- Преподавателю
- Физика
- Закон Ома для участка цети. Урок физики
Закон Ома для участка цети. Урок физики
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кознова С.Л. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автор: Кознова Светлана Леонидовна, МБОУ «Нижнегорская школа-лицей №1», пгт. Нижнегорский
Предмет: физика Класс: 8 УМК: Кабардин О.Ф. -М. : Просвещение, 2014.- §8.
Тема урока: Закон Ома для участка цепи
Тип урока : урок усвоения новых знаний Методики, технологии, подходы: информационные технологии, личностно-ориентированное обучение, исследовательское обучение. Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.
Целевая аудитория: методист, учителя-предметники.
Класс: 8 класс Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Закон Ома для участка цепи».
Задачи урока:
- обеспечить ознакомление учащихся с Законом Ома для участка цепи и закономерностями, существующими между величинами, характеризующими ток в цепи;
- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной - поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД:
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями ;
познавательными УУД:
- определять способы решения проблем под руководством учителя ;
- выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя ;
- формулировать новые знания совместными групповыми усилиями ;
коммуникативными УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем ;
личностными УУД:
- проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тема и цель урока не предъявлены в готовом виде, а будут сформулированы с участием ребят, так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чем пойдет речь, с другой - мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности. Используемое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, видеопроектор, рабочие тетради ученика, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, соединительные провода, магазин сопротивлений, ключи, резистор, амперметры ,вольтметры, реостат
экран, магниты, таблицы с формулами, портрет Ома Используемые учебники и интернет - поддержка учебника: учебник -Кабардин О.Ф. -М. : Просвещение, 2014 ----------- сайт fizika.ru., сайт class-fizika.narod.ru/mm8.htm
Вступительное слово: Современной школе предъявляют сегодня новые социальные требования. Следуя по пути целенаправленной и планомерной технологизации образовательного процесса, учитель может решать в современных условиях главную задачу российского образования, заключающуюся в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Использование компьютера начиналось с постепенного освоения этой удивительной техники. На первых этапах я применила его для печатания и ксерокопирования раздаточного материала. Затем я прошла курсовую подготовку и овладела основными навыками пользователя ПК, что позволяет использовать компьютер на различных этапах урока: на этапе объяснения используются презентации, обучающие диски, для контроля знаний - всевозможные тесты. Как пример хочу представить разработку урока по теме "Закон Ома для участка цепи ".
Уважаемые коллеги, приглашая вас к участию в мастер-классе « Закона Ома для участка цепи", я хочу представить вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, показывающие особенность работы по данному учебнику автора Кабардина О.Ф.
Ход урока: 1. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся
•Электрический ток характеризуется разными физическими величинами и они по-разному зависят друг от друга. Сегодня на уроке мы выясним как и от чего они зависят. Но перед тем как перейти к изучению новой темы давайте ответим на несколько вопросов.
•Вопросы:
- Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля) (youtube.com/watch?v=Dq4fSp6wz-o (слайд-4) - Назовите характеристики электрического тока, которые мы уже знаем ? (Сила тока, напряжение)
-Что называется силой тока?
-Что называется напряжением?
•Прослушиваем анимацию про напряжение youtu.be/U9AJqQWxhtc Узнаем о новом приборе - вольтметре и о параллельном способе соединения вольтметра (слайд-5)
class-fizika.narod.ru/mm8.htm (наглядные мультимидийные пособия) 3. Изучение новых знаний и способов деятельности
•1этап. На экране компьютера появляется портрет Г. Ома, ученица демонстрирует портрет ученого и рассказывает его биографию.
Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил "Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество". Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления. •2этап. Связываем фрагмент фильма об электрическом токе с новой величиной- сопротивлением. Движению электронов в металлическом кристалле препятствуют ионы и это препятствие характеризуется сопротивлением, являющимся характеристикой электрических свойств каждого проводника.
Дать формулу и единицу измерения сопротивления -files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b9ecba6-14a6-4049-905c-5dbc681d8a58/8_153.swf , • 3 этап.атем продемонстрировать с помощью наглядного мультимидийного пособия зависимость сопротивления от длины, поперечного сечения и материала из которого изготовлен проводник
-files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fad6cb42-ae6e-4d38-afe5-8d11629b1189/8_149.swf •4этап. Знакомимся с новым прибором и его применением-реостатом files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9df2c124-8a42-4bb9-b5f7-c9c71392f862/8_166.swf •5этап. Электрическая схема .
Итак, работу на уроке будем проводить по этапам.
1) Сначала установим зависимость силы тока от напряжения, запишем математически эту зависимость и проверим на опыте.
2) Затем установим зависимости между силой тока и сопротивлением, при постоянном напряжении; запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.
3) Сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока. Этапы:
1. Установим зависимость силы тока от напряжения на опыте.
а) Первая группа собирает цепь: источник тока, реостат, амперметр, резистор, вольтметр, ключ.
б) Ученик этой группы чертит схему цепи на доске.
в) Включают цепь и изменяя напряжение записываем изменяющиеся значения силы тока .
Запишем полученные результаты в таблицу и начертим график: (слайд-8)
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/433a3cc4-cfff-4bd3-a977-d63d38f44f83/8_154.swf
U, В
I, А
-
Увеличивается напряжение, сила тока тоже увеличивается - I U.
Изменилось ли сопротивление проводника? Нет, оно постоянно: R= cons t.
Вывод 1. При R=const, I ~ U.
2. Установим зависимость между силой тока и сопротивлением. а) Подумайте и скажите: будет ли одинаковой сила тока в проводнике с большим сопротивлением и в проводнике с маленьким сопротивлением? Сила тока будет разная б) Итак, давайте убедимся в этом на опыте. Вторая группа собирает цепь: источник тока, магазин сопротивлений, амперметр, вольтметр, ключ. Не изменяя напряжения в электрической цепи ,ученики будут менять сопротивления ,записывая в таблицу изменяющуюся силу тока.
б)Ученик этой группы чертит схему цепи на доске.
в) Установим зависимость между I и R, при U=const. Начертим таблицу в тетрадь и будем ее заполнять по ходу опыта.
Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением? Начертим график.
U, В
R, Ом
I, А
Вывод 2: При U= const I 1/R
3. Сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока I одновременно от U и R.
Мы уже знаем две зависимости. И теперь мы объединим эти зависимости в одну формулу. Мы получим с вами один из основных законов электрического тока, который называется законом Ома:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка.
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка.
4. Этап применения нового знания Первичная проверка понимания изученного . Выучить: §8(ответить на вопр. 1-4 устно), решить задачи 8.1,8.2,8.4 на стр. 38-39 •Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома ? Между силой тока, напряжением и сопротивлением. •Как зависит сила тока от напряжения? Прямо пропорционально. •Как зависит сила тока от сопротивления? Обратно пропорционально. •Как формулируется закон Ома ? Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка. 5. Первичная проверка понимания изученного
Давайте решим задачи: слайды:
• files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158.swf •files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72440082-0334-4a7e-8a26-e60c45c19540/8_156.swf
Задача. Собрать цепь по схеме, включив в неё проволоку из известного материала и определить для неё как можно больше физических величин.
Что можно определить?
-
Удельное сопротивление (по таблице в справочнике).
-
Длину (измеряется линейкой).
-
Диаметр (измеряется штангенциркулем).
-
Площадь ( рассчитывается по формуле S=пd2/4).
-
Рассчитать сопротивление по формуле R=pl/S.
-
Силу тока (измеряется амперметром).
-
Напряжение (измеряется вольтметром).
6. Этап закрепления изученного
Тестирование 2 варианта по 3 задания (взаимопроверка)
Тест по теме: «Последовательное соединение проводников»
Вариант 1
1. а) б) 6. Обобщение и систематизация знаний
Работа по тесту 2 на стр.68 учебника физике
7. Подведение итогов. Ребята, в начале урока у нас не была озвучена ни тема, ни цель. Попробуйте сейчас сформулировать тему нашего занятия и сформулировать цель. Учитель выступает в роли помощника.
8. домашнее задание : Выучить: §8 (ответить на вопр. 1-4 устно), решить задачи 8.1,8.2,8.3,8.4 на стр. 38-39
9.Рефлексия