Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Световые волны. Природа цвета»



Цель урока: Познакомить учащихся с природой света на основе их знаний о свете. Показать значимость цвета в жизни человека.

Оборудование: приборы для демонстрации дисперсии света и интерференции света
Ход урока: Тема нашего урока заключает в себе два понятия: СВЕТ и ЦВЕТ. О свете вы уже имеете определенные знания. Давайте мы их восстановим.

Вопрос: Что такое свет?



  • электромагнитная волна;

  • поток частиц;

  • свет обладает двойственностью свойств.


Вопрос: Какие явления отражают волновую природу света?

  • отражение;

  • преломление;

  • дисперсия;

  • интерференция.


Остановимся на этих явлениях подробнее. В чем заключается закон преломления света?

  • отношение sin  к sin  есть величина постоянная для двух сред.

  • Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс) = v1/v2.

  • Свет преломляется при переходе из одной среды в другую, т.к. скорость распространения света в разных средах разная. Показатель преломления не зависит от угла падения, но зависит от частоты и длины волны. n = Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)


Рассмотрим опыт (проделать эксперимент по разложению белого света треугольной призмой), поставленный Ньютоном. Какое явление мы наблюдаем?

  • дисперсия - разложение белого света на составляющие его цветовые волны - СПЕКТР.

  • Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или от длины волны)


Вопрос: У какого цвета скорость распространения в призме больше, а у какого меньше?

  • у красного скорость больше, а фиолетового - меньше.


И еще одно явление можно наблюдать, пуская мыльные пузыри. Что это за явление?

  • интерференция световых волн - сложение когерентных волн, вследствие которого наблюдается усиление или ослабление световых волн.

  • Когерентные волны распространяются с одинаковой частотой и постоянной разностью фаз.

А теперь я предлагаю вам поработать с тестом. Подчеркните правильный ответ. На третий вопрос дайте краткий ответ.



ВАРИАНТ 1


  1. На какой из схем правильно представлен ход лучей при разложении пучка белого света стеклянной призмой?


Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)

Ответы: А - 1; Б - 2; В - 3; Г - 4; Д - на всех схемах правильно.


  1. При переходе света из одной среды в другую угол падения равен 300, а угол преломления 600. Каков показатель преломления второй среды относительно первой?


Ответы: А - 0,5; Б - Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)/ 3; В - Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс); Г - 2; Д - среди ответов А - Г нет правильного.


  1. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?


…………………………………………………………………………………………………….


  1. Как изменяется частота света при переходе из вакуума в прозрачную среду с абсолютным показателем преломления n = 2?


Ответы: А - увеличивается в 2 раза; Б - остается неизменной; В - уменьшается в 2 раза; Г - изменение зависит от угла падения; Д - среди ответов А - Г нет правильного.
ВАРИАНТ 2


  1. На какой из схем правильно представлен ход лучей при разложении пучка белого света стеклянной призмой?


Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс)

Ответы: А - 1; Б - 2; В - 3; Г - 4; Д - на всех схемах неправильно.


  1. При каком условии может наблюдаться интерференция двух пучков света с разными длинами волн?


Ответы: А - при одинаковой амплитуде колебаний; - при одинаковой начальной фазе колебаний; В - при одинаковых амплитудах и начальной фазе колебаний; Г - при постоянной разности хода; Д - ни при каких условиях.


  1. Почему возникают радужные полосы в тонком слое керосина, плавающем на поверхности воды?


…………………………………………………………………………………………………….

4) Как изменяется скорость распространения света при переходе из вакуума в прозрачную среду с абсолютным показателем преломления n = 2?



Ответы: А - увеличивается в 2 раза; Б - остается неизменной; В - уменьшается в 2 раза; Г - изменение зависит от угла падения; Д - среди ответов А-Г нет правильного.

Определение дисперсии, данное самим И. Ньютоном: Зависимость показателя преломления света от его цвета. n = Урок по теме: Световые волны. Природа света. (11 класс) . В этой формуле цветом характеризуют частоту, т.к. длина волны при переходе из одной среды в другую меняется.

Итог урока

Домашнее задание

© 2010-2022