Рабочая программа по учебной дисциплине физика

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально -

педагогический колледж»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.08 Физика

для реализации ОПОП СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих


15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

с получением среднего общего

образования


(технический профиль)













2015 г.

Рекомендована

научно-методическим

советом ГБОУ СПО СО «АППК»

Протокол № _______

от «__»________201__г.

Руководитель научно-методического совета:

________________ Т.Ф. Файзулина

Программа обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методического

объединения преподавателей общегуманитарных и естественно-математических дисциплин

Протокол № ________

от «__» _______201__г.

Руководитель ПМО:

______________Л.В. Никонова

Составитель:

______________Ю.А. Лебедева


Разработана на основе Примерной программы ОУД «Русский язык и литература. Русский Язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол ФГАУ «ФИРО» № 3 от 21 июля 2015г., регистрационный № рецензии 381 от 23 июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»)

Заместитель директора

по учебной работе:

________________ Т.Д. Кабакова

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУ

  1. КТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 Физика

1.1. Область применения и характеристика программы.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 Физика является частью ОПОП СПО по программе подготовки специалиста среднего звена (квалифицированного рабочего, служащего) 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)в ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж» на базе основного общего образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой специальности (профессии) (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Дисциплина «Физика» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина «Физика» относится к общеобразовательному циклу основных профессиональных образовательных программ СПО технического профиля

1.3. Цели и задачи дисциплины

1.4 Требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

Метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

Предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира;

  • понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • сформированность умения решать физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной

дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов; самостоятельной работы обучающегося 90 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.08 ФИЗИКА


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:


лабораторные занятия

148

практические занятия

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)


в том числе:

90

домашняя работа

Подготовка практико-ориентированных работ проектного характера


Форма итоговой аттестации - экзамен


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Номера занятий

1

2

3


Раздел 1.

Тема 1.1. Механика

Содержание учебного материала

4

1

Кинематика


2

Законы механики Ньютона


3

Законы сохранения в механике


Практические занятия:

Решение задач

- Кинематика материальной точки

- Динамика материальной точки

- Закон сохранения импульса.

- Закон сохранения механической энергии.

- Законы Ньютона

- Законы Гука




8

Лабораторные работы:

1. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

2. Изучение закона сохранения импульса.

3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

4. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

5. Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маят-ника.

6. Изучение особенностей силы трения (скольжения).





10

Семинарское занятие: Механическая работа и мощность

2

Контрольная работа : №1 Основы механики

2

Самостоятельная работа обучающихся (в том числе написание рефератов):

  1. Исаак Ньютон - создатель классической физики.

  2. Значение открытий Галилея.

  3. Силы трения.



12

Тема 1.2. Молекулярная физика. Термодинамика

Содержание учебного материала

6

1

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.


2

Основы термодинамики.


3

Свойства паров. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел.


Практические занятия: Решение задач

- Первый закон термодинамики

- Второй закон термодинамики

- Закон Бойля-Мариотта

- Уравнение Менделеева - Клапейрона.

6

Лабораторная работа:

1. Измерение влажности воздуха.

2. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

3. Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения.

4. Изучение теплового расширения твердых тел.

5. Изучение особенностей теплового расширения воды

10

Контрольная работа:

№2 Основы МКТ

№3 Основы электродинамики

4

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Бесконтактные методы контроля температуры.

  2. Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

  3. Жидкие кристаллы

  4. Модели атома. Опыт Резерфорда.

10

Раздел 2.

Тема 2.1. Электродинамика

Содержание учебного материала

10

1

Электрическое поле.


2

Законы постоянного тока.


3

Электрический ток в полупроводниках.


4

Магнитное поле.


5

Электромагнитная индукция.


Практические занятия.

- Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

- Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

- Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и

внутреннего сопротивления источника тока.

- Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей.

- Определение температуры нити накаливания.

- Измерение электрического заряда электрона.

- Снятие вольтамперной характеристики диода.

- Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

- Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

- Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

- Вычисление энергии магнитного поля.

- Объяснение принципа действия электродвигателя.

24

Лабораторные работы:

1. Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

2. Изучение закона Ома для полной цепи.

3. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.

5. Определение температуры нити лампы накаливания.

6. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.

12

Семинарское занятие: Производство, передача, использование электрической энергии.

2

Контрольная работа: №4 Основы электродинамики

2


Самостоятельная работа обучающихся (в том числе написание рефератов):

1. Андре Мари Ампер - основоположник электродинамики

2. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

3. Законы Кирхгофа для электрической цепи.

4. Использование электроэнергии в транспорте.

5. Переменный электрический ток и его применение

6. Трансформаторы.

7. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

18


Тема 2.2. Колебания и волны

Содержание учебного материала

4

1

Механические колебания.

2

Упругие волны.

3

Электромагнитные колебания

4.

Электромагнитные волны.

Практические занятия:

- Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

- Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины.

- Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

- Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

- Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки.

- Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

12

Лабораторная работа:

1. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника

от длины нити (или массы груза).

2. Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока

4

Контрольная работа: № 5 Механические и электромагнитные колебания

2

1. Самостоятельная работа обучающихся:

2. Дифракция в нашей жизни.

3. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц

4. Реликтовое излучение.

5. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

6. Шкала электромагнитных волн.

14

Тема 2.3. Оптика

Содержание учебного материала

2

1

Природа света

2

Волновые свойства света

Практические занятия:

- Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

- Расчет оптической силы линзы

- Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

- Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

- Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

- Измерение длины световой волны по результатам наблюдения

6

Лабораторная работа:

1. Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

2. Изучение интерференции и дифракции света.

3. Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

6

Контрольная работа: №6 Оптика

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Свет - электромагнитная волна

Оптические явления в природе.

8

Раздел 3

Тема 3.1. Элементы квантовой физики

Содержание учебного материала

4

1

Квантовая оптика

2

Физика атома

3

Физика атомного ядра

Практические занятия:

- Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

- Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света

- Исследование линейчатого спектра.

- Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

- Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

- Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

- Расчет энергии связи атомных ядер.

- Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

- Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

- Определение продуктов ядерной реакции.

10

Семинарское занятие: Лазерные технологии и их использование.

2

Контрольная работа:№7 Элементы квантовой физики

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Фотоэлементы.

2. Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

3. Конструкция и виды лазеров.

10

Раздел 4

Тема 4.1. Эволюция вселенной

Содержание учебного материала

2

1

Строение и развитие Вселенной

2

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

Практические занятия:

- Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных ре-акциях.

- Формулировка проблем термоядерной энергетики.

- Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

- Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

6

Семинарское занятие:

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы

2

Контрольная работа: Солнечная система

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Физические свойства атмосферы.

2. Солнце - источник жизни на Земле

3. Черные дыры.

18




Распределение часов по дисциплине на все виды обучения




Курс

Максимальное кол-во часов

Общее кол-во аудиторных часов

Из них

Внеаудиторная самостоятельная работа (часов)

Теоретические занятия

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Курсовые работы (проекты)

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

I

270

132













II

48


























































3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКА

3.1. Минимальное материально-техническое обеспечение реализация программы дисциплины:

- наличия учебного кабинета, оборудованного ТСО;

Оборудование учебного кабинета:

-

3.2. Информационное обеспечение обучения.

3.2.1. Основные источники:

Учебники:

  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  • Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. - М., 2014.

  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. - М., 2015.

  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электрон-ный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: элек-тронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  • Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.- М., 2010.

  • Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. - М., 2010.

  • Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. - М., 2013.

  • Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. - М., 2015.

  • Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. - М., 2010.

  • Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. И. Трофимовой. - М., 2014.

    1. Дополнительные источники:

    2. Дополнительная учебная литература:

    3. Компьютерное программное обеспечение:

    4. Интернет-ресурсы:

fcior.edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wdic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).

booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

st-books.ru (Лучшая учебная литература).

school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек-тивность).

ru/book (Электронная библиотечная система).

alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета - Физика).

school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).

n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).

college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

kvant.mccme.ru(научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь

в науку»).

      1. Литература для преподавателя:


  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

  • Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  • Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

  • Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. - М., 2010.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика


4.1. Формы оценивания

Результаты обучения


Номера занятий

Формы оценивания

Код в КИМ

характеристика основных видов деятельности


(указываются номера занятий, на которых предстоит провести оценивание)

- домашние задания проблемного характера;

- подготовка и защита групповых

проектов;

- подготовка и защита индивидуальных

проектов;

- тестовые задания

???

(код должен содержать № раздела, темы, занятия, либо указание, что это зачётные или экзаменационные материалы для итоговой аттестации)

Знания обучающихся в результате освоения дисциплины:

Компетенции, развивающиеся в результате освоения дисциплины:


    1. Методы оценивания:

- накопительная оценка (по контрольным точкам) или

- рейтинговая оценка (по контрольным точкам)

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения новых знаний каждым обучающимся (на основе проектной деятельности)

???


© 2010-2022