- Преподавателю
- Физика
- План-конспект урока по физике на тему Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью и частотой
План-конспект урока по физике на тему Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью и частотой
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Томалак М.Г. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА . ( 2 курс СПОУ)
ТЕМА: Распространение механических колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Длина волны.
ЦЕЛИ УРОКА:
Предметная (обучающая): познакомить с новыми понятиями : механическая волна, поперечная волна, продольная волна, длина волны
Метапредметная (развивающая): Расширить представления учащихся об окружающем мире, обилии волновых процессов в нем, развивать навыки анализа явлений с точки зрения физической науки, формировать логическое мышление, умение устанавливать и анализировать причинно-следственные связи.
Воспитательная (личностно-коммутационная): содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей: материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, воспитание умения самостоятельно добывать знания.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Регулятивные: обозначение цели, выбор пути решения проблемы, выбор оптимальных методов решения, прогнозирование результата
Познавательные : систематизация информации, сравнение, анализ, решение проблемных задач, поиск понятий, ответов
Коммуникативные : умение выражать свои мысли, сотрудничество с учителем
Личностные: жизненное самоопределение
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: математика, музыка, литература, метеорология, сейсмология, техника.
ДЕМОНСТРАЦИИ: волны на воде, поперечные и продольные волны. ОБОРУДОВАНИЕ: волновая машина, кодоскоп, ванна с водой, экран
ИК- обеспечение : проектор, ноутбук, презентация : «Волны», видеофрагменты «Поперечная волна», «Продольная волна»
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: эвристическая беседа, игра, создание проблемной ситуации, психологический тренинг, ассоциативные упражнения, работа в парах и группах.
ХОД УРОКА:
1 .Организация класса. (приветствие, проверка отсутствия, психологический настрой на роботу)
-
Изучение нового материала:
а) Введение в тему(Психологическая игра).
Учитель: Сядьте поудобнее, закройте глаза. расслабьтесь. отвечайте быстро, не задумываясь: Какие ассоциации возникают у вас при слове «ВОЛНА»? (Включается звуковое сопровождение «Морской прибой»)
Ответы учащихся:
-
волны на море
-
звуковая волна
-
сейсмическая волна
-
ударная волна
-
волны от брошенного в воду камня
-
волны на пшеничном поле
-
волна на стадионе и др....
_Учитель : Давайте сделаем вывод о том, насколько распространены вокруг нас волновые процессы. Насколько они важны.
Учащиеся , обобщая жизненные наблюдения и личный опыт, делают вывод о распространенности и важности волновых процессов, приходят к осознанию необходимости изучения волновых процессов.
б) определение темы и целей урока:
Учитель: давайте еще раз обобщим все, что было сказано ранее, еще раз посмотрим на волны и попробуем определить тему и задачи урока.
Демонстрируются слайды «Волны вокруг нас».
-
в) изучение нового материала
-
волна (записать определение)
-
особенности волнового движения
Учитель: Давайте представим себя частицами волны. Для этого займем места на трибунах стадиона, где играет наша любимая футбольная команда и поддержим ее
ИГРОВОЙ МОМЕНТ: (показывают учащиеся)
«волна» болельщиков (5-7 юношей показывают, как «пускают волну» болельщики на стадионе)
После просмотра «волны» вопросы:
-
какое движение совершают «частицы»? (колебательное)
-
в каком направлении движется волна?
-
перемещаются ли частицы вместе с волной?
-
что, таким образом, является особенностью волнового движения- сделайте вывод.
Прогнозируемый ответ:при распространении волны не происходит переноса вещества, частицы только колеблются вблизи некоторого положения.
Записать: основная особенность волнового движения - при
распространении волны не происходит переноса вещества, переносится только энергия.
Учитель: давайте еще раз в этом убедимся.
Демонстрация: на стекло кодоскопа помещается прозрачный сосуд с водой, на поверхности которой плавают мелкие кусочки (веточек или бумаги). Изображение проецируется на экран. При возбуждении волны на экране видно, что волна распространяется, а предметы остаются практически на месте.
-
условие возникновения волн, (проблемная ситуация)
- Представьте себе, что волна, бегущая по стадиону, доходит до сектора, в котором нет болельщиков. Что произойдет? Как вы думаете, почему?
Прогнозируемый ответ: Волнового движения не будет, потому что нет частиц, передающих энергию друг другу.
Учитель: Давайте сформулируем условия существования механических волн.
(Учащиеся приходят к выводу, что для существования волн необходима упругая передающая среда)
Записать: для существования волн необходима упругая передающая среда
-
виды волн (демонстрация видеофрагментов). Поперечные и продольные волны в различных средах.
Вопросы к видеофрагменту:
Мы увидели с вами два типа волн. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали?
Прогнозируемый ответ: В одном случае частицы колеблются поперек направления распространения волн, поэтому такая волна будет поперечной. В другом случае частицы колеблются вдоль направления распространения волн, поэтому волна будет продольной.
-
динамика волнового движения
-
скорость волны
-
длина волны, её связь с периодом и частотой.
Записать: Длиной волны называется кратчайшее расстояние между точками волны, которые совершают колебания в одинаковой фазе. Длина волны обозначается буквой λ и измеряется в метрах. (Демонстрируется слайд)
-
связь длины волны со скоростью, частотой и периодом колебаний.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (закрепление формул).
Учитель: Сейчас на экране появится задание. Вы будете работать группами по 4 человека ( по 2 парты). Определяйте сами, кто какой номер задания выполняет. Каждый делает по 1 задаче. Но… По окончании работы вы должны будете проверить правильность выполнения задания у кого-то из своих товарищей, поэтому вы поменяетесь тетрадями (кто с кем хочет внутри группы). На выполнение работы у вас - 8 минут.
Слайд. Таблица заданий. (буква Ν в задании это номер личного варианта. При записи условия вместо нее ставится число, соответствующее номеру личного варианта. Личный номер варианта совпадает с порядковым номером списка в журнале группы - это определяется еще в самом начале учебного года, и, как правило, эти номера остаются постоянными на весь курс физики)
-
звуковые волны - пример механических волн.
Учитель: Ярким примером механических волн являются звуковые волны. Мы живём в океане звуков. С помощью звуков мы общаемся. С помощью звуков мы получаем около 10% информации об окружающем нас мире. Что же такое звук? И когда он возникает? Почему мы не слышим некоторые звуки?
Постановка проблемы: (фронтальный эксперимент): Возьмите в руки линейку. Помашите ею в воздухе. Мы имеем колебания? А почему мы не слышим их? А как сделать так, чтобы линейка «зазвучала»?
ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ (фронтальный эксперимент): ШУМОВОЙ ЛИНЕЕЧНЫЙ ОРКЕСТР (почему линейка, которой просто машешь, не издает звуков, а прижатая к столу, начинает звучать? Какая это волна? (механическая- почему? продольная - почему? ПОЧЕМУ МЕНЯЕТСЯ ЗВУК, ЕСЛИ УКОРОТИТЬ ЛИНЕЙКУ)
(Учащиеся методом поиска с опорой на жизненный опыт находят, что, если прижать конец линейки к парте, можно заставить ее звучать)
Учитель: Что произошло? Почему зазвучала линейка?
Прогнозируемый ответ: Потому что в этом случае возросла частота колебаний линейки. Следовательно - звук - это не просто колебания, а колебания с определенной частотой.
-
звуковые волны. Распространение звука в различных средах. Скорость звука в различных средах.
Исторические факты:
-
Дмитрий Донской накануне начала Куликовской битвы «слушал землю», чтобы узнать о движении татарской конницы.
-
В русских народных сказках «Приложил Иван-Царевич ухо к земле и услышал стук да гром»
-
Во время второй мировой войны партизаны Украины и Белоруссии, ведущие «рельсовую войну» часто «прослушивали рельсы»
-
Закрепление. Тестирование по новой теме. (вопросы теста проецируются на экран, после окончания тестирования на экране появляются коды правильных ответов для самопроверки и шкала оценивания).
Тест «Волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью и частотой).
Вопрос 1. Если волна распространяется в жидкости, то она является…
а) продольной
б) поперечной
Вопрос 2. Звуковые волны являются…
а) продольными
б) поперечными
Вопрос 3. Длина волны обозначается буквой…
а) ν б) T в) λ г) υ
Вопрос 4.Длина волны измеряется в….
а) см б) мм в) км г) м
Вопрос 5. Главное условие существования механических волн…
а) наличие колеблющегося тела б) наличие энергии в) наличие передающей среды г) всё вместе
Вопрос 6. Кратчайшее расстояние между точками волны, которые колеблются в одинаковой фазе называется…
а) периодом волны б) частотой волны в) длиной волны г) скоростью волны.
-
КОДЫ ПРОВЕРКИ ААВГВВ
Критерии оценивания: 6 верных ответов - 5
5 верных ответов - 4
3 - 4 верных ответа - 3.
Учитель для себя фиксирует после беглого опроса, как усвоена тема.
-
Подведение итогов урока. Выводы. Рефлексия.
-
что мы узнали?
-
что было самым трудным?
-
что было самым неожиданным?
Д/з: 1. Выучить записи в тетради, придумать (для желающих) 1 задачу на изученные сегодня на уроке формулы.
2. Найти в Интернете материал о применении ультразвуковых колебаний.