Методическая разработка Использование очерка Педагог. Ученый. Ректор

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. НИЖНЕГОНОВГОРОДА


ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

«ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ - ИСТОРИИ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ, ИННОВАЦИЙ»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЧЕРКА

« ПЕДАГОГ. УЧЕНЫЙ. РЕКТОР»

(жизнь и деятельность Александра Федоровича Хохлова)















Выполнила руководитель

поисковой группы

учитель физики высшей категории

МОУ СОШ №24 Советского района

г. Нижнего Новгорода

Шигина Наталья Валерьевна


НИЖНИЙ НОВГОРОД

2009

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка посвящена использованию очерка

« Педагог. Ученый. Ректор.» (жизнь и деятельность Александра

Федоровича Хохлова) в учебной и внеурочной деятельности.

В ней показана возможность использованием данного очерка и презентации при изучении элективного курса, во внеклассных мероприятиях в рамках недели естественных наук и истории.

Методическая разработка предназначена учителям физики, истории, классным руководителям, председателям методических объединений естественных и исторических наук.

В основу методической разработки положен практический опыт использования очерка «Педагог. Ученый. Ректор» в преподавании элективного курса, проведении внеклассных мероприятий в рамках недели естественных наук и недели истории.

Данная методическая разработка может быть использована

а) при изучении темы элективного курса в 10-ом классе

«История создания и становления Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского»

б) на уроках истории

«Высшая школа в условиях социально-экономических преобразований 90-х годов двадцатого века»

в) внеклассные мероприятия по физике:

  1. «Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского. События. Факты. Люди.»

  2. «Жизнь замечательных людей» (ученые-физики)


Данную методическую разработку подготовила учитель физики высшей категории МОУ СОШ №24 Шигина Наталья Валерьевна.

Телефон рабочий 468 27 44, 468 35 07

Телефон домашний 467-98-13

Телефон мобильный 89027847045







Пояснительная записка.

В преподавании школьного курса физики основной упор делается обычно на решение задач. Причиной такого выбора стал, в первую очередь социальный заказ высшей школы. Экзамен по физике в форме ЕГЭ требует именно этого навыка

Но в погоне за задачами (часто просто приучая бездумно применять готовые формулы или алгоритмы) учитель, а за ним и ученик, перестают видеть красоту этой науки, ее исторические корни. А это ведь очень важно для общего развития личности человека. Особенно страдают учащиеся с гуманитарным складом ума, учащиеся, не определившие к 15 годам свой профиль.

Поэтому, на мой взгляд, очень важно на занятиях элективного курса и во внеурочной работе уделять время для изучения жизнедеятельности ученых прошлого и настоящего времени. Это позволяет развивать интерес к физике, как к науке у большего числа учащихся.

Целью данной методической разработки является оказание помощи учителям физики в преподавании элективного курса "История физической науки: события, факты, люди", классным руководителям, председателям методических объединений естественных наук и истории.

Использование предлагаемой методической разработки может способствовать повышению мотивации у учащихся к изучению физики, получению фундаментального образования в Нижегородском университете имени Н. И. Лобачевского.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

Элективный курс "История физической науки: события, факты, люди" предлагается для изучения в старшей профильной школе, т.е. в 10 классах, так как его изучению обязательно должно предшествовать изучение физики как таковой в рамках основной школы.

При реализации данного элективного курса появляется возможность реализовать современную тенденцию образования, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Данный элективный курс изучается с целью раскрытия учащимся эволюции важнейших идей курса физики, определения этапов становления и развития научной картины мироздания и позволяет решать следующие задачи:

  • помочь школьникам овладеть знаниями о культурологических ценностях как гуманитарного, так и естественнонаучного характера; о единой научной картине мира;

  • способствовать расширению научного и культурного потенциала учащихся, формированию научного мировоззрения, развития интереса к изучению физики, уважения к науке;

  • создать условия для становления комплекса компетенций, позволяющих реализовать свои замыслы в рамках информационного и коммуникативного пространства.

Построение содержания элективного курса совпадает с периодами (эпохами) развития науки.

1. Эпоха возникновения первичных физических учений охватывает период с древнейших времён до XVI в.н. э. Она включает древний мир, античные времена, Средние века (как в Европе, так и на Востоке) и эпоху Возрождения.

2. Эпоха формирования физики как науки обычно определяется как период с начала XVII до конца XVIII в. В это время был заложен фундамент физики как самостоятельной науки.

3. Эпоха "классической" физики. Начавшись примерно в 1800 г., она продлилась до 1912 г. И закончилась с появлением квантовых и релятивистских представлений, революционным образом изменивших наши понятия об окружающем мире и строении материи.

4. Эпоха квантово-релятивистской и субатомной физики длится с 1900-1905 гг. по настоящее время.

5. История создания и становления Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

ФИЗИКА В НАЧАЛЕ ПУТИ

  1. Эпоха возникновения первичных физических учений (с древнейших времен до XVI в.)

Предыстория науки.

Античная наука. Атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур),

Механика (Архимед, Евклид)

Гидростатика (Архимед, Герон Александрийский, Аристотель)

Акустика (Пифагор)

Оптика (Евклид, Архимед, Герон Александрийский, Птолемей)

Физические знания Средневековья и эпохи Возрождения.

Период развития науки на Востоке (VII-XV в. в)

Период развития европейской феодальной науки (XI-XV в.в.)

Период возникновения опытного естествознания (конец XV-первая половина XVII в).

Научная революция Н.Коперника

Борьба за гелиоцентрическую систему мира (Д.Бруно, И.Кеплер).

Формирование основ научного знания (Галилей)

Возникновение экспериментального и математического методов (Ф.Бэкон, Р.Декарт)

Успехи экспериментальной физики (Р.Бойль, О.Герике, Х.Гюйгенс, Р.Гук)

Научный метод Ньютона.

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

  1. Эпоха формирования физики как науки (конец XVII века - конец XVIII века)

Развитие классической механики (Л.Эйлер, И. и Д. Бернулли, Ж.Лагранж, Ж.Даламбер, Ж. Понселе, У.Гамильтон, К.Гаусс).

Экспериментальное обоснование МКТ и возникновение статистической физики (М.В.Ломоносов, А.Лавуазье, П.Лаплас, Д.Блэк, Г.Фаренгейт, Р.Реомюр, А.Цельсий, Ж.Фурье, С.Карно)

Открытие основных законов электромагнетизма (П.Мушенбрук, Г.Рихман, Б.Франклин, Ш.Кулон, Г.Кавендиш, Л.Гальвани, А.Вольта).

Ш. Эпоха "классической" физики (1800-1900 г.)

Открытие закона сохранения и превращения энергии (Р.Майер, Д.Джоуль, Г.Гельмгольц).

Развитие термодинамики и кинетической теории газов (Р.Клаузиус, У.Томсон, Д.Дальтон, Ж.Гей-Люссак, А.Авогадро, Д.Максвелл, Д.Менделеев, И.Ван-дер-Ваальс, Д.Гиббс, Л.Больцман, Г.Камерлинг-Оннес).

Возникновение и развитие теории электромагнитного поля (Х.Эрстед, А.Ампер, Г.Ом, М.Фарадей, Э.Ленц, Д.Максвелл, И.Умов, Г.Герц, А.Столетов, П.Лебедев, А.Попов).

Развитие волновой оптики (Т.Юнг, Э.Малюс, Ж.Френель, Й.Фраунгофер, И.Физо, Л.Фуко).

СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА

  1. Эпоха квантово-релятивистской и субатомной физики (1990-1905 г.г. - по настоящее время)

Научная революция конца XIX-начала XX в. - зарождение квантовой теории (Г.Кирхгофф, И.Стефан, В.Вин, У.Рэлей, Д.Джинс, М.Планк).

Электродинамика движущихся сред и электронная теория (А.Майкельсон, Э.Морли, Г.Лоренц, Н.Лобачевскийй, А.Эйнштейн, Г.Минковский).

Возникновение атомной и ядерной физики (А.Беккерель, Д.Томсон, Э.Резерфорд, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри, Ф.Содди, Н.Бор, В.Рентген).

Возникновение квантовой механики (В.Гейзенберг, Шредингер, Луи де Бройль, П.Дирак, В.Паули)

Русская и советская физика (А.Иоффе, А.Фридман, Я.Френкель, Л.Ландау, П.Капица, Л.Мандельштам, И.Курчатов, С. Вавилов)

Лауреаты Нобелевской премии по физике (А.Нобель, Ж. Алферов, В. Гинзбург, А. Абрикосов)

V. История создания и становления НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

1905-1915

1918-1930 ( Д.Ф.Синицын),

1931-1945 (Андронов А.А., Грехова М.Т., проф. Дьячковский С.И, Четвериков С.С. (кафедра генетики) Путилов К.А. и Самойлович А.Г. (кафедра теоретической физики),

1946-1980 (Разуваев Г.А),

1981-1987,

1988-2003 (используется полностью материал очерка и презентация о А. Ф. Хохлове),

2004 и по настоящее время

Программа элективного курса "История физической науки: события, факты, люди" построена таким образом, что в процессе его изучения в сознании школьников формируется современная картина мира как итог длительного исторического развития научных представлений об окружающей природе. Элективные занятия организуются как процесс самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся на основе использования материалов из истории физики. Основные формы организации образовательного процесса: лекция, семинарское занятие, конференция, дискуссия, защита реферата, группового проекта. Огромное значение придается самостоятельной работе учащихся. При изучении данного курса учащимся предлагается выполнить небольшие собственные исследования, посвященные страницам биографии ученых. Итогом такой работы поисковой группы учащихся 10 класса стал очерк «Педагог. Ученый. Ректор».





Список литературы :

1. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы.- М: Просвещение, 1987.

2. Голованов Я. Этюды об ученых. - М: Молодая гвардия, 1983.

3. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. - М: Просвещение, 1983.

4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. - М: Просвещение,1986.

5. Ильин В.А. История физики. - М: Издательский центр "Академия", 2003.

6. Карасова И.С., Пекин П.В. Изучение фундаментальных физических теорий на факультативных занятиях в средней школе. - Челябинск, 1990.

7. Кудрявцев П.С. Курс истории физики.- М: Просвещение, 1982.

8. Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе. - М: Просвещение, 1981.

9. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики

10. Хохлов А. Ф. Университет, рожденный трижды - Н. Новгород.





© 2010-2022