и -карлики, переменные и двойные звёзды, нейтронные звёзды, чёрные дыры; уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли, пояс астероидов, изменение внешнего вида комет, метеорные потоки, ценность метеоритов; знать основные параметры, историю открытия и исследований планет-гигантов

117

2. Законы Кеплера. п.117

118

3. Система «Земля - Луна» п.117

119

4.. Физическая природа планет и малых тел солнечной системы. п.119.

120

5.Солнце.п.120

121

6. Основные характеристики звезд. п.121

122

7.Внутренне строение солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд. п.122,123

123

8. Млечный путь-наша галактика. Галактики.п.124,125

124

9. Строение и эволюция Вселенной. п.126

125

10. Жизнь и разум во Вселенной.

Итоговое повторение


126

Кинематика. Решение задач по егэ.

Знать: действия магнитного поля на ток; правило Ленца

Уметь: проводить наблюдения за действием магнитного поля на ток; демонстрировать явление электромагнитной индукции, проверять выполнение правила Ленца

Знать: основные понятия и формулы по теме «Колебания и волны», как определять ускорение свободного падения

Уметь: определять ускорение свободного падения при помощи маятника

Знать: материал по главе «Световые волны»; как измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы

Уметь: применять знания по главе 8 на практике; измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы

Знать: теоретический материал глав 8 и 10; как измерить длину световой волны; как наблюдать сплошной и линейчатый спектры

Уметь: применять теоретический материал по главам 8 и 10 на практике; измерять длину световой волны; наблюдать сплошной и линейчатый спектры

Знать основной материал 11-14 глав

Уметь применять его на практике

127

Динамика. Законы сохранения.Решение задач по егэ.

128.

Тест по теме «Механика».

129.

Механические колебания и волны.Электрические колебания и волны.Решение задач по егэ.

130.

Тест по теме «Колебания и волны»

131.

Геометрическая и волновая оптика.Решение задач по егэ.

132.

Тест по теме «Оптика»

133.

Световые кванты .Атомная физика.Решение задач по егэ.

134.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы.Решение задач по егэ.

135.

Тест по теме «Квантовая физика»

136.

Решение задач повышенной трудности заданий егэ. Обобщение материала за курс 10-11 классов.




Литература.

Основная литература:


  1. Мякишев Г.Я. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2007.

  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Н.Н., Сотский Н.Н. Физика -11. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2007. - 366 с.

Дополнительная литература:

  1. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. - 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. - 288 с.

  2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

  3. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. - М.: Просвещение, 2004. - 254 с.

4 . Л.М. Монастырский, А.С. Богатин Физика ЕГЭ-2009/ Тематические тесты./

- Ростов-на-Дону: «Легион», 2008. - 304с.

5. Л.М. Монастырский, А.С. Богатин Физика ЕГЭ-2009/ Вступительные испытания./

- Ростов-на-Дону: «Легион», 2008. - 272с.

6. Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 10 - 11. Кн. для учителя. - М : Просвещение, 2007.

7. Зорин Н.И. Рабочая тетрадь 10 -11 класс. Тестовые задания к основным учебникам. М.: Эксмо, 2008.

8. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 10 -11 классы. М: ВАКО, 2006.

9. Шилов В.Ф. Физика 10-11 классы. Поурочное планирование/ Книга для учителя. М: Просвещение, 2007.

10. Программы общеобразовательных школ (М.: Просвещение 2007)

Авторы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др.



Оборудование и приборы:

Специальное оборудование кабинета физики

Тип оборудования

Количество

Имеется в наличии

Необходимо

Экспозиционный экран (минимальные размеры 1,25х1,25мм)

1

1

Персональный компьютер

1

1

Графопроектор

1

1

Мультимедиапроектор

1

1

Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36  42 В

1

1

Столы лабораторные электрифицированные (36  42 В)

12

12

Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)

2

15

Батарейный источник питания

9

Наборы по оптике

1

1

Катушка - моток

8

10

Ключи замыкания тока

15

15

Компасы

13

15

Комплекты проводов соединительных

15

15

Набор прямых и дугообразных магнитов

10

10

Миллиамперметры

2

3

Электроосветители с колпачками

15

15

Электромагниты разборные с деталями

2

10

Действующая модель двигателя-генератора

1

1

Экраны со щелью

15

15

Плоское зеркало

15

15

Комплект линз

15

15

Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток

3

3

Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок

1

1

Спектроскоп лабораторный

1

3

Комплект фотографий треков заряженных частиц

5

10

Генератор низкой частоты

1

1

Трансформатор разборный

1

1

Прибор для измерения индукции магнитного поля Земли

1

1

Измерители переменного и постоянного магнитного поля

1

1

Спектроскоп двухтрубный

1

1

Комплект для изучения внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н)

1

1

Генератор звуковой частоты

1

1

Осциллограф

3

3

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам (12)

12

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

1

1

Портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов

1

1

Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

2

2

Машина волновая

1

1

Трансформатор универсальный

1

1

Набор для исследования свойств электромагнитных волн

1

1

Набор для демонстрации спектров электрических полей

1

1

Катушка для демонстрации магнитного поля тока (2 шт.)

2

2

Набор для демонстрации спектров магнитных полей

1

1

Стрелки магнитные на штативах (2 шт.)

0

2

Машина электрическая обратимая

1

1

Набор по передаче электрической энергии

1

1

Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле

1

1

Прибор для изучения правила Ленца

1

1

Набор для демонстрации принципов радиосвязи

1

1

Прибор по геометрической оптике

2

1

Набор линз и зеркал

1

1

Фонарь оптический со скамьей

1

1

Набор по дифракции, интерференции и поляризации света

1

1

Набор светофильтров

1

1

Набор спектральных трубок с источником питания

1

1










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС 4 ЧАСА МЯКИШЕВ 2015-2016ГОД

© 2010-2022