- Преподавателю
- Физика
- Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)
Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Темирова Х.С. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Световые волны. Природа цвета»
Цель урока: Познакомить учащихся с природой света на основе их знаний о свете. Показать значимость цвета в жизни человека.
Оборудование: приборы для демонстрации дисперсии света и интерференции света
Ход урока: Тема нашего урока заключает в себе два понятия: СВЕТ и ЦВЕТ. О свете вы уже имеете определенные знания. Давайте мы их восстановим.
Вопрос: Что такое свет?
-
электромагнитная волна;
-
поток частиц;
-
свет обладает двойственностью свойств.
Вопрос: Какие явления отражают волновую природу света?
-
отражение;
-
преломление;
-
дисперсия;
-
интерференция.
Остановимся на этих явлениях подробнее. В чем заключается закон преломления света?
-
отношение sin к sin есть величина постоянная для двух сред.
-
= v1/v2.
-
Свет преломляется при переходе из одной среды в другую, т.к. скорость распространения света в разных средах разная. Показатель преломления не зависит от угла падения, но зависит от частоты и длины волны. n =
Рассмотрим опыт (проделать эксперимент по разложению белого света треугольной призмой), поставленный Ньютоном. Какое явление мы наблюдаем?
-
дисперсия - разложение белого света на составляющие его цветовые волны - СПЕКТР.
-
Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или от длины волны)
Вопрос: У какого цвета скорость распространения в призме больше, а у какого меньше?
-
у красного скорость больше, а фиолетового - меньше.
И еще одно явление можно наблюдать, пуская мыльные пузыри. Что это за явление?
-
интерференция световых волн - сложение когерентных волн, вследствие которого наблюдается усиление или ослабление световых волн.
-
Когерентные волны распространяются с одинаковой частотой и постоянной разностью фаз.
А теперь я предлагаю вам поработать с тестом. Подчеркните правильный ответ. На третий вопрос дайте краткий ответ.
ВАРИАНТ 1
-
На какой из схем правильно представлен ход лучей при разложении пучка белого света стеклянной призмой?
Ответы: А - 1; Б - 2; В - 3; Г - 4; Д - на всех схемах правильно.
-
При переходе света из одной среды в другую угол падения равен 300, а угол преломления 600. Каков показатель преломления второй среды относительно первой?
Ответы: А - 0,5; Б - / 3; В - ; Г - 2; Д - среди ответов А - Г нет правильного.
-
Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
…………………………………………………………………………………………………….
-
Как изменяется частота света при переходе из вакуума в прозрачную среду с абсолютным показателем преломления n = 2?
Ответы: А - увеличивается в 2 раза; Б - остается неизменной; В - уменьшается в 2 раза; Г - изменение зависит от угла падения; Д - среди ответов А - Г нет правильного.
ВАРИАНТ 2
-
На какой из схем правильно представлен ход лучей при разложении пучка белого света стеклянной призмой?
Ответы: А - 1; Б - 2; В - 3; Г - 4; Д - на всех схемах неправильно.
-
При каком условии может наблюдаться интерференция двух пучков света с разными длинами волн?
Ответы: А - при одинаковой амплитуде колебаний; - при одинаковой начальной фазе колебаний; В - при одинаковых амплитудах и начальной фазе колебаний; Г - при постоянной разности хода; Д - ни при каких условиях.
-
Почему возникают радужные полосы в тонком слое керосина, плавающем на поверхности воды?
…………………………………………………………………………………………………….
4) Как изменяется скорость распространения света при переходе из вакуума в прозрачную среду с абсолютным показателем преломления n = 2?
Ответы: А - увеличивается в 2 раза; Б - остается неизменной; В - уменьшается в 2 раза; Г - изменение зависит от угла падения; Д - среди ответов А-Г нет правильного.
Определение дисперсии, данное самим И. Ньютоном: Зависимость показателя преломления света от его цвета. n = . В этой формуле цветом характеризуют частоту, т.к. длина волны при переходе из одной среды в другую меняется.
Итог урока
Домашнее задание