Исследовательская работа Ученые-физики и религия

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х. Маяк







«Ученые-физики и религия»





Автор работы:

Громов Михаил Сергеевич, 7 класс



Руководитель:

Чигасова Лариса Николаевна,

учитель физики










г. Сальск

2015 г.

Оглавление

I Введение……………………………………………………………..

стр.3

II Основная часть…………………………………………………….

стр.4-11

2.1История отношений религии и науки…………………………….

стр.4

2.2 Физики и их отношение к Боге ………………………………..

стр.5-10

2.3Крешенская вода как доказательство существования сил,

не зависящих от человека……………………………………………

стр.10-11

2.4 Социологический опрос обучающихся………………………….

стр.11

III.Заключение………………………………………………………..

стр.12

IV. Используемые источники……………………………………….

стр.13

V. Приложение……………………………………………………….

стр.14-20




























"…Когда над свечой читают молитвы,

звуковые вибрации вызывают колебания плазмы,

и она переводит их в торсионные волны,

которые восходят к Богу".

Тихоплав Т. С., Тихоплав В. Ю.

Введение.

Я ученик седьмого класса. Свою тему исследовательской работы я выбрал не случайно. Многие считают, что физика и религия - понятия несовместимые. Но я считаю, что это не так. Верить в Бога или не верить - личное дело каждого человека. Другое дело ученый. Кроме вопроса верить или не верить, есть еще вопрос, что считать Богом. Этот вопрос занимал людей с давних времен. К единому ответу человечество не пришло до сих пор, хотямногие философы пытались ответить на него. Понятие о сути Бога развивалось и менялось в зависимости от пространственно-временных понятий. Поэтому в данной работе я рассматриваю высказывания некоторых физиков, отражающие их отношение к религии и вере. Почему нельзя отбросить идею о существовании Бога? Ответ прост - устройство нашего мира, невозможность самопроизвольного создания абсолютной симметрии и совершенной природы. Открывая новые законы, люди убеждаются в том, что в природе нет ничего лишнего, и простота и красота природы может лишь вызывать восхищение.

Несмотря на то, что связь между наукой и религией не обсуждается широко, а многие просто не задумываются над подобным вопросом, проблема эта актуальна (потому что не решена), хотя ее нельзя назвать новой.

Для более глубокого понимания изучаемой проблемы я познакомился с различными высказываниями известных учёных физиков - Эйнштейна, Лапласа, Зингера и других - о веровании в Божий промысел в мире.

Цель работы:определение условий гармоничного сосуществования противоположных по своей сути форм общественного сознания религии и науки.

Задачи работы:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Систематизировать и обобщить полученные сведения, сопоставить точки зрения ученых физиков на взаимоотношения между наукой и религией.

3. Познакомиться с отношениями между церковью и наукой во взглядах на законы природы.

Актуальность: до сих пор продолжается спор между двумя точками зрениями во взглядах учёных-физиков и религии на законы природы.

Проблема: взгляды религиозных деятелей и известных ученых- физиков на развитие мира отличаются друг от друга.

Методы: изучение литературных источников и ресурсов Интернета, сравнение точек зрения ученых, анализ полученных результатов.

Гипотеза: взгляды учёных-физиков и религиозных деятелей различны на законы Природы, но они едины в стремлении эти законы объяснить.

Основная часть.

2.1История отношений религии и науки.

История отношений религии и науки представляет собой весьма интересный предмет для изучения. Известно, что зачатки науки сформировались в результате практической необходимости, а также для обслуживания мистических культов, последнее в основном связано с астрономическими наблюдениями.Для своего времени известны существенные научные достижения Египта, Греции, Китая. Наибольший расцвет древней науки и философии относится к 300 годам до н.э. Именно тогда появились первые школы Платона и Аристотеля.

Дальнейшее развитие науки и философской мысли осуществлялось христианскими деятелями. Основные научные центры более тысячи лет были связаны с христианской деятельностью. Еще на первых этапах были предприняты попытки связать религию и науку, что оказало существенное влияние на развитие западноевропейской мысли.

В нашей стране долгое время господствовала идеология, согласно которой всякая религия зарождалась вследствие страха перед явлениями природы, недоступными пониманию первобытного человека. Однако как возникло в таком случае религиозное сознание ученого, например Ньютона, который сам дал объяснение внешним силам, действующим в природе?

Ученые справедливо отстаивали свои автономные права на свободное исследование природы, не зависящее от кого-либо. Но при этом сами создатели новой науки в большинстве своём были людьми религиозными. Стало быть, они боролись не против веры вообще, а против предрассудков слепой веры, против ничем не обоснованных суждений.

Католическая же церковь проявляла нетерпимость к научному познанию, потому что одну себя считала обладательницей абсолютной истины. Она сожгла на костре Джордано Бруно, заставила отречься от своих открытий Галилео Галилея, предала анафеме Блеза Паскаля. Однако нетерпимость со своей стороны обнаруживали и многие ученые, которые лишь разуму приписывали способность полностью овладеть истиной. После столетий борьбы церковь все же оказалась побежденной, а была ли нужна эта борьба?

Огромное количество научных открытий зафиксировано в 20 столетии. Далеко вперёд продвинувшаяся наука, доказав очевидность истины Сотворения. Многие вековые тайны природы были раскрыты, причём с опорой на науку, хотя учёные-физики в абсолютном большинстве считали, что проект Вселенной есть плод Творения Всемогущего Господа, Обладателя Безграничного Знания. И теперь эти люди стоят на позиции признания факта сотворения Вселенной.

В своей работе я постараюсь показать, что и религия, и физика имеют одну цель изучить и объяснить законы Природы

Таким образом, взгляды науки и религии на законы Природы развивались одновременно.

2.2Физики и их отношение к Богу

Многие учёные-физики, снискавшие себе мировую известность в области научных открытий, не отрицали влияние Божьего Промысла на научные открытия, хотя относились к этому тоже по-разному. Не случайно из шести самых великих ученых ХVII в. трое - Галилео Галилей, Рене Декарт, и Готфрид Вильгельм Лейбниц - были верующими рационалистами, а трое других- Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Блез Паскаль - были мистиками, веровавшими не только в сотворение мира, но и в Божий промысел в мире.

«Великий Исаак Ньютон(1643-1727), физик и математик, проникший в тайны строения и движения Вселенной, говорил о себе: «Не знаю, чем меня признают потомки, но себе самому я представляюсь маленьким мальчиком, который на берегу безграничного океана собирает отдельные ракушки, выброшенные волнами на берег, в то время как сам океан и его глубины остаются по-прежнему для меня непостижимыми».

Ньютона спросили: кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела. Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляной и спросил: «Кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение, послышался шелест, и железные опилки стали прилипать к магниту. Серьезно посмотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному камню, уже ли не может совершить большего чрез наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела?».

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут; быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот - мое первое и последнее слово».

Максу Планку (1858-1947), знаменитому профессору физики Берлинского университета, основателю квантовой теории, лауреату Нобелевской премии, одному из основателей современной физики принадлежат следующие высказывания:

«И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов».

«Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая - как конец всякого феноменального представления о мире». Свой доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете и посвященный взаимоотношению религии и естествознания, Планк завершил такими словами: «Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил, и будет гласить: к Богу!».

Альберт Эйнштейн(1879-1955), величайший физик-теоретик XX века, один из основателей современной физики, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат нобелевской премии: «Каждый серьезный естествоиспытатель Должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты... Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: «Как Бог допустил?» Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей».

Ему принадлежат следующие слова: «Я не представляю себе ученого без твердой веры. Это можно выразить и так: невозможно верить в науку, не основанную на религии».

«Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще, будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гекели, как взгляды беспомощно устаревшие».

Альберт Эйнштейн утверждал, что наука не может развиваться в отрыве от религии. Ему принадлежат такие слова:

«Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку».

Эйнштейн полагал, что присутствующий во Вселенной чудесный порядок не мог возникнуть случайно, и что окружающий мир был создан Творцом, обладающим Высшим Разумом. Для Эйнштейна, часто в письмах говорившего о своей вере в Бога, чудесный характер существующего во Вселенной порядка был крайне важен. Всем известны слова Эйнштейна о том, что «безбожная наука хромает», в которых он выразил, насколько неразрывна, по его мнению, связь между наукой и религией.

Эйнштейн заявлял, что «в каждом, кто изучает природу, должно рождаться некое религиозное благоговение» .

Он также говорил: «Каждый, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий дух, и этот дух выше человека. По этой причине занятия наукой приводят человека к религии».

Точка зрения Эйнштейна на науку обнаруживается и в следующих его словах: «Когда пропадает религиозное чувство, наука превращается в простое экспериментирование без вдохновения». Альберт Эйнштейн в одном из своих произведений так описывает живительную силу, которую верующий учёный черпает из религии:

«Я могу утверждать, что религиозное чувство, имеющее некий космический исток, в научных исследованиях переживается особенно остро. Без сомнения, это чувство сильнее всего ощущали первые создатели научных концепций. Научное, рациональное понимание строения Вселенной даёт человеку самое глубокое чувство веры. Понимание Вселенной, обретённое после многих лет работы, одарило такими глубокими чувствами Кеплера и Ньютона. Те, кто оставался лишь в практической сфере научных исследований, всегда и везде давали этому факту ошибочные объяснения. Эта интуиция и вдохновение наполняют сердца лишь тех, кто отдал всю свою жизнь науке, и только такие люди, несмотря на тысячу и одну трудность, продолжают свои поиски. Они получают эту силу от религиозного чувства. Очень правильно выразился один наш современник, что в наш материалистический век самые глубокие религиозные переживания испытали те, кто первым прокладывал путь позитивной науке». Говоря о том, что люди при определении своих целей должны исходить из религиозных истин, Эйнштейн заявил:

«Истинную цель для человека определяет религия. Однако в вопросе о том, к каким средствам следует прибегнуть для достижения этой цели, есть что сказать и науке. Те, кто желает познать истину во всей полноте, придают науке форму, конструируют её, ставя её в определённые рамки. Однако в основе науки, в её началах опять же в значительной мере присутствует религия. Я не могу себе даже представить какого-либо учёного, лишённого глубокой веры».

Доктор Роберт Милликен (1868-1953), физик, один из самых известных американских ученых: «Все, что я вижу, помогает мне доверять Богу во всем, чего я не вижу. За каждым часовым механизмом должен стоять часовщик, а, значит, и за точностью замысловатого механизма Вселенной дол жен стоять божественный Конструктор и Творец!».

Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии в области физики: «По моему мнению, вера начинается с осознания того, что Вселенная и Человек были сотворены Высшим Разумом. Такую веру мне иметь не сложно, ведь трудно поспорить с тем, что наличие плана доказывает наличие разума. Упорядоченная развернутая Вселенная свидетельствует об истинности самых величественных слов, произнесенных когда-то: «В начале Бог...».

«Бог сотворил прекрасный мир, в котором мы живем и который мы можем исследовать, - сказал Вильям Филлипс, когда на одной из конференций узнал о присуждении ему и трем его коллегам Нобелевской премии за работы в области атомной физики. - Я беседую о вопросах веры с учеными без того, чтобы убеждать их различного рода интеллектуальными аргументами. В устройстве вселенной я вижу руку Творца, другие этого не видят. Но должен сказать, что большинство ученых серьезно относятся к Библии».

Лорд Кельвин(1824-1907), британский исследователь, именем которого названа абсолютная шкала температур, известен тем, что занимался работой над первым трансатлантическим телеграфным кабелем и сформулировал второй закон термодинамики. Он сказал: «Зарождение жизни на Земле абсолютно не зависело от какого-то химического или электрического процесса и кристаллического группирования молекул. Мы должны остановиться и признать тайну и чудо сотворения живых организмов».

Один из основоположников электродинамики физик Ампер говорил: «В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу».

Известный физик-изобретатель Томас Эдисон(изобрел электрическую лампочку и многое другое) в беседе с одним корреспондентом на вопрос о целесообразности в мире атомов дал такой ответ: «Неужели Вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоническом и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая свое удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении - несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами. Соединенные в известных формах атомы образуют животных низших разрядов. Наконец, они соединяются в человеке, представляющем собою полную гармонию осмысленных атомов. - Но где первоначальный источник этой осмысленности? - В какой-то Силе превыше нас самих. - Итак, Вы верите в Создателя, в Бога? - Конечно, - ответил Эдисон, - существование Бога может даже быть доказано химическим путем».

Первооткрыватель радиоактивности Анри Беккерельзасвидетельствовал: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».

Однажды выдающийся ученый Майкл Фарадей(открыл закон электромагнитной индукции), читая Св. Библию, сказал: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?»

Великий физик Томсон (открыл электрон): «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

Выдающийся ученый-физик, математик и религиозный философ Блез Паскаль(этого учёного за гибкость и проницательность его ума ставят в число трех самых выдающихся математиков за всю историю человечества) говорит: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему - люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его - эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его - это люди разумные, но еще несчастны».

Один из создателей термодинамики Джеймс П. Джоуль(1818-1889): «Рассматривая свое собственное «дивно созданное» строение, мы наблюдаем в движениях его составных частей постоянное взаимопреобразование тепла, механических и химических явлений. Как в видении Иезекииля, где «колесо находилось в колесе», все может казаться сложным, подверженным внешней путанице и беспорядку, но, тем не менее, сохраняется самое совершенное».

Христиан Эрстед (1777-1851), датский физик: «Всякое основательное знание природы ведет к по знанию Бога. Все бытие есть сплошное творение Бога, всюду отпечатлевшее на себе бесконечно совершенный, неизменяемый Его разум. В нашем сознании это непрерывное действие Божественного разума и его вечное тождество с Собою делается законами природы».

Джозеф Томсон(1856-1940), английский физик: «Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

Иоганн Кеплер, величайший астроном, физик и математик, открывший законы движения планет в Солнечной системе: «Прежде, чем оставить этот стол, за которым я совершил все свои исследования, мне остается только поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне! Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел!»

Великий ученый-физик, астроном и механик Галилео Галилей- первооткрыватель законов инерции и свободного падения тел, изобретатель телескопа, открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, говорит: «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания». «Священное Писание никогда не может погрешать или заблуждаться. Само Писание никогда не может ошибаться, потому что во многих местах оно не только допускает, но требует толкования, отступающего от прямого буквального смысла».

Андрей Дмитриевич Сахаров, лауреат нобелевской премии, физик: «....Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

Вернер Гейзенберг(1901 - 1976), немецкий физик, великий ученый XX века, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии, много размышлял о благотворности религии для науки и всей культуры. Он пришел к выводу, что математические формулировки законов природы в некотором смысле божественны. «Эти математические законы, - писал он, - выступали зримым выражением Божественной воли... Кеплер загорался воодушевлением по поводу того, что он первым увидел через них красоту Божественного творения». А вот что он говорил о значении религии для других областей культуры: «Религия есть фундамент этики, а этика - предпосылка нашей жизни. Религия обладает решающим значением для искусства. Если называть религией просто духовную форму, до которой дорастает то или иное человеческое сообщество, то, само собой понятно, искусство тоже обязательно окажется выражением религии».

«Представитель естественных наук тоже должен учитывать всеобъемлющее значение религии в человеческом сообществе», - подытожил свои соображения Гейзенберг. И поставил точку совсем непривычными для ученого словами: «Диавол еще не окончательно овладел нашим миром».

Крупнейший физик, астрофизик и космолог XX века Джине говорит: «Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».»[2]

Однако не все учёные-физики верили в Божественный Промысел. Одним из таких учёных был французский физик , математик и астроном Пьер Симон Лаплас.

«Когда Наполеон Бонапарт спросил Пьера Симона Лапласа, почему в его "Трактате о небесной механике" не упоминается имени Бога, ученый имел полное основание ответить: "В этой гипотезе я не нуждался".

Физик Лаплас говорил о том, что наука не опровергает религию и не может этого сделать, однако, объясняя явления без ссылок на Бога, она делает религию ненужной, излишней для познания. И сегодня ссылка на Бога означает, с точки зрения физика, отказ от науки и научного метода. Однако это совершенно не означает, что наука делает религию ненужной ученому и вытесняет Бога из его души.»[1] (Приложение 1-5)

Таким образом, не все ученые физики веровали в Божий Промысел в мире. (Приложение 6)

2.3 Крещенская вода как доказательство существования сил, не зависящих от человека.

Если рассматривать пример свойства обыкновенной воды в ночь с 18 на воды 19 января, то можно поверить в Божий Промысел.

Каждый год 19 января многие люди устремляются в церковь, чтобы набрать освященной воды, а тысячи страждущих обрести здоровье спешат искупаться в проруби, несмотря на крещенские морозы...Что происходит с водой в День Крещения?
Согласно мистическим воззрениям, космические тела Солнце, Земля, центр Галактики расположены так, что "открывается линия связи между нашей планетой и центром Галактики". Действует особого рода энергетический канал, который определенным образом структурирует все, что в него попадает. Этой структуризации подвергается вода на Земле и все, что сделано из нее.

« Внезапно возникающую19 января рябь в проруби при полном безветрии доводилось видеть не только истинно верующим, но и людям, далеким от религиозных догм. Да и языческие источники описывают бурлящие воды в реках, объясняя сей феномен "мчащимися конями водяных духов, на которых смертных увозят в потусторонний мир".

И вот уже несколько тысячелетий подряд каждый январь в определенный момент вода во всех водоемах колышется ("Дух Божий сходит на воду", как говорят христиане), а затем на несколько часов обретает особые свойства (в частности, меняется ее электромагнитное излучение, что отмечают приемники миллиметрового диапазона радиоволн). Если эту воду изолировать от внешней информации, она сохраняет эти качества бесконечно долго. Официально засвидетельствованный рекорд - вода, набранная из проточного озера 19 января (заметьте - из проточного озера, даже не из церкви), четыре года простояла в научной лаборатории при комнатной температуре на свету - и при этом не зацвела, не изменила цвета, вкуса и запаха (обычная водопроводная вода, стоявшая рядом в аналогичных условиях, стала непригодна для питья через 2 месяца).»[3]

У меня дома также имеется такая вода. Мои наблюдения показали, что в течение двух лет с нею не произошло никаких изменений. Сосуд,наполненный водой, закрыт и находится в комнате.

2.4 Социологический опрос обучающихся.

Мне стало интересно, веруют ли мои сверстники в существование бога. Я провёл анкетирование.

Вопрос

Ответ

Да, верю

Сомневаюсь

У меня нет веры

Я верую, но уже сомневаюсь

Недавно начал верить

Верите ли вы в Бога?

57%

17%

10%

6%

10%

Из 30 респондентов большинство верят в высшие силы.

Вопрос

Ответ

Союзники

Соперники

Не могу сказать

Наука и религия.

Союзники или соперники?

43%

37%

20%

У 30 опрошенных респондентов мнение разделилось почти поровну. Науку и религию считающими союзниками (43%) и соперниками(37%).

(Приложение 7)


Заключение

В данной работе была рассмотрена история взаимоотношения религии и науки, анализ которой показал, что между ними не было войны, но в то же время был ряд конфликтов, связанных со становлением науки и свойственному этому процессу перегибам. Тем не менее, как наука, так и религия существуют и по сей день, каждая из которых занимает свою нишу.

Большое число выдающихся ученых-физиков верят в Бога. Наблюдаемая упорядоченность и эстетика окружающего мира вызывает восхищение, которое ведет к вере. В результате можно сделать вывод о диалектическом характере отношений науки и религии, для которого характерно наличие гармонии и напряжения одновременно. В современном мире необходима многополярность убеждений, которая влечет гармоничное развитие, как системы естественнонаучных знаний, так и общества в целом. Такой же точки зрения придерживаются и мои сверстники.

Практическое применение работы может быть осуществлено на уроках физики, во внеурочной деятельности.







Используемые источники


  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Лаплас. - М.:Наука,1985. - 288 с..

  2. Фомин А. В.Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира, М.: 2004, - 544 с.

  3. pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/pro_prazdnik/dvunadesyatie_prazdniki/Kreshenie/Nayka_sv_voda.html

  4. voov.narod.ru/god/dok1.htm


















Приложение 1

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Аристотель Галилео Галилей (1564-1642)

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Исаак Ньютон (1643-1727) Михаил Ломоносов (1711-1765)



Приложение 2

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Андре Мари Ампер (1775-1836) Карл Фридрих Гаусс (1777-1855)Исследовательская работа Ученые-физики и религия Исследовательская работа Ученые-физики и религия

Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) Джозеф Джон Томсон (1856-1940)



Приложение 3

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) Артур Комптон (1892-1962),

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Майкл Фарадей (1791 - 1867) Макс Планк (1858-1947)



Приложение 4

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Эрнест Резерфорд Александр Григорьевич Столетов

Исследовательская работа Ученые-физики и религия Исследовательская работа Ученые-физики и религия

Сахарова Андрея Дмитриевича Эдисон Томас Алва



Приложение 5

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Блез Паскаль

Исследовательская работа Ученые-физики и религияИсследовательская работа Ученые-физики и религия

Вернер Гейзенберг(1901 - 1976)

Приложение 6

Исследовательская работа Ученые-физики и религия







Диаграмма количества учёных-физиков, верующих в Бога





Приложение 7





© 2010-2022