- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень). Планирование УМК Л. Э. Генденштейн, Ю. И. ДикФизика 10 (базовый и углублённый уровни)
Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень). Планирование УМК Л. Э. Генденштейн, Ю. И. ДикФизика 10 (базовый и углублённый уровни)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьёва М.А. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа по физике для 10 класса средней школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС). Данные программы входят в учебно - методический комплекс, ядром которого является учебник по физике для10 класса средней школы (базовый и углублённый уровни) авторов Л. Э. Генденштейна и Ю.И.Дика, входящий в Федеральный перечень (издательства «Мнемозина), Москва. Базовый уровень соответствует 2 часам в неделю.
Рабочая программа по физике 10 класса по УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И (базовый и углублённый уровни)в доступной форме излагает учебный материал, конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий
Реализация программы обеспечивается нормативными документами
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год;
-
Программа основного общего и среднего (полного) общего образования по физике 7-9 и 10-11 классы. Авторы: Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский (из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений 7 - 11 кл." М., Мнемозина, 2014. год). Базовый уровень, 7-9 классы - 2 ч в неделю, 10-11 классы - 2 ч в неделю.
-
Учебник:
Генденштейн Л. Э. Физика. 10 кл.: В 2ч. / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. - Ч.1;2 . Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углублённый уровни). - М. : Мнемозина, 2014.
-
Задачник: Генденштейн JI. Э.,А. В.Кошкина, Г. И. Левиев. Физика. 10 кл. : В 1 ч. / Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый и углублённый уровни ). - М. : Мнемозина, 2014.
-
Кирик JI. А. Физика : Сборник заданий и самостоятельных работ. 10 кл. / JI. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М. : Илекса, 2009.
-
Материалы для подготовки к единому государственному экзамену.
Особенности УМК: доступное изложение материала; представление значительной части материала в виде подробного решения задач, разделение вопросов и заданий на два уровня сложности, наличие многочисленных цветных иллюстраций, описание большого числа опытов; наличие, после каждой главы, рубрики «Готовимся к ЕГЭ: ключевые ситуации в задачах».
Задачники содержат качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по темам, изучаемым в каждом классе, в соответствии с действующей программой по физике. В каждый раздел включено достаточное количество задач трех уровней сложности. К расчетным задачам в конце каждой книги приведены ответы, к некоторым даны указания или решения.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики 10,11 классов в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика, электростатика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10-11-й классы).
Цели изучения физики в 10 м классе на базовом уровне:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальныхи творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни. Изучение физики в 10-11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества - важнейший элемент общей культуры.
Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиесяпостигают основы научного метода познания. При этом цельюобучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.
Программа даёт возможность подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранеезнания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале.Это особенно важно учитывать при изучении физики в старшихклассах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомыучащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей ипонятий, изучавшихся в курсе физики основной школы. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы осознана её ценность - как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Задачи обучения физике:
-
Формирования у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
-
Вырабатывание у обучающихся целостного преставления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной и технической среды, используя для этого физические знания;
-
Приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
-
Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической деятельности.
Методы и формы организации учебной деятельности:
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский, словесный, наглядный, практический, аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный, изложение, беседа
самостоятельная работа
Формы:индивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, конференции, олимпиады, экскурсии,); индивидуально-коллективные системы занятий (творческие недели, проекты).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 КЛАСС(70 ч / 175 ч)
МЕХАНИКА (35 ч / 74ч)
Кинематика (15ч/ 24ч)
Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Относительность движения, сложение скоростей. Мгновенная и средняя скорость.
Прямолинейное равноускоренное движение. Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени. путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении, соотношение между путём и скоростью.
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.Движение тела,брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Основные характеристики равномерного движения по окружности, ускорение и скорость при равномерном движении по окружности, угловая скорость.
Динамика (10ч/ 25ч)
Законы Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Силы тяжести, упругости, трения. Вес и невесомость.
Тело на наклонной плоскости. Динамика равномерного движения по окружности.Движениесистемы связанных тел.
Законы сохранения в механике (9ч/19ч)
Импульс, закон сохранения импульса. Реактивное движение, освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.
Статика и гидростатика (1ч/ 6ч)
Условия равновесия тела. Виды равновесия. Момент силы. Правило моментов.
Зависимость давления жидкости от глубины. Закон Архимеда. Плавание тел.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(15 ч / 32 ч)
Строение вещества.
Идеальный газ. Абсолютная температура. Изобарный, изохорный и изотермический процессы. Уравнение Клапейрона.
Количество вещества. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева- Клапейрона).
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между абсолютной температу-рой и средней кинетической энергией молекул. Скорость молекул.
Внутренняя энергия газа и способы её изменения. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к газовым процессам. Адиабатный процесс.
Принцип действия и КПД теплового двигателя. Второй закон термодинамики.
Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха.
Количество теплоты.
Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса.
ЭЛЕКТРОСТАТИКА. ПОСТОЯННЫЙ ТОК. (14 ч / 29 ч)
Электростатика (6ч/15ч)
Электрические взаимодействия. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Работа электрического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напря-жённостью электрического поля.
Электроёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток (8ч/ 14ч)
Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч / 6 ч)
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (0 ч / 20 ч)
Механика (8 ч). Молекулярная физика. Тепловые явления (6 ч) Электростатика. Постоянный ток (6 ч)
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ (4 ч / 14 ч)
Календарно - тематическое планирование
Дата
проведения занятия
№ урока
Тема урока
Дидактические единицы минимума содержания
Требования к уровню
подготовки выпускников
Вид самостоятельной деятельности
Домашнее
задание
план
факт
МЕХАНИКА (35 ч)
Тема: Кинематика(15ч; л.р. - 2; к.р. - 1)
1/1
Система отсчёта, траектория, путь и перемещение
Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь и
перемещение. Векторные величины и их проекции. Действия с векторными величинами. Проекции векторных величин.
Знать содержание системы отсчёта; определения - путь, траектория, перемещение.
Уметь определять путь, перемещение тела действовать с векторными величинами и их проекциями;.
Создание структурированной записи в тетради
У: § 1; З: № 1.15, 1.19, 1.22
2/2
Прямолинейное равномерное движение
Скорость. График зависимости координаты от времени. Прямолинейное равномерное движение.
Знать смысл физических величин: скорость, путь, время. Связь между величинами.
Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать ее в задачах различного содержания. Уметь строить и анализировать графики движения
Построение графиков движения
У: § 2; З: № 2.9, 2.19, 2.21,
3/3
Сложение скоростей
Переход в другую систему отсчёта.
Сложение скоростей. Правило сложения скоростей.
Знать правило сложения скоростей.
Уметь применять правило сложения скоростей при решении задач.
Решение задач на правило сложения скоростей.
:§1-3;
З:№1.28,2.25,3.31
4/4
Решение задач
Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.
Уметь применять теоретические знания по данной теме при решении задач.
Построение графиков движения, решение задач
У:§ 3;
З: № 3.8, 3.25,
3.28,.
5/5
Мгновенная и средняя скорость.
Мгновенная скорость. Средняя скорость.
Знать смысл физических величин: скорость, путь, время. Связь между величинами.
Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать ее в задачах различного содержания, определять направление мгновенной скорости
при криволинейном движении.
Решение задач на нахождение средней скорости.
У:§ 4
З:2;6;8.
6//6
Прямолинейное равноускоренное
движение
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Зависимость скорости и перемещения от времени.
Знать смысл физической величины - ускорение; характерные особенности равнопеременного движения.
Уметь строить и анализировать графики движения.
Построение графиков движения, решение задач
§5;
З:№1.28,2.25,3.31
7/7
Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени.
Путь. Перемещение.
Знать вид графика зависимости скорости от времени.
Уметь строить и анализировать графики движения.
Построение графиков движения, решение задач
§ 6:
З:№3;5;7.
8/8
Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Соотношение между путём и скоростью
Соотношение между пройденным путём и перемещением.
Знать вид графика зависимости скорости от времени равноускоренного движенния.
Уметь строить и анализировать графики движения.
Построение графиков движения, решение задач
§ 6:
З:№12;17.
описание к л/р №1
9/9
Л.Р.№1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.
Уметь:Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
З: № 3.21, 3.42, 3.46, 3.50.
10/10
Свободное падение тела.
Движение тела, брошенного вертикально вверх
Свободное падение тела.
Движение тела, брошенного вертикально вверх
Знать зависимость скорости и перемещения от времени для равноускоренного движения
Уметь: решать задачи
Решение задач
§7
З:№2;5;15
11/11
Основные характеристики движения тела по окружности. Ускорение и скорость при равномерном движении по окружности.
Период, частота. Направление скорости при движении по о Ускорение и скорость при равномерном движении по окружности .
Знать физические величины, характеризующие движение по окружности.
Уметь: решать задачи
Решение задач
§8
З:№6;11
12/12
Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Знать о движении по окружности, о баллистическом движении, физические величины, характеризующие криволинейное движение;
Уметь решать задачи
Решение задач
§11
З:№5;6
13/13
Л.Р.№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Уметь:Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы и графика, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
З: № 4.15, 4.23, 4.29, 4.39.
14/14
Обобщающий урок по теме «Кинематика».
Механическое движение и его виды. Основные характеристики равномерного движения, равноускоренного, криволинейного движений.
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 1-15
Работа с алгоритмами решения задач
просмотреть решение задач по теме «Кинематика».
15/15
К.Р. №1 по теме «Кинематика».
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 1-15
К.Р. №1 по теме «Кинематика».
Тема: Динамика
( 10 ч; л.р. - 2; к.р. - 1)
16/1
Три закона Ньютона
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Гелиоцентрическая система мира.
Соотношение между силой и ускорением. Примеры применения второго закона Ньютона.
Взаимодействие двух тел. Примеры применения третьего закона Ньютона.
Знать понятия инерция, инертность, , инерциальной и неинерциальной систем отсчёта, определение - динамика, формулировку закона; ранние представления о причинах движения тел Система отсчёта, связанная с Землёй. второй закон Ньютона, о причинах движения тел с ускорением.
третий закон Ньютона, его особенности и следствия
Уметь объяснять на примерах проявления закона.
Создание и запись структурированного текста
У: § 13,
З: № 2;7413.
17/2
Всемирное тяготение
Закон всемирного тяготения. Движение планет вокруг Солнца. Условия применимости формулы для закона всемирного тяготения.
Знатьзакон всемирного тяготения; физический смысл силы тяжести и гравитационной постоянной.
Уметь применять ЗВТ для решения задач; уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли: Как двигались бы планеты, если бы их не притягивало Солнце? Как зависит сила притяжения тел от их масс? Как зависит сила притяжения тел от расстояния между ними?
Решение задач
У: § 14;
З: № 4;10;11
18/3
Сила тяжести
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость Измерение гравитационной постоянной.
Знать формулу для расчёта и определение силы тяжести; первой космической скорости.
Уметь решать задачи; рассказывать об опыте Кавендиша..
Решение задач
У: § 14;
З: № 4;10;11
19/4
Сила упругости
Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Соединение пружин.
Знать понятия:взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жёсткости.
Уметь решать задачи по теме, строить и анализировать графики зависимости силы упругости от деформации
Измерение сил с помощью силы упругости
У:§15 описание л.р.№3:Определе10:12ние жёсткости пружины»;
З:№6;
20/5
Л.Р.№3 «Определение жёсткости пружины».
Деформация, закон Гука,коэффициент жёсткости.
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы и графика, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№3 «Определение жёсткости пружины».
21/6
Вес и невесомость
Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость
Знать и уметь различать понятия: вес и сила тяжести; выполнять их графическое изображение
Создание и запись структурированного текста
У: § 16
З: № 4;5; 8
22/7
Силы трения
Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения
качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Знать определение силы трения, природу сил трения, способы изменения величины сил трения.
Уметь изображать и находить значение силы трения.
Решение задач
У: § 17;
З: № 4;810
23/8
Л.Р.№4 «Определение
коэффициента трения скольжения».
Сила трения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения скольжения
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№4 «Определение
коэффициента трения скольжения».
У: повт. § 17
24/9
Обобщающий урок по теме «Динамика»
Законы Ньютона. Силы в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 16-24
Работа с алгоритмами решения задач
просмотреть решение задач по теме «Динамика».
25/10
К.Р.№2 по теме «Динамика».
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 16-24
К.Р.№2 по теме «Динамика».
Тема:Законы сохранения в механике
(9 ч; л.р. -1; к.р. - 1)
26/1
Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс силы.
Импульс и закон сохранения импульса. Импульс тела и им-
пульс силы. Закон сохранения импульса.
Знать понятия: импульс, импульс силы, изменение импульса тела; формулировку и смысл закона сохранения импульса.
Уметь применять закон сохранения импульса
к решению задач; приводить и объяснять примеры применения закона сохранения импульса; получать формулу II закона Ньютона через импульс.
Упругий и неупругий удар, пространственные графики
У: § 25
З:№4;6;7;14.
27/2
Условия применения закона сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса
Реактивное движение. Развитие ракетостроения и освоение
космоса.
Знать формулировку и смысл закона сохранения импульса, особенности реактивного движения в природе и технике. Уметь применять ЗСИ и законы Ньютона для изучения реактивного движения, объяснять принцип действия ракеты.
Работа со схемой простейшей ракеты
У: § 26; 27
З: № 6;8
28/3
Механическая работа. Работа сил тяжести,
упругости и трения
Механическая работа. «Золотое правило» механики и механическая работа. Работа постоянной силы. Работа сил тяжести, упругости и трения
Знать понятие механической работы и «Золотое правило» механики.
Уметь различать и рассчитывать работу различных сил, применять формулы работы к решению задач.
Решение задач
У: § 28 З: № 6;10;15
29/4
Мощность
Мощность.
Мощность человека и созданных им двигателей.
Знать понятие мощности, ее физический смысл.
Уметь выражать мощность через силу и скорость.
Решение задач
У: § 28 ); З: № 12; 27
30/5
Энергия. Кинетическая энергия и механическая работа.
Потенциальная энергия.
Работа и энергия. Механическая энергия. Потенциальная энергия.
Кинетическая энергия.
Знать формулировку понятия энергии, работы, виды энергии; в каком случае тело или система тел может совершить работу.
Уметь решать задачи
Решение задач
У: § 29 ;30;
З: № 12; 27
31/6
Закон сохранения механической
энергии
Работа и энергия. Закон сохранения механической энергии.
Знать формулировку понятия энергии, работы, закона сохранения и превращения энергии, виды энергии; в каком случае тело или система тел может совершить работу.
Уметь применять закон сохранения механической энергии к решению задач, приводить и объяснять
примеры его проявления.
Решение задач
У: § 31
З:№ 4;6;11
32/7
Л.Р.№ 5 «Изучение закона
сохранения механической энергии».
Л.Р.№ 5 «Изучение закона
сохранения механической энергии».
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№ 5 «Изучение закона
сохранения механической энергии».
33/8
Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».
Закон сохранения импульса, Механическая работа; мощность, энергия; закон сохранения энергии.
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 26-31
Работа с алгоритмами решения задач
просмотреть решение задач по теме «Законы сохранения».
34/9
К.Р. №3 по теме «Законы сохранения в механике».
К.Р. №3 по теме «Законы сохранения в механике».
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 26-31.
Тема: СТАТИКА И ГИДРОСТАТИКА (1ч)
35/1
Статика и гидростатика
Условия равновесия тел с осью вращения
Знать: условие равновесия рычага, закон Архимеда, закон сообщающихся сосудов.
Решение задач.»
У:§35; З:№2;3;7.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (15 ч) ( л.р. - 3; к.р. - 1)
36/1
Строение вещества.
Молекулярно-кинетическая теория
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Основная задача молекулярно-кинетической теории.
Агрегатные состояния вещества.
Температура и её измерение. Тепловое равновесие и температура.
Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»; смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро»; методы оценки размеров молекул.
Уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена МКТ
Решение качественных задач
У: § 38
З:№8;9.
37/2
Газовые процессы
Изопроцессы.. Абсолютная шкала температур. Газовый термометр.
Знать понятие абсолютной температуры, абсолютного нуля, теплового равновесия.
Уметь измерять температуру, показывать недостижимость абсолютного нуля температур.
Решение качественных и количественных задач
У: § 39
З:№9;11;16
38/3
Уравнение Клайперона
Уравнение Клайперона. Графики изопроцессов.
Знать уравнение Клайперона.
Уметь выводить уравнение в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клапейроном; решать задачи с применением уравнения Менделеева - Клапейрона
Решение качественных и количественных задач
У: §40
З:№15;16;17
39/4
Решение задач по темам «Изопроцессы. Уравнение Клайперона»
Основные положения МКТ.
Изопроцессы. Уравнение состояния газа.
Уметь применять теоретические знания по темам «Молекулярно-кинетическая теория», «Газовые законы» при решении задач.
Решение качественных и количественныхзадач
У: §39
З:№»23;24;25.
Просмотреть описание л.р.№6
40/5
Л.р.№6«Опытная проверка закона Бойля -Мариотта».
Изопроцессы. Газовые законы
Закон Бойля -Мариотта.
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.р.№7«Опытная проверка закона Бойля -Мариотта».
У: описание Л.Р. № 8 «Проверка уравнения состояния идеального газа»;
З:№29;30.
41/6
Количество вещества. Постоянная Авогадро.
Уравнение состояния идеального газа.
Относительная молекулярная (атомная) масса. Количество
вещества.
Постоянная Авогадро.
Уравнение состояния идеального газа.
Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «концентрация молекул», «масса молекулы», «постоянная Авогадро».
Уметь выводить уравнение состояния идеального газа
Решение качественных и количественных задач
У: §40;
З:№ 21-28(Учебник стр.30)
42/7
Л.р.№7 «Проверка уравнения состояния идеального газа».
Температура. Атмосферное давление. Уравнение состояния газа.
Уметь:Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.р.№8 «Проверка уравнения состояния идеального газа».
З:№37.
43/8
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.
Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; основное уравнение МКТ.
Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре; находить давление газа.
Создание и запись структурированного текста
У: § 41;
З:№ 10-12;18.
44/9
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
Первый закон термодинамики
Следствия первого закона термодинамики
Внутренняя энергия. Примеры изменений внутренней энер-
гии.
Закон сохранения энергии в тепловых явлениях. Способы
изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.
Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии, способы изменения внутренней энергии,,понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количества теплоты; смысл первого закона термодинамики; способы изменения внутренней энергии.
Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа приводить и объяснять примеры применения первого закона термодинамики
Вопросы после параграфа
Решение задач
У: § 42;
З №11;12;14.
45/10
Принцип действия и основные элементы теплового двигателя. Второй закон термодинамики
Тепловые двигатели. Преобразования энергии при работе теплового двигателя. Основные элементы теплового двигателя. Полезная работа теплового двигателя. Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Второй закон термодинамики. Энергети-ческий и экологический кризисы. Охрана окружающей
среды.
Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере; знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин, смысл второго закона термодинамики и область его применения; смысл понятий «обратимые и необратимые процессы».
Уметь пояснить на примерах обратимость и необратимость тепловых процессов, приводить примеры действия второго закона термодинамики.
Анализ схем устройства ДВС.
Рефераты: «Экологические проблемы современного мира»
§43
46/11
Фазовые переходы .
Кипение. Влажность воздуха.
Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение
Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «плавление», «кристаллизация», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление», «насыщенный пар», «ненасыщенный пар».
Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара.
Заполнение таблицы: агрегатные состояния вещества.
У:§44описание л.р.№8 «Измерение
относительной влажности воздуха»;
З: 11;12.
47/12
Л.Р.№9 «Измерение
относительной влажности воздуха».
Испарение. Влажность. Психрометр.
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№9 «Измерение
относительной влажности воздуха».
У§44
З№ 13;14.
48/13
Решение задач
Основные положения МКТ. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Температура.
Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Основное уравнение МКТ.
Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы,
аморфные тела и жидкости. Другие состояния вещества.
Уметь применять теоретические знания по теме «Молекулярная физика» при решении задач.
Знатьо трёх состояниях вещества и их особенностях.
Уметь находить объяснения строения вещества на основе МКТ.
Рефераты: «Плазма», «Биофизика», «Жидкие кристаллы»
У:§48 № 4;-8;
.
49/14
Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика и тепловые явления».
Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 34-46.
Решение задач.
Устр.99№11-15;стр100-101
50/15
К.р. №4 по теме «Молекулярная
физика и тепловые явления».
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 34/1 - 45/13
ЭЛЕКТРОСТАТИКА. ПОСТОЯННЫЙ ТОК (14ч)
Тема: Электростатика (6ч. Л.р.-0, К.р.-0)
51/1
Электрические взаимодействия.
Два знака электрических зарядов. Носители электрического заряда.
Знать понятия: электризация, электрический заряд, носители электрического заряда, закон сохранения электрического заряда.
Уметь объяснять природу электричества от электрона-янтаря до электрона-частицы, электрические взаимодействия и строение вещества, записывать ЗСЭЗ.
Вопросы параграфа
У: § 49;
З:№1-5
52/2
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Единица электрического заряда. Элементарный электрический заряд.
Знать, что такое точечный заряд, элементарный заряд, дискретность электрического заряда; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона.
Уметь закон сохранения электрического заряда,записывать закон Кулона.
Решение задач
У:§50
З:№6-8;13;18.
53/3
Напряжённость электрического поля
Напряжённость электрического поля. Напряжённость поля
точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Линии напряжённости.
Знатьпонятия электрического поля, напряженность поля, виды полей, их графическое изображение; физическую суть принципа суперпозиции полей.
Уметь рассчитывать напряжённость электрического поля; изображать графически электрическое поле
Решение задач
У: § 51
З:№5-8
54/4
Проводники и диэлектрики в электростатиче-
ском поле
Проводники. Проводники в электростатическом поле.
Диэлектрики. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость.
Знать понятия: проводник, диэлектрик, свободные носители заряда; виды диэлектриков, диэлектрическая проницаемость.
Уметь объяснять, почему электрическое поле
действует на незаряженные предметы.
Рефераты: «Электростатическая защита», «Виды диэлектриков»
У: § 52
З:№1-7
55/5
Работа электрического поля. Разность потенциалов.
Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле.
Потенциал и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью. Эквипотенциальные поверхности.
Знать понятия: потенциал, потенциальная энергия, работа по переносу заряда, разность потенциалов; эквипотенциальные поверхности.
Уметь объяснять связь между разностью потенциалов и напряжённостью; отчего бывают грозы; изображать эквипотенциальные поверхности.
Решение задач
У: § 53;
З:№4-8
56/6
Электроёмкость. Энергия электрического поля
Электроёмкость. Электроёмкость уединённого проводника. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Знать понятия: электрическая ёмкость проводника, емкость конденсатора, единицы емкости; физическую суть и формулу энергии электрического поля.
Уметь изображать конденсатор на схеме, рассчитывать электроёмкость конденсатора и энергию электрического поля.
Решение задач
У:§54;
З:№8-12
ПОСТОЯННЫЙ ТОК. (8ч. Л.р.-1, К.р.-1.)
57/1
Закон Ома для участка цепи
Сила тока. Сопротивление и закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления. Удельное сопротивление. Природа электрического сопротивления. Сверхпроводимость.
Знать понятия силы тока, напряжения, сопротивления, удельного сопротивления, единицу сопротивления; физический смысл сверхпроводимости; формулировку и запись закона Ома для участка цепи.
Уметь объяснять природу электрического сопротивления
Решение задач
У: §57: № 7-9;23-25.
58/2
Последователь-ное и параллельное соединения
проводников
Последовательное соединение. Параллельное соединение. Измерения силы тока и напряжения.
Уметь формулировать закон Ома для различных видов соединения проводников в цепи
Решение задач
У: § 57; З: № 18;19;30
59/3
Работа и мощность постоянного тока
Работа тока и закон Джоуля - Ленца. Работа тока. Закон
Джоуля - Ленца. Сравнение количества теплоты при последовательном и парал-лельном соединении провод-ников. Мощность тока.
Знать формулировку и запись закона Джоуля - Ленца.
Уметь получить формулу для расчёта количества теплоты для различных видов соединения проводников в цепи
Решение задач
У: § 58З: № 8-11
60/4
Закон Ома для полной цепи
Источник тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.
Знать о роли источника тока в цепи, работе сторонних сил и их связи с величиной заряда, формулировать закон Ома для полной цепи
Уметь объяснять передачу энергии в электрической цепи
Решение задач
У: § 59; З: № 4;7;9.
61/5
Л.Р.№5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Электрический ток. Источник тока. Электродвижущая сила.
Внутреннее сопротивление источника тока
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:Собирать схему ЭЦ для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л.Р.№5 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
З: № 16-18.
62/6
Электрический ток в различных средах
Электрический ток в полупроводниках. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещённости. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях и газах.
Знать зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещённости, о примесной проводимости полупроводников.
Создание и запись структурированного текста
У§60
З §61. № 1;4.
63/7
Обобщающий урок по теме « Постоянный электрический ток».
Сила тока. Действия эл. тока.
Сопротивление и закон Ома для участка цепи. После-довательное и параллельное соединения проводников. Работа тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность тока. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 55/1-60/5
У: повт. § 57-60; Т: просмотреть решение задач по
теме «Постоянный электрический ток».
64/8
К.Р. №5 по теме «Постоянный электрический ток».
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 55/1-60/5
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2ч)
65/1
К.Р. №6
Итоговая контрольная работа за курс физики 10 класса
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
К.Р. №6
Итоговая контрольная работа за курс физики 10 класса
66/2
Подведение итогов учебного года.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (4ч)
67/1
Решение задач по теме «Механика»
Решение задач
Карточка
68/2
Решение задач по теме «Молекулярная физика»
Решение задач
Карточка
69/3
Решение задач по теме «Тепловые явления»
Решение задач
Карточка
70/4
Решение задач по теме «Постоянный ток»
Решение задач
36