- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по внеурочной программе
Рабочая программа по внеурочной программе
Раздел | Физика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Босхаева Н.П. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23» г.Элисты
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Кочетова В.И. _________
Протокол «№__»от ______
«Согласовано»
Заместитель директора
Школы по УВР МБОУ
«СОШ №23»
Луппа О.В. __________
_____________________
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №23»
Сангаджиева П.Н. _________
Приказ № ____ от __________
Рабочая программа курса
«Головоломка»
5 класс
Составитель
учитель физики
Босхаева Н.П.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Источники составления программы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987
-
Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 29.07. 2014года №877 «Об утверждении Базисных региональных (примерных) учебных планов для начальной, основной и старшей ступени обучения на 2014 - 2015учебный год »
-
Учебный план МБОУ «СОШ №23» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № от 28.08.2015
Общая характеристика
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.
Внеурочные занятия «Головоломка» в 5 классе является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования.
Рабочая программа построена на основе метода научного познания. Она способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у обучающихся целостного представления о мире. Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.
В условиях реализации программы внеурочной деятельности «Головоломка» широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
С целью формирования и развития познавательного интереса обучающихся преподавание курса ведется с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего примеры практического применения физических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Internet.
В качестве ведущей методики при реализации программы занятий «Головоломка» используется проблемное обучение. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Цель программы:
- внеурочные занятия "Головоломка" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;
- структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета и т. д. Отработать основные понятия из разделов: механика, теплота, электричество, магнетизм, оптика с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- Широкое использование на занятиях проблемного обучения через опыты, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Задачи программы:
- предварительное знакомство с языком и методами новой науки - физики;
- развитие мышления учащихся;
- создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;
- создание условий для приобретения обучающимися практических навыков.
Внеурочное занятие рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставят личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал, имеющий отношение к своим интересам.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса является:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами обучения являются:
-
феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
-
умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,;
-
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
-
научиться пользоваться измерительными приборами,
-
умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений;
-
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
-
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
-
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Основное содержание занятий:
-
Введение (3 ч)
В данной теме рассматриваются следующие понятия: физика, научные методы, физическое тело, физическое явление, цена деления физического прибора. Учащиеся должны научиться измерять объем неправильного тела при помощи мензурки.
-
В мире движущихся тел (12 ч)
Основные понятия данной темы: механика, механическое движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая энергия. Учащиеся должны уметь: пользоваться ватерпасом, отвесом, динамометром.
-
В мире звуков (6 ч)
Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука, тень, изображение, оптические иллюзии. Учащиеся должны уметь: объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука, объяснять голосообразование.
-
В мире стихий (6 ч)
Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила, плавание тел, твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.
Программой не предусмотрено изучение формул и обучение навыкам решения расчетных задач.
Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания
- проблемное и проектное обучение - основные методы ведения занятий, т.к. занятия насыщены действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;
- при подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.
- из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти - предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение...
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
-
Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.
-
Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.
-
выбирать необходимые физические приборы и определять их цену деления.
-
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, влажность воздуха;
-
описывать изученные свойства тел при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
-
объяснять причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определять тип зеркал
-
различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, Солнца и планет относительно звёзд; объяснять смену дня и ночи
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет.
Форма контроля - защита проекта. Форма проведения - кружок.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Литература
-
Я познаю мир. Физика: энцикл. / авт.-сост. Ал. А. Леонтович; - М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
-
Рабиза Ф. В. Простые опыты: Забавная физика для детей. - М.: Детская литература, 2012 г.
-
Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. - М.: Школьная пресса, 2002 г.
Технические средства обучения
-
Персональный компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Интерактивная доска
-
Экран
-
Аудио колонки
Информационные ресурсы:
Интернет
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Тема раздела
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
Введение
Что такое физика? И зачем физикам информатика?
1
-
умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движение, колебания нитяного и пружинного маятников;
-
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;
-
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;
-
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
-
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
-
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
-
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
-
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Методы исследования:
-измерение физических величин.
-использование измерительных приборов: измерительная линейка, транспортир, палетка, мерный цилиндр, часы, секундомер электромагнитный отметчик, динамометр.
-оценка погрешности измерения
-измерение расстояний, углов, площадей, объемов.
-измерение интервалов времени.
-использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.
-использование результатов измерения для предсказания направления движения тел, для предсказания расположения плоских фигур на плоскости и объемных тел в пространстве.
-заполнение таблиц, в которых отражена зависимость периода колебаний маятника от длины нити.
-использование стробоскопического метода изучения движения тела.
-измерение расстояний, интервалов времени, скорости.
-заполнение таблиц, в которых отражена зависимость от времени пути и скорости при прямолинейном движении.
-использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.
-заполнение таблиц, в которых отражены зависимости физических величин, характеризующих взаимодействия тел
Наблюдение:
-механических, тепловых, электромагнитных, звуковых и световых явлений природы;
-падения капель воды при помощи стробоскопа.
-равномерного и неравномерного, прямолинейного и криволинейного движения, относительности движения,
-зависимости силы упругости от деформации пружины, -силы трения покоя, скольжения,
- силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость,
-перехода потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Как физики получают информацию о природе?
2
Как физики проводят измерения?
1
Урок - игра «Измерь тело»
1
2
В мире движущихся тел
А движется ли тело?
1
Почему тела падают?
1
Как приручить инерцию?
1
Что такое невесомость?
1
Как работает ракета и что у нее общего с каракатицей?
1
Зачем нам трение?
1
Чем отличаются «мягко» и «твердо», а «остро»?
1
Как «работают» пружины?
1
Зачем нужны маятники?
1
Чем отличаются колебания от волн?
1
Чем опасно землетрясение?
1
Какая бывает энергия?
1
Урок - игра «Физический кросворд»
1
3
В мире звуков
Что такое звук и как его создать?
1
Где звук быстрее?
1
Где звук быстрее и откуда берется эхо?
1
Звуки ладные и неладные. Пиано и форте.
1
Как образуется голос?
1
Зачем человеку два уха?
1
Звуки, которых неслышно.
1
Урок - игра «Услышал -отгадай».
1
4
В мире стихий
Почему мы в воде легче? Почему тела плавают?
1
О плавающих и тонущих.
1
Что поднимает воздушный шар, а самолет?
1
Почему жидкость течет? И бывает ли жидкость твердой?
1
Как действуют шлюзы и фонтаны? Изготовление макета фонтана.
1
Может ли воздух давить?
1
Что такое ветер?
1
Урок - игра «Турнир юных физиков»
1