Элективный курс по физике 8 класса Молекулярная физика

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Тереньгульская СОШ»

Учитель физики - Данилова Н. И.

Элективный курс для 8 класса

«Молекулярная физика»

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики, рассчитана на учащихся 8 класса.

Элективный курс «Молекулярная физика» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии при выполнении физических моделей, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задания и задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задания и задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также - творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также - вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения качественных задач, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

Основные цели курса:

Развитие интереса к физике;

Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,

Формирование представлений о методах решения физических задач;

Подготовка учащихся 8 класса к выпускным экзаменам 9 класса (ГИА);

Способствовать развитию творческих способностей.

Задачи курса:

Развитие творческих способностей учащихся;

Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;

Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа;

Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.

Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.

После изучения курса учащиеся должны:

Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;

Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;

Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными ( презентации, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.

Методические рекомендации.

В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой учебной программе, углубляя и расширяя его.

На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии. На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках, проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера. Решение качественных задач - эффективное средство усвоения знаний по предмету, надёжный инструмент для контроля над степенью понимания физических явлений и законов. Решая качественные задачи, учащиеся могут не только получить новые знания, но и научиться преобразовать уже имеющиеся знания для объяснения нового, возбудить деятельность воображения, приучить мысль в духе физики, развить привычку к разностороннему применению своих знаний.

Курс предназначен для учащихся 8 классов, Объем - 35 часа ( 1 час в неделю).




Виды деятельности

- работа с дополнительной литературой

- лабораторные работы

-уроки экспериментальных задач и творческого характера

- семинары по решению задач

- конференции, диспуты

- доклады.

Ожидаемый результат.

Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.

Инструментарий для оценивания результатов.

Отчеты по лабораторным работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады, презентации. Выполнение экспериментальных домашних заданий.













Содержание программы элективного курса «Молекулярная физика»

1. «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 часов).

Блок №1. Основные положения МКТ.

СУМ: Дискретное строение вещества. Молекула. Масса и размеры вещества. Средняя скорость движения молекул и температура тела. Модуль движения молекул при низкой и высокой температуре. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Осмос. Взаимодействие частиц вещества.

Способы измерения массы и размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна. Смачивание. Капиллярность.

Учащиеся должны знать и помнить:

  • представление о молеку­лах и их размерах;

  • как происходит диффузия в жидкостях, газах и твердых телах;

  • доказательства существования притяжения и отталкивания молекул.

Учащиеся должны уметь:

  • определять по фотогра­фии размеры молекул и атомов; различать поня­тия молекулы и атомы;

  • выполнять измерения «способом рядов»;

  • объяснять явление диф­фузии и скорость её про­текания в зависимости от температуры тела;

  • объяснять взаимодействия молекул и наличие промежутков.

Блок №2. Агрегатные состояния вещества.

СУМ: Три состояния вещества (различия в расположении и взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов).

Учащиеся должны знать и помнить:

  • различия в расположении и взаимодействии молекул;

  • молекулярное строение вещества.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять различия твёрдых тел, жидкостей и газов;

  • решать проблемные и качественные задачи.

2. Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел (4 часа).

Блок №1. Давление жидкостей и газов.

СУМ: Давление жидкостей и газа. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Сообщающиеся сосуды. Изучение приборов: барометр - анероид;

манометры; гидравлический пресс.

Изменение атмосферного давления с высотой.

Учащиеся должны знать и помнить:

- понятие давления, единицы измерения давления;

величину: давления (по плану);

  • причины возникновения давления газа; зависи­мость давления от объема и температуры;

  • как передаётся давление в жидкостях и газах; за­кон Паскаля;

  • возрастание давления с глубиной; одинаковость давления на одном уровне;

  • формулу зависимости дав­ления в жидкостях и га­зах от глубины и высоты.

  • примеры сообщающихся, сосудов, устройство и действие шлюза, водопро­вода, водомерного стекла;

  • воздух имеет вес.

Поня­тие атмосферного давле­ния; опыт Торричелли;

  • изменение атмосферного давления на различных; высотах; барометр-анеро­ид; высотомер;

  • устройство и действие жидкостного и металли­ческого манометров и пор­шневого жидкостного насоса;

  • принцип действия гидрав­лического пресса.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать давление газа в различных со­судах;

  • разъяснять закон Паскаля и передачу давления в жидкостях и газах;

  • применять формулу рас­чёта давления на глуби­не h; решать качествен­ные задачи;

  • находить сообщающие­ся сосуды в различных установках, объяснять расположение жидкости на одном уровне;

  • называть явления, под­тверждающие существо­вания атмосферного дав­ления, вычислять атмо­сферное давление;

  • сравнивать атмосферное давление на различных высотах, делать его рас­чёт (в Паскалях), устрой­ство и принцип действия барометра-анероида;

  • применять манометры для измерения давления;

  • рассчитывать выигрыш в силе по формуле: Элективный курс по физике 8 класса Молекулярная физика;

- рассчитывать давление твёрдых тел, жидкостей и газов;

  • применять МКТ к объяснению давления, газа и закона Паскаля.

Блок №2. Условия плавания тел.

СУМ: Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Выяснение условий плавания тел.

Плавание судов. Воздухоплавание

Учащиеся должны знать и помнить:

  • причины возникновения выталкивающей силы;

  • Закон Архимеда;

  • сила Архимеда (по плану);

  • зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела;

  • условия, при которых тело тонет, всплывает и плавает;

  • условия плавания тел;

  • практическое применение условий плавания тел;

  • формулу архимедовой силы; условия плавания тел;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять возникновение выталкивающей силы;

  • рассчитывать архимедо­ву силу, действующую на различные тела;

  • уметь по таблице плот­ности определять, будет тело плавать или тонут;

  • определять условия пла­вания тел опытным путем;

  • объяснять понятия «ва­терлиния», «водоизмеще­ние», «грузоподъемность»;

  • решать задачи на грузоподъёмность судов;

  • пользоваться таблицами плотности для расчёта архимедовой силы;

  • изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.

Блок №3 Механические свойства твёрдых тел.

СУМ: Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформации твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность, пластичность, твердость.

Диаграмма растяжения твёрдых тел.

Учащиеся должны знать и помнить:

- что такое кристаллические и аморфные тела;

- виды деформаций;

- строение твердых тел.

Учащиеся должны уметь:

- делать характеристики кристаллическим и аморфным телам;

- объяснить понятия: упругость, прочность, пластичность, твердость.

3. Тепловые явления (6 часов).

Блок №1. Влияние температурных условий на живые организмы. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи и способы её изменения.

СУМ: Тепловое движение. Температура и её измерение. Шкала Цельсия. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение. Способы изменения внутренней энергии тела

Температура шкалы Фаренгейта и Реомюра.

Учащиеся должны знать и помнить:

- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура;

-виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять примеры проявления в природе и использование всяческих конвенций, излучений теплопередачи.

- применять основное положение МКТ для объяснения теплового движения.

Блок №2. Количество теплоты

СУМ: Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики.

Экспериментальная работа: «Изучение нагревание воды в открытом и закрытом сосудах. Построение графика зависимости температуры тела от времени».

Учащиеся должны знать и помнить:

Количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания.

Закон сохранения и превращения энергии. Первый закон термодинамики.

U= Ек+ Еп; Q= c m Δ t ; Q= q m.; Δ U= A+Q; Q= Δ U+A/;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять устройства и принципы действия калориметра;

- чертить графики нагревания, охлаждение;

- пользоваться таблицами.

4. Изменение агрегатных состояний вещества. (6 часов)

СУМ: Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Кипение. Удельная теплота преобразования. Уравнение теплового баланса.

Учащиеся должны знать и помнить:

- физические явления: испарение и конденсацию, кипение и плавление;

- смысл физических величин: температуры кипения и плавления, удельной теплоты парообразования, удельной теплоты плавления;

- испарения жидкости при температуре кипения;

- влажность воздуха.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять испарение жидкости, охлаждение жидкости при испарении;

- чертить и читать графики зависимости температуры тела от времени.

- пользоваться таблицами;

- решать задачи на состояние уравнений теплового баланса;

- измерять влажность воздуха.

5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (12 часов).

Блок №1. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел. Изопроцессы.

СУМ: Зависимость давления газа данной массы от объёма и температуры, объёма газа данной массы от температуры. Применение газов в технике. Тепловое расширение жидкостей. Тепловое расширение твердых тел. ДВС. Паровая турбина. КПД тепловых двигателей. Влияние тепловых двигателей на экологию природы.

Модель идеального газа. Законы Бойля_ Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон. Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.

Учащиеся должны знать и помнить:

- преобразования КПД тепловых двигателей;

- применение тепловых двигателей в хозяйстве и технике;

- зависимость давления газа данной массы от объёма и температуры, объём газа данной массы от температуры;

- тепловое расширение жидкостей;

- тепловое расширение твёрдых тел.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять устройства и принципы действия ДВС и паровой турбины, тепловых двигателей;

- объяснять тепловое расширение жидкостей и твёрдых тел;

Экспериментальная работа: «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре».

6. Конференция (2 час)

«Современные достижения в области молекулярной физики.»








Тематическое планирование по элективному курсу

«Молекулярная физика» (1 час в неделю)


№ п\п

Тема

Основные вопросы, рассматриваемые на занятие

Домашнее задание

на занятие

1

История развития взглядов на строение вещества.

Методы физического познания мира. Понятие физического явления. Вклад древнегреческих мыслителей: Демокрита, Эпикура, Аристотеля в построение теории строения вещества. Вклад Ломоносова в развитие МКТ.

Презентации по теме.

2

Основные положение МКТ строения вещества.

Параметры молекул и методы их измерения. Броуновское движение и его причины. Свойства теплового движения: хаотичность, непрерывность, неуничтожимость. Сходства и различия между диффузией и броуновским движением. Зависимость интенсивности движения броуновской частицы от температуры. Невозможность получения траектории броуновской частицы.

Изготовление модели броуновского движения.

3

Взаимодействие молекул.

Характерные особенности взаимодействия молекул. Природа межмолекулярных сил. Одновременность или поочередность действия сил притяжения и отталкивания. Радиус действия межмолекулярных сил. Различие и сходство теплового движения жидкостей, газов и твердых тел. Свойства жидких, твердых и газообразных тел.

Презентации по теме.

4

Процессы диффузии в живой природе. Осмос. Капиллярные явления. Смачиваемость.

Механизм диффузии в жидкости, газе и в кристаллах. Что влияет на скорость диффузии. Каковы технологические и экологические проявления диффузии. Физическая модель сердечно-сосудистой системы.

Домашний эксперимент: «Как муравьи находят путь домой?», «Определение высоты подъёма жидкости в капилляре».

5

Агрегатные состояния вещества. Механические свойства тел.

Основные свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Изготовление моделей молекул. Презентация по теме.

6

Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды.

Чего не знали древние. Жидкости давят…..вверх! Естественная форма жидкости.

Изготовлении модели водопровода. Изготовление шара Паскаля

7

Атмосфера. Атмосферное давление.

Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Работа органов, действующих за счёт атмосферного давления. Механизм сосания. Механизм действия разного рода присосок.

Презентация по теме. Изготовление моделей животных на присосках.

8

Условия плавания тел.

Водоплавающие птицы. Рыбы. Водные растения. Паук - серебрянка. Плавание судов. Воздухоплавание.

Презентации по теме.

9

Механические свойства твёрдых тел. Строение кристаллов. Аморфные тела.

Свойства монокристаллов: правильность геометрической формы, анизотропия свойств. Свойства аморфных тел. Понятие деформации. Виды деформаций и их качественное объяснение. Относительное удлинение тела при деформации растяжения или сжатия. Механическое напряжение в образце при деформации растяжения (сжатия). Закон Гука для упругих деформаций. Диаграмма растяжения. Пластичность и хрупкость. Облегчение конструкций и экономия материала. Применение и учет деформаций в машиностроении и строительстве, приборостроении. Пути создания материалов с заранее заданными свойствами; управление их свойствами и структурой.

Изготовление коллекций кристаллических и аморфных тел. Изготовление моделей кристаллических решёток веществ.

10

Влияние температурных условий на живые организмы.

Понятие теплового равновесия. Температура - характеристика состояния теплового равновесия системы. Измерение температуры. Величины, одинаковые для тел, находящихся в тепловом равновесии.

Презентации по теме.

11

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи и способы её изменения.

Отработать навыки по решению задач.

12

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

Отработать навыки по решению задач.

13

Теплоизоляция в жизни животного мира.

Защитная роль покровов животных, а также одежды человека. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. Как зимуют животные.

Коллекция теплоизоляционных материалов.

14

Энергия топлива. Теплоэнергетика.

Презентации по теме.

15

Развитие термодинамики.

Количество теплоты и работа как меры изменения внутренней энергии. Формулировка и уравнение первого закона термодинамики. Запись уравнения первого закона термодинамики.

Презентации по теме.

16

Изменение агрегатных состояний вещества. Сублимация.

Понятие пара. Давление насыщенного пара и его зависимость от температуры. Понятие испарения и условия его протекания. Понятие динамического равновесия и условия его наступления. Почему давление насыщенного пара не зависит от объема. Кипение и условия начала кипения. Зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления. Сублимация.

Презентации по теме.

17

Роль процессов испарения для животных организмов и растений.

Испарение в жизни растений. Теплорегуляция живого организма.

Презентации по теме

18

Экспериментальная работа: «Изучение нагревания воды в открытом и закрытом сосудах. Построение графика зависимости температуры тела от времени»

Изучение процесса кипения.

19

Влажность воздуха.

Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Измерение относительной влажности психрометром. Практическое значение влажности. Точка росы.

Презентации по теме

20

Уравнение теплового баланса.

Отработать навыки по решению задач.

21

Экспериментальная работа: «Изменение температуры вещества при переходе из твёрдого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени»

Изучение тепловых процессов (нагревание, плавление, парообразование).

22

Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Изопроцессы.

Сообщения по теме.

23

Изотермический процесс.

Отработать навыки по решению задач.

24

Изобарный процесс.

Отработать навыки по решению задач.

25

Изохорный процесс.

Отработать навыки по решению задач.

26

Уравнение состояния идеального газа.

Отработать навыки по решению задач.

27

Экспериментальная работа: «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре»

Изучение изотермического процесса.

28

Изопроцессы в технике.

Использование изопроцессов в технике (компрессоры, пневматические механизмы и т.д)

Презентации по теме

29

Тепловые свойства твёрдых тел.

Тепловое расширение твёрдых тел. Использование тепловых свойств в технике. Биметаллы.

Сообщения по теме. Изготовление прибора для демонстрации теплового расширения твёрдых тел.

30

Тепловое загрязнение атмосферы.

Экологические проблемы тепловых явлений. Парниковый эффект.

Презентации по теме

31

Круглый стол: «Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе».

Транспорт с ДВС. Альтернативные транспортные средства.

Доклады

32

Влияние работы тепловых двигателей на экологию природы.

Необратимость тепловых процессов. Назначение нагревателя, рабочего тела, холодильника. Принцип действия теплового двигателя. КПД теплового двигателя и пути его повышения.

Презентации по теме

33

Диспут: «Парниковый эффект и глобальное потепление климата».

Последние исследования по вопросу мирового потепления. Скорость таяния ледников. Изменение магнитных полюсов земли. Всемирное потепление. Океанические течения (Гольфстрим). Озоновые дыры

Доклады сторонников и противников по данному вопросу.

34, 35

Конференция «Современные достижения в области молекулярной физики».

Нанотехнологии. Молекулярная биология. Биомолекула. Молекуклярная электроника. ДНК диагностика.

Доклады по темам.


Название занятия


Основные понятия, законы, с которыми учащиеся встретятся при решении качественных и количественных задач данного раздела


Количество часов

1

История развития взглядов на строение вещества.

Основные положения МКТ, молекула, атом, масса молекулы, притяжение и отталкивание молекул, силы межмолекулярного взаимодействия, газ, жидкость, твердое тело, концентрация, диффузия, скорость молекул, тепловое движение, броуновское движение, температура.

Форма тела, объем тела, расстояния между молекулами, плотность, сила тяжести, сила Архимеда, кинетическая и потенциальная энергия молекул. Давление, высота столба, разность давлений, атмосферное давление, пузырёк, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.

1 час

2

Основные положения МКТ строения вещества.

1 час

3

Взаимодействие молекул.

1 час

4

Процессы диффузии в живой природе. Осмос. Капиллярные явления. Смачиваемость.

1 час

5

Агрегатные состояния вещества. Механические свойства тел.

1 час

6

Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды.

1 час

7

Атмосфера. Атмосферное давление.

1 час

8

Условия плавания тел.

1 час

9

Механические свойства твёрдых тел. Строение кристаллов. Аморфные тела.

Кристалл, аморфное тело, кристаллическая решетка, изотропия, анизотропия, тепловое расширение, потенциальная энергия упругодеформированного тела.

1 час

10

Влияние температурных условий на живые организмы.

Испарение, конденсация, кипение, центры парообразования, пар, туман, влажность воздуха, насыщенный и ненасыщенный пар.

Нагревание, охлаждение, парообразование, конденсация, плавление, отвердевание, горение, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания, температура плавления, температура кипения, кипение, изопроцессы, теплопроводность, конвекция, тепловое излучение, термометр. Сублимация. КПД. Экологическая катастрофа.

1 час

11

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи и способы её изменения.

1 час

12

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

1 час

13

Теплоизоляция в жизни животного мира.

1 час

14

Энергия топлива. Теплоэнергетика.

1 час

15

Развитие термодинамики.

1 час

16

Изменение агрегатных состояний вещества. Сублимация.

1 час

17

Роль процессов испарения для животных организмов и растений.

1 час

18

Экспериментальная работа: «Изучение нагревания воды в открытом и закрытом сосудах. Построение графика зависимости температуры тела от времени»

1 час

19

Влажность воздуха.

1 час

20

Уравнение теплового баланса.

1 час

21

Экспериментальная работа: «Изменение температуры вещества при переходе из твёрдого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени»

22

Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Изопроцессы.

1 час

23

Изотермический процесс.

1 час

24

Изобарный процесс.

1 час

25

Изохорный процесс.

1 час

26

Уравнение состояния идеального газа.

1 час

27

Экспериментальная работа: «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре»

1 час

28

Изопроцессы в технике.

1 час

29

Тепловые свойства твёрдых тел.

1 час

30

Тепловое загрязнение атмосферы.

1 час

31

Круглый стол: «Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе».

1 час

32

Влияние работы тепловых двигателей на экологию природы.

1 час

33

Диспут: «Парниковый эффект и глобальное потепление климата».

Всемирное потепление. Океанические течения (Гольфстрим). Озоновые дыры. Последние исследования по вопросу мирового потепления. Скорость таяния ледников. Изменение магнитных полюсов земли.

1 час

34

Конференция «Современные достижения в области молекулярной физики».

Нанотехнологии. Молекулярная биология. Биомолекула. Молекуклярная электроника. ДНК диагностика.

2 час

Литература

  1. II, С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, «Физика - 8 », М. Дрофа, 2008 год

  2. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, «Сборник задач по физике 7-9», M «Просвещение»,2007 год

  3. Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти, «Тематическое и поурочное планирование по физике», М. Экзамен,2003 год.

  4. Л. В, Алмаева, « Тесты. Физика. 8 класс», Саратов: Лицей, 2003 год

  5. Л. А Кирик. «Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс», М. «Илекса», 2002 год.

  6. А.Е. Марон. Е. А. Марон. «Физика - 8 », дидактические материалы.М. Дрофа, 2008 год.

  7. В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»

  8. Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г.

  9. А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998г.

  10. А. В. Усова, З. А. Вологодская «Внеклассная работа по физике в школе», учебное пособие по спецкурсу, Челябинск,1989 г.

  11. В. А. Орлов, А.О. Татур, сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, «Физика», основная школа (7-9 класс), М. «Интеллект-Центр»,2004 г.

  12. Н. И. Зорин, Элективный курс «Элементы биофизики», М. «ВАКО», 2007 г.

  13. Я. И. Перельман «Занимательная физика», М. «Наука», 1979 г.

  14. С. В. Ананичева. Методические рекомендации


© 2010-2022