Открытый урок физики в 7 классе по теме: «Плавания тел» (для УМК Генденштейна)

Открытый урок физики в 7 классе. Новая тема: «Плавания тел». План составлен для работы с УМК Генденштейна. (Февраль 2014 г был дан на школьном МО естественно-математических наук, с приглашением администрации. Цель МО "Системно-деятельностный подход в образовании).    Цель урока: Выяснить условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, плавает, всплывает. И до каких пор всплывает? План урока составлен на основе подготовки к переходу на новые стандарты образования, содержит системно-деятельност...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бобылева Татьяна Васильевна

Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)Урок физики в 7 классе

Новая тема: «Плавания тел»

(УМК Генденштейн)

Цель: Выяснить условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, плавает, всплывает. (цель классу не объявляется, ученики её должны сформулировать сами и поставить задачи для её достижения)

Действия учащихся и методы обучения.

На различных этапах урока учащиеся слушают объяснение учителя, приводят примеры, наблюдают опыты (объяснительно - иллюстративный метод), записывают и зарисовывают вслед за учителем (репродуктивный метод), отвечают на вопросы учителя, объясняют опыты (проблемный метод), выдвигают гипотезы, обобщают факты, выполняют практические задания (частично - поисковый метод).

Этапы урока:

  1. Организационный момент и проверка подготовки д/з.7 мин

Здравствуйте, ребята. Успокаиваемся, садимся, настраиваемся на работу. Сразу проверим домашнее задание §22(3). Доказательство закона Архимеда для тела произвольной формы в тетради (на этом задании лучше не терять времени, а заранее на перемене проверить наличие и выбрать 2 -3 лучших работы, которые оценить, а этих учащихся назначить консультантами по рядам или звеньям). (Примечание: У меня в 7 «а» классе есть 3 таких звена, равносильных по среднему баллу. В них выбраны учебные секторы, в обязанность которых входит проверять наличие выполнения д/з. Чаще они и являются консультантами в таких случаях, но ради повышения ответственности у других учеников консультантов в работе на уроке чередую, иногда, для этого готовлю их заранее) (4). Легенда об Архимеде и гидростатическое взвешивание - желающие устный пересказ.

Деятельность

Учитель

Ученики

Организует, контролирует

Проверяют, отчитываются, отвечают устно.


  1. Актуализация знаний. 2 мин

Вы когда-нибудь задумывались, почему маленький камень, брошенный в воду, тонет (опускается на дно), а огромное бревно плавает на поверхности? Почему говорят, что учится плавать лучше на море? Да и, вообще, стоит ли бояться воды, бояться плавать? Почему масло образует пленку на поверхности воды? Учащиеся рассуждают, отвечают…

Заинтересовались? - Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Правильно «Плавание тел».

А теперь сформулируйте цель изучения темы…

«выяснить условия плавания тел», а для этого мы вооружены необходимыми знаниями, вспомним их…

Деятельность - живая беседа

учитель

ученики

Вопросы (наводящие на мысль - проблему);

Запись темы и числа на доске

Рассуждение, умозаключение, ответы, постановка задачи, формулировка цели); Запись темы и числа


  1. Разбор новой темы 11 мин:

1(быстро) 2 мин

- Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (сила тяжести и сила Архимеда)

- По какими формулам они вычисляются? (FАжgVТ FТ=mg)

- Как можно выразить массу тела, зная его объем и плотность? (m=ρТVТ)

- Следовательно, каким образом мы можем записать формулу для силы тяжести? (FТ= ρТVТ g)

Деятельность

Учитель

Ученики

Спрашивает, аккуратно и быстро записывает с левого края доки формулы, так, чтобы весь дальнейший урок они были в поле зрения, но не мешали

Быстро и чётко отвечают устно. Дополняют и уточняют друг друга.

2 4 мин

- Если на тело действуют две силы, то какие варианты их соотношения возможны? (FТ >FА FТ =FА FТ <FА )

Cделаем рисунок

(вместе и каждый)

Деятельность

Учитель

Ученики

вопрос

ответ

Демонстрирует рисунок (желательно на закрытой доске, выполнен заранее, так, чтобы не стирать весь урок)

Рисуют в тетради

Подписывают к рисунку варианты названные учениками

На доске

В тетради

Задаёт вопросы:

Отвечают:

- Что такое равнодействующая сил?

(Равнодействующая сил - это сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих на тело сил)

- Куда направлена равнодействующая сил в первом случае?

(вниз)

Вывод вместе: Значит, тело будет погружаться, т. е. тонуть.

- Чему равна равнодействующая сил во втором случае?

(0) Т.е тело будет покоиться - плавать.

- Что происходит в третьем случае?

Правильно, тело всплывает.

(равнодействующая сил направлена вверх), тело всплывает.

Но до каких пор будет продолжаться всплытие?

Попытки ответа, рассуждение…

Давайте разбираться: когда тело достигает поверхности воды, некоторая часть тела начинает выступать над водой, следовательно, объем погруженной части тела уменьшается, значит, уменьшается и Архимедова сила, действующая на тело. Тело продолжает всплывать до тех пор, пока сила тяжести и сила Архимеда не станут равными. После этого тело будет плавать на поверхности воды.

3 5 мин Демонстрация опытов …….

  1. В стакан с водой опустим камушек, кусочек парафиновой свечки и кусочек пенопласта и закрытый пузырёк наполненный песком так, чтобы плавал внутри жидкости (чистая вода), наблюдаем …. Делаем выводы …..

  2. Проделываем эти опыты с другими телами….

Например: картофель, яйцо (1 группа - чистая вода)

  1. Теперь посмотрим на те же предметы опустив их в (2 группа - круто соленая вода….)

  2. и потом (3 группа - машинное масло…)

Как поменялись результаты? (наблюдения групп) Выводы общие….

Деятельность

Учитель

Ученики

Демонстрирует 1 опыт (Фронтально)

Наблюдают результат, делают вывод о силах

Контролирует ход работы, отведённое время и дальнейшие ответы

Выполняют опыты 2, 3 и 4 по звеньям, рассказывают о результатах наблюдения, делают выводы… (работа в группах)

Например: парафин плавает в воде, но тонет в керосине, сырой картофель (или яйцо) плавает в соленой воде, но тонет в чистой…., следовательно результат зависит от тела и жидкости, а именно от соотношения их плотностей.

А как оформить эти выводы грамотно, на основе известных законов, которые уже повторили?

думают

Помогает вопросами:

- Вспомним, чему равна выталкивающая сила, (её смысл)?

Весу вытесненной жидкости

Отлично! Значит, когда тело плавает на поверхности воды FТ =FА=Pвыт. жидкости

Прочтите это словами!

Вес вытесненной жидкости равен силе тяжести, а, следовательно, весу тела в воздухе

- Обратимся теперь к формулам (на доске) FАжgVТ , FТ= ρТVТ g . Подставим их в соотношения FТ >FА FТ =FА FТ <FА и выполним возможные упрощения. Что получим?

Обращает внимание на формулы и полученные условия;

Даёт задание подставить и преобразовать.

Выполняют задание в тетради;

Получают:

Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)

Главный вывод высвечивает на экране в презентации:

Записывают:

FТ >FА FТ =FА FТ <FА

тело тонет плавает всплывает

Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)

  1. если плотность тела больше плотности жидкости - тело тонет;

  2. если плотность тела равна плотности жидкости - тело плавает;

  3. если плотность тела меньше плотности жидкости - тело всплывает;

Интересно, а что будет, если налить одну жидкость в другую? (несмешивающиеся жидкости)

Строят гипотезы, или сразу отвечают верно, из житейского опыта!

Демонстрация опыта (в один стакан наливают воду и растительное масло)

- Почему жидкости распределились таким образом?

Убеждаются в своих ответах!

И делают вывод, что условия плавания справедливы не только для твердых, нерастворимых тел, но и для несмешивающихся жидкостей.

Вывод: несмешивающиеся жидкости распределяются в сосуде в соответствии со своими плотностями.

Итак, теперь вы знаете условия плавания тел.

Приведите примеры, где можно наблюдать плавание тел?

Приводят примеры с места

(плот на воде, лодка, поплавок, спасательный круг, грузило, рыбы)

  1. Развитие темы 5мин

Загадка: В воде не тонет, в огне не горит? (Лёд)

Вопросы: 1) Почему в воде не тонет?

Правильно: Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)

2) Какая часть айсберга находится над водой? (знания из курса природоведения и географии) (1/10), => под водой? (9/10)

3) => Какая часть V плавающего тела будет погружена в жидкость? (тело однородно!!!)

Найдите ответ на этот вопрос в учебнике §23, запишите решение в тетрадь. Выделите полученную формулу в рамочку

Открытый урок физики в 7 классе по теме:«Плавания тел» (для УМК Генденштейна)

и ниже запишите: (продиктовать и высветить на экран)

Правило: Какую часть плотности жидкости составляет плотность тела, такая часть объёма тела и будет погружена в жидкость.

Деятельность

Учитель

Ученики

Вопросы 1, 2,

1, 2 - Подумали, догадались, ответили

3

Попробовали ответить теоретически…

Конкретизирует, даёт задание по учебнику

Письменная, самостоятельная работа с учебником

Акцентирует внимание на итог, диктует словесную формулировку

Обводят формулу

Записывают под диктовку


  1. Рефлексия 5 мин

- (работа в парах): Найти в таблице, какие тела будут плавать, какие тонуть?

Все первые парты: В бензине (плавают пробка 240 кг/м3, сосна 500 кг/м3, остальные тонут)

Все вторые парты: В воде (плавают дуб 800, лёд 900, пробка 240 кг/м3, сосна 500 кг/м3, остальные тонут)

Все третьи парты: В солёной воде (плавают дуб 800, лёд 900, пробка 240 кг/м3, сосна 500 кг/м3, остальные тонут)

Все первые парты: В ртуте (плавают все, тонет только золото 19300 кг/м3)

Во время своей работы все должны были заметить, что в таблице есть одно удивительное твёрдое тело по условию плавания! Что это? Чем оно особенное? (Дуб плавает внутри керосина, нефти, спирта. Их плотности равны).

- Самостоятельная работа: № 23.18 стр. 135 задачник, первых 2 человека показывают тетради на проверку и у остальных проверяют сами.

  1. Подводим итог: 2 мин

- Что нового узнали?

- Что повторили?

- Где полученные знания можно применить?

- Что понравилось?/ не понравилось?

-Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?

Объявить оценки за работу на уроке, с учётом самооценки учащихся, домашней и самостоятельной работы;

  1. Запишите Д/З: §23учебник (п.1 читать, п. 2, 3, 4 готовить пересказ) №23.13 задачник. 2 мин

Оборудование урока: УМК Генденштейна, оформленная доска, приборы и материалы указанные в конспекте для фронтальных и групповых опытов, мультимедиа проектор и экран (для вывода всех ключевых моментов в презентации, как итогов обсуждения).


© 2010-2022