Рабочая программа 10-11 гос (физика Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано «Утверждаю»

Председатель МО И.о. директора школы

_______________ __________________

(______________) Шарапова А.Г.

Протокол № 1

От «____» августа 2015 г. от «01» сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составитель:

________________

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089) , примерной программы по физике.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Школа №20 ориентирована на обучение, развитие и воспитание всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, интеллектуальных и других) особенностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебно-методический комплект Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика 10 класс» (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений -3-е издание Москва, издательство «Мнемозина». Сборник задач по физике-10 класс-автор Л. Э Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев

Учебно-методический комплект Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика 11 класс» (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений -3-е издание Москва, издательство «Мнемозина».-2009-2010г. Сборник задач по физике-11 класс-автор Л. Э Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев

Изучение физики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; наиболее важных открытиях в области физики; методах научного познания.

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСз, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновых свойств света, фотоэффекта, излучения поглощения света атомом; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникаций.

  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместного выполнения задач.

  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Курс физики 10-11 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электростатика, электродинамика, квантовая физика, элементы астрофизики.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

С учетом учебного плана устанавливается следующее распределение учебного времени: математика в 10-11 классах по 2 часов в неделю, 68 часов в год, всего 136 часов.



IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕД­МЕТА

Физика и методы научного познания (2 час)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (31 час)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Лабораторные работы

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Механические колебания и волны(4 часа)

Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.

Молекулярно-кинетическая теория (20 часов)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Термодинамика(11 часов)

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

Электродинамика (34 часа)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы

Лабораторные работы

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного заряда.

Измерение магнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла.

Оптика( 10 часов)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Лабораторные работы

Определение показателя преломления стекла.

Наблюдение интерференции и дифракции света.

Квантовая физика. Астрофизика (22 часа)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной

Лабораторные работы

Наблюдение линейчатых спектров.

Повторение(2 часа)

VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

10 класс.

  1. Физика и методы научного познания (2 час)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Объяснять понятия: физическая наука, физическое явление, научный метод познания, применимость физических законов и теорий, современную физическую картину мира. Уметь приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и

опыт использовать метод аналогий, показать на примерах границы применимости физических законов и теорий.

  1. Механика (31 час)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Объяснять, описывать понятия: материальная точка, система отсчета, траектория, путь, перемещение, скорость. формулировать определение скорости и

рассчитывать ее в задачах различного содержания, действовать с векторными

величинами и их проекциями, характерные особенности равнопеременного движения.

Уметь показать зависимость вида движения от выбора системы отсчета, рассчитывать

перемещение, конечную координату, время движения, рассчитать ускорение, конечную скорость движения тела, координату, перемещение

  1. Механические колебания и волны( 4 часа)

Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук

Знать виды колебаний и колебательных систем, особенности колебательного движения пружинного и математического

маятников, условия возникновения резонанса в системе, особенности распространения механических волн; виды

волн; связь длины волны и ее скорости распространения. Уметь выделять, наблюдать и описывать механические

колебания физических систем, применять законы Ньютона для изучения колебательного движения, определять

характеристики волн.

  1. Молекулярно-кинетическая теория (20 часов)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Знать понятия количества вещества, концентрации молекул, массы молекулы, молярной массы, понятие абсолютной температуры и абсолютного нуля; показывать недостижимость абсолютного нуля температур, уравнение состояния идеального газа, уравнения и графики изопроцессов. Уметь использовать различные температурные шкалы применять газовые законы для решения качественных и графических задач, выводить уравнение связи температуры и средней кинетической энергии молекул

газа; температуры и скорости.

  1. Термодинамика(11 часов)

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.


Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты, способы изменения внутренней энергии и ЗСЭ, распространенный на тепловые процессы нагреватель, холодильник, КПД, полезной и затраченной работы; историю

создания тепловых машин Уметь рассчитывать количество теплоты для систем тел, используя уравнение теплового

баланса, объяснять на модели или по таблице принцип работы ДВС и других тепловых машин; анализировать положительные и отрицательные эффекты

использования тепловых машин.

11 класс

  1. Электродинамика (34 часа)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы

Знать понятия: электризация, точечный и элементарный заряд; закон Кулона, понятия электрического поля, вида полей, их графическое изображение, понятия проводника и диэлектрика, свободных носителей заряда; виды диэлектриков, диэлектрическая проницаемость. Понятия: магнитное взаимодействие, постоянные магниты, магнитное поле, свойства магнитного поля, магнитная индукция, правило Ленца, суть явления самоиндукции, понятие индуктивности; как происходит превращение энергии магнитного поля. Уметь объяснять природу электрического сопротивления, применять теоретические знания по темам «Закон Ома для участка цепи», «Последовательное и параллельное соединения проводников» при решении задач объяснить, почему линза даёт чёткие изображения предметов, проводить аналогию интерференции и дифракции механических и световых волн.

  1. Оптика( 10 часов)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Знать развитие теории взглядов на природу света; условие применимости законов

геометрической оптики, законы геометрической оптики, строение глаза и принцип устранения дефектов зрения, дисперсия, спектр, особенности инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Уметь объяснить, когда преломлённых лучей нет, почему появляются миражи, объяснить, почему линза даёт чёткие изображения предметов, объяснять механизм разложения белого света в цветной спектр; как глаз различает цвета.

  1. Квантовая физика и элементы астрофизики (22 часа)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Знать понятия: равновесное излучение, квант, фотон; историю развития вопроса, постулаты Бора, спектр излучения, поглощения, линейчатый и сплошной спектры, протонно-нейтронную модель ядра, ядерная реакция, энергия связи, дефект масс, условия протекания ядерных

реакций, частица, античастица, аннигиляция, адроны, лептоны, барионы, мезоны, кварки, фундаментальные частицы, фундаментальные взаимодействия, принцип действия атомной электростанции; о влиянии радиации на живые организмы. Солнечная система, орбита, световой год,

законы Кеплера. Уметь объяснять планетарную модель атома, числу общее число нуклонов, число протонов и нейтронов. Иметь представление о происхождении Солнечной системы.

  1. Повторение(2 часа)



VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оснащение учебного процесса и оборудование учебного кабинета включают создание условий, обеспечивающих возможность:

  • выявления и развития способностей обучающихся и воспитанников в любых формах организации учебного процесса всех изучаемых разделов данного курса;

  • использования современных образовательных технологий;

  • активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий ;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся и воспитанников;

Информационные средства

  • мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса физики, ориентированные на систему дистанционного обучения либо имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивают дополни­тельные условия для изучения отдельных тем и разделов Стандарта,

  • электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля),

Информационно-методическое обеспечение

  • Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/

  • Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  • Кабардин О.Ф., Кабардина С.Н., Орлов В.А. Контрольные и проверочные работы по физике7-11кл.: Метод.пособие - М.:Дрофа,2002

  • Кабардин О.Ф., Кабардина С.Н., Орлов В.А. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал - М.; Просвещение.1994

  • Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике: 11кл.: Кн.для учителя. - М., Просвещение: АО «Учеб.лит.»,1996

  • Орлов В.А. Школьный курс физики: тесты и задания. - М., Школа-Пресс, 1996

  • Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Кн.для учителя/ Буров В.А., Дик Ю.Н., Зворыкин Б.С. и др.; Под редакцией В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова. - М., просвещение: Учеб.лит., 1996

Ресурсы Мультимедиа

  • DVD сопровождение - интерактивный учебник «Физика 11», Илекса

  • Физика в школе.Электронные уроки и тесты. ЗАО «Просвящение-МЕДИ, 2005»

  • Открытая физика. Версия 2,5/ Полный интерактивный курс физики 7-11 кл. Под ред. профессора МФТИ С.М. Козела, ООО «Физикон», 2002

  • Уроки Физики Кирилла и Мефодия. 11 класс, ООО «Кирилл и Мефолий», М.2002

  • Видео: «Школьный физический эсперимент» собрание демонстрационных опытов для средней школы, М., 2002

Технические средства обучения

  • мультимедийный компьютер;

  • мультимедиа проектор;

  • экран (навесной);


Интернет ресурсы:

  • Физика - alleng.ru/edu/phys1.htm , class-fizika.narod.ru, prezentacii.com , khodus.ucoz.ru uztest.ru/ - ЕГЭ по физике

  • Сеть творческих учителей - it-n.ru , proshkolu.ru.

Учебно-методическое обеспечение

  • Генденштейн Л.Э. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1 Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. - М.: Мнемозина, 2009

  • Генденштейн Л.Э. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю.; под редакцией Генденштейна Л.Э - М.: Мнемозина, 2010

  • Генденштейн Л.Э. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1 Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. - М.: Мнемозина, 2009

  • Генденштейн Л.Э. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2 Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю.; под редакцией Генденштейна Л.Э - М.: Мнемозина, 2010

  • Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ. - 2-е изд. - М.: ИЛЕКСА, 2009

  • Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика 11 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ. - 2-е изд. - М.: ИЛЕКСА, 2008

  • Куперштейн Ю.С., Марон Е.А.Физика. Контрольные работы 10-11/ Под редакцией А.Е.Марона. - СПб: «Специальная литература», 1998




© 2010-2022