- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока по физике
Разработка урока по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Репрынцева И.И. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока по теме «Колебания. Гармонические колебания. Характеристики колебаний. Резонанс.»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
-
формирование представлений о колебаниях, как о физических процессах;
-
выяснение условий возникновения колебаний;
-
формирование понятия о гармоническом колебании, характеристиках колебательного процесса; умение применять формулы колебаний для решения задач;
-
формирование понятия резонанса, его вредное воздействие и способы борьбы с ним;
-
формирование умения работать в группах;
-
развитие логического мышления
Ход урока
I. Мотивация.
Учитель:
Утро
Рождённый пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.
Н.А. Заболотский
Итак, вы поняли, сегодня мы будем говорить о колебаниях. Подумайте и назовите, где встречаются колебания в природе, в жизни, в технике.
Учащиеся называют разные примеры колебаний .Учитель помогает дополняя список колебаний. При проведении урока можно воспользоваться презентацией, которая поможет сделать урок более эффективным и интересным.
Учитель: Что же общего между всеми этими движениями?
Учащиеся: Эти движения повторяются
Учитель: Такие движения называются колебаниями. Сегодня мы о них будем говорить. Запишите тему урока в тетради: «Колебания. Гармонические колебания. Характеристики колебаний. Резонанс ».
II. Актуализация знаний и изучение нового материала.
Учитель: Задачи урока мы должны:
-
Выяснить, что такое колебание?
-
Условия возникновения колебаний.
-
Виды колебаний.
-
Что такое гармонические колебания.
-
Характеристики гармонического колебания.
-
Научится решать задачи
-
Выполнить экспериментальное задание
-
Познакомится с резонансом.
Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов и одновременным проведением опытов с маятниками.
Учитель: Посмотрите на колебания математического и пружинного маятников (демонстрируются колебания пружинного и математического маятника). Абсолютно ли точно повторяются колебания?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Почему? Выясняется, что мешает сила трения. Так что же такое колебание?
Учащиеся: Колебания - это движения, которые точно или приблизительно повторяются с течением времени. Определение записывается в тетрадь.
Учитель: Почему так долго продолжаются колебания? На пружинном и математическом маятниках, но все-таки они прекращаются. Почему?
Учитель: Выясним условия возникновения колебаний. Что нужно, чтобы начались колебания?
Учащиеся: Нужно толкнуть тело, приложить к нему силу. Чтобы колебания длились долго, нужно уменьшить силу трения. Условия записываются в тетрадь.
Учитель: Колебаний встречается много. Попробуем их классифицировать. Они делятся на два вида: свободные и вынужденные. Демонстрируются колебания, на пружинном и математическом маятниках - свободные колебания.
Учитель: Если действует внешняя сила, то колебания называются вынужденными. Учащиеся в тетрадь записывают определения свободных, вынужденных колебаний
Учитель: Ещё колебания бывают затухающие и незатухающие. Затухающие колебания - это колебания, которые, под действием сил трения или сопротивления, со временем уменьшаются, показываются эти колебания на графике на слайде.
Незатухающие колебания - это колебания, которые со временем не изменяются; силы трения, сопротивления отсутствуют. Для поддержания незатухающих колебаний необходим источник энергии.
Учитель: Среди всех видов колебаний выделяют особый вид колебаний - гармонические - это колебания графиком, которых является математические функции синус или косинус.
Учащиеся записывают в тетрадь уравнения гармонических колебаний.
Учитель: Теперь нам нужно рассмотреть основные характеристики колебаний т.е.каждую величину в уравнении гармонического колебания. (На математическом и пружинном маятниках показывается смещение Х). Х-смещение - отклонение тела от положения равновесия. Какая единица измерения смещения? Учащиеся: Метр
Учитель: На графике колебаний определите смещение в моменты времени 1 с, 2 с, 3 с, 4 . Учитель: Следующая величина - Х мах. Что это?
Максимальное смещение называется амплитудой колебаний. Определим амплитуду затухающих и незатухающих колебаний на графике: сверху Х мах, и снизу величина - Х мах.
Учитель: Прежде чем рассматривать следующую величину, давайте посчитаем число колебаний на математическом маятнике. Можно ли определить время одного колебания? Учащиеся: Да.
Учитель: Время одного полного колебания называется периодом - Т. Измеряется в секундах. Можно рассчитать период по формуле. На графике хорошо видны величины. Учащиеся на графике определяют период. Учитель на математическом маятнике демонстрирует разную частоту при разной длине маятника. Частота ν - число полных колебаний за единицу времени. Единица измерения - Гц. Между периодом и частотой существуют формулы связи. ν=1/Т Т=1/ν Рассмотрим таблицу частот взмахов крыльев насекомых и птиц.
III. Закрепление материала
Учитель: А теперь закрепим материал. Рассмотрим биение сердца человека.
Экспериментальное задание №1
Учитель предлагает учащимся приложить пальцы правой руки к запястью левой руки нащупать пульс и посчитать число ударов за минуту. Зная эти величины найти период и частоту.
Решим 2 задачи
Задача 1.
Чему равен период колебаний и частота работы сердца между 60 и 80 годами?
Задача 2.
У ребенка частота вдоха и выдоха за 1 минуту 35, а у подростка 20.
Найти период и частоту колебаний ребенка и подростка?
IV .Экспериментальное задание №2 (в группах)
Найти период колебаний математического маятника 1 группа , пружинного маятника 2 группа .
Приборы: Нитяной (пружинный) маятник, секундомер.
V. Физкультминутка.
-
А теперь не ради шутки
-
Проведем физкультминутку!
-
Для урока закрепления
-
Мы усвоим упражнения.
-
Попрошу Вас дети встать
-
И за мною повторять
-
Руки вверх, прямо.
-
Ветер дует, завывает
-
Ветки тополей качает
-
Колебания затухают-
-
Только ветер исчезает
Полунаклон вперед, руки свисают вниз, движения часового маятника.
-
Тик-так, тик-так!
-
Ходит маятник вот так
-
Частоты не нарушает,
-
Четко время отмечает
-
Вам пошла зарядка впрок,
-
Вы усвоили урок!
-
Колебанья вам не в тягость
-
Коль они приносят радость
VI. Знакомство с резонансом
Учитель: Как выталкивают машину, если она застряла?
Учащиеся: Нужно дружно по команде раскачивать машину.
Учитель: Правильно. У нас неизученным осталось еще одно физическое явление резонанс. Резонанс - это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты колебаний силы и собственной частоты колебательной системы. Познакомимся какими способами можно избавится от вредного воздействия резонанса ( сообщения учащихся).
В результате работы на уроке учитель выставляет общую оценку.
VII. Домашнее задание: параграфы 24-25, упр21.
VIII. Итоги урока.
Учитель: проводит рефлексию