• Преподавателю
  • Физика
  • Программа курса внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности по физике

Программа курса внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности по физике

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Актуальность программы обусловлен...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №124»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением Директор МБОУ «Лицей №124» учителей физики _________ Н.М.Погребников МБОУ «Лицей № 124» Приказ от 29.08.12 №01-13/154 Протокол от 29.08.2014 № 1

Программа курса

«Основы исследовательской деятельности по физике»







СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

2014-2015 учебный год

Составитель: учитель физики Рыбицкая В.А.











Барнаул - 2014



Пояснительная записка

Цель изучения спецкурса: развитие умений учебно-исследовательской деятельности школьников, формирование целостного представления об исследовательской деятельности

Задачи спецкурса:

По окончании спецкурса учащиеся должны знать и уметь:

  • основы методологии исследовательской деятельности;

  • структуру и правила оформления исследовательской работы;

  • формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность;

  • составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;

  • определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;

  • работать с различными источниками информации, оформлять библиографические ссылки;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам учебного исследования;

  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;

  • рецензировать учебно-исследовательскую работу;

  • развивать умение представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;

  • формировать культуру публичного выступления.

Содержание спецкурса базируется на методах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов.

В спецкурсе выделяется три направления:

  • Формирование представлений о роли и ценности научного познания

  • Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, ее методах.

  • Формирование умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Однако эти направления не выделяются в разделы спецкурса, так как занятия призваны сопровождать работу школьников над исследованиями от этапа формулировки темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к защите.

Отбор содержания спецкурса осуществляется с учетом другого рода внеклассной работы - заседаний секций НОУ, на которых проводятся мероприятия, сопровождающие учебно-исследовательскую работу учащихся:

  • защита тем, выбранных школьниками;

  • круглые столы, диспуты, посвященные обсуждению отдельных частей исследований;

  • предзащита завершенных учебно-исследовательских работ:

  • итоговая конференция.

Спецкурс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь с предметами таких образовательных областей, как математика, естествознание, обществознание. С другой стороны, для приобретения умений и навыков, предусмотренных спецкурсом, полезны занятия на уроках информатике, по работе на компьютере с текстовыми, графическими редакторами и работа с электронными источниками информации (CD-диски и Интернет)

Содержание спецкурса

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. Определение общего тематического направления учебного исследования. Цели и задачи исследования. Структура исследования. План работы. Утверждение темы исследования. Методологический аппарат исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Оформление результатов учебно-исследовательской работы. Оформление теоретической главы исследования, Фразеология научной прозы. Способы представления экспериментальных результатов исследования. Апробация учебного исследования. Подготовка доклада. Рецензирование учебно-исследовательской работы. Правила написания рецензии. Подготовка к защите учебного исследования.

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Виды информационных источников. Работа в библиотеке. Виды литературных источников. Справочный аппарат книги. Этапы работы с книгой. Стратегии работы с текстами. Анализ первоисточников по проблеме исследования. Этика цитирования. Правила оформления библиографических ссылок. Библиографическое описание издания. Составление библиографического списка по теме исследования.

Программа предусматривает проведение лекционных занятий и практических занятий, в том числе зачетных занятий. Освоение курса предполагает выполнение внеурочных заданий по подготовке к практическим и зачетным занятиям.

Курс завершается зачетной работой, к которой обучающийся должен представить учебно-исследовательскую работу и доклад по учебно-исследовательской работе.

Программа «Основы исследовательской деятельности» общим объемом 34 часа изучается в течение года.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды деятельности

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность

1.1. Виды исследовательских работ

1.2. Основные понятия исследовательской работы

Итого по разделу



2

2

4

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования

2.1. Выбор темы. Постановка цели и задач. Формулирование гипотезы

2.2. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

2.3. Способы обработки полученной информации

2.4. Организация и методика исследования. Проведение эксперимента

Итого по разделу



2

2

4

4



4



16

Отчет о проведенном эксперименте

Раздел 3. Оформление работы

3.1. Структура учебно-исследовательской работы

3.2. Правила оформления учебно-исследовательской работы

Итого по разделу



4

4



8

Учебно-исследовательская работа

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы

Итого по разделу

6



6

Доклад по учебно-исследовательской работе

Всего

34

Содержание учебного материала

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

1. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Основные региональные и всероссийские конференции и конкурсы школьников.

2. Основные понятия исследовательской работы.

Основные понятия: аспект, гипотеза, ключевое слово, концепция, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, тезаурус, теория. Методы исследования: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ документации, шкалирование, ранжирование, эксперимент.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (16 часов)

1. Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования.

2. Практическая работа. Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.

3. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.

Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.

4. Практическая работа. Сбор информации по своей проблеме исследования.

5. Практическая работа. Способы обработки полученной информации.

Обработка текстовой информации, сопровождение таблицами, чертежами, рисунками. Построение диаграмм. Работа в текстовом редакторе Word и Microsoft Excel.

6. Методы и методика исследования.

Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.

7. Практическая работа. Организация и проведение исследовательской части работы. Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы (8 часа)

1. Структура учебно-исследовательской работы.

Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура включает также титульный лист, оглавление, список литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.

2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.

Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.

3. Практическая. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы (зачетная работа).

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (6 часов)

1. Подготовка к защите.

Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи..

2. Практическая работа. Составление текста доклада.

3. Культура выступления.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

4. Практическая работа. Публичное выступление.

Упражнения. Развитие дикции. Наблюдение за опытными ведущими, сравнение и выводы. Движение тела и рук. Зрительный контакт. Игра голосом.

5. Практическая работа. Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа).

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум - М, 2001.- 48с.

  2. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С 105-107.

  3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105.

  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 51-60.

  5. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3. - С. 29-32.

  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с.

  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 61-66.

  8. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С. 34-45.


© 2010-2022